Рабочая программа (внеурочная деятельность) "Умелые ручки"
рабочая программа (1 класс) на тему
Рабочая программа (внеурочная деятельность) "Умелые ручки".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umelye_ruchki.docx | 30.76 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
ГУРЬЕВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Утверждаю»
Директор школы
_______Н.А. Киреева
«___» _________2016г.
Дополнительная общеобразовательная программа внеурочной деятельности
«Умелые ручки»
художественной направленности
для 1-х классов
Составители программы:
учителя начальных классов
Панова Мария Владимировна, Бортник Ольга Ивановна,
Шарипова Лилия Аскаровна
2016-2017 учебный год
Аннотация к рабочей программе
Название программы | Дополнительная общеобразовательная программа внеурочной деятельности «Умелые ручки» художественной направленности | |
Класс | 1 класс | |
Рабочая программа разработана на основе: | Дополнительная общеобразовательная программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования. | |
Срок реализации | 1 год | |
Количество часов (в год/в неделю) | Курс включает 33 занятия: 1 занятие в неделю, Программа первого класса реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом | |
Составители | Панова Мария Владимировна, Бортник Ольга Ивановна, Шарипова Лилия Аскаровна | |
Цель и задачи | Цель: 1. Развитие творческих способностей младших школьников, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки. Задачи: • развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре; • учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: ткани, меха, бумаги, картона, пластилина, бросового и природного материала; • учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников, • воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд. | |
Программу обеспечивают (УМК) | 1. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004. 2. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004. 3. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004. 4. Т.Н. Проснякова Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004. 5. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги-Ярославль: Академия развития, 2006. |
Планируемые результаты освоения учащимися программы курса
«Умелые ручки»
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- владеть монологической и диалогической формой речи;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
- развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
- расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
- использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
- познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
- оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- достичь оптимального для каждого уровня развития;
- сформировать навыки работы с информацией.
Содержание программы
1 год (33 ч)
Первый год обучения определяет содержание и характер совместной работы учителя и учащихся по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, название используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию.
При обсуждении технологии изготовления изделия первоклассники под руководством учителя составляют словесный план, различая только понятия материал и инструмент, поскольку само изготовление будет вестись подконтрольно.
Вводная беседа (1 час).
- Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке.
- Требования к поведению учащихся во время занятия.
- Соблюдение порядка на рабочем месте.
- Соблюдение правил по технике безопасности.
- Из истории происхождения ножниц. Беседа.
Работа с природным материалом(4 часа).
- Рассказ о флористике. Природа нашего края.
- Изготовление композиций из засушенных листьев.
- Составление композиции (коллективная работа).
- Мозаика (с использованием семян, камешек, листьев).
Работа с бумагой и картоном (6 часов).
- Рассказ «Из истории бумаги», «Оригами».
- Художественное моделирование из бумаги путем складывания. Панно из оригами «Лесные мотивы».
- Знакомство с аппликацией. Изготовление аппликаций по образцу.
- Изготовление карнавальных масок.
- Изготовление поздравительных открыток (по образцу).
- Конструирование из бумаги
Работа с тканью (6 часов).
- Знакомство с наперстком.
- Знакомство (практическое) с видами швов « через край», «петельный шов».
- Изготовление салфетки с бахромой (по образцу).
- Знакомство и шитье мягкой игрушки.
- Из истории лоскутной техники (беседа с показом иллюстраций).
- Шитье коврика из лоскутков различной ткани.
Работа с бросовым материалом (5 часов).
- Конструирование дома для сказочных героев.
- Конструирование игрушек из прямоугольных коробок.
- Игрушки из пластмассовых бутылок.
Работа с пластилином (4 часа).
- Рассказ о глине и пластилине.
- Лепка простых по форме овощей, фруктов (по образцу).
- Пластилиновая аппликация на картоне по желанию детей.
- Лепка по замыслу детей.
Легоконструирование(6 часов).
Знакомство с деталями Лего.
Виды деталей Лего и способы их соединения.
Одноэтажный домик. Сборка стен и крыши домика, разные виды крыш.
Мебель. Сборка мебели разного типа
Городской транспорт. Конструкции машин, машин специального назначения.
Корабли. Сборка кораблей.
Самолеты и вертолеты. Сборка авиамоделей.
Военная техника. Танки и военные машины.
Подведение итогов
- Подведение итогов работы, обзор курса.
- Рефлексия.
- Отзывы и пожелания.
К концу 1 года обучения учащиеся должны знать:
- название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;
- название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.
К концу 1 года обучения учащиеся должны уметь:
- правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
- анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
- экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, шить стежками « через край», «петельный шов».
Методические рекомендации по проведению занятия
Инструктаж по технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии.
Быстрая, интересная вступительная часть занятия, включающая анализ конструкции изделия и разработку технологического плана должна являться базой для самостоятельной практической работы без помощи учителя.
Желательно около половины учебного времени отводить на так называемые комплексные работы — изготовление изделий, включающих несколько разнородных материалов, поскольку именно в этих случаях наиболее ярко проявляются изменения их свойств, а сформированные ранее трудовые умения по обработке отдельных материалов ученик вынужден применять в новых условиях.
Выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем работы на одно занятие, если времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второе занятие. Трудные операции, требующие значительного умственного напряжения и мышечной ловкости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые.
Учителю необходимо как можно меньше объяснять самому, стараться вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать, торопить детей и сразу стремиться на помощь. Ребенок должен попробовать преодолеть себя, в этом он учится быть взрослым, мастером.
На занятии кружка должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие; причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия.
В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе.
В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей.
Тематическое планирование содержания программы по темам и объему
№ | Тема | Всего часов | Теоретических | Практических | Примечания |
1 | Вводная беседа | 1 | 1 | - |
|
2 | Работа с природным материалом | 4 | 4 | ||
Работа с бумагой и картоном. | 6 | 6 |
| ||
3 | Работа с тканью | 6 | 6 |
| |
4 | Работа с бросовым материалом | 5 | 5 |
| |
5 | Работа с пластилином | 4 | 4 |
| |
6 | Легоконструирование | 6 | 6 | ||
7 | Подведение итогов | 1 | 1 | - |
|
| Итого | 33 | 1 | 32 |
|
Календарно-тематическое планирование
№ | Сроки проведения | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Вид занятий | Учебно- методическое обеспечение |
1 | Вводная беседа | 1 | |||
Работа с природным материалом 4ч | |||||
2 | Природа нашего края. | 1 | экскурсия | ||
3 | Изготовление композиций из засушенных листьев | 1 | Практическая работа | Ножницы, клей, картон, сухие листья | |
4 | Составление композиции из природного материала | 1 | Коллективная работа | Ножницы, клей, картон, сухие листья, шишки, желуди | |
5 | Составление мозаики из природного материала | 1 | Коллективная работа | семена, камешки, листья | |
Работа с бумагой и картоном 6ч | |||||
6 | ХХудожественное моделирование из бумаги путем складывания. Панно из оригами «Лесные мотивы». Оригами. | 1 | Практическая работа | Цветная бумага | |
7 | Знакомство с аппликацией. Изготовление аппликации по образцу. | 1 | Коллективная работа | Цветная бумага | |
8 | Понятие «квиллинг». Основные приемы работы. | 1 | Практическая работа | Цветная бумага, ножницы, клей | |
9 | Объемные игрушки на конусах | 1 | Коллективная работа | Цветная бумага, ножницы, клей | |
10 | Объемная аппликация. | 1 | Практическая работа | Цветная бумага, ножницы, клей | |
11 | Выставка детских работ: «Удивительное превращение бумаги». | Коллективная работа | Цветная бумага, ножницы, клей | ||
Работа с тканью 6ч | |||||
12 | Знакомство с видами швов (“вперед иголка”, “через край”). | 1 | Практическая работа | Нитки, картон, ткань, иголка | |
13-14 | Изготовление салфетки с бахромой (по образцу). | 1 | Практическая работа | Ткань | |
15-16 | Знакомство и шитье мягкой игрушки. | 2 | Практическая работа | Ткань, иголка, нитки, ножницы | |
17 | Изготовление одежды для Барби (по выбору детей). | Коллективная работа | Ткань, иголка, нитки, ножницы | ||
Работа с бросовым материалом 5ч | |||||
18-19 | Конструирование игрушек из пластиковых бутылок | 2 | Коллективная работа | Пластиковые бутылки, банки, ножницы, картон | |
20-21 | Конструирование игрушек из прямоугольных коробок | 2 | Коллективная работа | Спичечные коробки, цветная бумага, ножницы, клей | |
22 | Конструирование дома для сказочных героев | 1 | Практическая работа | Картон, цветная бумага, клей, ножницы | |
Лепка 4ч | |||||
23 | Рассказ о глине и пластилине. Лепка простых по форме овощей, фруктов (по образцу). | 1 | Практическая работа | Пластилин, глина, доска для лепки | |
24 | Пластилиновая аппликация на картоне по желанию детей. | 1 | Практическая работа | Картон, пластилин | |
25-26 | Технология работы с тестом. Лепка из соленого теста. | 2 | Коллективная работа | Соленое тесто, доска для лепки | |
Легоконструирование 6ч | |||||
27 | Знакомство с деталями Лего. Виды деталей Лего и способы их соединения, свои работы по примеру преподавателя. | 1 | Коллективная работа | Конструкторы «Лего» | |
28 | Одноэтажный домик. Сборка стен и крыши домика, разные виды крыш. | 1 | Коллективная работа | Конструкторы «Лего» | |
29 | Мебель. Сборка мебели разного типа | 1 | Коллективная работа | Конструкторы «Лего» | |
30 | Городской транспорт. Конструкции машин, машин специального назначения. | 1 | Коллективная работа | Конструкторы «Лего» | |
31 | Корабли. Сборка кораблей. | 1 | Коллективная работа | Конструкторы «Лего» | |
32 | Самолеты и вертолеты. Сборка авиамоделей. | 1 | Коллективная работа | Конструкторы «Лего» | |
33 | Военная техника. Танки и военные машины. | 1 | Коллективная работа | Конструкторы «Лего» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые ручки" (1 класс)
Общекультурное направление внеурочной деятельности. В программе представлены цели и задачи данного курса , планируемые результаты, основное содержание программы и тематическое планирование. Разви...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочная деятельность «Умелые ручки» 2 класс
Степень обучения: начальная школа 2 класс.Количество часов: 34 часа в год по 1 часу в неделю.Уровень базовый. Срок реализации 2013-2014 учебный год.Учитель: Кавылина Надежда ВасильевнаПрограмма с...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочная деятельность «Умелые ручки» 3класс
Степень обучения: начальная школа 3класс.Количество часов: 34 часа в год по 1 часу в неделю.Уровень базовый. Срок реализации 2013-2014 учебный год.Учитель: Кавылина Надежда ВасильевнаПрограмма со...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые ручки"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые ручки"...
Защита образовательной рабочей программы внеурочной деятельности "Умелые ручки"
Защита образовательной рабочей программы внеурочной деятельности "Умелые ручки"...
Рабочая программа внеурочной деятельности"Умелые ручки" Школа 21 века 2 класс
Содержит пояснительную записку, тематическое планирование...