Проектная деятельность в начальной школе, критерии и способ ее оценки
статья на тему

Викулова Анна Александровна

Особенность проектной деятельности в начальной школе; Критерии оценки проекта для всех участников образовательного процесса:для учителя, одноклассников и выступающего.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в начальной школе, примерные критерии и способ ее оценки.

Согласно ФГОС второго поколения, основной целью является научить ребенка учиться (системно-деятельностный подход). Одним из наиболее эффективных методов  реализации данного подхода является проектная деятельность. На сегодняшний день много написано литературы про проектную деятельность, как активный метод обучения.. Попробуем сначала выделить особенности применения метода проектов в начальной школе  и ответить на вопросы зачем? , что?, когда?.

Итак, 

  1. «Зачем?»

Включение учащихся в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.  Вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно, так как именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений.                                                                                                                                             При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные, психологические, физиологические и гигиенические особенности младших школьников.

  1. «Что?»

 При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные, психологические, физиологические и гигиенические особенности младших школьников. А именно:

  • Темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним.
  • Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития.
  • Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками.

  1. «Когда?»

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею.

Включать школьников в проектную деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Вначале – доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты.

Исходя из этого, возникает еще один вопрос, а именно, какие существуют критерии оценки деятельности ребенка на уроке. А они могут быть, как общими, так и частными, в зависимости от предмета, возраста учащегося, вида работы  т.д.

При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для всех участников образовательного процесса.

Обобщенная оценка будет складываться из:

Оценка учителя, средняя оценка одноклассников , самооценка автора проекта. Условно говоря, ее можно выразить формулой:

D = (А+В:n+С):3, где D-итоговая оценка, A- оценка учителя, B- оценка одноклассников, n-количество команд или мнений одноклассников, C-самооценка автора.

Рассмотрим общие критерии, т.к. частные учитель будет выделять под конкретный урок.

Критерии оценивания учителем:

1.Самостоятельность

Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;

2. Включенность в работу

Степень активности в групповой работе и чёткость выполнения отведённой роли;

3.Информация

Количество новой информации использованной для выполнения проекта; степень осмысления ;

4.Уровень сложности

Оригинальность идеи, способа решения проблемы;

5.Презентация

Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности, творческий подход в подготовке наглядности;

6.Рефлексия

Владение рефлексией; социальное и прикладное значение полученных результатов (для чего?, чему научились?), вывод.

Учитель в каждом пункте может выделить подпункты и выставлять +

Критерии

1.

Оценивание

+

2.а

2.б

……

Итог

+

-

….

Критерии оценивания для одноклассников:

1.План

Составление плана действий для создания проекта (возможна помощь учителя на начальных этапах)

2.Информация

Использование интересной информации согласно плану действий

3.Включенность в работу

Вовлечение в проект, роль каждого учащегося

4.Презентация

Оформление проекта, творческий подход, защита проекта

5.Рефлексия

Значимость проекта, сделанный вывод

Одноклассники могут оценивать положительно, если присутствует какой-либо подпункт

Критерии оценивания автором  :  

1.Ответил ли на все пункты в плане

2.Понравилось ли свое выступление

3.Значимость проекта                                 

Итак, авторитет современного инновационного учителя определяется его способностью быть инициатором интересных начинаний. Учитель инициирует самостоятельную активность детей, бросает вызов их сообразительности и изобретательности. Учитель становится педагогом-помощником детям,  он помогает им увидеть и прочувствовать огромный мир во всём его единстве, многообразии и красоте.

Викулова Анна Александровна

Учитель начальных классов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе

Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....

Образовательный проект на тему « Реализация технологии проектной деятельности в начальной школе, как способ формирования УУД в рамках ФГОС НОО».

Формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности обучающихся младшего школьного возраста в рамках реализации проектной технологии, уровень освоения которых в значительной мере ...

Проектная деятельность в начальной школе как способ формирования УУД

Проектная деятельность в начальной школе как способ формирования УУД...

Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проект­ная деятельность....

Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе

В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....