Проектная деятельность в начальной школе как способ формирования УУД
материал на тему

Алексюнина Елена Владимировна

Проектная деятельность в начальной школе как способ формирования УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx25.85 КБ

Предварительный просмотр:

Начало пути  реализации ФГОС стало использование метода творческих проектов. Поиски ответов не только на вопросы: «Чему учить?», «Как учить?», «Зачем учить?», но и на вопрос «Как учить результативно?» - привели учёных и практиков к попытке изменить подход к  учебному  процессу.

Учителю начальных классов необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, т.е. универсальные учебные действия.

Одним из эффективных методов формирования УУД, является проектная деятельность.

( Слайд 1) Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы.

( Слайд 2) Проектный метод позволяет организовать деятельность учащихся не только с опорой на личный опыт, но и развивать такие черты характера, как самостоятельность, любознательность, развивать социальные навыки в процессе групповых взаимодействий, приобретать опыт исследовательской деятельности, формировать креативность мышления, интеллектуальные, информационные, коммуникативные навыки.

Особую роль проектные задачи играют в становлении учебного сотрудничества в малых группах. Взаимодействуя в группе, дети понимают, что для достижения общей цели всем участникам необходимо договариваться между собой, вырабатывать общую стратегию решения задачи, распределять обязанности, осуществлять взаимопомощь в процессе решения задачи.

На мой взгляд – метод проектов очень интересная работа. У неё много плюсов.

( Слайд 3)

1. Развитие творческого мышления, умения добывать информацию, самостоятельно отбирать и накапливать материал, т.е. приобретаются навыки самообразования и контроля.

При подборе материалов обучающиеся используют различные источники информации, работают со справочниками, художественной литературой, учебниками.

2. Моделируется реальная технологическая цепочка, состоящая из 5 П: проблема, проектирование, поиск, продукт, презентация.

3. Плюс проектной работы также в том, что формируются навыки групповой деятельности, т.е. в ходе работы над проектом ребятам приходилось устанавливать социальные контакты (распределять обязанности, взаимодействовать друг с другом), адекватно оценивать себя и других.

4. Ещё одним плюсом метода проектов является интерес к познавательной деятельности. Метод проектов позволяет соединять знания из разных областей и применять их на практике. Это одна из технологий воспитания мотивированных детей.

Эта работа оказывает огромное влияние как на отдельного школьника в плане развития его самостоятельности, так и на коллектив в целом, поскольку достижение единой цели очень сплачивает детей. Кроме того, добывание информации самостоятельно позволяет усвоить её гораздо прочнее, чем получение в разжеванном виде. Но самое главное, метод проектов учит детей организовывать деятельность и учит размышлять. А это важнейшие умения, которые будут способствовать будущей успешной взрослой жизни.

 Но есть и минусы проектной деятельности. ( Слайд 4)

Конечно возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности младших школьников. То, что ребята старшего звена сделают с лёгкостью, у начальных классов вызовет затруднения, поэтому проект в начальных классах это огромная работа руководителя, требующая нестандартных методов. Детям младшего школьного возраста необходима помощь взрослого на всех этапах работы над проектом. Однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в мл. шк. возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений, которые способствуют в последствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.

Ещё 1 минусом является то, что в нач. кл. ученики только-только приступают к поисково-исследовательской работе. Это связано с тем, что они ещё не умеют работать с литературой, выделять главное и делать обобщения.

 

Для успешной организации работы над проектами  я изучила темы проектов, которые предлагались обучающимся в 1 классе. Конечно, без помощи родителей обучающиеся не смогли бы справиться с поставленными перед ними задачами. Поэтому свою работу начала с проведения родительского собрания, на котором рассказала родителям о целях и задачах проектной деятельности, совместно с родителями рассмотрели темы  проектов предлагаемые обучающимся в учебном году по предметам. ( Слайд 5) Первоначальные требования работы над проектом в 1 классе были определены мною как: выполнение работы на листе А-4, с подборкой нескольких фотографий или рисунков, и описанием в 5-7 предложений. На уроках совместно с детьми определялись, наглядный материал в виде фотографий или рисунков, которые они могут поместить в проект, объем работы который выполнит ребенок, а что помогут ему сделать   родители

В 1 классе ребята подготовили большой проект по литературному чтению «Живая азбука». ( Слайд 6) Подготовкой к данному проекту служили творческие задания:1) на что похожа буква – найти и сравнить предметы похожие на буквы; 2) Рисунок «живой» буквы; 3) рассказ о букве;  4) стихотворения про буквы. (Слайд 7) Итогом данного проекта был праздник « Путешествие в страну Букварию». На данное мероприятие были приглашены родители, и ребята с огромным удовольствием продемонстрировали свои творческие работы, которые они создали в ходе реализации проекта.

 Во 2 классе  дети увлеклись созданием проектов, они сами определяют объем и тему информации, количество фотоматериалов, форму создания проекта. Проекты обучающихся в этом учебном году содержат больший объем  информации  и фотоматериалов. Мы с ребятами провели уже ряд проектов, такие как:

  1. И в шутку и в серьез  ( Слайд 8)
  2. Детский журнал ( Слайд 9)
  3. Мой друг ( Слайд 10)
  4. Красная книга ( Слайд 11)
  5. Профессии  ( Слайд 12)
  6. Родословная ( Слайд 13)

На данный момент едет работа над большим проектом « 9 мая- День победы», приуроченный к 70- ию ВОВ.  Ребята уже выполнили ряд творческих заданий ( поделки, рисунки) сейчас ребята занимаются сбором информации об основных битвах и героях войны. Итогом данного проекта будет выставка поделок и коллективная стенгазета. ( Слайд 14)

Защиту проекта пропустить нельзя. Без нее работа над проектом  не может считаться завершенной. Это один из главных этапов обучения начинающего исследователя. Защита должна быть публичной, с привлечением авторов других проектов, зрителей (завучи, учителя, родители). Таким образом, ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения. ( Слайд 15-16)

 Во втором классе я решила разработать памятку  по защите проектов в форме «незаконченных предложений». ( Слайд 17)

Памятка для защиты проектов:

Я подготовил проект на тему....

2.  В ходе работы над проектом я решил следующие задачи….

3. В ходе проекта я решил проблему...

4.Для своего проекта отобрал материал.....

5. Использовал такую литературу....

6. Продукт моего проекта....

7. Я хочу рассказать о.....

8.На рисунке (фото) изображено.....

9. Я использовал эти фотографии или рисунки потому  что....

10. Мне понравилось работать над проектом, т.к. я узнал....

11. Мой продукт можно использовать...(продвижение проекта)

12 .Актуальность моего проекта заключается в том, что....

В этом учебном году для защиты своих проектов обучающиеся использовали вопросы которые подчеркнуты. В следующем учебном году   обучающиеся будут использовать все вопросы памятки. За все проекты, выполненные обучающимися в течение года выставляю только положительной оценки, т.к.  в проекте достоин любой уровень  результатов. ( Слайд 18)  

Участие обучающихся в проектной деятельности

2 класс 2014-2015 учебный год

Ф.И.учащихся

Окружающий мир

Русский язык

Литературное чтение

«Красная книга»

«Профессии»

«Родословная»

«Мой друг»

«И в шутку и всерьёз»

Проект «Детский журнал»

1

Амбарцумова Ева

+

+

+

2

Давлятшин Ренат

+

+

+

+

+

3

Давыскиба Максим

+

+

+

+

+

+

4

Зеленюк Ева

+

+

+

+

+

+

5

Лихоманов Семен

+

+

+

+

+

+

6

Лебедянцев Максим

+

+

+

+

+

7

Ляпин Илья

+

+

+

8

Симонов Степан

+

+

9

Федотиков Иван

+

+

+

+

+

10

Федотикова Елизавета

+

+

+

+

+

11

Филякин Александр

+

+

12

Якимнюк Ангелина

+

+

+

+

+

Вывод: К концу учебного года увеличилось количество детей желающих принять участие в проектной деятельности. Презентации работ первых групп дали сильный толчок для остальных учащихся: работа в группах, самостоятельный поиск информации, красочное и разнообразное оформление работ, публичное выступление очень понравилось всем учащимся. Из общего числа учащихся выделилась группа детей, принявшая участие в наибольшем количестве проектов.

В итоге, в результате участия в  проектах у детей сформировались все 4 вида универсальных учебных действий. ( Слайд 19-22)

  1. Познавательные: наблюдали, делали выводы, научились осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием ресурсов библиотеки и интернета и представлять её. Ставили и формулировали проблему
  2. Коммуникативные: участвовали в диалоге, отвечали на вопросы, выступали на сцене, тесно контактировали с родителями. Разрешали конфликты
  3. Личностные: формирование интереса к проблеме и способам её решения; формирование основ экологической культуры, чувства прекрасного и эстетических чувств.
  4. Регулятивные: постановка учебной задачи, нахождение путей решения. Cоставляли план и последовательность действий

Корректировали работу по ходу выполнения 

Важно отметить такое регулятивное действие, как рефлексия, т.е. осознание учащимися всех компонентов своей деятельности. Во всех проектах прослеживались межпредметные связи : технология, ИЗО, окружающий мир, экология, литература.

(Слайд 23) Метод проектов – это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Вот почему можно сказать, что метод проектов расширяет горизонты в педагогической теории и практике. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.

Спасибо за внимание! ( Слайд 24)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в начальной школе как условие формирования ключевых компетенций младших школьников

Описание проектной деятельности. Система работы как условие формирования компетенций младших школьников. Методические рекомендации  по организации работы с учащимися....

Образовательный проект на тему « Реализация технологии проектной деятельности в начальной школе, как способ формирования УУД в рамках ФГОС НОО».

Формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности обучающихся младшего школьного возраста в рамках реализации проектной технологии, уровень освоения которых в значительной мере ...

Словарная работа на уроках русского языка и внеурочной деятельности в начальной школе как способ формирования читательской грамотности

В данном материале продемонстрированы приемы работы над словарными на уроках русского языка и внеурочной деятельности...