Методические рекомендации по работе с леворукими детьми
консультация ( класс) по теме

Першина Светлана Викторовна

Данные методические рекомендации расскажут об особенностях развития леворуких детей, содержат рекомендации по их рассадке, способах письма и профилактике возможных ошибок на письме, связанных с леворукостью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii_po_levorukim.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по работе с леворукими детьми

Письмо и чтение — асимметричные виды деятельности. Письмо осуществляют только одной рукой, а читают в русском языке слева направо. Кроме того, форма большинства букв асимметрична. У маленьких детей асимметрия мозга еще не полностью сформирована, пространственные отношения трудны для анализа, поэтому иногда возникает зеркальное отражение. Важно понимать, что  направления  руки слева направо или справа налево регулируется мозгом. Наиболее характерным проявлением зеркального отражения является зеркальное письмо, чтение, рисование, восприятие. Частота зеркального письма у леворуких детей составляет 85%. Нарушение носит зрительно-пространственный характер: дети испытывают сложности в восприятии слова как целого (не могут отличить ЛУГ от ГУЛ), не способны уловить связи между буквосочетаниями и теми понятиями, которые они отображают (СОКОЛ и КОЛОС).

При обучении леворукие больше ориентируются на чувственные ощущения (зрительные, осязательные и т.д.), а не на речь. Для лучшего понимания материала им требуется опора на рисунок, предмет, наглядное пособие. Для леворуких трудна работа в больших группах при жестко регламентированных условиях и строгом соподчинении. Им необходима собственная инициатива и интуиция, индивидуальная работа, когда нет жесткого регламента, строгого подчинения.

Леворукие дети обычно очень ранимы, эмоциональны, подвижны, тревожны. Они хуже привыкают к смене обстановки, тоньше чувствуют цвет и форму предмета, видят незначительные отличия предметов, более индивидуализируют окружающий мир. Именно поэтому леворуких детей очень много в школах для художественно одаренных.

Но у них чаще бывают неврозы, так как в праворуком мире они испытывают «декстрастресс» (правый стресс). Леворукие сталкиваются с тем, что окружающий мир рассчитан на праворуких людей (двери, осветительные приборы, музыкальные инструменты и т.д.). Леворукие часто очень музыкальны, но методики обучения музыке также рассчитаны на праворуких людей.

Посадка при письме леворукого ребенка.

В классе за партой леворукий ребенок должен всегда сидеть слева от своего соседа так, чтобы правая рабочая рука соседа по парте не помешала ему при письме. Настольная лампа должна располагаться справа от ребенка. Руки должны лежать на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола, и левая рука свободно двигалась по строке сверху вниз, а правая лежала на столе и придерживала тетрадь.

Тетрадь должна лежать с наклоном так, чтобы правый нижний угол страницы, на которой пишет ребенок, был направлен к середине его груди. Леворукому ребенку трудно ориентироваться в тетради, в строке. Он не может сразу распределить сторону, с которой нужно начинать писать, путает направление. В таких случаях левую сторону листа следует маркировать цветным карандашом.

В процессе письма происходит движение слева направо (направление ручки — влево, а движение кисти и пальцев — вправо).

Способы письма левой рукой.

Первый способ является зеркальным отражением «праворукого» положения. Им пользуются дети, не обученные более удобным и правильным приемам письма. Такое положение руки при письме серьезно затрудняет процесс обучения, так как все образцы в тетрадях располагаются слева. Начиная списывание, ребенок не имеет возможности ориентироваться на образец. Наблюдается уменьшение или увеличение размеров букв в строке и неверное их написание.

Второй способ. Кисть левой руки с ручкой располагается над строкой. Этот способ дает ребенку возможность ориентироваться на образец или ранее написанное и уменьшает количество ошибок при письме. Именно к этому способу письма спонтанно и наиболее часто приходят дети-левши.

Третий способ. Кисть левой руки с ручкой находится над строкой. Это наиболее удобный способ письма, так как ребенку не приходится выворачивать кисть руки, хорошо виден образец, не смазывается ранее написанное. Однако при письме этим способом нарушаются требования «праворукой» каллиграфии: буквы не имеют наклона вправо, скорее даже наклонены влево. Необходимо дать леворукому ребенку возможность удобного для него письма, максимально снизить вероятность возникновения непроизвольных ошибок.

Предупреждение ошибок леворуких детей в написании близких по форме букв.

Самыми распространенными являются ошибки, в которых дети путают близкие по форме буквы и затрудняются в их расположении. Чтобы правильно организовать работу по предупреждению ошибок такого рода, следует подробнее рассмотреть эти буквы.

Первая группа букв имеет ориентацию при их написании слева направо, а также симметричное строение: Е, 3, С, Э, к, н, г. При написании этих букв часто возникают ошибки зеркального письма. Чтобы предупредить зеркальное изображение, необходимо включить в предварительную работу зрительный анализ буквы (куда смотрит буква, откуда берет начало, из каких элементов состоит), конструирование буквы из ее элементов. Это лучше делать в специальных альбомах с письменными буквами и их элементами, где в каждой букве начало обозначено стрелкой красного цвета, а траектория движения — стрелками черного цвета. При письме данных букв желательно начало каждой буквы обозначить красным цветом.

Во второй группе букв верхняя часть одной буквы соответствует нижней части другой: т, ш, п, и, в, д. Для предупреждения ошибок в изображении этих букв следует проводить их зрительное сопоставление, а также накладывание буквы на другую. При письме в тетради следует ввести для них специальные указатели и опорные точки. После написания букв необходимо сравнить их с образцом путем сопоставления или накладывания образца, написанного учителем на прозрачной бумаге.

Буква О не имеет ориентации в пространстве. При письме овалов особенно необходимы опоры и указатели, которые показывали бы начало и направление движения.

Встречаются ошибки, которые вызываются забыванием редко встречающихся форм букв: Ч, ч, X, х, Ф, ф. Для более прочного запоминания их конфигурации следует ввести образное изображение этих букв. Например, букву Х можно увидеть в шагающем человечке, Ч — в носике чайника, Ф — в очках и т.д.

Подобная предварительная работа по предупреждению ошибок зрительного характера, подготовки руки к траектории движений хорошо помогает снять отрицательные явления при обучении письму леворуких детей.

Практические рекомендации для учителей и родителей

1.      Не переучивайте леворукого ребенка — дело не в руке, а в организации мозга. Переучивание приведет к невротизации ребенка. Леворукий ребенок более подвержен невротизации.

2.      Для леворукого ребенка жесткое соблюдение режима дня может быть непомерно трудным.

3.      Леворукость — достоинство ребенка, его уникальность и неповторимость.

4.      Обучение леворуких детей должно быть более ярким и красочным. Необходимо использовать их визуальное восприятие и пространственное мышление.

Кинезиологические упражнения для адаптации леворукого ребенка к школе

1.      Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

2.      Положите ладошки на парту. Поднимайте пальцы по одному (начиная с мизинца) сначала на одной руке, затем на другой, затем на обеих. Повторите упражнения в обратном порядке.

3.      Выпрямите кисть руки, плотно сожмите пальцы и поочередно прижимайте их сначала к третьим суставам, затем к плоскости ладони. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой.

4.      Сожмите пальцы в кулак и вращайте кисть в разных направлениях. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой.

5.      Зажмите карандаш средним и указательным пальцами. Сгибайте и разгибайте эти пальцы так, чтобы карандаш не опускался ниже большого пальца. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой.

6.      Положите на стол 10—15 карандашей. Необходимо собрать одной рукой в кулак все карандаши, беря их по одному. Затем также по одному выложить карандаши на стол. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой.

7.      Делайте двумя грецкими орехами круговые движения в каждой ладони.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по работе с леворукими детьми

Что делать родителям, какую избрать тактику поведения, как помочь леворукому ребенку?...

Методические рекомендации при работе с детьми с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы

Презентация с методическими рекомендациями при работе с детьми с ОВЗ. С данной презентацией выступала на окружном методическом совете....

Методические рекомендации для работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)

Данная информация поможет учителям и родителям в воспитании и обучении детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью....

Методические рекомендации по работе дома с детьми, имеющими нарушения речи

Полноценная коррекционная работа, направленная на устранение речевых нарушений у детей, не возможна без регулярной работы дома. Чем сильнее выражен речевой дефект у ребенка, тем больше внимания и врем...

Методические рекомендации по работе с детьми с ОВЗ

Наши дети учатся в школе. Они учатся и используют полученные знания по-разному. Тем не менее, цель образования заключается в достижении всеми учащимися определенного общественного статуса и утверждени...

Методические рекомендации при работе с детьми с ОВЗ

Методические рекомендации при работе с детьми с ОВЗ...