Вопросы адаптации первоклассников к школе как составная часть здоровьесберегающих технологий
статья по зож (1 класс) на тему

Илюшова Татьяна Алексеевна

Очень сложным для первоклассников является период адаптации к школе. Обычно он составляет от 1 до 2 месяцев. Ребёнку необходимо помочь адаптироваться в школе. Педагогу важно создать  доброжелательную атмосферу взаимодействия в классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вопросы адаптации первоклассников к школе как составная часть здоровьесберегающих технологий

Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Очень сложным для первоклассников является период адаптации в школе. Обычно он составляет от 1 до 2 месяцев. В этот период некоторые дети могут быть очень шумными, крикливыми, без удержу носятся по коридорам, отвлекаются на уроках, даже могут иногда дерзить, капризничать.
Другие очень скованы, робки, стараются держаться незаметно, слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плачут. У некоторых детей нарушается сон, аппетит, они становятся очень капризны, появляется интерес к игрушкам, играм, книгам для очень маленьких детей.

Увеличивается количество заболеваний, которые  вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, его организм в связи с резким изменением образа жизни, в связи со значительным увеличением тех требований, которым ребенок должен отвечать.
Конечно, не у всех детей адаптация к школе протекает с подобными отклонениями, но есть первоклассники, у которых этот процесс сильно затягивается. У некоторых полноценной адаптации к школе на 1 году обучения так и не происходит.

Некоторые дети к середине дня оказываются уже переутомленными, некоторые дети невеселы уже по утрам, у них появляются головные боли и боли в области живота: страх, тревога перед предстоящей работой в классе из-за расставания с домом, родителями. Ребенку необходимо помочь адаптироваться в школе.

Г.А. Цукерман называет этот период своеобразной инициацией в новый возраст, в новую систему отношений со взрослым, сверстником и самим собой.

Педагогу важно создать доброжелательную атмосферу взаимодействия в классе, когда каждый первоклассник сможет прояснить для себя непонятное, предложить свою точку зрения в обсуждении, принять мнение одноклассника, не похожее на собственное. Ребята учатся прислушиваться к своим чувствам, оценивать результаты своих знаний. Все это способствует снятию тревожности.  

Для успешной  и безболезненной адаптации в нашем лицее на протяжении многих лет работает «Школа будущего лицеиста». Она работает по субботам и состоит из 2-х занятий в день по 25 минут, как правило математика и развитие речи.

Кроме этого очень важна  помошь психолога. Для профилактики дезадаптации школьный психолог совместно с психологами детских садов  начинает свою работу за полгода до поступления ребёнка в школу. Он проводит тестирование детей в присутствии родителей, анкетирование, наблюдение, беседы, индивидуальные консультации при необходимости.

Как оказать ребенку помощь в адаптации к школе

Самый важный результат такой помощи – это восстановить у ребёнка положительное отношение к повседневной школьной деятельности. Когда школа приносит детям радость или хотя бы не вызывает негативных переживаний, связанных с осознанием себя неполноценным, тогда школа не является проблемой.

  1. Сохранение   здоровья  детей - главное, на что надо обращать внимание при  поступлении ребёнка в школу, закладывать  навыки правильного режима дня, гигиенические навыки, профилактика заболеваний, негативного отношения к вредным привычкам,  изучение особенностей своего организма, а  также проведение оздоровительных минут во время урока,  повышение интереса к предметам.
  2. Ребёнку необходима моральная и эмоциональная поддержка (поменьше ругать, побольше не просто хвалить, а хвалить именно тогда, когда он что-то делает)
  3. Ни в коем случае не сравнивать его посредственные результаты с достижением других. Сравнивать ребёнка можно только с ним самим; отмечать его, пусть даже самые маленькие успехи.
  4. Родители должны терпеливо ждать успехов, ибо на школьных делах чаще всего и происходит замыкание порочного круга. Школа должна очень долго оставаться сферой щадящего оценивания. Ребёнку необходимо показать, что его любят не за хорошую учёбу, а любят, ценят, принимают вообще просто как собственное дитя.

Для лучшей адаптации детей в 1-х классах введён ступенчатый режим занятий с постепенным увеличением нагрузки. В начале учебного года проводятся три урока ежедневно по 35 минут, потом 3 урока по 40 минут, затем 4 урока по 40 минут, со второго полугодия выдаётся максимальная учебная нагрузка-4 урока по 45 минут.  Домашние задания первоклассникам не задаются. Расписание занятий составляется с учётом санитарно-гигиенических требований и сложности предметов. Организовано питание – завтрак после 1 урока и обед в ГПД. Для первоклассников установлены дополнительные каникулы в феврале сроком в течение одной недели. Продолжительность учебного года в 1 классе 33 недели.

Работа по формированию здорового образа жизни  первоклассников реализовывается через :

  • проведение оздоровительных пауз во время уроков
  • занятие на уроках физической культуры;
  •  динамические часы  после второго урока;
  • внеклассную работу;
  • работу с родителями. 

Вне урока можно организовать веселые старты, соревнования, игры, спортивные праздники. Работа с родителями проводится по темам: 

  • “Формирование у детей младшего школьного возраста  основ здорового образа жизни”.
  • “Игра - как фактор укрепления здоровья детей”,
  • “ Здоровый образ жизни”.

Интересно проходят совместные праздники, экскурсии, спортивные мероприятия.  Привлечение родителей дает возможность более углубленной всесторонней и систематической работы по формированию здорового образа жизни первоклассников. Совместная работа укрепляет и физическое, и духовное здоровье ребенка.

Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе начальной школы позволяет первоклассникам более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К вопросу адаптации первоклассников: учитель – ученик – родители.

Родителям будущих первоклассников к вопросу об адаптации ребенка в школе....

Технологическая карта родительского собрания с использованием технологии РКМЧП по теме: "Трудности адаптации первоклассников в школе".

Технологическая карта родительского собрания с использованием технологии РКМЧП по теме: "Трудности адаптации первоклассников в школе"....

Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

2.4. Иллюстративный план мероприятий Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассник...

2 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе первого месяца адаптации первоклассников

2 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школепервого ме...

3 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

3 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе...

4 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2022 - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

4 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2022 - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе...