научно-исследовательская работа
презентация к уроку (3 класс) на тему

Павлушова Ирина Николаевна

Научно-исследовательская работа по теме "Типы бабы Яги"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tipy_baby_yagi.pptx1.03 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор работы: Сотниченко Анна Ученица 4 «В» класса Классный руководитель : Павлушова Ирина Николаевна. ТИПЫ БАБЫ-ЯГИ В РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗКАХ.

Слайд 2

Одной из самых ярких, оригинальных, загадочных и сложных героинь русских народных сказок является Баба-Яга.

Слайд 3

Все мы знаем (по сказкам), что живет она в дремучем лесу или в чистом поле, а то и на горе в избушке на курьих ножках, на бараньих рожках, вокруг избы - забор из человеческих или лошадиных черепов.

Слайд 4

Слугами Бабы-Яги считают змей, лягушек, ящериц, черных кошек, ворон и т.д. Создаётся впечатление, что Яга очень злая.

Слайд 5

Гипотеза: Если Баба-Яга способна помогать герою, то, вероятно, её нельзя причислять к отрицательным персонажам .

Слайд 6

Материалом исследования послужили тексты волшебных русских народных сказок. Объект исследования : русские народные сказки. Предмет исследования: типы Бабы-Яги.

Слайд 7

Цель работы : выяснить, в каких образах (положительных или отрицательных) предстаёт в русских сказках Баба Яга.

Слайд 8

Для реализации поставленной цели я наметила следующие задачи: 1.Проанализировать русские народные сказки, в которых присутствует образ Бабы Яги, и выявить ее добрые и злые поступки. 2.Определить основные типы Бабы-Яги. 3.Провести опрос среди учащихся и учителей школы.

Слайд 9

Методы работы. 1.Чтение русских народных сказок. 2 .Наблюдение, классификация, обобщение (описательный метод).

Слайд 10

Баба-Яга, действительно, очень трудный для анализа персонаж. В волшебных сказках в образе Бабы-Яги как бы переплелись качества положительного и отрицательного персонажа. Я прочитала много русских народных сказок. Для анализа мною были отобраны только те, в которых присутствует такой персонаж, как Баба Яга. Свое наблюдение над этим образом оформила в виде таблицы .

Слайд 11

Сказки, в которых Баба Яга по типу дарительница подтип -советчица Сказки, в которых Баба Яга по типу дарительница подтип -повелительница. 1. «Царь-девица» 1. «Девяткин » 2. «Царь-медведь » 2. «Василиса Прекрасная » 3. «Про Кати-Горошек » 3. «Заколдованная королевна» 4. «Одиннадцать лебедей» 4. «Поди туда – не знаю куда, принеси то - не знаю что» 5.«Разодрались комар с мухой» 6. «Финист –Ясный Сокол»

Слайд 12

Сказки, в которых Баба Яга воительница Сказки, в которых Баба Яга похитительница. 1. «Запечный Искр» 1. «Баба-Яга» 2. «Баба-Яга и Заморышек » 2. « Кузнечонок » 3. «Иван-царевич и Белый Полянин» 3. «Гуси- лебеди» 4. «Марья Моревна » 4. «Снежок » 5. «Летел орёл»

Слайд 13

Сказки, в которых Баба Яга прародительницу 1. «Снежок» 2. « Летел Орел» 6. «Иван-царевич и Белый Полянин» 3. « Кузнечонок » 7. «Поди туда – не знаю куда, принеси то- не знаю что» 4. «Запечный Искр» 8. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» 5. «Баба-Яга и Заморышек »

Слайд 14

К сожалению, в прочитанных мною русских народных сказках не встретился подтип Бабы-Яги - охранительницы, покровительницы.

Слайд 15

В ходе работы я провела опрос, в котором выясняла как у нас в школе дети и взрослые оценивают образ Бабы-Яги в русских народных сказках. В нем я просила отметить плюсиком правильный ответ на вопрос : «Баба-Яга – положительный или отрицательный персонаж?» И давала варианты ответа: 1. положительный 2. отрицательный 3. 50/50 И пояснить свой выбор, т.е. ответить на вопрос почему они выбрали этот вариант.

Слайд 16

Опросник Отметьте, пожалуйста, (+) правильный, с вашей точки зрения, ответ на вопрос. И поясните свой выбор, т.е. ответьте на вопрос почему Вы выбрали этот вариант: «Баба-Яга – положительный или отрицательный персонаж?» Варианты ответа: 1. положительный………………….. 2. отрицательный…………………… 3. 50/50………………………………

Слайд 17

Опрос показал, что для большинства обучающихся Баба Яга - злой персонаж (13 человек это 46%), который добрых дел не совершает. У семи опрошенных это 25% она является доброй помощницей и защитницей. У оставшихся восьми это 29% опрошенных она делится пополам. Результаты своего опроса я представила в виде диаграммы.

Слайд 19

Для педагогов – Баба Яга злое существо (4 человека из 10), либо существо, которое, в зависимости от обстоятельств, совершает добрые или злые дела ( 4 человека из 10). Лишь двое учителей считают, что Баба-Яга - положительный персонаж .

Слайд 21

Я рассмотрела разные типы Бабы-Яги в русских народных сказках. Это очень запоминающийся персонаж и по своему виду, и по характеру. Перечитав множество сказок, я сделала поразительное открытие – Бабу Ягу несправедливо обвиняют только в злодействах. Её, с моей точки зрения, нельзя относить к отрицательным персонажам. Баба Яга в сказках не только зла и коварна, она бывает и на удивление доброй. Она часто помогает героям в трудных ситуациях как советом, так и делом (часто даёт героям волшебные предметы).

Слайд 22

Вывод: Опираясь на таблицу «Типы (подтипы) Бабы-Яги», делаю вывод, что Баба-Яга – «хранительница» побеждает (такой образ я встретила в 60% проанализированных мною сказках), несмотря на то, что без «воительницы» мы ее не представляем .

Слайд 23

Сказки еще раз напоминают, что добро и зло живут рядом, но добро всегда побеждает зло. « В сказках солнышко горит, Справедливость в ней царит! Сказка – умница и прелесть, Ей повсюду путь открыт, Чтобы, чтобы, чтобы снова Добрый злого победил. Чтобы добрый, Чтобы злого Стать хорошим убедил .» (Ю. Мориц )

Слайд 24

Литература 1.Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести/ Авторы вступит. Статей, сост. и коммент . В. П. Аникин, Д. С. Лихачёв и Т. Н. Михельсон . – М., 1969. 2.В тридевятом царстве. Сказки для детей и взрослых. – Барнаул, 1994. 3.Волшебные сказки. Сказки о животных. Бытовые сказки./Сост. А. Л. Налепин . – М., 1993. 4.Кума-Чародейка. Нижегородские сказки, предания и легенды /Сборник: Составители Ю. М. Медведев, В. Н. Блохина. – Нижний Новгород, 1993. 5.Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – М., 1985. 6.Русские народные сказки. Сказки братьев Гримм. Сказки Гауфа . – М., 1992. 7.Русские сказки Сибири. /Сост. Т. Г. Леонова. – Новосибирск, 1977. 8. http://ww.paganism.ru/babayagahtm - о происхождении образа. 9.http://www.zankovcom/lit-met3.htm -- статьи по изучению народных сказок. 10.Большой энциклопедический словарь. Мифология. – М., 1998. 11.http://www.fio.ru/index.php?id=3156 – на уроках чтения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа по теме: "Роль проблемного обучения в развитии творческого мышления младших школьников на уроках математики" Дипломная работа успешно защищена в 2011г

Научно-исследовательская работа по теме: "Роль проблемного обучения в развитии творческого мышления на уроках математики"...

Организация научно – исследовательской, проектной работы обучающихся на основе ресурсов краеведения.

Информационное  общество  предъявляет  новые  требования  к  системе  образования. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем ...

Научно-исследовательская проектная работа «Мой домашний питомец»

           Издавна кошки являются любимыми домашними питомцами.Их независимость и красота всегда привлекали людей.Каждая кошка имеет свой характер и натуру.Как пра...

Мастер-класс на тему: «Научно-исследовательская деятельность. Работа над структурой проекта. Мини-проект «Нарядная клумба на школьном дворе»

Мастер-класс на тему «Научно-исследовательская деятельность. Работа над структурой проекта. Мини-проект «Нарядная клумба на школьном дворе»...

Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .

В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый  класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на  основе ме...

Научно-исследовательская (проектная) работа "Фетровая книжка для развития детей"

Как только появилось человечество, назрела необходимость увлечь мамам своих детей, чтобы заняться своими делами. Иногда у мам это действительно получалось, но  некоторые из приёмов потерпели неуд...

Научно-исследовательская работа на XX городскую научно-практическую конференцию «Первые шаги в науку» "Коронавирус:реалии"

Научно-исследовательская работа на XX городскую научно-практическую конференцию «Первые шаги в науку» "КОРОНАВИРУС: РЕАЛИИ"...