Технология групповой работы.
статья ( класс) на тему

В данной разработке описана технология организации групповой работы в начальной школе.Рассмотрены её виды.и способы организации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_k_seminaru.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Организация групповой работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО

        Здравствуйте

«Умение учиться – это новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества» (Г. А. Цукерман).

 В последние годы многое изменилось в образовании. И сегодня, наверное, нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь каждого ребёнка своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика и при этом добиться лучших результатов?

Поэтому передо мной встала задача, как организовать учебный процесс, чтобы разные по уровню обучаемости, темпераменту, физическому здоровью дети овладели едиными стандартами образования, и при этом не пострадало их физическое и психическое здоровье.

Одним из возможных способов формирования ситуации успеха в учебной деятельности младшего школьника является такая организация работы учителя, в которой создаются благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу. Поэтому на уроках я стала применять групповую работу.

Опыт организации групповой формы деятельности является актуальным и перспективным, т.к современное образование требует от школы, а значит и от учителя, сохранить психическое и физическое здоровье детей. Поддержать их инициативность, самостоятельность, сберечь ту оптимистическую самооценку, с которой ребенок приходит в школу, сформировать у него навыки сотрудничества, общения, научить делать самостоятельный выбор.

По определению Е.Н. Щурковой, групповая деятельность – это “организованное взаимодействие двух или более индивидов как совокупного субъекта с миром, объединенных единой целью и совместными усилиями по ее достижению”

.  Я стараюсь применять эту форму работы как можно чаще потому, что младшим школьникам очень нравится работать в группах.

        При организации работы в группах каждый ученик мыслит, предлагает своё мнение, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт дискуссия, учебный диалог. И что особенно важно, групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода в условиях массового обучения. Ученики учатся обсуждать задачу, намечать пути ее решения, реализовать их на практике и представлять найденный совместно результат.

        Целью групповой работы является: активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

        К задачам групповой работы относятся:

1. Активизация познавательной деятельности.

2. Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение

ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение

предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его.

3. Развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать друг

друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т.д.).

4. Совершенствование межличностных отношений в классе.

Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало достоинств:

1. Повышается учебная и познавательная мотивация.

2. Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться

неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.

3. В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации

знаний.

4. Улучшается психологический климат в классе.

Но имеются и недостатки.

Важный момент в организации работы – это разделение класса на группы.

Способов разделения существует множество:

  • По желанию
  • Случайным образом
  • По определенному признаку
  • По выбору «лидера».
  • По выбору педагога.

Я стараюсь комплектовать группы  тремя способами:

  • По желанию
  • Случайным образом
  • По определенному признаку

1. По желанию.

Объединение в группы происходит по желанию детей. Задание на

формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух

вариантах:

 Разделитесь на группы по 4-5 человек.

 Разделитесь на 2-4 равные группы.

2. Случайным образом.

Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в

ней могут объединяться дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой.

Этот метод формирования групп я использую в тех случаях, когда передо мной стоит задача научить детей сотрудничеству.

Способы формирования «случайной» группы могут быть различны: жребий; объединение тех, кто сидит рядом; с помощью импровизированных «фантов» и т.п.

3. По определенному признаку.

Такой признак задается либо учителем, либо любым учеником. Так, можно

разделиться по первой букве имени (гласная – согласная), в соответствии с

тем, в какое время года родился (на четыре группы), по цвету глаз (карие,

серо-голубые, зеленые) и так далее.

Это создает основу для эмоционального восприятия друг друга в группе и некоторого отдаления от других.

Очень интересны и другие способы:

4. По выбору «лидера».

«Лидер» в данном случае может либо назначаться учителем, либо

выбираться детьми. Формирование групп осуществляется самими

«лидерами».

5. По выбору педагога.

Педагог объединяет учеников по своему усмотрению.

Видов групповой работы много.

  • Работа в парах.
  • Мозговой штурм.
  • Игра «Продолжи».
  • Охота за сокровищами.
  • Снежный ком.
  • Мозаичная группа или Паззлы.
  • Прием «Зигзаг». (Метод пилы).

Но в своей работе я использую:

Игру «Продолжи».

        Которая основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке».

Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при описании картины, на уроке окружающего мира при

составлении рассказа о каком-либо животном или явлении).

Следующий вид работы «Снежный ком».

        Работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их. После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее. Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них.

        В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.

Паззлы.

        Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы. После изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы. Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на

заданные вопросы. В заключение работы делают выводы.

Прием «Зигзаг». Или метод пилы.

        Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».

Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали

сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части

задания (как зубцы одной пилы).

Очень важно при групповой работе подобрать задания правильно.

1. Задания должны быть такими, чтобы дружная и согласованная работа всех

членов группы давала ощутимо лучший результат, чем мог бы получить

каждый из участников, если бы работал один.

Целесообразно использовать:

 задания, которые требуют выполнения большого объема работы;

 задания, которые требуют разнообразных знаний и умений;

 задания на развитие творческого мышления,;

2. Содержание работы должно быть интересно детям.

3. Задания должны быть доступны детям по уровню сложности.

4. Задания должны быть проблемными, предоставлять возможность для активного использования имеющихся знаний.

Таким образом:

  • групповые приёмы работы приобщают к важным навыкам жизни;  
  • улучшается успеваемость;
  • формируется мотивация учения и обучения;
  • научить можно каждого;
  • соблюдается дифференцированный подход;
  • работа в группе помогает ребенку   проявить себя,  
  • укрепляется дружба,  
  • улучшаются межличностные отношения;
  • устанавливается психологический комфорт в коллективе.

Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.

Технология организации групповой работы
в начальной школе

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология групповой работы в начальной школе

Одним из методов развития самостоятельного мышления является групповая работа на уроках. Целью этой технологии является создание условий для формирования навыков работы в паре, в  группе....

Фрагмент урок окруж.мира по теме:"Хвойные растения" ( пример современных технологий -групповой работы)

Групповая работа учащихся: наблюдение с применение гербария лиственных и хвойных деревьев...

ТЕХНОЛОГИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В условиях введения стандартов нового поколения задача учителя начальной школы состоит в том, чтобы обеспечить организацию такой учебной деятельности обучающихся, в процессе которой развивались бы их ...

Технология групповой работы в начальной школе.

Гупповая технология дает развитие коммуникативности, повышение интереса к знаниям вообще и к процессу обучения в частности, развитие логического мышления и речи, приобретение навыка формулироват...

Статья "Технологии групповой работы в начальной школе"

Статья "  Технологии групповой работы в начальной школе "...

Технология групповой работы на уроках в начальной школе

  Проблема активизации познавательного интереса обучающихся по-прежнему остается актуальной. Чем активнее методы обучения, тем легче и эффективнее заинтересовать детей учебной деятельность...

Теоретическое обоснование технологии групповой работы

Организация урока с позиции деятельности учащихся в рамках кооперации позволяет также  реализовывать и приоритеты Образовательной программы нашей школы, такие как:§  воспитание лидерских кач...