Авторская адаптационная учебно-методическая разработка практической и прикладной направленности "От слова к делу" для обучающихся 1-4 классов (для специальной коррекционной школы 8 вида)
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) по теме
Обогащение, расширение имеющихся знаний по развитию речи и математике, систематизация и закрепление ранее пройденного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_k_programme.docx | 76.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление
I. Пояснительная записка
- Актуальность
- Новизна
1.3 Методологическая основа
1.4 Принципы учебно-методической разработки
1.5 Цель и задачи разработки
1.6 Предполагаемые результаты
II. Краткое описание разделов
III. Тематическое планирование занятий
IV. Приложение
4.1. Задания и упражнения
4.2 Система мониторинга
4.3.Диагностический материал
I. Пояснительная записка
Программа практической и прикладной направленности «От слова к делу» предназначена для обучающихся 1-4 классов (VIII вида).
1.1 Актуальность
Специальные (коррекционные) школы, в которых на сегодняшний день обучаются дети с различными проблемами в развитии (лёгкая и умеренная степень умственной отсталости, девиантное поведение), испытывают острую потребность в проведении уроков прикладной направленности по ознакомлению с окружающим миром и математики.
Один из ярко выраженных дефектов, встречающихся при умственной отсталости – нарушение пространственной ориентировки. Эти нарушения отчётливо обнаруживаются во время школьного обучения – в процессе овладения развитием речи на основе овладения окружающего мира, математикой.
Умственно отсталые ученики испытывают серьёзные трудности при запоминании учебного материала, при формировании представлений о предметах окружающего мира. Логическое мышление у обучающихся нашей школы находится на низком уровне, что затрудняет усвоение математического материала и содержания курса «развитие речи на основе ознакомления с окружающей действительностью».
При изучении предмета «Развитие речи на основе ознакомления с окружающей действительностью» у детей нашей школы встречаются следующие трудности: малый словарный запас, недоразвитие речи, неумение выразить свои мысли в устной форме и т.д.
Одним из моментов в модернизации современного образования является усиление прикладной направленности математики, то есть осуществление связи его содержания и методики обучения с практикой. Это ставит перед современной школой новые задачи совершенствования образования и подготовки школьников с ОВЗ к практической деятельности.
Прикладная направленность школьного курса математики позволит повысить качество математического образования обучающихся, применения их математических знаний к решению задач повседневной практики и в дальнейшей профессиональной деятельности.
На уроках необходимо обеспечивать органическую связь изучаемого теоретического материала и задачного материала, так, чтобы школьники понимали его значимость, ближнюю и дальнюю перспективу его использования. По возможности, можно очертить область, в которой данный материал имеет фактическое применение.
Хорошо известно, что одним из главных условий осуществления деятельности, достижения определенных целей в любой области является мотивация. В основе мотивации, как говорят психологи, лежат потребности и интересы личности. Чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом. Поэтому каждое новое понятие должно, по возможности, первоначально объясняться и закрепляться в задаче практического характера. Такая задача позволит, во-первых, убедить школьников в необходимости и практической полезности изучения нового материала; во-вторых, покажет учащимся, что математические понятия возникают из практики, из задач, поставленных реальной действительностью. Важную роль в реализации прикладной направленности обучения математике играют задачи.
1.2. Новизна программы
Новизна программы состоит в ее практической направленности. Практическая направленность заключается прежде всего в том, что все, что изучается в школе, необходимо умственно отсталым детям в их практической жизни. Кроме того, знания и навыки, получаемые при применении данной разработки, они приобретают практическим путем в процессе выполнения упражнений и заданий.
В предлагаемой Министерством Образования РФ программе обучения В.В.Воронковой по развитию речи и В программе «Математика» Перовой М.Н., Эк В.В. предлагаются практические работы, но их количество недостаточно для формирования учебных навыков, некоторые приёмы для повышения интереса к математике а моделирование, опыты данной программой вообще не предусмотрены. В учебниках начальной школы по математике прикладные задачи недостаточно приближены к условиям нашего края, нашей школы-интерната. Кроме того, методической литературы с разработанными упражнениями, заданиями, прикладными задачами по математике и развитию речи крайне мало, а специальные методические разработки по данным темам отсутствуют. Поэтому данная разработка приобретает особое значение.
1.3. Методологическая основа
Признается необходимость приобщения младших школьников к элементам научного познания. Все теоретики развивающего обучения (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Е.Н. Кабанова - Меллер, З.И Калмыкова, Н.А. Менчинская, Н.Ф. Талызина, И.С. Якиманская) отмечали важнейшую роль элементов научного познания в развитии познавательных и творческих способностей младших школьников. Применительно к начальной школе наиболее разработана проблема ознакомления учащихся с общелогическими методами научного познания. Выявлено, что приобщение к ним может способствовать формированию у школьников глубоких, прочных знаний и основных мыслительных операций; повышению их познавательной активности. Изучен вопрос об обучении младших школьников общелогическим мыслительным операциям на уроках математики /И.И. Аргинская, A.M. Захарова, А.В. Полякова, А.И. Раев, В.В. Репкин, Н.Ф. Талызина и др./. Исследовалась проблема формирования названных операций у учащихся на уроках ознакомления с окружающим миром (А.Н. Васильева, Н.И. Лифинцева, В.П. Стрезикозин).
О важности применения наглядных средств обучения в учебном процессе писал еще в XVIII веке В. Ф. Зуев: «При рассуждении о какой-либо вещи учитель показывает оную в самой натуре или по крайней мере по картинке». Впоследствии такие известные ученые-методисты, как А. Л. Герд, Л. С. Севрук, В. П. Вахтеров, С. А. Павлович, И. П. Ягодовский, М. Н. Скаткин, в своих работах указывали на большое значение наглядных средств обучения при знакомстве детей с природой и науками. Исследования современных психологов, дидактов и методистов, например Л. В. Занкова, В. П. Голова, Н. Г. Конобеевского, Г. Ф. Суворовой, убедительно доказали, что применение наглядных средств повышает качество обучения, способствует формированию познавательного интереса к учебному предмету.
1.4. Принципы учебно-методической разработки
Применение данной разработки на уроках позволяет реализовать следующие принципы:
- Принцип связи обучения с жизнью и практикой. На уроках ознакомления с окружающим миром и уроках математики материал подобран соответствующим образом, чтобы была видна связь практики с жизнью, например: уход за обувью, уход за одеждой, уход за комнатными растениями; решение текстовых задач, составленных самими детьми о различных жизненных ситуациях.
- Принцип соединения обучения с трудовой деятельностью. Например: при изучении темы: «Морковь, лук, репа. Посадка лука в стаканчик» учащиеся сначала изучают материал, а затем сажают лук в стаканчики по инструкции; а после изучения темы «Сутки» учащиеся делают схемы-модели суток.
- Принцип научности, который реализуется в дальнейшей деятельности педагога, т.е. в планировании и организации уроков; в использовании проблемных ситуаций на уроках, в развитии умений наблюдать различные явления в природе, фиксировать и анализировать результаты своих наблюдений, умений доказывать свою точку зрения.
- Принцип наглядности. Все уроки предполагают наличие наглядных средств, необходимых для усвоения знаний и формирования у детей различных умений и навыков. Наглядность обогащает учащихся чувственным познавательным опытом, необходимым для полноценного овладения изучаемого материала. На уроках используются наглядные пособия, обеспечивающие опору на детские ощущения.
- Принцип обучения и воспитания детей в коллективе даёт возможность обучающимся полно и ярко развивать и проявлять себя, как отдельную личность. У детей воспитываются и развиваются чувства ответственности, коллективизма, товарищеская взаимопомощь и другие ценные качества. В коллективе усваиваются правила общения, поведения, вырабатываются организаторские навыки. Коллектив раскрепощает личность, открывает широкий простор для всестороннего и гармонического развития. Реализация данного принципа обеспечивает оптимальное сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм.
- Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей требует, чтобы содержание, формы и методы организации деятельности были неодинаковыми на разных возрастных этапах, что прослеживается в тематическом планировании по классам. Это открывает широкие возможности для вариативности заданий, позволяет определять для каждого ребёнка (в соответствии с его возможностями и уровнем развития) способы и уровни выполнения задания.
- Принцип коррекции в обучении, который направлен на коррекцию недостатков психофизического развития. Одним из показателей успешности коррекционной работы может служить уровень самостоятельности учащихся при выполнении новых учебных и трудовых заданий. Поэтому, при планировании уроков и подборе материала используются задания, которые помогают развитию самостоятельности, умения планировать свою деятельность, делать выводы о качестве выполненной работы..При этом используя имеющиеся у обучающихся знания и опыт;
1.5. Цели и задачи разработки:
1. Обогатить, расширить имеющиеся знания по развитию речи и математике обучающихся, систематизировать и закрепить ранее пройденный материал.
2. Повысить уровень самостоятельности обучающихся посредством самоорганизации в проведении опытов, моделирования, практических работ, при решении прикладных задач.
3. Формировать у обучающихся навыки групповой работы.
4. Развивать мышление, воображение, способность видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности.
5. Обогащать словарный запас, активизировать его.
6. Обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности.
7. Формировать устойчивый интерес к математике и развитию речи.
8. Выявить и развить творческие способности.
1.6. Предполагаемые результаты
Математика:
Обучающиеся 1 класса
должны
знать:
- линии - прямую, кривую, отрезок;
- единицы (меры) стоимости, длины, массы, емкости: 1 к., 1 р., 1 см, 1 кг, 1 л;
- название, порядок дней недели, количество суток в неделе.
уметь:
- решать задачи на нахождение суммы, остатка, иллюстрировать содержание задачи с помощью предметов, их заместителей, рисунков, составлять задачи по образцу, готовому решению, краткой записи, предложенному сюжету, на заданное арифметическое действие;
- узнавать монеты, заменять одни монеты другими;
- чертить прямую линию, отрезок заданной длины, измерять отрезок;
- чертить прямоугольник, квадрат, треугольник по заданным вершинам.
Обучающиеся 2 класса
должны
знать:
- состав чисел из десятков и единиц;
- единица (мера) длины – дециметр. Обозначение: 1дм. Соотношение: 1дм.=10см;
- понятия «столько же», «больше», «меньше» на несколько единиц;
- простые арифметические задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.
- составные арифметические задачи в два действия;
- сравнение отрезков;
- угол, элементы угла: вершина, стороны; виды углов: прямой, тупой, острый; сравнение углов с прямым углом;
- прямоугольник, квадрат, треугольник, их различие и построение;
- часы, циферблат, стрелки. Измерение времени в часах, направление движения стрелок. Единица (мера) времени – час. Обозначение: 1час. Измерение времени по часам с точностью до 1ч. Половина часа (полчаса). Пользоваться моделью часов;
- деление предметных совокупностей на две равные части (поровну).
Уметь:
- сравнивать группы предметов;
- пользоваться моделью «Сутки»;
- решать арифметические задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц по рисунку, по содержанию, краткой записи;
- сравнивать отрезки разной длины;
- моделировать различные виды углов и сравнивать их с прямым углом;
- пользоваться моделью часов;
- моделировать геометрические фигуры: прямоугольник, квадрат, треугольник;
- делить группы предметов на 2 равные части с использованием счётного материала.
Обучающиеся 3 класса должны
знать:
- меры массы: килограмм;
- меры емкости: литр;
- меры длины: см, мм, дм, м.;
- меры стоимости – рубли, копейки;
- единицы времени: сутки, месяц, год;
- название месяцев по порядку;
- свойства сторон и углов.
Уметь:
- решать простые текстовые арифметические задачи на разностное сравнение; на нахождение неизвестного слагаемого; на сложение и вычитание; на умножение и деление; на вычисление стоимости по цене и количеству; на нахождение частного (деление по содержанию.)
- находить вершины, стороны и углы многоугольника;
- строить угол с помощью чертежного треугольника;
- вычерчивать фигуры по данным вершинам, измерять стороны многоугольника;
- отличать прямоугольник от квадрата;
- располагать геометрические фигуры на плоскости;
- вычерчивать прямую, кривую линии, находить точки пересечения.
Обучающиеся 4 класса должны
знать:
- меры длины: см, мм; соотношение: 1см. = 10 мм.;
- меры массы: центнер; соотношение: 1ц = 100кг.;
- единицы времени: секунда, минута; соотношение: 1мин = 60сек.;
- меры стоимости – рубли, копейки;
- различные случаи взаимного положения двух геометрических фигур;
- названия элементов четырёхугольников.
Уметь:
- решать простые арифметические задачи на увеличение, уменьшение числа в несколько раз; составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями; на зависимость между стоимостью, ценой и количеством (все случаи);
- определять время по часам с точностью до 1мин;
- различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии;
- вычислять длину ломаной;
- узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное положение двух прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей, находить точки пересечения;
- чертить прямоугольник, квадрат.
Развитие речи:
Обучающиеся 1 класса должны
знать:
- названия изучаемых предметов, части предметов.
Уметь:
- называть предметы, характеризовать их по основным свойствам (цвету, форме, размеру, вкусу, запаху, материалу);
- участвовать в беседе, полно отвечать на поставленные вопросы, используя слова данного вопроса;
- составлять простые нераспространенные предложения;
- распространять предложения по вопросам, правильно употребляя формы знакомых слов.
Обучающиеся 2 класса должны
знать:
- органы чувств;
- отличительные признаки времён года;
- одежду, обувь, комнатные растения;
- птиц своей местности;
- раннецветущие растения, деревья, кустарники своей местности.
Уметь:
- внимательно наблюдать за природой, сравнивать времена года, делать элементарные обобщения; участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленный вопрос;
- ухаживать за одеждой, обувью, комнатными растениями;
- называть птиц, насекомых своей местности, основные части тела, чем питаются, какую пользу приносят человеку;
- узнавать и называть раннецветущие растения, деревья, кустарники своей местности; описывать эти растения; называть отличительные признаки;
- составлять план наблюдаемого объекта;
- ухаживать за органами чувств.
Обучающиеся 3 класса должны
знать:
- названия цветущих растений;
- выученные правила дорожного движения;
- названия домашних и диких животных.
Уметь:
- распознавать семена гороха и бобов; березы и тополя; ели и сосны; ржи и овса;
- распознавать ягоды по окраске, форме и вкусу;
- ухаживать за комнатными растениями; мебелью; одеждой и посудой;
- писать свой адрес на конверте;
- соблюдать правила личной гигиены; правила дорожного движения;
- узнавать по описанию домашнее и дикое животное.
Обучающиеся 4 класса должны
знать:
- отличительные признаки времён года;
- одежду, обувь, комнатные растения;
- птиц своей местности;
- раннецветущие растения, деревья, кустарники своей местности;
- выученные правила дорожного движения;
- названия домашних и диких животных;
-названия съедобных и несъедобных грибов;
-знать улицы и учреждения города.
Уметь:
- соблюдать правила личной гигиены; правила дорожного движения;
- ухаживать за комнатными растениями; мебелью; одеждой, посудой и обувью;
- узнавать по описанию домашнее и дикое животное;
- распознавать различные виды деревьев по описанию, внешнему виду;
- распознавать грибы своей местности.
II. Краткое описание разделов
Программа «От слова к делу» состоит из следующих разделов:
- прикладные задачи;
- моделирование;
- опыты.
2.1. Прикладные задачи
Практика показывает, что обучающиеся с интересом решают и воспринимают задачи практического содержания. К прикладной задаче мы предъявляем следующие требования:
- задачи должны соответствовать программе, вводится в процесс обучения как необходимый компонент, служить достижению цели обучения;
- вводимые в задачу понятия, термины должны быть доступными для учащихся, содержание и требование задач должны “сближаться” с реальной действительностью;
- способы и методы решения задач должны быть приближены к практическим приемам и методам;
- прикладная часть задач не должна покрывать ее математическую сущность.
Практика показывает, что прикладные задачи могут быть использованы с разной дидактической целью, они могут заинтересовать или мотивировать, развивать умственную деятельность, объяснять соотношение между математикой и другими дисциплинами.
Обучающиеся с увлечением наблюдают, как из практической задачи возникает теоретическая, и как чисто теоретической задаче можно придать практическую форму.
В «задачах прикладной направленности» демонстрируется связь математики с другими науками, с жизнью.
Прикладная задача повышает интерес обучающихся к самому предмету, поскольку для подавляющего большинства ценность математического образования состоит в ее практических возможностях.
В разделе программы «Прикладные задачи» предлагается ряд задач, это: решение задач с использованием счетного материала; решение задач с использованием геометрических фигур; решение задач на взаимосвязь цены, количества и стоимости; решение задач с использованием раздаточного материала; решение задач с использованием механических и электронных весов; решение задач с емкостью различной величины; решение задач на получение проекции точек пересечения; решение составных задач с использованием мер длины.
К группе практических методов обучения относится моделирование. Обучающиеся под руководством учителя в процессе рассуждений создают модели: вычерчивают план местности, строят простейшие схемы-модели по результатам наблюдений за погодой, вычерчивают схемы всевозможных связей, изготавливают модели из пластилина, картона, бумаги, проволоки и т.п. Моделирование используется для целей активной познавательной деятельности учащихся (приобретение новых знаний, закрепление их), для усвоения его как метода познания окружающей действительности, а также оперирования приёмами мышления. Значимость метода моделирования состоит в следующем: использование его способствует развитию логического мышления школьников, учит рассуждать, последовательно излагать материал, повышает наглядность и практическую направленность обучения математики и окружающего мира.
В процессе моделирования образца формируются умения отбирать детали по определённым характеристикам (форме, размеру, цвету, материалу), комбинировать их для получения заданной формы, контролировать результат собственных практических действий.
Положительное влияние моделирующей деятельности на развитие пространственного восприятия школьников с нарушением интеллекта доказано Е.Бедором.
Развитие моделирующей деятельности обогащает речь детей: увеличивает словарный запас, совершенствует её грамматическую сторону, развивает связную речь; стимулирует образное и элементы наглядно - схематического мышления; формирует целостное представление о предметах, совершенствует качество восприятия окружающего мира. По мнению исследователей Е.А.Гурьянова, Т.В.Кудрявцева, Л.А.Парамоновой и других, овладение моделирующей деятельностью способствует формированию умения переноса знаний в практическую деятельность и наоборот, а по мнению К.М.Турчинской формирует у учащихся умение устанавливать причинно-следственные зависимости при осмыслении ими практического значения каждого выполняемого действия и взаимосвязи их последовательности с конечным результатом.
Необходимо отметить положительную роль моделирующей деятельности в формировании положительной учебной мотивации.
В начальной школе решается важная задача – развитие у детей умений выявлять причинно - следственные связи в природе, объяснять механизмы протекания некоторых природных явлений и процессов. Для этого учитель организует систематическое целенаправленное наблюдение учащихся за окружающими объектами. Но как, например, ребенок может увидеть как построена кормушка? Или посмотреть, из каких частей состоят геометрические фигуры? Или разобраться в модели градусника? Идеальное решение – показать учебный фильм. Однако не всегда учитель располагает видеотекой по различным предметам, особенно в начальных классах. В такой ситуации педагог может использовать модели, выполненные им самим или учениками.
Модель – это трехмерное наглядное пособие, дающее изображение предмета или отдельных его частей в увеличенном или уменьшенном виде; схема какого-нибудь физического объекта или явления. Она используется в качестве его заместителя для выяснения или уточнения каких-либо его признаков. Основное назначение модели в школе в том, чтобы по результатам ее исследования составить представление о характере и особенностях исследуемого объекта.
Такой метод работы стимулирует познавательный интерес младших школьников, дает им возможность увидеть природное явление или процесс в миниатюре. Ученик прочно усваивает то, что познается через его самостоятельную деятельность, то, что требует познавательных и практических усилий.
В зависимости от степени материальности, модели делятся на предметные (модель термометра, машина, бабочка) и идеальные. В идеальных моделях выделяются образные (схемы, графики, рисунки), знаковые (символы и знаки (создание плана группы, пришкольного участка)), мысленные (построенные в сознании абстрактные и обобщенные представления объектов)
Моделирование представляет собой процесс создания учащимися под руководством учителя образа изучаемого объекта. Особенность моделирования состоит в том, что наглядность представляет собой не простое демонстрирование натуральных объектов, а стимулирует самостоятельную практическую деятельность детей. Сами обучающиеся под руководством учителя создают различные модели: чертят план местности, строят простейшие графики и диаграммы по результатам наблюдений за погодой, чертят схемы всевозможных связей, изготавливают различные модели из глины, песка, пластилина, картона, бумаги и т.д.
Моделирование в математике - один из наиболее удачных приемов для развития мыслительной деятельности младших школьников. При правильном построении оно достаточно конкретно, легко воспринимается зрительно, полностью отражает внутренние связи и количественные отношения. Любая из моделей и схем проста в исполнении, посильна для ребенка, наглядна, вызывает у детей положительные эмоции. Моделирование способствует развитию логического и абстрактного мышления, готовит ребенка к современной жизни, так как лежит в основе многих компьютерных программ.
На первых уроках объясняем детям, что модель – это предмет, уменьшенная копия настоящего объекта природы (если он недоступен для исследования, например, имеет большие размеры). Затем дети описывают объект под руководством учителя, т.е. выделяют его существенные признаки (н-р: большая часть земли занята грядками, меньшая – под картофель, по сторонам располагаются кустарники и т.д.). Упражняемся в сравнении, обобщении объектов одного класса (н-р: сравниваем деревья и выделяем лиственные и хвойные) Учимся распознавать признаки сходства и различия, выделять главные, по которым несколько объектов можно объединить в одну группу.
После того, как ученики смогут выделить общие признаки объекта, учимся изображать его символом или схемой.
Полученные элементы модели изучаемого объекта учащиеся выстраивают постепенно, в процессе логических рассуждений (в начале обучения отвечая на вопросы учителя, далее самостоятельно). Такая работа носит исследовательский характер.
При изучении окружающего мира в работе с учащимися используем модели частей бабочки, изготовленные из бумаги, игрушки-модели транспортных средств, термометра, кормушки. На уроках математики используем модели геометрических фигур, изготовленные из пластилина, проволоки, бумаги; модели монет, частей суток; часов ит.д. Работа проходит в группах, парах, индивидуально. Некоторые полученные модели дети оформляют в тетрадях (индивидуально). В последующих классах много внимания уделяется моделированию простейших пищевых связей между организмами, особенностей взаимодействия человека и природы. Это составление, например, схем цепей питания, живой и неживой природы, экосистем природных сообществ, круговорота воды и веществ в природе, смена дня и ночи и т.д.
2.3. Опыты
В настоящее время опыт как исследовательский метод обучения следует рассматривать как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. В основу его положен собственный исследовательский поиск, а не усвоение детьми готовых знаний, преподносимых педагогом.
Подготовка обучающихся к использованию знаний в нестандартных ситуациях тесно связана с творческим развитием детей. Приоритетным становится включение ребенка в самостоятельное познание связей и закономерностей окружающего мира на доступном для него уровне. На уроках используем опыты с целью повышения эффективности познания младшими школьниками окружающего мира.
Использование опыта на уроках окружающего мира позволит:
- усилить практическую направленность обучения при реализации таких дидактических принципов, как связь обучения с жизнью, опора на актуальные интересы школьников и принципа наглядности;
- повысить эффективность работы механизмов внимания, мышления, памяти и др., что не хватает детям с умственной отсталостью.
Опыт выступает как результат взаимодействия человека и мира и передается от поколения к поколению.) применяют в тех случаях, когда изучить объект или явление в обычных условиях не представляется возможным, а требуется искусственное создание специальных условий. Или в тех случаях, когда в естественный процесс привносится некоторый искусственный элемент. Например, визуально нельзя обнаружить в почве воздух, чтобы его увидеть, необходимо почву опустить в воду. Наблюдая выделение из почвы пузырьков воздуха, учащиеся убеждаются в том, что почва содержит воздух. Затем, решается вопрос о том, какое значение имеет наличие воздуха в почве, как можно увеличить его содержание.
Опыт является более сложной формой изучения природы, так как он предполагает:
1. активное воздействие на изучаемое явление или предмет;
2. умение соотнести наблюдаемые в опыте явления и процессы с тем, что происходит в природе и сделать выводы;
3. специально подготовленные условия проведения.
Опыт может быть использован на различных этапах урока. При изучении нового материала он выступает как основной источник знаний. При закреплении показывает связь теории и практики. При опросе позволяет определить осознанность усвоенного материала. В некоторых случаях опыт можно использовать для перехода от опроса к теме урока, для того, чтобы выявить представления учащихся по изучаемому вопросу. Опыт ставится тогда, когда в результате беседы о фактах окружающей действительности, известных детям, возникает потребность осознать скрытые причины интересующего явления. По ходу опыта внимание учащихся сосредотачивается на главных моментах явлений с помощью постановки вопросов в определенной последовательности.
Опыты активизируют познавательную деятельность учащихся, если они:
- сочетаются с проблемными ситуациями и вопросами, подводящими детей к мысли об опыте;
- отражают жизненные ситуации;
- включаются в изложение нового материала;
- проводятся детьми по творческим заданиям.
Таким образом, опыты помогают лучше понять явления, происходящие в природе, выяснить причинную связь этих явлений. Опыты дают возможность познакомить детей в доступной форме с законами природы. Опыты являются не только способом сообщения знаний, они развивают наблюдательность и мышление учащихся. Осознав, с помощью учителя вопрос, требующий решения, дети обдумывают способы его разрешения, строят различные предположения, проверяют их путем постановки опытов, наблюдают вызванное ими самими явление, делают выводы.
Разработкой предлагаются к использованию на уроках небольшие опыты, связанные с жизнью детей: опыты с водой, овощами, фруктами, термометром.
III. Тематическое планирование
Математика
1 класс
Тема | Практические работы | Моделирование | Решение прикладных задач |
Геометрическая фигура – круг. | Работа с раздаточным материалом. | Составьте круги из 2 частей,4 частей. | |
Геометрическая фигура –треугольник. | Вычерчивание треугольника по заданным вершинам. Игра «Назови цвет, размер и форму». | Работа с раздаточным материалом. | |
Геометрическая фигура – квадрат. Вычерчивание квадрата по заданным вершинам. | Составление квадрата из двух частей, из четырёх частей. | ||
Временные представления: сутки. | Работа с моделью- сутки « Определи части суток». | ||
Геометрическая фигура – прямоугольник. | «Узнай фигуру по описанию и покажи её». | ||
Единица (мера) стоимости: копейка, рубль . Обозначение:1к. Монеты:1к,1р. | . Обозначение:1к. Монеты:1к,1р. | ||
Точка. Прямая и кривая линии. | Вычерчивание прямой линии, с помощью линейки, в различном положении по отношению к краю листа бумаги. | ||
Единицы (меры) стоимости- копейка, рубль. Монета: 2р. Размен и замена. | Монета: 2р. Размен и замена. Игра «Магазин» ( размен монеты достоинством 2р, 5р, 10р). | ||
Решение простых текстовых арифметических задач на нахождение суммы и остатка. | |||
Иллюстрирование содержания задачи на нахождение суммы с помощью предметов, их заместителей. | Составление условия задачи по иллюстрации | ||
Составление задач на нахождение суммы по образцу, готовому решению. | |||
Решение простых текстовых арифметических задач на нахождение остатка вида: 2с.-2с.=0. | |||
Составление и решение простых текстовых арифметических задач на нахождение остатка по предложенному сюжету, на заданное арифметическое действие. | |||
Единицы (меры) ёмкости- литр. Обозначение: 1л. | Единицы (меры) ёмкости- литр. Обозначение: 1л. | ||
Единицы (меры) массы- килограмм. Обозначение: 1кг. | Употребление в речи меры массы - килограмм. Обозначение: 1кг | ||
Единица времени – сутки. Обозначение: 1 сут. Неделя - семь суток, порядок дней недели. | «Определите время суток по картинке». Расставь дни недели в нужном порядке. | ||
Геометрические тела. | Моделирование геометрических тел из пластилина (шар, куб, брус). |
2 класс
Раздел | Тема | Практические работы | Моделирование | Решение прикладных задач |
Повторение. | ||||
Сравнение групп предметов (больше, меньше, столько же) | Вырезывание и наклеивание геометрических фигур и их сравнение. | |||
Сравнение групп предметов. Взаимное расположение предметов в пространстве (вверху, внизу) | Вырезывание грибочков и наклеивание их на листе бумаги в разных пространственных расположениях. | |||
Сравнение предметов (широкий, узкий, низкий, высокий, тяжёлый, лёгкий) | Моделирование широкой и узкой полосок из цветного картона. | |||
Простейшие временные представления. День, вечер, ночь, утро, сутки | Изготовление модели: сутки, раскрашивание частей в разные цвета. | |||
Простейшие пространственные представления (перед, за, между, рядом) | Употребление в речи слов: перед, за, между, рядом. Д/и «Кто за кем?» - использование героев из сказки «Репка». | |||
Счёт предметов. Порядковое значение чисел: первый, второй и т.д. | Приклеивание героев из сказок, счёт предметов, употребление порядковых номеров: первый, второй и т.д. (использование героев из сказки «Репка»). | |||
Нумерация | ||||
Состав чисел: 10,9,8, 7, 6,5,4,3. | Изготовление карточек по составу чисел. | |||
Арифметические действия с целыми числами | ||||
Название компонентов при сложении и вычитании. | Изготовление карточек и подпись компонентов при сложении и вычитании. | |||
Счёт равными числовыми группами. | Использование счётного материала (косточки от фиников) | |||
Счёт по 2. | Использование счётного материала (фасоль) | |||
Деление групп предметов на 2 равные части. | Использование счётного материала (матрёшки, ёлочки, собачки). | |||
Счёт равными числовыми группами по 2 и5. | Использование счётного материала (фасоль) | |||
Меры | ||||
Кар.1 | Утро, день, вечер, ночь – сутки | Вставить карточки в нужный квадрат | Изготовление разрезных карточек – моделей: части суток. | |
Меры длины: сантиметр, дециметр. | Изготовление полосок в 1см., 1дм, сравнение путём наложения. | |||
Построение отрезка | Вырезывание отрезков разной длины; их сравнение путём наложения. | |||
Соотношение между единицами длины: 1дм =10см | Вырезывание отрезков длиной 1см. и 1 дм; их сравнение путём наложения. | |||
Монеты 1 к., 5к., 10к. Работа над ошибками. | Изготовление моделей монет: 1к., 5к., 10к., и работа с ними. | |||
Монеты: 5к,10к,1к. | Работа с монетами: счёт, размен, замена одних монет другими. | |||
Построение отрезка больше данного. | Вырезывание из цветного картона отрезков, больше данного. | |||
Кар.5 | Неделя. | Изготовление карточек – моделей: неделя. | ||
Мера времени – час. | Работа с моделью часов. | |||
Определение времени по часам с точностью до 1 часа. | Работа с моделью часов. | |||
Построение отрезка больше или меньше данного. | Изготовление моделей отрезков больше или меньше данного из проволоки. | |||
Мера времени – час. | Работа с моделью часов; употребление в речи выражений: циферблат, большая стрелка, маленькая стрелка; узнавание времени по часам. | |||
Решение задач | ||||
Кар.3 | Увеличение числа на несколько единиц | Составление и решение задач по краткой записи. | ||
Кар.4 | Увеличение числа на несколько единиц | Решение задач по содержанию. | ||
Кар.2 | Выделение частей задачи | Изготовление разрезной модели-карточки по частям задачи: условие, вопрос, решение, ответ. | ||
Решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц | Составление и решение задач по краткой записи и по содержанию. | |||
Решение составных текстовых арифметических задач. | Решение задач по содержанию. | |||
Решение составных текстовых арифметических задач. | Составление задач по рисунку и их решение. | |||
Решение составных арифметических задач. | Составление задач по рисунку и их решение. | |||
Геометрический материал | ||||
Кар.7 | Геометрические фигуры. | Изготовление геометрических фигур из листа белой или цветной бумаги. | Изготовление из проволоки геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник). | |
Кар.6 | Прямой, острый, тупой угол. | Изготовление углов из листов белой бумаги. | Моделирование углов из пластилина. | |
Кар.8 | Работа с геометрическим материалом. | Построение геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) и углов (прямой, острый, тупой) из палочек, спичек, пластилина. |
3 класс
Раздел | Тема | Практическая работа | Решение прикладных задач |
Арифметические задачи | Решение простых текстовых арифметических задач на разностное сравнение. | Запись и чтение краткой записи | Решение задач с использованием счетного материала - матрешки |
Решение простых текстовых задач на нахождение неизвестного слагаемого | Запись и чтение краткой записи | Решение задач с использованием геометрических фигур разного размера и формы. (карт.1) | |
Решение составных текстовых арифметических задач, на сложение и вычитание. | Запись и чтение краткой записи | Решение задач с использованием счетных палочек. (карт.2, 3) | |
Составление и решение простых задач по готовому решению, решаемых действиями умножения и деления. | Составление краткой записи | Решение задач с использованием таблицы умножения (карт.4) | |
Решение задач на вычисление стоимости по цене и количеству | Составление краткой записи | Решение задач на взаимосвязь цены, количества и стоимости. (карт.5) | |
Решение простых текстовых арифметических задач на нахождение частного (деление по содержанию.) | Составление краткой записи | Решение задач с использованием раздаточного материала-матрешки (карт. 6) | |
Величины | Меры массы: килограмм. | Работа на механических и электронных весах | Решение задач с использованием механических и электронных весов |
Меры емкости: литр | Работа с ёмкостями | Решение задач с емкостью различной величины (карт.7) | |
Меры длины. Все действия с ними. | Измерения предметов с помощью линейки, сантиметровой ленты. | Решение составных задач с использованием линейки, сантиметровой ленты (карт.8) | |
Меры стоимости – рубли, копейки. | Изучение монет разного достоинства | Решение задач на нахождение стоимости (карт.5) | |
Время. Единицы времени: сутки, месяц, год. Название месяцев по порядку | Изготовление календаря (с месяцами) | Решение задач с использованием временных параметров (карт.9) | |
Геометрический материал | Многоугольник. Вершины, стороны. Углы многоугольника | Проводить простейшие измерения фигур разными способами | |
Прямой угол. Прямоугольник. Квадрат. | Лепка геометрических фигур из пластилина | ||
Противоположные стороны. Свойства сторон и углов. | Применение свойства параллелограмма при решении задач (карт.1) | ||
Построение угла, определение вида угла с помощью чертежного треугольника | Построение угла и простейшие измерения разными способами | ||
Измерение сторон многоугольника. Вычерчивание по данным вершинам. | Вычерчивание фигур по данным вершинам, измерение сторон многоугольника | ||
Взаимное положение геометрических фигур на плоскости. | Расположение геометрических фигур на плоскости. | ||
Прямая, кривая линия. Пересечение линий (отрезков), точка пересечения. | Вычерчивание прямой, кривой линии, нахождение точек пересечения | Решение задач на получение проекции точек пересечения (карт.10) |
4 класс
Раздел | Тема | Практическая работа | Моделирование | Решение прикладных задач |
Арифметические задачи | ||||
Зависимость между величинами: ценой, количеством, стоимостью. | Составление и решение задач по краткой записи. | |||
Решение простых арифметических задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз. | Решение задач с использованием предметных картинок. | |||
Решение арифметических задач на деление на равные части | Решение задач с использованием наглядности (яблоки, конфеты, карандаши). | |||
Решение задач на нахождение стоимости, цены и количества. | Решение задач с использованием таблицы. | |||
Нахождение половины, трети, четверти, пятой, десятой долей предмета, числа. | Моделирование из пластилина долей. | |||
Величины. | ||||
Меры стоимости: рубль, копейка. | Работа с разрезными монетами. Игры «Разменяй», «Замени одной монетой». | |||
Мера длины: метр. Обозначение: 1 м. | Работа с метром. Отмеривание ленты, материала. Измерение парты, стола, класса. | |||
Мера длины: сантиметр. Обозначение: 1см. | Работа с измерительной линейкой. Работа с санти -метром. Измерение парты, стола, учебника. | Нарезание полосок заданной длины. | ||
Меры времени. | Моделирование часов из готовых деталей. | |||
Мера времени: секунда. | Работа с секундомером. | |||
Работа с часами. | Составление режима дня по часам. | |||
Геометрический материал. | ||||
Виды углов. Их отличительные особенности. | Моделирование углов из проволоки (прямого, тупого, острого) | |||
Построение прямоугольника с заданными длинами сторон с помощью чертёжного угольника. | Вырезание из картона прямоугольника заданных размеров. | |||
Линии: прямая, кривая, ломаная, луч. | Моделирование из пластилина разновидностей линий: прямая, ломаная, луч. | |||
Замкнутые и незамкнутые кривые, окружность, дуга. | Вычерчиваниеп кружностей заданного радиуса, вырезывание и сравнение (< > ) | |||
Длина ломаной линии. | Работа по карточкам: измерение ломаных линий с использованием чертёжных инструментов. | |||
Построение прямоугольника с помощью чертёжного треугольника. Квадрат, как частный случай прямоугольника. | Моделирование из пластилина геометрических фигур по заданным размерам. | |||
Геометрические фигуры. | Вырезывание из картона геометрических фигур. | |||
Треугольники. | Моделирование из проволоки треугольников различного вида. | |||
Четырёхугольники. | Вырезывание из картона четырёхугольников заданных размеров. |
Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности
1 класс
Тема | Практические работы | Моделирование | Опыты |
Сезонные изменения в природе. | Экскурсия « Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад, отлёт птиц». | ||
Признаки осени. | Практическая работа « Сбор семян для подкормки птиц». | ||
Овощи. | Моделирование овощей из пластилина. | Опыт: цвет, запах, вкус, форма (запись в тетради) | |
Фрукты. | Определите фрукт. | Опыт: цвет, запах, вкус, форма (запись в тетради) | |
Комнатные растения | Практическая работа « Уход за комнатными растениями». | ||
Сезонные изменения в природе. | Экскурсия « Изменения в природе, жизни растений и животных в зимние месяцы: холод, снег, лёд, мороз, снежинки, птицы зимой». | ||
Одежда. | Практическая работа « Уход за школьной формой (чистка сухой щёткой, хранение) ». | ||
Обувь. | Практическая работа « Уход за обувью (чистка щёткой, протирка)». | ||
Сезонные изменения в природе. | |||
Признаки весны. | Экскурсия « Изменения в природе, жизни растений и животных в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилёт птиц, распускание почек ». | ||
Охрана здоровья. | Практическая работа «Уход за руками (мытьё рук)» |
- класс
Раздел | Тема | Практические работы | Моделирование | Опыты |
Сезонные изменения в природе. | ||||
Кар.1 | Начало осени. Экскурсия. | Составление схемы «Признаки осени» по наблюдениям. | ||
Кар.2 | Сезонные изменения в природе (экскурсия) | Составление схемы-модели леса из заранее нарисованных деревьев, кустарников, трав (приклеивание их в тетрадь). | ||
Кар.3 | Итоги осени (экскурсия) | Составление схемы «Поздняя осень» по наблюдениям: -небо…… -солнце…. -птицы….. | ||
Кар.4 | Первые признаки зимы (экскурсия) | Измерение глубины снега около деревьев, дороги, запись в тетради, сравнение. | ||
Кар.5 | Человек и природа. | Изображение объектов живой и неживой природы (распределение по группам небольших картинок); выделение тех слов, которые относятся к неживой природе. | ||
Кар.6 | Экскурсия «Весёлый май». | Наблюдение за молодой травой (в каких местах меньше, в каких больше), запись наблюдений в тетради. | ||
Кар.7 | Обобщающий урок по теме «Птицы, насекомые, растения». | Изготовление книжек - малышек. | ||
Школа. | ||||
Кар.8 | Наша школа. | Создание плана школьного блока. | ||
Кар.9 | Пришкольный участок (экскурсия) | Создание плана пришкольного участка. | ||
Дом. | ||||
Кар.10 | Дом. Квартира | Создание плана группы (работа с пластилином). | ||
Семья. | ||||
Семья. | Графическое изображение живых объектов (фигурки членов семьи). | |||
Семья дома. | Изготовление тряпичной куклы. | |||
Деревья. | ||||
Кар.18 | Деревья: берёза, клён. | Сбор листьев берёзы, клёна, составление гербария. | ||
Кар 19 | Деревья: берёза, клён. | Наблюдение за деревьями на территории школы, раскрашивание деревьев. | ||
Овощи. | ||||
Кар.12 | Морковь, репа, лук. Выращивание лука. | Посадка лука в стаканчик. | Опыт: цвет, вкус, запах, форма (запись в тетради). | |
Фрукты. | ||||
Кар.13 | Фрукты: лимон, апельсин | Лепка лимона и апельсина. | Опыт: цвет, вкус, запах, форма (запись в тетради). | |
Кар.11 | Овощи и фрукты – сравнение. | Распределение предметных картинок: овощей и фруктов в две корзинки. | ||
Одежда. | ||||
Сезонная одежда. Уход за одеждой | Сухая чистка, вытряхивание. | |||
Уход за одеждой. | Сухая чистка одежды, проветривание, хранение. | |||
Обувь. | ||||
Уход за обувью | Чистка обуви щёткой, протирка. | |||
Растения. | ||||
Кар.16 | Уход за комнатными растениями | Смывание пыли с листьев, полив. | Заполнение схемы. | |
Комнатные растения: фиалка. Уход за растениями с мелкими листьями. | Смывание пыли с листьев путём опрыскивания, полив, рыхление. | |||
Растения с широкими листьями и уход за ними. | Смывание пыли с листьев (тряпочкой), полив, рыхление. | |||
Кар.17 | Уход за растениями в группе. | Смывание пыли с листьев, полив, рыхление. Соединение картинок с правилами ухода. | ||
Раннецветущие растения: багульник. Узнавание и называние. Части растения. | Выход в лес. Рассматривание багульника, его частей, зарисовка в тетради. | |||
Раннецветущие растения: прострел или подснежник. Узнавание и называние. Внешний вид. | Выход в лес. Рассматривание подснежника, его частей, зарисовка в тетради. | |||
Кар 19 | Деревья: берёза, клён. | Наблюдение за деревьями на территории школы, раскрашивание деревьев. | ||
Экскурсия в магазин «Цветы». | Зарисовки в тетради по наблюдениям. | |||
Птицы. | ||||
Зимующие птицы. | Изготовление кормушек из коробочек. | |||
Птицы: синица. Основные части, питание. Какую пользу приносят человеку. | Приклеивание картинки – синицы в тетрадь, подпись основных частей. | |||
Птицы: дятел. Основные части, питание. Какую пользу приносят человеку. | Приклеивание картинки – дятла в тетрадь, подпись основных частей. | |||
Птицы: голубь. Основные части, питание. Где живут. | Наблюдение за голубями, их подкормка. | |||
Охрана здоровья. | ||||
Органы чувств. | Составление таблицы органов чувств. | |||
Кожа и уход за ней. | Умывание, мытьё. | |||
Глаза и уход за ними. | Создание собственной коллекции бумаги; применение знаний о зрении на практике: различение свойств различных видов бумаги на практике путём зрения. Гимнастика для глаз. | |||
Кар.14 | Гигиена тела. Волосы и уход за ними. | Д/И «Я - парикмахер» (моделирование из бумаги разных форм причёсок). | ||
Ногти и уход за ними. | Подстригание ногтей на руках и ногах; мытьё рук и ног. | |||
Кар.15 | Охрана здоровья. | Опыты с термометром. | ||
Насекомые. | ||||
Кар.20 | Насекомые: бабочка. Узнавание, называние. Части тела. | Симметричное вырезание бабочки; придумывание одежды для бабочки с учётом симметрии. |
3 класс
Раздел | Тема | Практическая работа | Моделирование | Опыты |
Овощи, фрукты, ягоды. | В нашем огороде. | Проращивание семян гороха или бобов | Лепка овощей из пластилина | Опробование овощей на вкус |
В нашем саду. | Сравнение ягод по окраске, форме, вкусу (карт.1) | Лепка ягод из пластилина | Опробование ягод на вкус | |
Деревья | Деревья школьного двора. | Сбор семян березы и тополя | ||
Хвойные деревья: ель и сосна. | Сбор семян ели и сосны | |||
Полевые растения. | В поле мы пойдем… | Узнавание и называние цветущих растений (карт.2) | Лепка отдельных частей цветка из пластилина | |
Знакомимся с рожью и овсом. | Проращивание семян ржи или овса | |||
Сезонные изменения. Признаки осени. | Экскурсия «Осенние изменения в школьном дворе». | Собирание осенних листьев (карт.3) | ||
Грибы | Тайны грибного леса. | Лепка гриба из пластилина | ||
Комнатные растения | Комнатные растения | Уход за комнатными растениями (карт.4) | ||
Город, село, деревня. | Прогулка по городу. Называние домашнего адреса | «Адрес на конверте» | ||
Транспорт | Осторожно: дорога! | Переход улицы по пешеходному переходу. ПДД (карт.5) | ||
Дом | Мебель (для столовой, кухни, школы). | Уход за мебелью. | ||
Посуда (чайная, столовая, кухонная). Сервировка стола. | Уход за посудой (мытье, хранение) (карт. 6) | |||
Одежда (летняя, зимняя, демисезонная). Из чего сшита наша одежда. | Уход за одеждой (карт.7) | |||
Животные | Домашние животные: коза, овца. | «Узнай по описанию» (карт.8) | ||
Дикие животные: ёж, медведь. | «Узнай по описанию» (карт.9,10) | |||
Птицы | Зимующие птицы: снегирь, синица | Сравнение птиц (карт. 11). Подкормка птиц зимой (карт.12) | ||
Насекомые | Насекомые: муравей, муха. | «Узнай по описанию» (карт.13, 14) | Лепка отдельных частей муравья, мухи | |
Охрана здоровья | Мой организм и органы чувств. | Уход за носом (карт.15) | ||
Органы осязания. | Уход за полостью рта (карт.16) |
4 класс
Раздел | Тема | Практическая работа | Моделирование | Опыты |
Овощи, фрукты, ягоды. | ||||
Определение и различие. | Распознавание и описание внешнего вида по плану. | |||
Грибы. | ||||
Части гриба. Грибы съедобные и несъедобные. | Классификация: грибы съедобные и несъедобные. | Моделирование частей гриба и целых грибов из пластилина. | ||
Деревья. | ||||
Хвойные деревья – ель, сосна, их распознавание. Части дерева: корень, ствол, ветки, листья, хвоя. | Распознавание по описанию хвойных деревьев, подписывание частей дерева. | |||
Комнатные растения. | ||||
Традесканция, бигония. Части растений. | Выращивание комнатных растений из черенков. | Долговременный опыт: появление первых листьев, уход за растением, дальнейшее выращивание – запись в тетради. | ||
Посуда. | ||||
Название посуды. Посуда столовая, кухонная, чайная. | Моделирование посуды из пластилина. | |||
Одежда. | ||||
Одежда в разное время года. | Практическая работа по уходу за одеждой. | Личное наблюдение детей и запись в тетрадь «Как мы одеваемся в разное время года» | ||
Режим школьника. | ||||
Что такое режим и для чего он нужен. | Составление режима дня школьника. | |||
Обувь. | ||||
Виды обуви. Из чего делают обувь. | Практическая работа по уходу за обувью. | |||
Рыбы. | ||||
Чем покрыто тело рыбы. Как передвигаются. | Подпись частей тела рыбы. | Моделирование рыбы из бумаги. | ||
Насекомые. | ||||
Бабочки, майский жук, пчела, муравей, муха. Их различение. | Моделирование насекомых из пластилина. | |||
Охрана здоровья. | ||||
Режим сна. Режим питания. | Запись правил питания в тетради. Составление режима питания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка индивидуально-группового коррекционно-развивающего занятия с обучающимися специальной коррекционной школы VII вида «Зимующие и перелетные птицы».
В разработке представлено коррекционно-развивающее занятие для обучающихся с неродным русским языком 3 класса, специальной коррекционной школы VII вида. Различные коррекционные формы и методы помогут ...
Урок по развитию речи в 3 классе в специальной (коррекционной) школе VIII вида по теме "Признаки осени. Обобщение."
Урок создан и показан в рамках семинара "Инклюзивное обучение в коррекционных школах". В классе учатся не только дети ВСП, но и дауны, и аутисты. Все дети, независимо от "особенного" диагноза, участву...
КТП по предмету: Чтение 2 класс. Программа специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Основными задачами обучения чтению во 2 классе являются: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух, осмысленно воспринимать прочитанное.У учащихся формируется навык сознательн...
Доклад на тему: «Использование ИКТ в практике работы учителя начальных классов в специальной (коррекционной) школе VIII вида»
Информационно-коммуникационные технологии – мощный педагогический инструмент в руках учителя, им надо владеть и широко использовать на своих предметных уроках. Использование компьютерных техноло...
Конспект открытого урока письма и графики во 2 классе в специальной коррекционной школе 8 вида для детей с ОВЗ.
Данный материал содержит подробный конспект урока по письму и графикево 2 классе в специальной коррекционной школе 8 вида для детей с ОВЗ на тему:«Звук и буква «С», письмо буквы «С» и «с»....
Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
В данной статье отражена взаимосвязь педагогической работы учителя логопеда и учителя начальных классов с детьми с ограниченными возможностями здоровья....
Сообщение: Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей начальных классов в специальной коррекционной школе.
Вашему вниманию предлагатся статья на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей начальных классов в условиях специальной коррекционной школы"....