"Земноводные"
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) по теме

Пегушина Юлия Владимировна

Тема « Земноводные».                                                             

Цели:                                                                                     1.Познакомить учащихся с классом земноводных, их характерными особенностями,  средой обитания.                                                                      

2.Продолжить формирование выделять существенные и отличительные признаки разных групп.                                                                                                      

  3.Закрепить изученный материал.                                                          

 4.Воспитывать бережное и экологически грамотное отношение к земноводным.                                                                            

Оборудование: медиапроектор, диск с презентацией урока, тетради учащихся, индивидуальные задания учащимся к уроку о земноводных, картинки земноводных для детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

         МОУ «Средняя общеобразовательная школа №13»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

       

       Урок окружающего мира в 1 классе.

                         ( УМК «Гармония»)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

                                                                                                                                                                                                                             Пегушина Ю.В.

                                                                  учитель нач.  классов

                                                                       I категория                                                                                                                                     

              

                                                                                                                                                           

                                                                                                                                                                                               Соликамск – 2008

Тема « Земноводные».                                                                                Цели:                                                                                                          1.Познакомить учащихся с классом земноводных, их характерными особенностями,  средой обитания.                                                                      2.Продолжить формирование выделять существенные и отличительные признаки разных групп.                                                                                                           3.Закрепить изученный материал.                                                            4.Воспитывать бережное и экологически грамотное отношение к земноводным.                                                                                        Оборудование: медиапроектор, диск с презентацией урока, тетради учащихся, индивидуальные задания учащимся к уроку о земноводных, картинки земноводных для детей.


ХОД :        1.Подготовка учащихся к работе.                                                                  О каких животных идёт речь?        (появляются на экране)                                                1.Сидит на ветке, а не птица,                слайд №3                                         Есть рыжий хвост ,да не лисица. (белка)                                                             2.Какое животное можно измерить 38 попугаями?                                                                                                              (удав)                                                                                                                                                               3.Это морское животное из рода китов. Дышит  лёгкими, на голове у него есть отверстие, через  которое он вдыхает воздух. Живёт в стае. Общается с другими постукивая зубами и посвистывая. Легко привыкает к человеку и может прийти на помощь.                                         (дельфин)                                                                                                                                                           4.На земле и под водой меня спасает панцирь мой.                                                                             ( черепаха )                                                                                                                                                5.Они ловко прыгают с дерева на дерево. Едят бананы, кокосовые орехи, листья и насекомых. Не- которые виды используют свой хвост вместо рук.                                                            (обезьяна).                                                                                                                                                              6.С последней буквы алфавита я начинаюсь.                                                                     Не беда- зато быстра и деловита,                                                                                                                                            Лишь хвост теряю иногда.  ( ящерица)                                                                               7.Глазки изумрудные, шубка пуховая,                                                                      Песенки любезные, коготки железные.(кот)                                                                8.Маленькие дети! Ни за что на свете не ходите в Африку гулять! В Африке акулы, в Африке гориллы,  В Африке большие, злые …   (крокодилы).                                                                                                                                                                                                                              На какие 2 группы можно разделить этих животных ?       (млекопитающие и пресмыкающиеся).                                                                        Каких животных называют млекопитающими?                слайд №4         (тех , которые вскармливают своих детёнышей молоком)                                              А пресмыкающихся? (ползают по земле, «пресмыкаются»).                                           Как их ещё называют по другому ? (рептилии)        слайд №5                        Увязывание темы :Отгадайте ребус о лягушке.                                                                (слайд №6,7).                                                                                                 Создание проблемной ситуации:                                                                                       К какой группе вы бы отнесли лягушку?                                                                       На изображении лягушки появляется зелёный цвет.                                                             Как вы думаете, что может обозначать зелёный цвет в окружающей нас природе?   ( земля ).        слайд №8,9.                                                                       Появляется голубой цвет.         ( вода ).                                                                                Что обозначает голубой цвет?                                                                          Попробуйте объединить эти два слова в одно.                                     Формулирование главной проблемы или вопроса,связ. с        ситуацией.                                                                                                                                    Посмотрим на экран и сравним, правы ли вы?                                                                       Кто уже догадался , какова тема урока?                                           Земноводные.                                                                                                Предположите, почему они так называются?                                            (обитают на суше и воде).                                                                                                           С какими животными сходны?( пресмыкающиеся)                                                 Определение плана работы и реализация.                                                                                    Чем мы сегодня будем заниматься на уроке?                                1.Познакомимся с видами земноводных.                                

          2.Их особенностями.                                        (слайд №10 ).                

          3.Средой обитания.                                                                         Учитель:        слайд №11.                                                                                                                В мире насчитывается 2500 видов земноводных. В нашей стране обитает около 30 видов .Есть земноводные бесхвостые , хвостатые. И с первым представителем вида земноводных мы сейчас познакомимся.                                                                                                                                  Загадка: «У воды живёт плутовка и скрывается так ловко, что беднягам мухам ,мошкам не уйти от этой крошки.»                                                    Кто это? Лягушка.                                                                                                                       Тело змеи покрыто чешуей, тело черепахи- толстым панцирем, а у лягушки кожа голая. В тёплом сухом воздухе она быстро высыхает, потому-то и любит лягушка влагу, предпочитая тенистые и прохладные места. И поэтому она время от времени уходит в воду. После дождя их на земле бывает иногда так много, что просто ступить некуда. Лягушки встречаются и возле горных озёр, и на заливных лугах, и на болотах. По окраске лягушки бывают разные: зелёные, бурые , краснобрюхие ,белые. В Южной Америке бывают лягушки размером с арбуз.                                                                                                         Самыми крупными считают лягушек : голиаф слайд №12  ,бык. слайд №13.                                                                                                                                                   Самой маленькой считается- кокоа слайд №14, она умещается на ногте большого пальца. Несмотря на свой маленький размер она обладает самым сильным ядом в мире животных.                                                                                        Сообщение ученика о стеклянной лягушке :                                                                            В Мексике найдена необычная лягушка. Длина её 20 мм. Кожа на  брюшке прозрачная. Сквозь неё видны все внутренности. Поэтому её назвали стеклянной.                    слайд №15.                                                                                 Сообщение ученика о лягушках метеорологах: слайд №16.                              Вечером накануне тёплого, сухого дня квакушки устраивают громкие концерты- это они выражают свой протест, ведь им больше нравится сырость и ненастье.                                                                                                                                    Это маленькое животное помогло человеку сделать много важных открытий в биологии, химии, физике. Первый памятник поставлен в Парижском университете  г.Сорбонны, второй в Токио, в Японии.                             Студенты этой страны для своих экспериментов использовали 100000 лягушек слайд №17.

Физминутка : На болоте 2 подружки, 2 зелёные лягушки,

 Утром рано умывались, полотенцем растирались,                                                                         Ножками топали, ручками хлопали.

Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.

Вот здоровья в чём секрет, всем ,друзья, физкульт- привет !                                                                                                                                                                                             Следующее земноводное: Эта в нашем огороде на охоту  ночью ходит. Слизнякам пришла беда-расползайтесь, кто куда! (ЖАБА). слайд №18.                                                                                                                                    Сообщение ученика. Я совсем не вредная. Через кожу у меня выделяется беловатая, сильно пахучая жидкость, так я спасаюсь от врагов. Зато от меня какая польза !Недаром опытные огородники приносят жаб на огород. Мы целый день сидим в укромном уголке, а когда стемнеет, выползаем на охоту. Ловить насекомых мне помогает клейкий язык. И охота длится всю ночь !                                                                                                                      А вы знаете почему жаба охотится только ночью?                                                             У Б.Заходера есть замечательная сказка «Серая звёздочка» о жабе.                        Я вам её прочитаю в сокращённом варианте.                                             (Методические рекомендации к учебнику-тетради,с.162)                                 Самой полезной из всех земноводных можно считать жабу.                           Польза, приносимая жабами сельскому хозяйству, огромна.                 Частыми обитателями прудов, озёр, канав являются  … кто?                                                                                          Отгадайте ребус.   (слайд №19, 20,21, 22,23тритоны).

(Сообщение ученика)                                                                                                                   Ещё один представитель земноводных-саламандра. слайд №24.

Ученик.Кожа её чёрного цвета, а жёлтые или яркие оранжевые пятна расположены по всему телу.                                                                                  Применение знаний на практике или теории.                                                                 Сейчас мы с вами подведём итог знаний, прочитаем вывод на странице 44(тетрадь.)                                                                                                            Слайд «Кто лишний?»        слайд №25.                                                                                                             Задание №2.Впиши названия земноводных и ты узнаешь, как их ещё называют.(АМФИБИИ). слайд №26.                                                                                      Итог: систематизация и закрепление материала.                                                   Вернёмся к нашему плану работы.        слайд №27.                                                                          - С какими видами земноводных мы познакомились?                                                                         - Какие особенности животных вы запомнили?                                                                         - Где они обитают?                                                                                                            -Что ты знаешь о пользе земноводных для природы и  человека ?        слайд №28.                                                                                                                                                          Всем спасибо ,цели нашего урока достигнуты, попрощайтесь с лягушкой!  слайд №29,30.                                                                                                                                                       Все дети   получают фотографии земноводных на память!

                    Список литературы :                                                                                                          1. Мукашева И.В., Мукашева И.В. Окружающий мир. 1 класс. Поурочные планы по учебнику О.Т. Поглазовой «Окружающий мир»       ( программа «Гармония» / Волгоград: Учитель- АСТ, 2004.- 112с.                                                2. Поглазова О.Т. Окружающий мир: учебник-тетрадь для учащихся 1кл.общелбразовательных учреждений. В 2 ч. – 7-е изд.- Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2006.- 80с.: ил. – ISBN 5- 89308- 222-2.                                        3.Поглазова О.Т. Методические рекомендации к учебнику 1 класса «Окружающий мир». Пособие для учителя. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2001.- 160с.-  ISBN 5- 89308-090-4.

 


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир. Тема "Земноводные"

Картинки по теме "Земноводные"...

Окружающий мир. Насекомые. Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Птицы. Млекопитающие.

http://www.natura.spb.ru/http://www.unnaturalist.ru/http://www.apus.ru/site.xp/057048054124.htmlhttp://zoosite.ru/...

Земноводные

http://www.uchportal.ru/load/0-0-1-26284-20...

презентация "земноводные"

Для использования на уроке окружающий мир в 1 классе. Показывает что мир земноводных многообразный и интересный....

Презентация к уроку "Земноводные"

Начало презентации. Копия 1. Копия 2 - вторая часть. Еще одна копия- конец презентации....

Красная книга Челябинской области. Земноводные

Презентация на тему "Красная книга Челябинской области. Земноводные" может быть использована на уроках окружающего мира или природоведения....

« Земноводные – необычные животные. Размножение земноводных».

Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Земноводные». Учить анализировать имеющиеся сведения и использовать их для решения новой учебной задачи...