Мастер - класс по теме «Приёмы становления рефлексивной самооценки у младших школьников»
методическая разработка по чтению на тему
Данный материал можно использовать как мастер-класс на педсоветах, конференциях (секции учителей начальных классов)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Данный мастер-класс можно использовать учителям начальных классов | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер - класс по теме «Приёмы становления рефлексивной самооценки у младших школьников»
«Всякий, кому предстоит делать дело, увидит, что прежде всего он должен познать, что он такое и на что способен».
Мишель Монтень
Переход к новым стандартам характеризуется ломкой традиционных форм, методов, подходов к обучению.
Во главу сегодня на первый план ставятся ответственность, инициативность, самостоятельность, способность к рефлексии. Соответственно, становление детской самостоятельности, инициативности и ответственности понимается сейчас как ведущая ценность и цель образования.
Ключевым условием решения задачи воспитания учебной самостоятельности должно стать построение оценочной самостоятельности, поскольку:
- оценка пронизывает все сферы человеческого существования, в том
числе и сферу учения;
- оценка – это то место, где встречаются все участники школьной жизни:
дети, их родители, учителя и администрация, их усилия по выработке
оценочной политики могут способствовать росту эмоционального
благополучия детей;
- освоение контрольно-оценочного звена деятельности учения является
основой будущей учебной самостоятельности.
В практике использую новые подходы к оцениванию достижений младших школьников.
Помогая ребёнку сформулировать собственные оценочные критерии, применяю методику безотметочного обучения на основе исследований Г.А.
Цукерман, вводя оценочные линеечки, по которым учащиеся оценивают свою и чужую работу по различным параметрам: красиво, аккуратно, правильно. При этом я вправе согласиться с оценкой и обвести детский знак, что означает высшую похвалу учащемуся. В 3-4 классах практикуется постановка баллов, с постоянным изменением бальных шкал. Все эти умения формируются в процессе специальных тренировочных упражнений на уроках по любому предмету. Так дети совместно со мною вырабатывают критерии и производят оценку своей работы по ним.
На основе наблюдений ввожу средства, позволяющие самому ребёнку и его родителям прослеживать динамику учебной успешности, давать относительные, а не только абсолютные оценки. Активно применяю «Карты успешности по учебным предметам»; специальные «Листы индивидуальных достижений».
Постепенно каждый ученик учится техникам пооперационного контроля и работе со схемами и моделями, а затем применяет средства самооценки и самоконтроля, т.е. проводит рефлексивный контроль.
Со способности рефлексировать, различать: «это я уже знаю и умею», «я ещё совсем не знаю, надо узнать», «это я уже немного знаю, но надо ещё разобраться» - начинается учебная самостоятельность школьника, переход от исполнительского поведения школяра к подлинному самосовершенствованию человека, умеющего учиться.
Я покажу вам несколько приёмов становления рефлексивной самооценки младших школьников на материале урока литературного чтения.
Здравствуйте, ребятишки!
Девчонки и мальчишки!
Наш сегодняшний урок
Вам обязан пойти впрок.
Знания нужно свои оценить
Результаты отследить.
Сегодня на уроке-викторине у вас есть возможность проверить свои знания, а так же пополнить их. А так как викторина – это игра, а в любой игре есть правила, давайте их вспомним:
- я умею дружить;
- я вежлив и доброжелателен;
- я умею слушать других;
- я умею задавать вопросы;
- я полон хороших идей;
- я верю в себя и в других;
- мы справимся с проблемой;
- мои успехи – успехи моих друзей.
- В викторине будет 4 этапа, на каждом этапе вам нужно самостоятельно оценить свои достижения. Желаю удачи.
Первый этап «Разминка». Нарисуйте на своих оценочных листах линеечную шкалу, обозначьте нижнюю, верхнюю границу и середину. Я буду вам задавать вопросы, а вы на них отвечать. Если вы сумеете правильно ответить на все вопросы, то где вы нарисуете свой крестик? А если на большинство вопросов? Если на меньшую часть вопросов? Готовы?
- Назовите жанр произведения И.А.Крылова «Чиж и Голубь»;
- Кто такая падчерица?;
- Какими бывают сказки по содержанию;
- Какие по содержанию сказки «Каждый своё получил» и «Два брата»;
- Что такое басня?
- Чем похожи сказки «Баба – Яга» и «Падчерица и мачехина дочка»?
- А сейчас оцените себя (каждый на своём листе).
- Это один из приёмов становления рефлексивной самооценки, который я ввожу в 1 классе.
Второй этап «Кто-то в гости приходил, что-то он в гостях забыл».
Я буду называть предмет из произведения, а вам нужно узнать название этого произведения, автора и героя. Свои успехи в этом этапе вы оцените знаками («+» - знаю, умею, могу; «?» - сомневаюсь, « - « - трудно, сложно) в таблице.
1 | 2 | 3 | 4 | итог |
- Готовы?
- Героиня этой сказки оставила у нас иголочку с ниточкой;
- Героиня данной сказки позабыла у нас два сундука: красный и синий;
- Эти герои оставили на память серебряные монеты;
- Героиня этой сказки потеряла свой золотой волос.
Русская народная сказка «Баба – Яга», падчерица;
Русская народная сказка «Падчерица и мачехина дочка», Баба – яга;
Английская народная сказка «Хромая Молли», Эльфы;
Чешская народная сказка «Златовласка».
- Подведите итоговую оценку и обозначьте знаком в 5 колонке.
- Такой (знаковый) приём становления рефлексивной самооценки я использую во 2 классе.
Третий этап «У сказки в гостях».Перед вами отрывок из сказки. Ваша задача – определить автора, название, главных героев. Оценивать себя будете в баллах. Максимальное количество баллов 3. На оценочном листе нарисуйте треугольник – это символ третьего этапа, а в него проставьте ваши баллы.
Борис Заходер «Серая Звёздочка», главный герой: жаба.
- Баллирование, как один из приёмов становления рефлексивной самооценки, использую в 3 классе.
Четвёртый этап «Иллюстрации». Перед вами иллюстрация из произведения, нужно вспомнить автора; название произведения; жанр; героев, изображённых на иллюстрации и момент из произведения, т.е. суметь кратко пересказать. Оценивать себя будете в процентном соотношении. 100% - полностью справляешься со всеми пунктами задания, их 5. Оцените, на сколько % вы справились с заданием. Нарисуйте на своём оценочном листе квадрат – это символ 4 задания.
Лев Николаевич Толстой «Белка и Волк»; жанр произведения: басня, герои: белка и волк.
- Процентное соотношение выполнения задания, как один из приёмов становления рефлексивной самооценки, использую в 4 классе.
Завершается наш урок,
А пошёл ли он вам впрок?
На результат своей работы посмотрите,
И итоги подведите.
Важным умением вы овладели
Коль оценить себя сумели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс по теме «Пути познания через практическую деятельность младших школьников»
Формирование интеллектуальных черт личности с помощью математики....
Мастер-класс по теме: "Приёмы обучения осознанному чтению на уроках в начальной школе"
Некоторые приёмы работы над осознанностью чтения на уроках литературного чтения и математики в начальных классах....
Мастер – класс «Методы и приёмы развития чувства ритма у младших школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности»
Данный мастер-класс представляет собой практическое занятие с профессиональной аудиторией (учителя музыки) по теме «Методы и приёмы развития чувства ритма у младших школьников на уроках музыки и...
Самохвалова Ольга Стефановна "Мастер-класс по теме: «Использование технологии проблемно-диалогического обучения младших школьников»
Меня, как учителя волновала проблема, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Ученики начальной школы не могут учиться «для с...
Лагутина Юлия Сергеевна "Мастер-класс по теме: «Использование технологии развития критического мышления младших школьников И.В. Муштавинской»
Данная технология появилась в российском образовании в 1997 году Её авторы – американские ученые Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стилл. Особенность технологии – работа с информацией ...
Мастер – класс по теме «Различные формы организации учебного труда младших школьников с применением технологий развития критического мышления при подготовке к ВПР»
Различные формы организации учебного труда младших школьников при подготовке к ВПР...