Статья "Сказочная Математика"
статья на тему
Как привить ребёнку интерес к математике на материале известных сказок. Читать сказки приятно и полезно. Кроме развлечения, развития речи, знакомства с историей и культурой народов, бытом, окружающим нас миром они подталкивают ребёнка к умственной работе в области математики. До определённого возраста интересна сама сказочная история, но потом наступает момент понять, полюбопытствовать, что могло быть правдой, а что нет. Не с точки зрения оживших растений, говорящих животных и волшебства, а с точки зрения «мелочей» второго плана. Ребёнок начинает решать теоретические и практические задачи, проводит эксперименты, наблюдает, строит логические цепочки. Как помочь взрослым и детям отвечать на эти вопросы? Как не запутать, не погубить любопытство?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Математика для дошкольников | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказочная математика
Математика – царица наук. Мы все слышали эту крылатую фразу, но не всегда задумывались над ней. Дети же чувствуют это интуитивно. Они любят математику, часто даже не зная этого термина, с удовольствием считают и сравнивают окружающие их предметы. В голове у детей куча «нелепых» вопросов, которые с завидной регулярностью рождаются в голове у любознательных детей. Часто дети начинают свои размышления, задумываясь над вскользь сказанными родителями необдуманными фразами, мультфильмами, сказками.
Остановимся на сказках. Читать сказки приятно и полезно. Кроме развлечения, развития речи, знакомства с историей и культурой народов, бытом, окружающим нас миром они подталкивают ребёнка к умственной работе в области математики. До определённого возраста интересна сама сказочная история, но потом наступает момент понять, полюбопытствовать, что могло быть правдой, а что нет. Не с точки зрения оживших растений, говорящих животных и волшебства, а с точки зрения «мелочей» второго плана. Ребёнок начинает решать теоретические и практические задачи, проводит эксперименты, наблюдает, строит логические цепочки.
Как помочь взрослым и детям отвечать на эти вопросы? Как не запутать, не погубить любопытство? Необходимо очень осторожно научиться добывать из сказок полезную информацию, подталкивать к вычислениям, размышлениям. Постепенно у ребёнка будет развиваться мышление, он узнает многое о времени, фигурах величинах, операциях (сложение, вычитание, умножение, деление), возможно даже о способах нахождения массы, объёма, площади и… Не слишком ли много для мама и её малыша? Но разве не хотят родители подготовить к школе ребёнка? В то же время большинство из них не хочет часами сидеть за книгами с ним, заставлять его запоминать чего-либо. Да это и вряд ли возможно. Прежде всего, ребёнку необходимо получить представление о натуральном ряде чисел, т.е. уметь считать в прямом и обратном порядке, понимать, что такое «больше», а что «меньше». Необходимо ориентироваться в отношениях «сначала – потом» («перед - после»), пространственных отношениях, отношениях следования. В качестве наглядного пособия в этом, да и во многом другом поможет числовая лента, по которой ребёнок легко научится считать до 100 (а, если надо, и далее), складывать, вычитать, получит представление о десятках и единицах, составе десятка.
Дать представление о времени помогут игры с часами, секундомером, наблюдения, а также наглядное пособие «Часики», по которому мама может показать каждую минуты из часа и, к тому же, представлены градусы и дроби.
Давайте вспомним всем известные сказки, знакомые с детства. Чем они могут нам помочь? В сказке «Рапунцель» по косам девушки взбирались в башню поочерёдно старушка и принц. Вот первый вопрос: могли ли выдержать волосы? Да, т.к. 1 волос выдерживаем 100 грамм, умножим на количество волос и разделим на массу человека. Второй вопрос: Какова же была длина её косы? В сказке есть подсказка: в 12 лет – уже 20 аршин (1 аршин = 16 вершкам = 71, 12 см). Округляйте, считайте. 6 лет – 10 аршин, 18 лет – 30 аршин. 30×70=2100см (мы не учитываем выпадение волос). Возникают и попутные вопросы: с какой скоростью росли волосы, во сколько раз это превышает норму (1 см в месяц)? 10 аршин:6 лет=1,6 аршин в год, 1,6:12=0,13 аршин в месяц или 700см:6 лет:12месяцев=9,7 см в месяц. В этом помогут таблицы сложения – вычитания, таблицы умножения. Их можно встретить в различных вариациях. Особенно привлекательна таблица Н. А. Зайцева по которой легко можно и складывать и вычитать, и умножать, да ещё и делить с остатком.
Сказка «Стоптанные туфельки» наталкивают на такой вопрос: как нужно было давить на туфли, с какой скоростью танцевать и на какой поверхности, чтобы сносить кожаные туфли до самых дыр за 1 ночь?
Как ни странно в сказках, где один из главных героев волк, заложено немало развивающих вопросов. Иван – царевич и Серый волк» поможет узнать кое – что о скорости, «Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят» - об объёме и т.д. Тут нельзя не вспомнить английского Робина – Бобина.
А вот как насчёт «Теремка»? Где переломный момент сказки, когда теремок не мог вместить жильцов? (С этой точки зрения можно сравнить две сказки: «Теремок» и «Рукавичка»). Опять-таки мы упираемся в объёмы. Но как узнать объёмы тел? Есть по крайней мере 2 способа. 1) Сделать игрушечный теремок, взять взаимно пропорциональные фигурки животных (а также учесть их размер по отношению к человеческому жилищу) и попытаться уместить их там. 2) С помощью операций с жидкость (погружений, переливаний) измерить суммарный объём животных, при необходимости заменить воду подходящим материалом, равным по объёму воде (крупа) и измерять. Излишки опять-таки сопоставить с объёмом животных (медведя, волка).
При чтении многих русских сказок у детей возникает вопрос: «Где находится Тридевятое царство – государство?» Дети – исследователи сами найдут ответ на него. Богата материалом для развития воображения, мышления, творчества детей, конечно же, история о Мюнхгаузене.
Постепенно разгадывая эти ребусы, дети привыкают добираться до сути сказок и обыденных вещей. Поверьте: от тог, что ребёнок или родитель попытается изобразить, разобрать события книги, сказка не станет менее весёлой и привлекательной. Каждый сам для себя ответит на вопрос: в чём суть сказок – в нереальности событий или в нереальности мелочей, это не так важно.
Таким образом, с ребёнком в увлекательной, происходящей впоследствии по инициативе ребёнка форме познаются все основы материального мира, его законы. Он научится писать цифры, считать в уме, а для этого знать состав десятка. Без практики тут не обойтись. Дети с удовольствием дома и в группе проводят опыты. Но без руководства взрослых разнообразия опытов и логических выводов трудно добиться. Взвешивайте, измеряйте, сравнивайте с интересом! В итоге вы получите развитую личность, с уже формирующимся математическим интеллектом. Кстати, по математике к школе ребёнок будет более, чем готов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нестандартный урок математики в 4 классе на тему "Математика в углу"
Цель: познакомить детей с понятиями «луч», закрепить знания о“сторонах угла”, “вершине угла”, понятиях “острый угол”, “тупой угол”, “прямой угол”. Учить находить прямой угол среди других углов. Зак...
Урок математики в 4 классе по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П.Тонких “Моя математика» Тема урока Не только математика… Решение задач.
Цель урока: мотивировать детей к работе с разными источниками информации; формирование у детей интеллектуальных общеучебных умений.Машина времени готова к новому полету. А отправляемся мы снова в Росс...
конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников
1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами и результатом умножения."2. Презентация к...
Урок математики, "Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества".
Цель:выявить роль математики в жизни людей; познакомить с учебником и правилами работы по нему....
Программно-методическое сопровождение по математике (УМК «Перспектива»)»: «Сборник дидактических заданий для индивидуальной работы по математике для 2-ого класса» по учебнику «Математика» Дорофеев Г. В., Миракова Т. Н., Бука Т. Б.
Данный сборник заданий можно использовать как на уроках математики, так и во внеурочной деятельности по научному направлению....
Программно-методическое сопровождение по математике (УМК «Перспектива»)»: «Сборник самостоятельных и контрольных работ по математике для 2-ого класса» по учебнику «Математика» Дорофеев Г. В., Миракова Т. Н., Бука Т. Б.
Самостоятельные и контрольные работы для 2 класса УМК "Перспектива"...
Программно-методическое сопровождение по математике (УМК «Перспектива»): «Дидактические карточки для индивидуального опроса по математике для 3-ого класса по учебнику Г.В. Дорофеева, Т.Н. Мираковой, Т.Б. Бука «Математика»»
Данное программно-методическое сопровождение по математике для 3-его класса поможет педагогам в проверке знаний учащихся. Удобство данного материала заключается в том, что весь материал разбит на инди...