Проектная деятельность в начальной школе как способ формирования УУД
материал на тему
Проектная деятельность в начальной школе как способ формирования УУД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 25.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Начало пути реализации ФГОС стало использование метода творческих проектов. Поиски ответов не только на вопросы: «Чему учить?», «Как учить?», «Зачем учить?», но и на вопрос «Как учить результативно?» - привели учёных и практиков к попытке изменить подход к учебному процессу.
Учителю начальных классов необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, т.е. универсальные учебные действия.
Одним из эффективных методов формирования УУД, является проектная деятельность.
( Слайд 1) Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы.
( Слайд 2) Проектный метод позволяет организовать деятельность учащихся не только с опорой на личный опыт, но и развивать такие черты характера, как самостоятельность, любознательность, развивать социальные навыки в процессе групповых взаимодействий, приобретать опыт исследовательской деятельности, формировать креативность мышления, интеллектуальные, информационные, коммуникативные навыки.
Особую роль проектные задачи играют в становлении учебного сотрудничества в малых группах. Взаимодействуя в группе, дети понимают, что для достижения общей цели всем участникам необходимо договариваться между собой, вырабатывать общую стратегию решения задачи, распределять обязанности, осуществлять взаимопомощь в процессе решения задачи.
На мой взгляд – метод проектов очень интересная работа. У неё много плюсов.
( Слайд 3)
1. Развитие творческого мышления, умения добывать информацию, самостоятельно отбирать и накапливать материал, т.е. приобретаются навыки самообразования и контроля.
При подборе материалов обучающиеся используют различные источники информации, работают со справочниками, художественной литературой, учебниками.
2. Моделируется реальная технологическая цепочка, состоящая из 5 П: проблема, проектирование, поиск, продукт, презентация.
3. Плюс проектной работы также в том, что формируются навыки групповой деятельности, т.е. в ходе работы над проектом ребятам приходилось устанавливать социальные контакты (распределять обязанности, взаимодействовать друг с другом), адекватно оценивать себя и других.
4. Ещё одним плюсом метода проектов является интерес к познавательной деятельности. Метод проектов позволяет соединять знания из разных областей и применять их на практике. Это одна из технологий воспитания мотивированных детей.
Эта работа оказывает огромное влияние как на отдельного школьника в плане развития его самостоятельности, так и на коллектив в целом, поскольку достижение единой цели очень сплачивает детей. Кроме того, добывание информации самостоятельно позволяет усвоить её гораздо прочнее, чем получение в разжеванном виде. Но самое главное, метод проектов учит детей организовывать деятельность и учит размышлять. А это важнейшие умения, которые будут способствовать будущей успешной взрослой жизни.
Но есть и минусы проектной деятельности. ( Слайд 4)
Конечно возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности младших школьников. То, что ребята старшего звена сделают с лёгкостью, у начальных классов вызовет затруднения, поэтому проект в начальных классах это огромная работа руководителя, требующая нестандартных методов. Детям младшего школьного возраста необходима помощь взрослого на всех этапах работы над проектом. Однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в мл. шк. возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений, которые способствуют в последствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.
Ещё 1 минусом является то, что в нач. кл. ученики только-только приступают к поисково-исследовательской работе. Это связано с тем, что они ещё не умеют работать с литературой, выделять главное и делать обобщения.
Для успешной организации работы над проектами я изучила темы проектов, которые предлагались обучающимся в 1 классе. Конечно, без помощи родителей обучающиеся не смогли бы справиться с поставленными перед ними задачами. Поэтому свою работу начала с проведения родительского собрания, на котором рассказала родителям о целях и задачах проектной деятельности, совместно с родителями рассмотрели темы проектов предлагаемые обучающимся в учебном году по предметам. ( Слайд 5) Первоначальные требования работы над проектом в 1 классе были определены мною как: выполнение работы на листе А-4, с подборкой нескольких фотографий или рисунков, и описанием в 5-7 предложений. На уроках совместно с детьми определялись, наглядный материал в виде фотографий или рисунков, которые они могут поместить в проект, объем работы который выполнит ребенок, а что помогут ему сделать родители
В 1 классе ребята подготовили большой проект по литературному чтению «Живая азбука». ( Слайд 6) Подготовкой к данному проекту служили творческие задания:1) на что похожа буква – найти и сравнить предметы похожие на буквы; 2) Рисунок «живой» буквы; 3) рассказ о букве; 4) стихотворения про буквы. (Слайд 7) Итогом данного проекта был праздник « Путешествие в страну Букварию». На данное мероприятие были приглашены родители, и ребята с огромным удовольствием продемонстрировали свои творческие работы, которые они создали в ходе реализации проекта.
Во 2 классе дети увлеклись созданием проектов, они сами определяют объем и тему информации, количество фотоматериалов, форму создания проекта. Проекты обучающихся в этом учебном году содержат больший объем информации и фотоматериалов. Мы с ребятами провели уже ряд проектов, такие как:
- И в шутку и в серьез ( Слайд 8)
- Детский журнал ( Слайд 9)
- Мой друг ( Слайд 10)
- Красная книга ( Слайд 11)
- Профессии ( Слайд 12)
- Родословная ( Слайд 13)
На данный момент едет работа над большим проектом « 9 мая- День победы», приуроченный к 70- ию ВОВ. Ребята уже выполнили ряд творческих заданий ( поделки, рисунки) сейчас ребята занимаются сбором информации об основных битвах и героях войны. Итогом данного проекта будет выставка поделок и коллективная стенгазета. ( Слайд 14)
Защиту проекта пропустить нельзя. Без нее работа над проектом не может считаться завершенной. Это один из главных этапов обучения начинающего исследователя. Защита должна быть публичной, с привлечением авторов других проектов, зрителей (завучи, учителя, родители). Таким образом, ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения. ( Слайд 15-16)
Во втором классе я решила разработать памятку по защите проектов в форме «незаконченных предложений». ( Слайд 17)
Памятка для защиты проектов:
Я подготовил проект на тему....
2. В ходе работы над проектом я решил следующие задачи….
3. В ходе проекта я решил проблему...
4.Для своего проекта отобрал материал.....
5. Использовал такую литературу....
6. Продукт моего проекта....
7. Я хочу рассказать о.....
8.На рисунке (фото) изображено.....
9. Я использовал эти фотографии или рисунки потому что....
10. Мне понравилось работать над проектом, т.к. я узнал....
11. Мой продукт можно использовать...(продвижение проекта)
12 .Актуальность моего проекта заключается в том, что....
В этом учебном году для защиты своих проектов обучающиеся использовали вопросы которые подчеркнуты. В следующем учебном году обучающиеся будут использовать все вопросы памятки. За все проекты, выполненные обучающимися в течение года выставляю только положительной оценки, т.к. в проекте достоин любой уровень результатов. ( Слайд 18)
Участие обучающихся в проектной деятельности
2 класс 2014-2015 учебный год
Ф.И.учащихся | Окружающий мир | Русский язык | Литературное чтение | ||||
«Красная книга» | «Профессии» | «Родословная» | «Мой друг» | «И в шутку и всерьёз» | Проект «Детский журнал» | ||
1 | Амбарцумова Ева | + | + | + | |||
2 | Давлятшин Ренат | + | + | + | + | + | |
3 | Давыскиба Максим | + | + | + | + | + | + |
4 | Зеленюк Ева | + | + | + | + | + | + |
5 | Лихоманов Семен | + | + | + | + | + | + |
6 | Лебедянцев Максим | + | + | + | + | + | |
7 | Ляпин Илья | + | + | + | |||
8 | Симонов Степан | + | + | ||||
9 | Федотиков Иван | + | + | + | + | + | |
10 | Федотикова Елизавета | + | + | + | + | + | |
11 | Филякин Александр | + | + | ||||
12 | Якимнюк Ангелина | + | + | + | + | + |
Вывод: К концу учебного года увеличилось количество детей желающих принять участие в проектной деятельности. Презентации работ первых групп дали сильный толчок для остальных учащихся: работа в группах, самостоятельный поиск информации, красочное и разнообразное оформление работ, публичное выступление очень понравилось всем учащимся. Из общего числа учащихся выделилась группа детей, принявшая участие в наибольшем количестве проектов.
В итоге, в результате участия в проектах у детей сформировались все 4 вида универсальных учебных действий. ( Слайд 19-22)
- Познавательные: наблюдали, делали выводы, научились осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием ресурсов библиотеки и интернета и представлять её. Ставили и формулировали проблему
- Коммуникативные: участвовали в диалоге, отвечали на вопросы, выступали на сцене, тесно контактировали с родителями. Разрешали конфликты
- Личностные: формирование интереса к проблеме и способам её решения; формирование основ экологической культуры, чувства прекрасного и эстетических чувств.
- Регулятивные: постановка учебной задачи, нахождение путей решения. Cоставляли план и последовательность действий
Корректировали работу по ходу выполнения
Важно отметить такое регулятивное действие, как рефлексия, т.е. осознание учащимися всех компонентов своей деятельности. Во всех проектах прослеживались межпредметные связи : технология, ИЗО, окружающий мир, экология, литература.
(Слайд 23) Метод проектов – это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Вот почему можно сказать, что метод проектов расширяет горизонты в педагогической теории и практике. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.
Спасибо за внимание! ( Слайд 24)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность в начальной школе как условие формирования ключевых компетенций младших школьников
Описание проектной деятельности. Система работы как условие формирования компетенций младших школьников. Методические рекомендации по организации работы с учащимися....
« Реализация технологий проектной деятельности в начальной школе, как способ формирования УУД в рамках ФГОС».
проектные технологии для формирования УУД....
Проект « Реализация технологий проектной деятельности в начальной школе, как способ формирования УУД».
Применении системы проектных задач в начальной школе....
Презентация "Проектная деятельность в начальной школе, как средство формирования универсальных учебных действий "
Как разработать и провести проект в начальной школе....
Образовательный проект на тему « Реализация технологии проектной деятельности в начальной школе, как способ формирования УУД в рамках ФГОС НОО».
Формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности обучающихся младшего школьного возраста в рамках реализации проектной технологии, уровень освоения которых в значительной мере ...
Словарная работа на уроках русского языка и внеурочной деятельности в начальной школе как способ формирования читательской грамотности
В данном материале продемонстрированы приемы работы над словарными на уроках русского языка и внеурочной деятельности...
Словарная работа на уроках русского языка и внеурочной деятельности в начальной школе как способ формирования читательской грамотности
Продемонстрированы приёмы работы над словарными словами на уроках русского языка....