Социальная адаптация как форма организации воспитания на всех уровнях образования
рабочая программа на тему
Представленный материал интересен для социально-педагогических служб комплексов "Детский сад-школа".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление на педсовете | 20.16 КБ |
презентация к выступлению на педсовете | 91.52 КБ |
План работы по преемственности дошкольного и начального образования | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Хатюшина Л.А.
Тема выступления: «Социальная адаптация как форма организации воспитания на всех уровнях образовательного процесса в школе».
СЛАЙД 1
Проблема адаптации детей при переходе из начальной школы в среднюю школу, безусловно, не новая, но и не утратившая до сих пор актуальности.
СЛАЙД2
Адаптация первоклассников к школе – это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма, прежде всего, потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
Переход из начальной школы в среднюю является вторым кризисным этапом в школьной жизни. Он связан с возрастанием нагрузки на психику обучающегося, поскольку в пятом классе происходит резкое изменение условий обучения.
Анализ ситуации, в которой оказывается ребенок при переходе в среднее звено школы, показывает, что он оказывается наедине с совершенно новыми условиями развития. К ним относится переход к многопредметному обучению, встреча с новыми учителями – педагогами средней школы, усложнение новой деятельности, которая предъявляет более высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию, к уровню развития произвольности и способности к саморегуляции. Трудности, возникающие у детей при переходе в среднюю школу, обусловлены характером и успешностью их адаптации к новым условиям.
В функцию социального педагога входит максимально оптимизировать условия перехода детей в новую для них ситуацию развития, повысить психологическую защищенность от трудностей предстоящего периода. Добиться этого можно путем доформирования и доразвития тех качеств, черт и новообразований, которые необходимы для успешной адаптации к новым условиям учебной деятельности. Для того чтобы вывести ребенка за пределы его собственных возможностей нужно работать, прежде всего, в зоне его ближайшего развития.
Свидетельством дезадаптации школьников к условиям обучения в 5 - 6-х классах является снижение интереса к учению и успеваемости; появление признаков тревожности, неадекватных поведенческих реакций на замечания и реплики учителя; нарушения во взаимоотношениях со сверстниками.
Помощь обучающимся в этот трудный период связана с серьезной подготовительной работой учителей, приступающих к работе с пятиклассниками.
Соц.педагог, работающий в школе, должен прежде всего обратить внимание учителей на проблему адаптации и на те возрастные психологические, психофизические особенности детей, которые могут способствовать или препятствовать успешному прохождению адаптационного периода.
При переходе из начальной школы в среднюю мы ведем детей уже зная их проблемы, выявив «группу риска». На обучающихся, попавших в эту группу, ведутся Личные карточки, которые помогают мониторить не только развитие ребенка, но и его социальный статус. В этом направлении успешно работает Совет по профилактике правонарушений и
Социальные педагоги информируют коллег учителей-предметников и классных руководителей об успеваемости детей, о трудностях в их воспитании и обучении, об обстановке в их семьях и т. д.
Успешность адаптации школьника к обучению в 5 - 6-х классах зависит от реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием. При решении проблемы преемственности, особенно в период адаптации вчерашнего младшего школьника к новым условиям обучения в 5-м классе, необходимо:
- учитывать психологические особенности 10 - 12-летних детей, вступающих в подростковый период развития; уровень познавательной деятельности, с которым ребенок перешел в 5-й класс;
- анализировать причины неуспешного адаптационного периода и возможности (пути) коррекции трудностей адаптации школьника.
СЛАЙД 3
Для этого необходимо
- иметь четкие представления о целях и результатах образования на начальной и основной ступенях;
- наметить преемственные связи в содержании и методах воздействия последнего этапа обучения в начальной школе (4-й класс) и первого этапа обучения в основной школе (5 - 6-й классы);
- знать специфику форм воздействия , особенности стиля взаимодействия учителя и учащихся, учитывающего психологию общения младшего школьника.
Цель социального педагога:
-помочь в обеспечении плавного, постепенного и нетравматичного перехода учащихся из начальной в основную школу и определение необходимых путей коррекции.
-Создание эмоциональной обстановки , близкой к начальной школе (доверительность, искренность, мягкость, оптимизм, возможность посоветоваться, пожаловаться, откровенно поговорить),
-Выявление тех изменений в жизни ребенка, которые необходимо смягчить, сделать более плавными для обеспечения переходного периода как здоровьесберегающего.
В этом случае прогнозируется результат СЛАЙД 4
К сожалению такая работа не проводится при переходе воспитанников ДОУ в начальную школу. В связи с тем, что нет взаимодействия психологической и социальной служб школы, в детских садах нет должности социального педагога, мы очень надеемся, что решить данную задачу поможет внедрение разработанной с участием соц.педагогов школы сопроводительной карты воспитанника. Соц.педагоги разработали к карте свой раздел с подробной инструкцией его заполнения и ведения
Это является важной формой индивидуального сотрудничества воспитателя и социальной службы еще и потому, что по окончании посещения детского сада на ребенка не пишут характеристику и не передают ее в школу.
Воспитатель, однако, длительное время наблюдает за ребенком, поэтому он может дать подробную информацию о его личностных качествах, уровне развития, состоянии здоровья, интересах, особенностях, недостатках, порекомендовать способы индивидуального подхода к новому ученику и его родителям.
ИТАК:
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
* проводить психологическое обследование пятиклассников (учебная мотивация уровень самооценки, эмоциональное самочувствие, социометрический статус);
* выявлять школьников, испытывающих трудности в адаптации, и определять характер и причину трудностей в каждом случае;
* определять пути оказания помощи школьникам, испытывающим трудности в процессе адаптации.
СЛАЙД 5
Наше предложение:
Разработать план совместного действия социальных педагогов, педагогов-психологов, классных руководителей и учителей-предметников на учебный год. Перспективный План совместной работы по преемственности на ступенях дошкольного и начального образования.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Направления преемственности Воспитательная работа. Приоритетные направления духовно-нравственное и патриотическое воспитание. Преемственность традиций интеграции с социумом. Система работы с родителями. Организация здоровьясбережения. Преемственность для образования. Система сопровождения ребенка в детском саду и начальной школе. Мониторинг развития ребенка.
Социальный педагог должен - иметь четкие представления о целях и результатах образования на начальной и основной ступенях; - наметить преемственные связи в содержании и методах обучения последнего этапа обучения в начальной школе (4-й класс) и первого этапа обучения в основной школе (5 - 6-й классы); - знать специфику форм организации обучения, возможности развития учебного диалога, особенности стиля взаимодействия учителя и учащихся, учитывающего психологию общения младшего школьника. Цель данных рекомендаций: помочь школьным коллективам в обеспечении плавного, постепенного и нетравматичного перехода воспитанников и обучающихся из детского сада в начальную школу и из начальной в основную школу.
Прогнозируемый результат - получить качественные данные обучающихся, об успешности их адаптации к новому виду деятельности; - получить качественные показатели индивидуального развития дезадаптированных учащихся; - психологические механизмы, необходимые для успешного обучения и общения в школьной среде.
План совместной работы по преемственности на ступенях дошкольного и начального образования на 2016-2017 учебный год Задачи : -помочь принять позицию ученика; - способствовать сохранению учебной мотивации и позитивного отношения к школе; - познакомить учителей с индивидуальными особенностями учащихся; - познакомить родителей с условиями процесса адаптации пятиклассников.»
Спасибо за внимание.
Предварительный просмотр:
План совместной работы по преемственности на ступенях дошкольного и начального образования на 2016-2017 учебный год
Цель: Обеспечить преемственность между дошкольным и начальным образованием и воспитанием через координацию деятельности педагогических коллективов школы и детского сада по подготовке детей к обучению в первом классе.
Вид деятельности | Цель | Сроки | Ответственные | Подвед. итогов |
I. Административная работа | ||||
1.Организация работы по преемственности детского сада и школы | Координирование цели, задач, содержания, методов, средств и форм организации образовательных процессов детского сада и школы. | Сентябрь | Члены администрации: директор школы-интерната, заведующая МДОУ «Красная Шапочка», зам. дир. по УВР НШ | Админис совещан. |
2.Психолого-педагогичес. обследование подготовит. группы детского сада и детей из Школы будущего первоклассника (экспресс-диагностика уровня готовности к школе) | Диагностика особенностей психических процессов и социальных навыков детей подготовительн к школе группы детского сада | Октябрь Май | Зам. директора по УВР НШ, педагог-психолог школы-интерната | Совещан при завуче |
3.Готовность первоклассников к школе. | Сентябрь-октябрь | Зам. директора по УВР НШ, педагог-психолог школы-интерната | Психолого-медико-педагог. консил. | |
4.Итоги усвоения программы детьми подготовительной к школе группы | Обозначение проблемы контрольного среза по усвоению программы воспитан. детского сада. Подведение итогов совместной работы школы и детского сада по решению проблемы преемственности. | Май | Старший воспитатель МДОУ «Красная шапочка», зам. директора по УВР НШ, воспитатели подготовительной группы, учитель ШБП | Совместный мини- педсовет |
5.Комплектование 1-х классов | Май | Зам. директора по УВР НШ | ||
II. Методическая работа | ||||
1.Составление и обсуждение совместного плана работы по подготовке детей к школе | Способствовать осуществлению преемственности ДОУ и начальной школы | Сентябрь | Зам. директора по УВР НШ, старший воспитатель МДОУ «Красная шапочка» | Совместное администсовещан |
2.Ознакомление с программами детского сада и школы. | Повышение уровня подготовки к обучению в школе на основе «Программы воспитания и обучения в дет. саду» М.А. Васильевой с дополнением авторских развивающих образоват программ. | Октябрь | Совместное совещан воспитателей и учителя 4 класса | |
3.Социально-психологическая адаптация первоклассников к школе (тестирование, диагностика) | Обеспечение условий, направленных на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развития индивидуальности каждого ребенка. | Сентябрь- ноябрь | Зам. директора по УВР НШ, педагог-психолог школы-интерната | МО учителей начальн классов |
4.Комплексная психолого-педагогическ. диагностика готовности ребёнка к обучению в школе как основа реализации индивидуал. подхода в обучении и воспитании. | Сентябрь | Зам. директора по УВР НШ, педагог-психолог школы-интерната | Психолого- медико-педагог консил | |
5.Логопедическое обследование учащихся 1-х классов. | Сентябрь | Учитель-логопед | Психолого- медико-педагог консил | |
6.Посещение уроков математики, обучения грамоте, физкультуры в 1А классе | Наблюдение за успехами бывших воспитанников, развитием индивидуально-личностных качеств детей, уровнем адаптации детей к новым условиям. | Октябрь | Зам. директора по УВР НШ, учитель 1А класса | Открыт уроки |
7.«Круглый стол» на тему «Адаптация учащихся 1-го класса к обучению в школе» | Сбор информации и обработка данных о первом этапе адаптации воспитан. детского сада к школе (на конец первого полугодия) | Декабрь | Зам. директора по УВР НШ, педагог-психолог школы-интерната | Родител. собрание |
8.Занятия в Школе будущего первоклассника (на базе Панаевской школы-интерната) | Октябрь – апрель | Зам. директора по УВР НШ, учитель начальных классов | Родител. собрание | |
9.Посещение учителями занятий в подготовительной группе детского сада | Наблюдение за развитием воспитанников. Использование педагогами преемственных технологий, форм, методов обучения и воспитания. | Декабрь-апрель | Старший воспитатель МДОУ «Красная шапочка», воспитатель подготовительной группы, учитель начальных классов | Открыт занятия |
10.Посещение воспитателями занятий в «Школе будущего первоклассника». | Октябрь, ноябрь | Учитель начальных классов | Открыт занятия | |
11.Консультация-диалог «Комплексный анализ проблемно-развивающего занятия» | Включение воспитателей в диалог педагогического общения, развитие умения анализировать занятие | Декабрь | Старший воспитатель МДОУ «Красная шапочка», воспитатели групп | Консультация |
12.Преемственность физического воспитания в детском саду и школе. | Определение показателей физического и нервно-психического состояния здоровья будущего первоклас. | Октябрь Май | Учитель физкультуры, инструктор по физическому воспитанию | Совместное совещан |
13.Диагностика овладения ЗУН воспитанников подготовительной к школе группы по дисциплинам: - подготовка к обучению грамоте (развитие речи), - ознакомление с художественной литературой, - развитие элементарных математических представлений | Выявление уровня полученных знаний, умений и навыков, творческих способностей воспитанников детского сада. Определение путей преодоления выявленного низкого уровня ЗУН для отдельных воспитанников. | Октябрь Декабрь Апрель | Воспитатели подготовительной группы | Справка |
III. Работа с детьми | ||||
1.«Школа будущего первоклассника» | Создание условий, благоприятных для психолого-педагогич. и социальной адаптации детей к школе. | Октябрь- апрель | Зам. директора по УВР НШ, учитель начальных классов | Родительское собрание |
2.Участие воспитанников детского сада в открытых мероприятиях школы-интерната | Развитие творческих способностей детей, уверенности, умения выступать на публике | В течение года | Музыкальный руководитель МДОУ «Красная шапочка», воспитатели детского сада | Анализ работы по преемств |
3.Праздник «Мы теперь – ученики!» | Создание для учащихся 1-го класса условий возникновен. гордости быть учеником | Октябрь | Зам. директора по УВР НШ, учителя 1-х классов, воспитатели | |
4.Конкурсы рисунков в школе и в детском саду. | Развитие творческих способностей, нравственных качеств. | В течение года | Воспитатели детского сада, учителя 1-х классов педагог-организатор | |
5.Мастерская Деда Мороза «Новогодние игрушки в подарок детскому саду». | Декабрь | Учителя 4-х выпускных классов. | Поделки детей | |
6.Тематические творческие выставки: - для воспитанников детских садов «Скоро в школу мы пойдем»; - для учащихся 1-х классов «Вот что я умею!» | Подготовка материала для родительской конференции «Поступление в школу – важное событие в жизни детей. | Февраль | Старший воспитатель МДОУ «Красная шапочка», воспитатели подготовительной группы | Наглядно-агитационная программа |
7.Физкультурное развлечение с детьми подготовительной группы и первоклассниками | Воспитание дружеских отношений между детьми | Ноябрь | Инструктор по физическому воспитанию, учитель физкультуры | Совместное совещан |
8.Спортивный праздник «Веселые эстафеты», посвященный Дню Защитника Отечества. | Февраль | Учитель физкультуры, инструктор по физическому воспитанию | Совместное совещан | |
9.Интеллектуальная игра-соревнование «Умники и умницы» между детьми подготовительной группы МДОУ и 1А класса школы-интерната | Формирование у дошкольников умений рассуждать на различные темы, самостоятельно находить решение поставленной задачи. | Март | Воспитатель подготовительной группы, учитель 1А класса | Совместное совещан |
10.Праздник «Прощай, детский сад. Здравствуй школа!» | Создание для будущих выпускник. детского сада условий возникновен. желания учиться в школе | Май | Воспитатели подготовительной группы | Педсовет |
IV. Работа с родителями | ||||
1.Совместное общешкольное и общесадовское родительское собрание | Способствование сотрудничества детского сада и школы | Октябрь | Директор школы-интерната, заведующая МДОУ «Красная шапочка». | Проток. собрания |
2.Родительское собрание «Помочь учиться» (психолого-социальная готовность ребенка к школе) | Ознакомление родителей с основными задачами и трудностями первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям; с требованиями учителей к уровню подготовки выпускников детских садов к обучению в школе | Октябрь | Зам. директора по УВР НШ, учитель начальных классов | Проток. собрания |
3.Родительское собрание «Формирование нравственных качеств как важный аспект к подготовке к школе» | Октябрь | Старший воспитатель МДОУ «Красная шапочка», воспитатели подготовительной группы | Проток. собрания | |
4.Родительское собрание в детском саду «Подготовка к школе в системе «детский сад – семья – школа» | Апрель | Старший воспитатель МДОУ «Красная шапочка», зам. директора по УВР НШ, воспитатели подгот. группы, учитель начальных классов | Анализ работы по преемственности Педсовет. | |
5.Тематические выставки: «Наши успехи», «Родителям будущих первоклассников», «Вы спрашивали - мы отвечаем» | Помощь родителям в решении педагогических проблем | В течение года | Воспитатели подготовительной группы | |
6.Консультационный пункт для родителей будущ. первоклассников: - «Взрослый мир в детских мультфильмах», -«Практические рекомендации по подготовке руки ребенка к письму», - «Развиваем речь ребенка» | В течение года | Старший воспитатель МДОУ «Красная шапочка», воспитатели подготовительной группы, учитель начальных классов, учитель-логопед, педагог-психолог | Консультация | |
7.Групповые и индивидуальные собеседования для родителей двуязычных детей | Выявление трудностей в овладении русской речью (устной); психол. и социальной готовности к обучению в школе двуязычных детей. | В течение года | Воспитатели подготовительной группы, преподаватель родного языка в МДОУ, учитель начальных классов | |
8.День открытых дверей в детском саду и школе | Ознакомление родителей с работой воспитателей и учителя начал. школы по подготовке детей к школе. | Апрель | Зам. директора по УВР НШ, старший воспитатель МДОУ «Красная шапочка» | Открыт. занятия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы экологического воспитания в учреждениях дополнительного образования.
В этой статье вы найдёте эффективные и апробированные на практике формы эколого-биологического воспитания....
Система работы над анализом и дифференциацией орфограмм на морфемном и морфологическом уровне как средство, обеспечивающее социальную адаптацию школьников
В теоретической литературе разных авторов по данной проблеме прослеживается частота орфографических ошибок, их специфика, причины, основные направления и методы коррекции. ...
Актуальный педагогический опыт "Сказкотерапия как средство социальной адаптации детей со сниженным интеллектуальным уровнем"
Актуальный педагогический опыт"Сказкотерапия как средство социальной адаптации детей со сниженным интеллектуальным уровнем" ...
" Инноватика в образовании и воспитании в условиях реализации ФГОС ( по уровням образования и предметным областям)" по предметной области " Изобразительное искусство"
Данный материал содержит ответы на вопросы, необходимые для повышения квалификации, по предмету: " Изобразительное искусство....
Доклад на педсовете на тему: "Способы повышения качества образования на всех уровнях современной московской школы".
Передача своего опыта по повышению качества образования в начальной школе....
Инструктивно-методическое письмо «Об организации образовательной деятельности на уровне начального общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в Белгородской области в 2018-2019 учебном году»
Нормативно-правовая база и методические рекомендации в работе учителя начальных классов в Белгородской области....
«Организация содержания образования в контексте развития функциональной грамотности школьников на всех уровнях обучения»
Разработка для педагогического совета...