Образовательная программа кружка по развитию речи "Риторика повседневного общения" в коррекционной школе
рабочая программа на тему
Образовательная программа кружка по развитию речи «Риторика повседневного общения» учитывает возрастные, психологические и физиологические особенности младшего школьника с ДЦП.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ritorika.docx | 14.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная программа
кружка по развитию речи
"Риторика повседневного общения"
в коррекционной школе
Пояснительная записка.
Актуальность и перспективность программы
Образовательная программа кружка по развитию речи «Риторика повседневного общения» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования ,концепцией Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (СФГОС). Программа учитывает возрастные, психологические и физиологические особенности младшего школьника с ДЦП.
Для обучающихся с ДЦП характерны следующие причины недостатков речевого развития: ограниченный объем знаний и представлений об окружающем, недостаточность предметно-практической деятельности и социальных контактов. Дети имеют небольшой жизненный опыт, общаются с ограниченным кругом людей.
Несмотря на то, что контингент детей с двигательными нарушениями неоднороден, реализация программы обеспечит возможность получения помощи по развитию речи,социальной адаптации, развитию позитивного отношения к обществу, семье и обучению в школе, включению в коллективную деятельность обучающихся разного возраста и уровня развития.
Цели и задачи программы
Цель программы – организация коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, способствующей успешной социализации в обществе, адаптации в учебной деятельности; развитие правильной, четкой, выразительной речи с соответствующим возрасту словарным запасом , с применением методов и приемов, направленных на развитие активной сознательной деятельности детей в области речевых умений.
Задачи:
Обучающие
- учить детей осваивать языковые понятия
- обучить коммуникативным навыкам
Развивающие
- развитие речевого аппарата
- развивать пространственные представления
- развивать чувство ритма, координацию
- развитие общей и мелкой моторики
Воспитательные:
воспитывать и совершенствовать личностные качества;
- воспитывать любовь к родному языку;
- воспитывать уважение к старшим и сверстникам
Коррекционные:
- развивать речевое дыхание;
- развивать артикуляционный аппарат;
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать грамматический строй и связную речь;
- формировать и развивать когнитивные функции .
Требования ФГОС к уровню развития речи учащихся с точки зрения развития коммуникативных УУД. ФГОС уделяет большое внимание развитию речи в рамках развития коммуникативных универсальных учебных действий.
Планируемые результаты обучения по данной программе применимые к уровню развития речи в соответствии с ФГОС НОО таковы:
Коммуникативные
Обучающийся получит возможность научиться:
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• строить понятные для партнера высказывания
• задавать вопросы
Регулятивные
• контролировать действия партнера;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Личностные
- сознательному отношению к языку как к ценности
- бережному отношению к родному языку
- осознанию личного влияние на ситуацию общения
- пониманию принадлежности к русскому народу
Предметные
Обучающийся получит возможность научится:
• оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
• выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения;
• сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения
понимать отличие одних форм устной народной речи от других и использовать их.
• корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
Основные методы и принципы работы
Основные методы обучения:
- практические;
- наглядно-демонстрационные;
- игровые;
- словесные;
- игровое моделирование типовых ситуаций.
Основные принципы:
- принцип гуманистической направленности педагогического процесса: развитие умений, позволяющих школьнику преодолевать трудности коммуникации( несмотря на дефекты речи).
- принцип системно-деятельного подхода;
- принцип дифференцированного подхода (учет различной структуры дефекта, возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка);
- принцип доступности (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям)
- принцип практичности (знания и умения могут использоваться в повседневной жизни и в учебной деятельности);
- принцип комплексности (система занятий построена на межпредметных связях).
Содержание занятий
Каждое занятие предполагает в своей структуре разучивание детьми и применение упражнений на развитие речевого аппарата, пальчиковую гимнастику, задания на развитие мелкой моторики, теоретический материал, практические разноуровневые задания подобранные согласно возрастной категории обучающихся и их возможностей.
Организация работы кружка.
Программа предназначена для коррекционного обучения детей школьного возраста 7-11 лет (1-4 классы) уровня 6.2,6.3 с нормально развивающейся речью и имеющих отклонения в речевом развитии. Занятия в кружке проводятся с детьми в форме групповых занятий один раз в неделю во вторую половину дня в соответствии с годовым календарным графиком работы и утвержденной сеткой образовательного школьного учреждения продолжительностью 35-40 мин. Занятия проводит учитель начальных классов (учитель-логопед )в учебном классе .
Материально-техническое обеспечение:
- Столы ученические
- Стулья ученические
- Зеркала индивидуальные
- Набор игрушек
- Настольные игры (лото, домино)
- Альбомы для рисования
- Цветные карандаши
- Ученические тетради
- Журнал посещения.
- Материалы речевого обследования обучающихся.
Тематический план
(1 раз в неделю,34 часа в год. )
№ | Тема занятия | Задачи | Кол-во часов | Планируемый результат | Контрольное мероприятие |
1 | Вводное занятие « Что такое риторика» | Ознакомить с понятием «риторика», научить выполнять речевые разминки, развивать речевой аппарат, воспитывать интерес к языку | 1 | Слушать инструкцию и последовательно ее выполнять, Овладение пальчиками, развитие координации движений, запоминание стихотворений, расширение кругозора | Диагностика уровня развития речи |
2 | Волшебные слова | Выявить знания детей о словах вежливости, научить правилам вежливого общения в разных ситуациях и с людьми разных возрастных категорий | 1 | Научаться применять слова вежливости в различных ситуациях , строить фразу приветствия, прощания , просьбы, извинения, в зависимости от того к какой возрастной категории направлено высказывание | |
3 | Знакомство | Активизировать коммуникативные умения в ситуации знакомства:учить задавать В ходе диалога | 1 | Научатся использоваь формы вежливости при приветствии и прощании,называть своё имя,как настоящее,так и ролевое. | |
4 | Я и моя семья | Активизировать коммуникативные умения в ситуации общения с членами семьи, учить строить высказывания на заданную тему | 1 | Научатся описывать свою семью(cостав, занятия, обязанности и т.п), закрепят и пополнят словарь по теме семья. | |
5 | Диалог и монолог | Научить различать понятия «диалог», «монолог», подбирать речевые средства в конкретной ситуации, продолжить учить выразительно говорить на родном языке. | 2 | Пополнят и закрепят знание словаря по теме, научаться вести несложный диалог, использовать монологическую речь уместной эмоциональной окрашенности, научаться слушать собеседника и адекватно отвечать на вопросы. | |
6 | Речевые ситуации(говорить «по делу») | Раскрыть смысловое значение пословицы “Слово-серебро, а молчание -золото» | 2 | Научатся строить высказывание, соответствующее ситуации, повысят коммуникативные навыки, научатся применять слова вежливости в беседе с посторонними людьми в общественных местах (поликлинике, магазине, школе, в развлекательных местах и т.п.) | |
7 | Разговор по телефону | Научить пользоваться телефоном, развивать речевые навыки, воспитывать уважительное отношение к собеседнику. | 1 | Научаться вести диалог по телефону, закрепят знания о вызове экстренных служб, научаться относится к телефону как к прибору для делового общения. | |
8 | Идём в гости и принимаем гостей | Ативизировать речевые навыки в беседе по теме, учить соглашаться и возражать, одобрять собеседника, вести разговор в группе, воспитывать уважительное отношение к окружающи, патриотическое отношение к традициям русского народа. | 2 | Научатся правилам приглашения в гости, закрепят навыки поведения в гостях, научатся вести беседу в группе, вступать в разговор не перебивая говорящих, предлагать тему для беседы и поддерживать разговор. | |
9 | Кого и как поздравить с праздником | На примере общих праздников научить правилам поздравления, ознакомить с правилами дарения и принятия подарков, развивать речевую коммуникацию, воспитывать уважительное отношение к окружающи, патриотическое отношение к традициям русского народа. | 1 | Научаться отличать поздравление близких людей от поздравления официального ,пополнят словарь, научаться вести диалог в ситуации ответного поздравления, составлять текст поздравительной открытки и правилам её оформления. | |
10 | Речевые ситуации. Закрепление. | Отработать полученные знания на примере различных ситуаций, развивать умения строить речь, выбирать речевые средства, адекватно эмоционально окрашивать речь, воспитывать уважительное отношение к собеседнику. | 4 | Научатся применять полученные знания , формировать фразовую речь | |
11 | Викторина «В стране вежливых слов» | Закрепление полученных знаний, развитие речевых навыков, воспитание соревновательного духа не противоречащего уважительному отношению к сверстникам. | 1 | Научатся применять полученные знания в ситуации конкурентной борьбы, получат опыт участия в соревновании, разовьют личностные качества(радость за успех товарища, умения правильно реагировать на неудачу и поражение) | конкурсное мероприятие |
12 | Богатство речи: синонимы | Ознакомить с понятием, закрепить знания о группах слов,расширить словарный запас,упражнять в подборе синонимов к различным частям речи, воспитывать интерес к изучению родного языка. | 2 | Расширят лексический запас, научатся употреблять синонимы для избежания повторов в высказывании,научатся лексически обозначать отличительные признаки предметов, строить развёрнутую фразу. | |
13 | Богатство речи: антонимы | Ознакомить с понятием, закрепить знания о группах слов, расширить словарный запас, упражнять в подборе антонимов к различным частям речи, воспитывать интерес к изучению родного языка. | 2 | Расширят лексический запас, научатся употреблять антонимы в высказывании, научатся лексически обозначать отличительные признаки предметов, строить развёрнутую фразу. | |
14 | Богатство речи: многозначные слова | Ознакомить с понятием, развивать речь и словарный запас, воспитывать интерес к изучению родного языка | 2 | Научаться понимать значения многозначных слов в контексте, составлять предложения различные по смыслу с многозначными словами, расширят словарный запас. | |
15 | Прямое и переносное значение слов | Ознакомить с понятием,развивать понимание и объяснять переносное значение слов, красоту речи, воспитывать любовь к русской поэзии, природе родного края | 2 | На примере отрывков стихотворений о прроде приобретут понимание переносных значений слов, навыки использования слов в прямом и переносном значении, навыки выразительного чтения, умения слушать и понимать поэтическое произведение. | |
16 | Загадка | Научить раскрывать смысл загадки через понимание зашифрованных признаков предметов, упражнять в разгадывании загадок, развивать логическое мышление, воспитывать любовь к устному народному творчеству. | 2 | Научатся разгадывать загадки и придумывать собственные, приобретут навыки выразительного произнесения загадок. | |
17 | Крылатые слова | Ознакомить с понятием, развивать понимание и переносное значение выражений, умение различать их в речевом потоке, воспитывать интерес к родному языку. | 2 | Научатся отличать и понимать крылатые выражения в речи, подбирать подходящую иллюстрацию ,пополнят словарный запас, разовьют навыки художественного оформления речи. | |
20 | поговорка | Ознакомить с определением поговорки, развивать умение применять поговорки в речи, воспитывать интерес и любовь к родному языку. | 1 | Запомнят несколько поговорок, научатся выделять их в устной и письменной речи, составлять короткие тексты с использованием поговорок, расширят словарный запас. | |
22 | пословица | Ознакомить с определением пословицы, развивать умение применять пословицы в речи, воспитывать интерес и любовь к родному языку. | 1 | Запомнят несколько пословиц, научатся выделять их в устной и письменной речи, составлять короткие тексты с использованием пословиц, расширят словарный запас. | |
23 | Отличие пословиц и поговорок использование их в речи | Научить отличать пословицы от поговорок, развивать художественную речь, воспитывать любовь и интерес к русскому языку. | 2 | Приобретут знания об отличительных признаках пословиц и поговорок, научатся замечать и выделять их в устной и письменной речи, в литературных произведениях, применять в речевых ситуациях. | |
24 | Закрепление | Создание ситуации успеха в представлении полученных умений, закрепление изученного. | 1 | Получат возможность проявить творческие способности, повысить самооценку, опыт публичного выступления. | концерт ( стихи, песни , сценки) |
Список литературы.
1.Примерная адаптированная образовательные программы для категорий, обучающихся с ОВЗ в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС (дети с нарушениями ОДА)
2.Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата .Учеб. пособие для студентов обучающихся по спец. "Социальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях" / Левченко Ирина Юрьевна, Приходько Оксана Георгиевна. - М. : Академия, 2001. - 186 с ; С.
3..Программы специальных(коррекционных)образовательных учреждений 8 вида.Москва «просвещение» 2009.Под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа кружка"Добродея"
Пояснительная записка, цель, задачи, формы и методы работы, ожидаемый результат,планирование....
Рабочая программа по чтению и развитию речи 2 класс коррекционной школы VIII вида
Программа предусматривает включение в урок чтения, музыки и рисования. Способствует развитию речи,познавательных процессов воспитанников с нарушениями интеллекта....
Рабочая программа по письму и развитию речи 9 класс коррекционная школа 8 вида индивидуальное обучение
Рабочая программа для ученика 9 класса индивидуального обучения....
Программа кружка по русскому языку для начальных классов "Школа развития речи"
Данная программа предназаначена для проведения внеклассных занятий по русскому языку. Эти занятия способствуют обогащению словарного запаса учащихся, развитию их устной и письменной речи....
Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по освоению образовательной области «Художественно – эстетическое развитие», «Музыка», детей подготовительной к школе группы дошкольных образовательных учреждений.
Тема: «Необычное путешествие» Цель: создание условий для проявления детской самостоятельности и инициативности в процессе музыкальной деятельности. Задачи: Развивать творческую активность в музыка...
Статья Использование современных образовательных технологий на уроках истории, как средство развития познавательной активности учащихся коррекционной школы
Использование современных образовательных технологий на уроках истории, как средство развития познавательной активности учащихся коррекционной школы...
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ обучающегося 2 класса коррекционной школы
Программа разработана на основе: «Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ Министерства прос...