Доклад
материал (3 класс) на тему

Чернигова Екатерина Валентиновна

Проблемы и поиски решения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемы и поиски решения в построении проблемного диалога

 на уроках в начальной школе

             XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Сегодня обществу нужен не только человек, который много знает и умеет, но прежде всего человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата.

Формирование творческой личности - одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:

  • игровая деятельность;
  • создание положительных эмоциональных ситуаций;
  • работа в парах;
  • проблемное обучение.

Основная цель обучения в начальной школе - научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической  деятельности огромные объёмы информации.

Я  работаю в системе традиционного обучения.  Признавая урок в качестве основной формы обучения,  я  постоянно ищу пути его дальнейшего совершенствования. Приоритетным направлением в новых стандартах образования лежит системно-деятельностный подход.  Развить  учащихся  - это задача моей работы. Поэтому в обучении я применяю проблемно-диалогические методы, которые, по моему мнению, помогают растить именно такого творческого человека.  Мое знакомство с проблемным  обучением  произошло  намного раньше, когда я работала в старшей школе филологом. Ведущим методом преподавания литературы считается проблемный  метод.  

Проблемно- диалогические методы обучения универсальны, т.е. реализуются на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.

В отличие от этого традиционное обучение – это тип обучения, обеспечивающий репродуктивное усвоение знаний, умений и навыков. При этом постановка проблемы сводится к сообщению учителем темы урока; поиск решения редуцирован до изложения готового знания, что не гарантирует его понимания большинством класса.

Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.

  • Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.
  • Поиск решения – этап формулирования нового знания.

Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.

Таким образом, проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Учитель сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога учитель организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.

Центральную часть технологии составляет характеристика проблемно-диалогических методов обучения.

Классификация методов обучения                                        

методы

Проблемные

Традиционные

постановка учебной проблемы

побуждающий от проблемной ситуации диалог

Подводящий к теме диалог

сообщение темы с мотивирующим приёмом

сообщение темы

поиска решения

побуждающий к гипотезам диалог

Подводящий диалог от проблемы

подводящий диалог без проблемы

сообщение знания

Методы обучения представляют собой способы деятельности учителя на этапе введения знаний.

Рассмотрим проблемно-диалогические методы обучения.

МЕТОДЫ ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ

Побуждающий от проблемной ситуации диалог                         ) представляет собой сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы.

Примеры:

Урок русского языка по теме «Правила переноса слов»

АНАЛИЗ

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

Постановка    проблемы

Актуализация изученного

Задает детям загадки, слова появляются на доске

-Соль, хоккей, зайка, вьюга

-Что это?

-Это береза!

-Напишу слово «береза» на строке (продолжает запись).

Наблюдают, что новое слово на строке не помещается.

-Что же мне делать, ребята?

-Надо перенести.

-А что значит перенести?

-Одну часть слова оставить на строке, а другую перенести на следующую строку.

-Какой знак нам нужен?

-Знак переноса.

-Помогите мне перенести слово «береза». Работайте в парах.

Пары добавляют знак переноса в слово «береза» на своем листе.

Задание на новый материал.

-Посмотрим, что вы предлагаете (фиксирует работу пар на заготовленном шаблоне).

Видят варианты:

Бер-еза      бере-за

Бе-реза      берез-а

(ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ)

Проверка задания.

-Задание было одно?

-Да

Побуждение к осознанию

-А выполнили его как?

-Мы выполнили по-разному.

(Осознание противоречия)

-Почему так получилось?

Чего мы пока не знаем?

-Как переносятся слова.

(Неточная формулировка темы)

Побуждение к проблеме

-Верно. Тема урока сегодня «Правила переноса слов»

(Фиксирует тему на доске).

Тема

МЕТОДЫ ПОИСКА РЕШЕНИЯ  УЧЕБНОЙ ПОБЛЕМЫ    

Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог представляет собой сочетание специальных вопросов, стимулирующих учеников выдвигать и проверять гипотезы. Данный метод имеет определенную структуру: начинается с общего  побуждения (призыва к мыслительной работе), при необходимости продолжается подсказкой (намеком, сужающим круг поиска), в крайнем случае, завершается сообщением учителя.

Пример: рассмотрим продолжение урока математики по теме « Поразрядное сложение двузначного числа и однозначного с переходом через разряд».

АНАЛИЗ

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

Постановка    проблемы

Материал для выдвижения гипотез

Сейчас будете по группам решать пример 27+4 = ?

Разбиваются по группам, начинают работу.

Побуждение к гипотезам, подсказка к решающей гипотезе.

Подходит к каждой группе:

-Какие есть гипотезы?

-С чего надо начать?

-Воспользуйтесь распределительным свойством!

Каждая группа выдвигает гипотезу и фиксирует ее на листе.

Представление гипотез группами.

Группы, поместите листы на доску и прокомментируйте свой способ решения.

Представляют три гипотезы:

27+4= (20+7)+4=20+(7+4)=20+11=31

27+4=27+(3+1)=(27+3)+1=30+1=31

27+4=(26+1)+4=(26+4)+1=30+1=31

Побуждение к проверке.

-Как проверить, какой из трех  способов верный?

Если ответы совпали, значит все три способа верные

Вывод

Учебник

- Раз способы верные, каким способом можно решать подобные примеры

Любым  (Открытие нового знания)

-Сравните данные способы решения этих примеров со способами, предложенными в   учебнике на стр.57.

- Такие же способы.

Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование («открытие») нового знания учениками. Подводящий диалог можно развернуть как от поставленной учебной проблемы, так и без нее.

Пример:

Урок  литературного чтения «Секреты японских хокку»

АНАЛИЗ

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

Постановка    проблемы

Подводящий без проблемы диалог.

- На какие две группы можно разделить эти фамилии? (Исса, А.Пушкин, И.Пивоварова, С.Козлов, Иссё, Бусон)

Читают. Русские и японские поэты.

- Какие особые стихотворения создали поэты Японии?

Хоку

- Что вы о них знаете?

Это стихи из трех строчек.

-На прошлом уроке мы познакомились только с двумя такими стихотворениями.  О чем они?

- О красоте.

- Авторы умели видеть красоту в простом. А какой секрет  японцев открыл нам Барсук на прошлом уроке?

- Секрет любования.

-Чем же любуются поэты – японцы?

Предлагают варианты

(Открытие нового знания)

Вывод

- Что мы постараемся узнать на сегодняшнем уроке?

Секреты японских хокку.

         Однако реальный урок – это не только методы, но еще  формы и средства обучения.  На сегодняшний день установлены  взаимосвязи проблемно-диалогических методов с формами обучения: групповой, парной, фронтальной. Например, проблемная ситуация с разбросом мнений, характерная для уроков русского языка, легко создается в ходе групповой работы, а проблемная ситуация с затруднением – на уроках математики во фронтальной работе с классом.

 Анализируя данные методы, нельзя не сказать о проблемах в построении  данных  диалогов. В сельской школе есть свои специфические проблемы в обучении. Это конечно же, низкий уровень подготовки дошкольников. Дети приходят к нам с минимальным словарным запасом,  практически  не  умеющие формулировать мысль. Большой процент детей идет с ярко выраженными дефектами речи. Все это , конечно же, создает препятствие в  построении проблемных диалогов. Но есть в данном обучении и свои плюсы.  Проблемно- диалогические  методы в обучении рано или поздно дают свои плоды. Дети начинают формулировать тему урока,  стараются строить  свой диалог друг с другом, появляются заинтересованность в теме, мотивация в получении знаний.

Хочется сказать сегодня и работе наших начальных школ на периферии.  У нас 4 малокомплектных школы.  В совместной работе с ними мы стараемся реализовывать требования  федерального стандарта. О проблемном обучении мы  не только говорим на своих заседаниях, но и учимся друг у друга, делясь опытом. У них тоже есть свои проблемы. Это невозможность построения диалога из-за присутствия на одном уроке сразу 3-4 классов. О проведении групповой работы речи вообще не идет. Но тем не менее учителя стараются и делают первые шаги в проблемном обучении, находя в  нем свои плюсы.

 Заключение.

Дж. Дьюи утверждал, что стремление к познанию появляется у человека только в том случае, если он сталкивается с какой- либо проблемой, которую не может решить известными ему способами. Решая проблему, он учится.

При работе с использованием проблемно-диалогического обучения происходит развитие:

1. умственных способностей учащихся (возникающие затруднения заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации);

2. самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения);

3. креативного мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений).             

                          

Проблемное обучение

• вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности;

• способствует развитию познавательной активности;

• осознанности знаний;

• предупреждает появление формализма, бездумности;

• обеспечивает более прочное усвоение знаний;

• делает учебную деятельность учащихся более привлекательной.

МБОУ Идеальская СОШ

Районная конференция педагогических и управленческих кадров

«Возможные риски, выявленные трудности и пути их преодоления при реализации стандартов второго поколения»

ДОКЛАД

по теме: Проблемы и поиски решения в построении проблемного диалога

 на уроках в начальной школе

выполнила: Чернигова Е.В.,

учитель нач. классов 1 категории

Ноябрь 2014года


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Построение проблемного диалога на уроке

Слайд 3

Классификация методов обучения методы проблемные традиционные постановка учебной проблемы побуждающий от проблемной ситуации диалог подводящий к теме диалог сообщение темы с мотивирующим приёмом сообщение темы поиска решения побуждающий к гипотезам диалог подводящий диалог от проблемы подводящий диалог без проблемы сообщение знания

Слайд 4

Сравнительная характеристика диалогов Побуждающий Подводящий Структура отдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль ученика система посильных ученику вопросов и заданий, подводящих его к открытию мысли Признаки - мысль ученика делает скачок к неизвестному - переживание учеником чувства риска - возможны неожиданные ответы учеников - прекращается с появлением нужной мысли ученика - пошаговое, жесткое ведение мысли ученика - переживание учеником удивления от открытия в конце диалога - почти не возможны неожиданные ответы учеников - не может быть прекращен, идет до последнего вопроса на обобщение Результат развитие творческих способностей развитие логического мышления

Слайд 5

Приемы создания проблемной ситуации Тип проблемной ситуации Тип противоречия Приемы создания проблемной ситуации с удивлением между двумя (или более) положениями 1.Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения 2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием между житейским представлением учащихся и научным фактом 3. Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку» Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью с затруднением между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя 4.Дать практическое задание, не выполнимое вообще 5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими 6. Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено

Слайд 6

МЕТОДЫ ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ Побуждающий от проблемной ситуации диалог представляет собой сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы.

Слайд 7

Урок русского языка в 1 классе по теме «Правила переноса слов» Соль, хоккей, зайка, вьюга

Слайд 8

Бер-еза бере-за Бе-реза берез-а

Слайд 9

МЕТОДЫ ПОИСКА РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПОБЛЕМЫ Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог представляет собой сочетание специальных вопросов, стимулирующих учеников выдвигать и проверять гипотезы. Данный метод имеет определенную структуру: начинается с общего побуждения (призыва к мыслительной работе), при необходимости продолжается подсказкой (намеком, сужающим круг поиска), в крайнем случае, завершается сообщением учителя.

Слайд 10

Урок математики во 2 классе по теме « Поразрядное сложение двузначного числа и однозначного с переходом через разряд». 27+4 =

Слайд 11

27+4= (20+7)+4=20+(7+4)=20+11=31 27+4=27+(3+1)=(27+3)+1=30+1=31 27+4=(26+1)+4=(26+4)+1=30+1=31

Слайд 12

Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование («открытие») нового знания учениками. Подводящий диалог можно развернуть как от поставленной учебной проблемы, так и без нее.

Слайд 13

Урок литературного чтения «Секреты коротких стихотворений» Исса, А.Пушкин, И.Пивоварова, С.Козлов, Иссё, Бусон

Слайд 14

Секреты японских хокку.

Слайд 15

… Стремление к познанию появляется у человека только в том случае, если он сталкивается с какой- либо проблемой, которую не может решить известными ему способами. Решая проблему, он учится. Дж. Дьюи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Проектная деятельность в начальной школе"

Доклад о том, как я со своими учениками работаю над проектом "Океан"....

доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах»

Доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах». Варианты работы с интерактивной доской, плюсы и минусы. ...

конспекты уроков, доклады на темы самообразования

Открытые уроки по русскому языку и математике, доклады на темы самообразования ...

Доклад доклад на тему: «Формирование культуры семейных отношений».

                                           Семья - один из шедевров природы                                                                           (Дж. Сантаяна,  философ)Семья - основанная на брак...

Доклад "Урок работы над ошибками". Русский язык. Приложение к докладу.

Краткое описание в чём состоит подготовка учителя и учащихся  к уроку, где предстоит работа над ошибками. Из личного опыта и опыта коллег....

Доклад: "Использование ЭОР на уроках в начальной школе" + презентация к докладу

Актуальность использования ЭОР на уроках в начальной школе....