"От самооценки к самостоятельности школьника"
методическая разработка (2 класс) на тему
Анализ работы по развитию самооценки у обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация | 1.89 МБ |
Пояснительная записка | 25.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Ребёнок, не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, глубоко несчастен… Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями; без вдохновения учение превращается для детей в тягость» В.А. Сухомлинский
самооценка - оценка личностью себя, своих качеств и места среди других людей Приносит нравстенное удовлетворение
ЦЕЛЬ УЧИТЕЛЯ: развитие самооценки у обучающихся как одного из средств повышения качества обучения
Задачи:
Групповая работа Младший школьник учится обосновывать и доказывать свои оценки и самооценки
Парная работа младший школьник учится
Внеурочная деятельность
Работа с родителями Одним из важнейших условий успешности формирования самооценки младших школьников является сотрудничество с родителями
Родителям необходимо помнить, что в учении важна не столько отметка, сколько реальные знания и умения ученика, его трудолюбие, ответственность, потребность в получении новых знаний
Анкета для родителей Я знаю, что школьная отметка - это ... Я говорю своему ребенку, что школьная отметка - это ... Когда мой ребенок идет в школу, то я прошу его ... Когда мой ребенок идет в школу, то я требую от него ... Когда мой ребенок идет в школу, то я желаю ему ... Когда мой ребенок получает хорошую отметку, то я ... Когда мой ребенок получает плохую отметку, то я ...
Лист индивидуальных достижений Ученик 1
Анализ качества обучения учащихся
Сегодня можно подвести некоторые итоги:
Предварительный просмотр:
От самооценки к учебной самостоятельности школьника
Тропоткина Светлана Анатольевна
учитель начальных классов
МАОУ гимназии №22
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Самооценка – это важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности учащегося, поэтому она играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик. Поэтому вопрос о формировании самооценки в начальных классах является актуальным в настоящее время.
По мнению А.Б. Воронцова «с самооценки, со способности понять «это я уже умею и знаю», «этого я совсем не знаю, надо узнать», «это я немного знаю, но надо еще разобраться» начинается учебная самостоятельность младших школьников, переход от просто старательного ученика к постоянно совершенствующемуся, умеющему учиться».
Поэтому именно с 1 класса следует начать формирование навыков самоконтроля и самооценки.
Дети, впервые переступившие порог школы, как правило, имеют завышенную самооценку. В школе в процессе обучения самооценка должна стать не только положительной, но и адекватной. Поэтому задача учителя – помочь ребенку научиться адекватно оценивать свои возможности. Для этого необходимо помочь каждому ученику научиться видеть в себе положительные и отрицательные стороны.
Формировать самооценку младшего школьника мне помогает ежедневное оценивание ребенком собственных успехов, своего отношения к урокам, а родителям позволяет принять участие в этом процессе.
На протяжении всего безотметочного периода я провожу упражнения-тренинги, направленные на формирование адекватной самооценки и рефлексии. Вот некоторые из них:
- при изучении букв и цифр, предлагаю детям выбрать самую правильную букву и жёлтым карандашом нарисовать корону, «выбрать королеву» и стараться, чтобы все буквы или цифры впоследствии были на неё максимально похожи. Важно также проанализировать вместе с детьми, почему не получились другие буквы.
- выполнение самоанализа своей работы (в рабочих тетрадях), когда ребенку предлагается оценить результат своего труда. В конце страницы используем Светофорчики Успеха: Иди! Подожди! Стой!
- Задание выполнено хорошо
- Задание выполнено с недочётами
- Задание выполнить не удалось.
Эта рефлексия станет основной для адекватной оценки своих учебных успехов.
Научить детей объективно оценивать свои знания невозможно, не научив их объективно оценивать знания своих одноклассников. Для успешного оценивания я ставлю детей в роль учителя, для этого можно просто поменяться тетрадями, прописями, чтобы оценить работу на уроке своего соседа по парте.
Светофорчиками успеха также сигнализируем правильность выполнения отдельных заданий отвечающих учеников. При этом учитель и одноклассники имеют возможность корректировать оценку, объяснить своё несогласие с самооценкой товарища. Например, прошу оценить свою работу в группе. Вот здесь ребята иногда не соглашаются, при этом указывая на ошибки товарища. Таким образом, учимся взаимооценке. Здесь важно, чтобы ребята понимали, что оценивается не личность, а выполненное ими задание и понимали, над чем нужно поработать, чтобы достичь успеха в дальнейшем.
Начинаю с самой простой – парной работы. Знакомимся с правилами общения: тихо говори в паре, называй товарища по имени, как соглашаться, как возражать, как помогать, просить о помощи, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять, дополнять, оценивать. Именно в такой совместной деятельности дети начинают обращать внимание на самого себя – оценивать свои умения что-то делать, подчиняться определенным требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности.
В конце недели дети в листе самооценки фиксируют изменения в сторону улучшения (ухудшения) результатов своей работы на основе сравнения с предыдущими уроками. Для этого ввела условные обозначения:
( ) - без изменения;
( ) – улучшение результата;
( ) – ухудшение результата.
Самооценка должна предшествовать учительской оценке, поскольку является непременным условием формирования учебной самостоятельности школьника, развития его личности. Несовпадение этих двух оценок становится предметом обсуждения. Оценка учителя, прежде всего, должна способствовать становлению объективной самооценки ребенка.
Предлагаемые способы оценивания позволяют:
-ученику: видеть свое продвижение, свои успехи и пробелы в знаниях; определив свое незнание, он имеет возможность улучшить свою работу, добиться успеха.
-учителю: не только выявить определенный результат в знаниях и умениях, но и наглядно увидеть процесс формирования этого навыка, обеспечивая целенаправленную и своевременную коррекцию.
-родителям: своевременно помочь своему ребенку исправить положение.
В начале обучения наблюдается завышенная самооценка учащихся. Но, постепенно, в процессе адаптации она становится адекватной.
Необходимость и важность проводимой работы в данном направлении разъясняется на родительских собраниях. В конце полугодия родителям выдается характеристика, которая дает точное представление о личностном росте ребенка: его работоспособность, активность на уроке, мотивация к учебе, уровень овладения учебным материалом, взаимоотношения с одноклассниками и т.д. Характеристика позволяет родителям оценить успехи ребенка и при необходимости вместе с учителем определить пути решения возникающих проблем.
Многие младшие школьники не могут понять, почему отметка не столь высока, как хотелось бы, ведь они старались. Основным критерием оценивания для ребёнка и часто для родителей остаётся сумма затраченных усилий, старания, а не конечный результат деятельности.
Имея адекватную самооценку, детям легче принять справедливость учительской отметки, оценки своих одноклассников, поскольку они на практике знают, из каких составляющих она складывается.
Во втором полугодии второго класса, когда класс переведен на отметочное обучение, я, используя имеющийся опыт самооценивания, предоставляю учащимся самостоятельно выбирать уровень сложности задания, опираясь на свои знания и умения, а также оценив свои возможности. Чаще всего используется на этапе закрепления материала, во время выполнения самостоятельной работы.
Такое разведение по уровням трудности позволяет включить в работу всех учащихся с осознанием стоящей перед ними учебной задачи. Этот приём позволяет учащимся безболезненно переходить из одного уровня сложности в другой, более высокий. Такие группы подвижны, их состав варьируется в зависимости от предлагаемых заданий. В результате повышается качество усвоения знаний, умений и навыков, формируется способность самостоятельно ориентироваться в решении предлагаемых заданий.
Другим вариантом дифференциации является подбор нескольких взаимосвязанных заданий нарастающей трудности. Каждый сам выбирает для себя количество заданий, которые он может выполнить за отведенное время.
Эту технологию применяю и во внеурочной деятельности. Во 2-х классах веду кружок «В стране языкознания», целью которого является привитие у своих учеников интереса к предмету, развитие самостоятельности, логики, сообразительности. На занятиях учитываются индивидуальные способности каждого учащегося. Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов, тематических сказок.
Как показывает опыт, часто даже незначительное продвижение вперед окрыляет учащихся, побуждает их работать интенсивнее. Доступность задания укрепляет веру ребенка в свои силы, ставит его в ситуацию успеха, поддерживает познавательный интерес. Те дети, которые могут адекватно оценить свои возможности, с интересом учатся в школе, они легче переносят неудачи. Такие дети более общительны, раскрепощены на уроках и в повседневной жизни, у них много друзей.
Сегодня можно подвести некоторые итоги:
1. Улучшается психологический климат на уроках, что, конечно же, положительно сказывается на здоровье учеников. Дети находятся в постоянном движении.
2. Повышается активная деятельность учащихся.
3. Успеваемость 100%, качество знаний имеет положительную динамику. Отсутствие стрессовых ситуаций на уроке также способствует повышению мотивации обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Формирование самооценки у младших школьников в учебно-воспитательном процессе".
В докладе описаны методы формирования самооценки у детей 4 класса, нахождение путей влияния на обучающихся классного руководителя в различных ситуациях....
Формирование адекватной самооценки у младших школьников на уроках русского языка
курсовая работа на соискание высшей категории "Формирование адекватной самооценки у младших школьников на уроках русского языка" (в рамках системы Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова) с презентацией....
Мастер - класс по теме «Приёмы становления рефлексивной самооценки у младших школьников»
Данный материал можно использовать как мастер-класс на педсоветах, конференциях (секции учителей начальных классов)...
Формирование самоконтроля и самооценки у младших школьников
В начальной школе формируются основы оценочной деятельности, поэтому каждый день я создаю ситуации для проведения самооценки детей, развития умения договариваться, обмениваться мнениями, п...
Выступление на педсовете по теме "Портфолио как инструмент самооценки личных достижений школьника"
Выступление на педсовете по теме "Портфолио как инструмент самооценки личных достижений школьника"...
«Формирование самооценки у младших школьников в учебно-воспитательном процессе».
Доклад на МО учителей начальных классов...