Мастер - класс по теме «Приёмы становления рефлексивной самооценки у младших школьников»
методическая разработка по чтению на тему

Семеева Нина Семёновна

Данный материал можно использовать как мастер-класс на педсоветах, конференциях (секции учителей начальных классов)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер - класс по теме «Приёмы становления рефлексивной самооценки у младших школьников»

                                          «Всякий, кому предстоит делать дело, увидит, что прежде всего он должен познать, что он такое и на что способен».

Мишель Монтень

Переход к новым стандартам характеризуется ломкой традиционных форм, методов, подходов к обучению.

Во главу сегодня на первый план ставятся ответственность, инициативность, самостоятельность, способность к рефлексии. Соответственно, становление детской самостоятельности, инициативности и ответственности понимается сейчас как ведущая ценность и цель образования.

Ключевым условием решения задачи воспитания учебной самостоятельности должно стать построение оценочной самостоятельности, поскольку:

- оценка пронизывает все сферы человеческого существования, в том      

числе и сферу учения;

- оценка – это то место, где встречаются все участники школьной жизни:

дети, их родители, учителя и администрация, их усилия по выработке

оценочной политики могут способствовать росту эмоционального

благополучия детей;

- освоение контрольно-оценочного звена деятельности учения является

основой будущей учебной самостоятельности.

В практике использую новые подходы к оцениванию достижений младших школьников.

Помогая ребёнку сформулировать собственные оценочные критерии, применяю методику безотметочного обучения на основе исследований Г.А.

Цукерман, вводя оценочные линеечки, по которым учащиеся оценивают свою и чужую работу по различным параметрам: красиво, аккуратно, правильно. При этом я вправе согласиться с оценкой и обвести детский знак, что означает высшую похвалу учащемуся. В 3-4 классах практикуется постановка баллов, с постоянным изменением бальных шкал. Все эти умения формируются в процессе специальных тренировочных упражнений на уроках по любому предмету. Так дети совместно со мною вырабатывают критерии и производят оценку своей работы по ним.

На основе наблюдений ввожу  средства, позволяющие самому ребёнку и его родителям прослеживать динамику учебной успешности, давать относительные, а не только абсолютные оценки. Активно применяю «Карты успешности по учебным предметам»; специальные «Листы индивидуальных достижений».

Постепенно каждый ученик учится техникам пооперационного контроля и работе со схемами  и  моделями, а затем применяет средства самооценки и самоконтроля, т.е. проводит рефлексивный контроль.

Со способности рефлексировать, различать: «это я уже знаю и умею», «я ещё совсем не знаю, надо узнать», «это я уже немного знаю, но надо ещё разобраться» - начинается учебная самостоятельность школьника, переход от исполнительского поведения школяра к подлинному самосовершенствованию человека, умеющего учиться.

Я покажу вам несколько приёмов становления рефлексивной самооценки младших школьников на материале урока литературного чтения.

Здравствуйте, ребятишки!

Девчонки и мальчишки!

Наш сегодняшний урок

Вам обязан пойти впрок.

Знания нужно свои оценить

Результаты отследить.

Сегодня на уроке-викторине у вас есть возможность проверить свои знания, а так же пополнить их. А так как викторина – это игра, а в любой игре есть правила, давайте их вспомним:

  1. я умею дружить;
  2. я вежлив и доброжелателен;
  3. я умею слушать других;
  4. я умею задавать вопросы;
  5. я полон хороших идей;
  6. я верю в себя и в других;
  7. мы справимся с проблемой;
  8. мои успехи – успехи моих друзей.

- В викторине будет 4 этапа, на каждом этапе вам нужно самостоятельно оценить свои достижения. Желаю удачи.

Первый этап «Разминка». Нарисуйте на своих оценочных листах линеечную шкалу, обозначьте нижнюю, верхнюю границу и середину. Я буду вам задавать вопросы, а вы на них отвечать. Если вы сумеете правильно ответить на все вопросы, то где вы нарисуете свой крестик? А если на большинство вопросов? Если на меньшую часть вопросов? Готовы?

  1. Назовите жанр произведения И.А.Крылова «Чиж и Голубь»;
  2. Кто такая падчерица?;
  3. Какими бывают сказки по содержанию;
  4. Какие по содержанию сказки «Каждый своё получил» и «Два брата»;
  5. Что такое басня?
  6. Чем похожи сказки «Баба – Яга» и «Падчерица и мачехина дочка»?

- А сейчас оцените себя (каждый на своём листе).

- Это один из приёмов становления рефлексивной самооценки, который я ввожу в 1 классе.

Второй этап «Кто-то в гости приходил, что-то он в гостях забыл».

Я буду называть предмет из произведения, а вам нужно узнать название этого произведения, автора и героя. Свои успехи в этом этапе вы оцените знаками («+» - знаю, умею, могу; «?» - сомневаюсь, « - « - трудно, сложно) в таблице.

1

2

3

4

итог

- Готовы?

  1. Героиня этой сказки оставила у нас иголочку с ниточкой;
  2. Героиня данной сказки позабыла у нас два сундука: красный и синий;
  3. Эти герои оставили на память серебряные монеты;
  4. Героиня этой сказки потеряла свой золотой волос.

Русская народная сказка «Баба – Яга», падчерица;

Русская народная сказка «Падчерица и мачехина дочка», Баба – яга;

Английская народная сказка «Хромая Молли», Эльфы;

Чешская народная сказка «Златовласка».

- Подведите итоговую оценку и обозначьте знаком в 5 колонке.

- Такой (знаковый) приём становления рефлексивной самооценки я использую во 2 классе.

Третий этап «У сказки в гостях».Перед вами отрывок из сказки. Ваша задача – определить автора, название, главных героев. Оценивать себя будете в баллах. Максимальное количество баллов 3. На оценочном листе нарисуйте треугольник – это символ третьего этапа, а в него проставьте ваши баллы.

Борис Заходер «Серая Звёздочка», главный герой: жаба. 

- Баллирование, как один из приёмов становления рефлексивной самооценки, использую     в 3 классе.

Четвёртый этап «Иллюстрации». Перед вами иллюстрация из произведения, нужно вспомнить автора; название произведения; жанр; героев, изображённых на иллюстрации и момент из произведения, т.е. суметь кратко пересказать. Оценивать себя будете в процентном соотношении. 100% - полностью справляешься со всеми пунктами задания, их 5. Оцените, на сколько % вы справились с заданием. Нарисуйте на своём оценочном листе квадрат – это символ 4 задания.

        

Лев Николаевич Толстой «Белка и Волк»; жанр произведения: басня, герои: белка и волк.

- Процентное соотношение выполнения задания, как один из приёмов становления рефлексивной самооценки, использую в 4 классе.

        Завершается наш урок,

                          А пошёл ли он вам впрок?

                          На результат своей работы посмотрите,

                          И итоги подведите.

                          Важным умением вы овладели

                          Коль оценить себя сумели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс по теме «Пути познания через практическую деятельность младших школьников»

Формирование интеллектуальных черт личности с помощью математики....

Мастер-класс по теме: "Приёмы обучения осознанному чтению на уроках в начальной школе"

Некоторые приёмы работы над осознанностью чтения на уроках литературного чтения  и математики в начальных классах....

Мастер – класс «Методы и приёмы развития чувства ритма у младших школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности»

Данный мастер-класс представляет собой практическое занятие с профессиональной аудиторией (учителя музыки) по теме «Методы и приёмы развития чувства ритма у младших школьников на уроках музыки и...

Самохвалова Ольга Стефановна "Мастер-класс по теме: «Использование технологии проблемно-диалогического обучения младших школьников»

Меня, как  учителя волновала проблема, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Ученики начальной школы не могут учиться «для с...

Лагутина Юлия Сергеевна "Мастер-класс по теме: «Использование технологии развития критического мышления младших школьников И.В. Муштавинской»

Данная технология появилась в российском образовании в 1997 году  Её авторы – американские ученые Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стилл.  Особенность технологии – работа с информацией ...