Таблица умножения
методическая разработка (2 класс) на тему

Гарминова Наталья Ланцаевна

Как помочь ребёнку быстро выучить таблицу умножения

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Уланэргинская СОШ»

Как мы изучаем таблицу умножения

(из опыта работы)

 Учитель: Гарминова Н. Л.

Работу над таблицей фактически начинаю, как только дети изучили числа до 100. Начинаю с легкого задания – записать число 20 двойками, т. е. прибавляя к двум по 2: 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20… Предлагаю запомнить счет в «прямом» и «обратном» порядке. Затем провожу игру – соревнование «Прошагай и сосчитай». Задаю вопрос «Сколько будет, если взять две двойки, три двойки, четыре двойки?». Сначала ведем все записи в тетради, затем работаем устно.

         Когда дети уже достаточно ориентируются в ряду чисел 2, 4, 6,….20 берем число 3, затем 4, 5, 6 и работаем по каждому ряду:

        3, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27, 30

        4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40

Это первый этап работы. Затем закрепляем материал по всем рядам чисел с помощью заданий,предлагаемых по вариантам. Работа эта продолжается длительное время в начале каждого урока в течение 3 – 5 минут параллельно с изучением нового материала.

        В результате в конце класса приступаем к изучению таблицы умножения – это второй этап. Фактически она уже изучена. Только надо все обобщить. Повторяем опять счет двойками, тройками,… девятками. Это уже легко. Дети давно знают, что ответы 10, 12, 14 из таблицы, что 18 – это 3∙6 или 6∙3, 15 – это 3∙5 или 5∙3. На этом этапе идет работа по запоминанию табличных результатов:

        4∙9 = 36

        9∙4 = 36

        36 : 9 = 4

        36 : 4 = 9

Идет легко, радостно. Совсем не даю учить таблицу столбиком, а только ряд чисел: 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20 с расшифровкой: 4 – это 2∙2, 6 – это 3∙2,

8 – это 4∙2 и т. д. Важно, чтобы в памяти были числа – тройки (6, 3, 2), (8, 4, 2), (10, 5, 2).

        И вот третий этап – составляем всю таблицу (начало класса). Задание первое: записать в строчку числа, которые есть в таблице, обычно начинаем с числа 12, затем 14, 15, 16, 18, 20, 21, 24, 25, 27, 28, 30, 32, 35, 36, 40, 42, 45, 48, 49, 54, 56, 63, 64, 72, 81. Вот она вся таблица, которая умещается в двух строчках и которую легче держать в памяти. Это немного. И опять урок начинаю с записи таблицы «в строчку». Задания варьирую. Сначала диктуем все, потом лучшие ученики (сильные), затем «цепочкой», затем любой ученик. Обязательно с «расшифровкой». Записали и тут же объясняем: 12 – это 3∙4, 6∙2, 14 – это 7∙2, 15 – это 3∙5 и т. д. Обычно это делаем устно. Да, если дети забывают результаты, то тут же вспоминаем, а тогда уже записываем: 32 = 8∙4, 42 = 6∙7. Обычно дети забывают расшифровывать числа: 32, 42, 49, 54, 56, 63, 64,…Их не так много. Числа, на которые есть два примера, обводим кружком, их немного, всего 5 (12, 16, 18, 24, 36).

        Если дети затрудняются в запоминании таблицы, провожу индивидуально с родителями консультации, разъясняю, как они могут помочь детям.

        Дополнительно для запоминания даю числа:

        до 20 – 12,   14,   15,   16,   18,   20

        до 30 – 21,   24,   25,   27,   28,   30

        до 40 – 32,   35,   36,   40

        до 50 – 42,   46,   48,   49

        до 60 – 54,   56

        до 70 – 63,   64

        до 80 – 72,

        до 90 – 81.

        Предлагаю учащимся и задание – записать числа до 100, которых нет в таблице (13, 17, 19, 22, 23 и т. д.). Четкое знание ответов в дальнейшем активизирует, облегчает работу по теме «Внетабличное деление», «Деление с остатком», «Деление многозначных чисел» (при подборе цифры частного).

Простейшие исследовательские задания

        Велика радость творчества. Это – поход в неизвестность. Чтобы успешно его провести, нужны фантазия и изобретательность, прочные знания, упорство и труд. Исследования, пусть они еще очень маленькие, могут стать дорогой к открытию.

                Перед нами таблица умножения на 9:

                1∙9 = 9

                2∙9 = 18

                3∙9 = 27

                4∙9 = 36

                5∙9 = 45

                6∙9 = 54

                7∙9 = 63

                8∙9 = 72

        Что интересного в этой таблице?

        Ответы детей:

  • Каждое произведение на 9 больше, чем предыдущее.
  • Второй множитель – одно и то же число, а первый увеличивается на 1.
  • 9 умножаем на четное число, получаем четное, а если умножаем на нечетное, то получаем нечетное.

Одна из учениц 3 класса увидела, что сумма цифр каждого произведения равна 9:

        2∙9 = 18   (1+8 = 9)

        3∙9 = 27   (2+7 = 9)

        4∙9 = 36   (3+6 = 9)   и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение: таблица сложения до20, таблица умножения

Карточки на таблицы сложения в пределах 20, и таблица умножния. Подойдёт на уроки обобщения конец 1 класса, 2класс...

Конспект урока математики в 3 классе по теме:"Таблица умножения 9.Составление таблицы.Установление зависимости между изменяющимся множителем и цифрой в разряде десятков и в разряде единиц".

Конспект урока математики в 3 классе по теме:"Таблица умножения 9.Составление таблицы. Установление зависимости между изменяющимся множителем и цифрой в разряде десятков и в разряде единиц"....

Таблица умножения. Различные приёмы работы, способствующие запоминанию таблицы умножения.

Описаны этапы работы, способствующие более быстрому запоминанию таблицы умножения....

Урок математики во 2-м классе по теме: "Таблица умножения. Составление столбика таблицы умножения на 3"

Закрепление смысла действия умножения, закрепление знания таблицы умножения на 2, составление столбика таблицы умножения на 3....