Социальная адаптация как форма организации воспитания на всех уровнях образования
рабочая программа на тему

Хатюшина Людмила Алексеевна

Представленный материал интересен для социально-педагогических служб комплексов "Детский сад-школа". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Хатюшина Л.А.

Тема выступления: «Социальная адаптация как форма организации воспитания на всех уровнях образовательного процесса в школе».

СЛАЙД 1

Проблема адаптации детей при переходе из начальной школы в среднюю школу, безусловно, не новая, но и не утратившая до сих пор актуальности.

СЛАЙД2

Адаптация первоклассников к школе – это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма, прежде всего, потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Переход из начальной школы в среднюю является вторым кризисным этапом в школьной жизни. Он связан с возрастанием нагрузки на психику обучающегося, поскольку в пятом классе происходит резкое изменение условий обучения.

Анализ ситуации, в которой оказывается ребенок при переходе в среднее звено школы, показывает, что он оказывается наедине с совершенно новыми условиями развития. К ним относится переход к многопредметному обучению, встреча с новыми учителями – педагогами средней школы, усложнение новой деятельности, которая предъявляет более высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию, к уровню развития произвольности и способности к саморегуляции. Трудности, возникающие у детей при переходе в среднюю школу, обусловлены характером и успешностью их адаптации к новым условиям.

В функцию социального педагога входит максимально оптимизировать условия перехода детей в новую для них ситуацию развития, повысить психологическую защищенность от трудностей предстоящего периода. Добиться этого можно путем доформирования и доразвития тех качеств, черт и новообразований, которые необходимы для успешной адаптации к новым условиям учебной деятельности. Для того чтобы вывести ребенка за пределы его собственных возможностей нужно работать, прежде всего, в зоне его ближайшего развития.

Свидетельством дезадаптации школьников к условиям обучения в 5 - 6-х классах является снижение интереса к учению и успеваемости; появление признаков тревожности, неадекватных поведенческих реакций на замечания и реплики учителя; нарушения во взаимоотношениях со сверстниками.

 Помощь обучающимся в этот трудный период связана с серьезной подготовительной работой учителей, приступающих к работе с пятиклассниками.

Соц.педагог, работающий в школе, должен прежде всего обратить внимание учителей на проблему адаптации и на те возрастные психологические, психофизические особенности детей, которые могут способствовать или препятствовать успешному прохождению адаптационного периода.

При переходе из начальной школы в среднюю мы ведем детей уже зная их проблемы, выявив «группу риска». На обучающихся, попавших в эту группу, ведутся Личные карточки, которые помогают мониторить не только развитие ребенка, но и его социальный статус. В этом направлении успешно работает Совет по профилактике правонарушений и

Социальные педагоги информируют коллег учителей-предметников и классных руководителей  об успеваемости детей, о трудностях в их воспитании и обучении, об обстановке в их семьях и т. д.

Успешность адаптации школьника к обучению в 5 - 6-х классах зависит от реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием. При решении проблемы преемственности, особенно в период адаптации вчерашнего младшего школьника к новым условиям обучения в 5-м классе, необходимо:

- учитывать психологические особенности 10 - 12-летних детей, вступающих в подростковый период развития; уровень познавательной деятельности, с которым ребенок перешел в 5-й класс;

- анализировать причины неуспешного адаптационного периода и возможности (пути) коррекции трудностей адаптации школьника.

СЛАЙД 3

Для этого необходимо

- иметь четкие представления о целях и результатах образования на начальной и основной ступенях;

- наметить преемственные связи в содержании и методах воздействия последнего этапа обучения в начальной школе (4-й класс) и первого этапа обучения в основной школе (5 - 6-й классы);

- знать специфику форм воздействия , особенности стиля взаимодействия учителя и учащихся, учитывающего психологию общения младшего школьника.

Цель социального педагога:

-помочь в обеспечении плавного, постепенного и нетравматичного перехода учащихся из начальной в основную школу и определение необходимых путей коррекции.

-Создание эмоциональной обстановки , близкой к начальной школе (доверительность, искренность, мягкость, оптимизм, возможность посоветоваться, пожаловаться, откровенно поговорить),

-Выявление тех изменений в жизни ребенка, которые необходимо смягчить, сделать более плавными для обеспечения переходного периода как здоровьесберегающего.

В этом случае прогнозируется результат СЛАЙД 4

К сожалению такая работа не проводится при переходе воспитанников ДОУ в начальную школу. В связи с тем, что нет взаимодействия психологической и социальной служб школы, в детских садах нет должности социального педагога, мы очень надеемся, что решить данную задачу поможет внедрение разработанной с участием соц.педагогов школы сопроводительной карты  воспитанника. Соц.педагоги разработали к карте свой раздел с подробной инструкцией его заполнения и ведения

Это является важной формой индивидуального сотрудничества воспитателя и социальной службы еще и потому, что по окончании посещения детского сада на ребенка не пишут характеристику и не передают ее в школу.

Воспитатель, однако, длительное время наблюдает за ребенком, поэтому он может дать  подробную информацию о его личностных качествах, уровне развития, состоянии здоровья, интересах, особенностях, недостатках, порекомендовать способы индивидуального подхода к новому ученику и его родителям.

ИТАК:

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

* проводить психологическое обследование пятиклассников (учебная мотивация уровень самооценки, эмоциональное самочувствие, социометрический статус);

* выявлять школьников, испытывающих трудности в адаптации, и определять характер и причину трудностей в каждом случае;

* определять пути оказания помощи школьникам, испытывающим трудности в процессе адаптации.

СЛАЙД 5

Наше предложение:

Разработать план совместного действия социальных педагогов, педагогов-психологов, классных руководителей и учителей-предметников на учебный год. Перспективный План совместной работы по преемственности на ступенях дошкольного и начального образования.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Социальная адаптация как форма организации воспитания на всех уровнях образования. «От того, как будет чувствовать ребенок, поднимаясь на первую ступеньку познания, что он будет переживать зависит весь его дальнейший путь к знаниям» В.А.Сухомлинский

Слайд 2

Направления преемственности Воспитательная работа. Приоритетные направления духовно-нравственное и патриотическое воспитание. Преемственность традиций интеграции с социумом. Система работы с родителями. Организация здоровьясбережения. Преемственность для образования. Система сопровождения ребенка в детском саду и начальной школе. Мониторинг развития ребенка.

Слайд 3

Социальный педагог должен - иметь четкие представления о целях и результатах образования на начальной и основной ступенях; - наметить преемственные связи в содержании и методах обучения последнего этапа обучения в начальной школе (4-й класс) и первого этапа обучения в основной школе (5 - 6-й классы); - знать специфику форм организации обучения, возможности развития учебного диалога, особенности стиля взаимодействия учителя и учащихся, учитывающего психологию общения младшего школьника. Цель данных рекомендаций: помочь школьным коллективам в обеспечении плавного, постепенного и нетравматичного перехода воспитанников и обучающихся из детского сада в начальную школу и из начальной в основную школу.

Слайд 4

Прогнозируемый результат - получить качественные данные обучающихся, об успешности их адаптации к новому виду деятельности; - получить качественные показатели индивидуального развития дезадаптированных учащихся; - психологические механизмы, необходимые для успешного обучения и общения в школьной среде.

Слайд 5

План совместной работы по преемственности на ступенях дошкольного и начального образования на 2016-2017 учебный год Задачи : -помочь принять позицию ученика; - способствовать сохранению учебной мотивации и позитивного отношения к школе; - познакомить учителей с индивидуальными особенностями учащихся; - познакомить родителей с условиями процесса адаптации пятиклассников.»

Слайд 6

Спасибо за внимание.



Предварительный просмотр:

План совместной работы по преемственности на ступенях дошкольного и начального образования на 2016-2017 учебный год

 Цель:         Обеспечить преемственность между дошкольным и начальным образованием и воспитанием через координацию деятельности педагогических коллективов школы и детского сада по подготовке детей к обучению в первом классе.

Вид деятельности

Цель

Сроки

Ответственные

Подвед.

итогов

I. Административная  работа

1.Организация работы по преемственности детского сада и школы

Координирование цели, задач, содержания, методов, средств и форм организации образовательных процессов детского сада и школы.

Сентябрь

Члены администрации:

директор школы-интерната,

заведующая МДОУ «Красная Шапочка», зам. дир. по УВР НШ

Админис совещан.

2.Психолого-педагогичес. обследование подготовит. группы детского сада и детей из Школы будущего первоклассника (экспресс-диагностика уровня готовности к школе)

Диагностика особенностей психических процессов и социальных навыков детей подготовительн к школе группы детского сада

Октябрь

Май

Зам. директора по УВР НШ,

педагог-психолог школы-интерната

Совещан при завуче

3.Готовность первоклассников к школе.

Сентябрь-октябрь

Зам. директора по УВР НШ,

педагог-психолог школы-интерната

Психолого-медико-педагог. консил.

4.Итоги усвоения программы детьми подготовительной к школе группы

Обозначение проблемы контрольного среза по усвоению программы воспитан. детского сада.

Подведение итогов совместной работы школы и детского сада по решению проблемы преемственности.

Май

Старший воспитатель МДОУ «Красная шапочка»,

зам. директора по УВР НШ,

воспитатели подготовительной группы,

учитель ШБП

Совместный мини-

педсовет

5.Комплектование 1-х классов  

Май

Зам. директора по УВР НШ

II. Методическая работа

1.Составление и обсуждение совместного плана работы по подготовке детей к школе

Способствовать осуществлению преемственности ДОУ и начальной школы

Сентябрь

Зам. директора по УВР НШ,

старший воспитатель МДОУ «Красная шапочка»

Совместное администсовещан

2.Ознакомление с программами детского сада и школы. 

Повышение уровня подготовки к обучению в школе на основе «Программы воспитания и обучения в дет. саду» М.А. Васильевой с дополнением авторских развивающих образоват программ.

Октябрь

Совместное совещан воспитателей и учителя 4 класса

3.Социально-психологическая адаптация первоклассников к школе (тестирование, диагностика)

Обеспечение условий, направленных на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развития индивидуальности каждого ребенка. 

Сентябрь-

ноябрь

Зам. директора по УВР НШ,

педагог-психолог школы-интерната

МО учителей начальн классов

4.Комплексная психолого-педагогическ.  диагностика готовности ребёнка к обучению в школе как основа реализации индивидуал. подхода в обучении и воспитании.

Сентябрь

Зам. директора по УВР НШ,

педагог-психолог школы-интерната

Психолого- медико-педагог

консил

5.Логопедическое обследование учащихся 1-х классов.

Сентябрь

Учитель-логопед

Психолого- медико-педагог консил

6.Посещение уроков математики, обучения грамоте, физкультуры в 1А классе

Наблюдение за успехами бывших воспитанников, развитием индивидуально-личностных качеств детей, уровнем адаптации детей к новым условиям.

Октябрь

Зам. директора по УВР  НШ,

учитель 1А класса

Открыт уроки

7.«Круглый стол» на тему «Адаптация учащихся 1-го класса к обучению в школе»

Сбор информации и обработка данных о первом этапе адаптации воспитан. детского сада к школе (на конец первого полугодия)

Декабрь

Зам. директора по УВР  НШ,

педагог-психолог школы-интерната

Родител. собрание

8.Занятия в Школе будущего первоклассника (на базе  Панаевской школы-интерната)

Октябрь –

апрель

Зам. директора по УВР  НШ,

учитель начальных классов

Родител. собрание

9.Посещение учителями занятий в подготовительной группе детского сада

Наблюдение за развитием воспитанников.

Использование педагогами преемственных технологий, форм, методов обучения и воспитания.

Декабрь-апрель

Старший воспитатель МДОУ «Красная шапочка»,

воспитатель подготовительной группы, учитель начальных классов

Открыт занятия

10.Посещение воспитателями занятий в «Школе будущего первоклассника».

Октябрь, ноябрь

Учитель начальных классов

Открыт занятия

11.Консультация-диалог «Комплексный анализ проблемно-развивающего занятия»

Включение воспитателей в диалог педагогического общения, развитие умения анализировать занятие

Декабрь

Старший воспитатель МДОУ «Красная шапочка»,

воспитатели групп

Консультация

12.Преемственность физического воспитания в детском саду и школе.

Определение показателей физического и нервно-психического состояния здоровья будущего первоклас.

Октябрь

Май

Учитель физкультуры,

инструктор по физическому воспитанию

Совместное совещан

13.Диагностика овладения ЗУН воспитанников подготовительной к школе группы по дисциплинам:

- подготовка к обучению грамоте (развитие речи),

- ознакомление с художественной литературой,

- развитие элементарных математических представлений

Выявление уровня полученных знаний, умений и навыков, творческих способностей воспитанников детского сада.

Определение путей преодоления выявленного низкого уровня ЗУН для отдельных воспитанников.

Октябрь

Декабрь

Апрель

Воспитатели подготовительной группы

Справка

III. Работа с детьми

1.«Школа будущего первоклассника»

Создание условий, благоприятных для психолого-педагогич. и социальной адаптации детей к школе.

Октябрь-

апрель

Зам. директора по УВР  НШ,

учитель начальных классов

Родительское собрание

2.Участие воспитанников детского сада в открытых мероприятиях школы-интерната

Развитие творческих способностей детей, уверенности, умения выступать на публике

В течение года

Музыкальный руководитель МДОУ «Красная шапочка»,

воспитатели детского сада

Анализ работы по преемств

3.Праздник «Мы теперь – ученики!»

Создание для учащихся 1-го класса условий возникновен. гордости быть учеником

Октябрь

Зам. директора по УВР  НШ,

учителя 1-х классов,

воспитатели

4.Конкурсы рисунков в школе и в детском саду.

Развитие творческих способностей, нравственных качеств.

В течение

года

Воспитатели детского сада, учителя 1-х классов

педагог-организатор

5.Мастерская Деда Мороза

«Новогодние игрушки в подарок детскому саду».

Декабрь

Учителя  4-х выпускных классов.

Поделки детей

6.Тематические творческие выставки:  

- для воспитанников детских садов «Скоро в школу мы пойдем»;

- для учащихся 1-х классов

«Вот что я умею!»

Подготовка материала для родительской конференции «Поступление в школу – важное событие в жизни детей.

Февраль

Старший воспитатель МДОУ «Красная шапочка»,

воспитатели подготовительной группы

Наглядно-агитационная программа

7.Физкультурное развлечение с детьми подготовительной группы и первоклассниками

Воспитание дружеских отношений между детьми

Ноябрь

Инструктор по физическому воспитанию,

учитель физкультуры

Совместное совещан

8.Спортивный праздник «Веселые эстафеты», посвященный Дню Защитника Отечества.

Февраль

Учитель физкультуры,

инструктор по физическому воспитанию

Совместное совещан

9.Интеллектуальная игра-соревнование «Умники и умницы» между детьми подготовительной  группы МДОУ и 1А класса школы-интерната

Формирование у дошкольников умений рассуждать на различные темы, самостоятельно находить решение поставленной задачи.

Март

Воспитатель подготовительной группы,

учитель 1А класса

Совместное совещан

10.Праздник «Прощай, детский сад. Здравствуй школа!»

Создание для будущих выпускник. детского сада условий возникновен. желания учиться в школе

Май

Воспитатели подготовительной группы

Педсовет

IV. Работа с родителями

1.Совместное общешкольное и общесадовское родительское собрание

Способствование сотрудничества детского сада и школы

Октябрь

Директор школы-интерната,

заведующая МДОУ «Красная шапочка».

Проток. собрания

2.Родительское собрание «Помочь учиться» (психолого-социальная готовность ребенка к школе)

Ознакомление родителей с основными задачами и трудностями первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям; с требованиями учителей к уровню подготовки выпускников детских садов к обучению в школе

Октябрь

Зам. директора по УВР  НШ,

учитель начальных классов

Проток. собрания

3.Родительское собрание «Формирование нравственных качеств как важный аспект к подготовке к школе»

Октябрь

Старший воспитатель МДОУ «Красная шапочка»,

воспитатели подготовительной группы

Проток. собрания

4.Родительское собрание в детском саду «Подготовка к школе в системе «детский сад – семья – школа»

Апрель

Старший воспитатель МДОУ  «Красная шапочка»,

зам. директора по УВР  НШ,

воспитатели подгот. группы, учитель начальных классов

Анализ работы по преемственности

Педсовет.

5.Тематические выставки:

«Наши успехи», «Родителям будущих первоклассников», «Вы спрашивали - мы отвечаем»

Помощь родителям в решении педагогических проблем

В течение года

Воспитатели подготовительной группы

6.Консультационный пункт для родителей будущ. первоклассников:

- «Взрослый мир в детских мультфильмах»,

-«Практические рекомендации по подготовке руки ребенка к письму»,

- «Развиваем речь ребенка»

В течение года

Старший воспитатель МДОУ «Красная шапочка»,

воспитатели подготовительной группы,

учитель начальных классов,

учитель-логопед,

педагог-психолог

Консультация

7.Групповые и индивидуальные собеседования для родителей двуязычных детей

Выявление трудностей в овладении русской речью (устной);

психол. и социальной готовности к обучению в школе двуязычных детей.

В течение года

Воспитатели подготовительной группы,

преподаватель родного языка в МДОУ, учитель начальных классов

8.День открытых дверей в детском  саду и школе

Ознакомление родителей с работой воспитателей  и учителя начал. школы по подготовке детей к школе.

Апрель

Зам. директора по УВР  НШ,

старший воспитатель МДОУ «Красная шапочка»

Открыт. занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы экологического воспитания в учреждениях дополнительного образования.

В этой статье вы найдёте эффективные и апробированные на практике формы эколого-биологического воспитания....

Система работы над анализом и дифференциацией орфограмм на морфемном и морфологическом уровне как средство, обеспечивающее социальную адаптацию школьников

В теоретической литературе разных авторов по данной проблеме прослеживается частота орфографических ошибок, их специфика, причины, основные направления и методы коррекции. ...

Актуальный педагогический опыт "Сказкотерапия как средство социальной адаптации детей со сниженным интеллектуальным уровнем"

Актуальный педагогический опыт"Сказкотерапия как средство социальной адаптации детей со сниженным интеллектуальным уровнем"                      ...

" Инноватика в образовании и воспитании в условиях реализации ФГОС ( по уровням образования и предметным областям)" по предметной области " Изобразительное искусство"

Данный материал содержит ответы на вопросы, необходимые для повышения квалификации, по предмету: " Изобразительное искусство....