Технология групповой работы.
статья ( класс) на тему
В данной разработке описана технология организации групповой работы в начальной школе.Рассмотрены её виды.и способы организации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация групповой работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО
Здравствуйте
«Умение учиться – это новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества» (Г. А. Цукерман).
В последние годы многое изменилось в образовании. И сегодня, наверное, нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь каждого ребёнка своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика и при этом добиться лучших результатов?
Поэтому передо мной встала задача, как организовать учебный процесс, чтобы разные по уровню обучаемости, темпераменту, физическому здоровью дети овладели едиными стандартами образования, и при этом не пострадало их физическое и психическое здоровье.
Одним из возможных способов формирования ситуации успеха в учебной деятельности младшего школьника является такая организация работы учителя, в которой создаются благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу. Поэтому на уроках я стала применять групповую работу.
Опыт организации групповой формы деятельности является актуальным и перспективным, т.к современное образование требует от школы, а значит и от учителя, сохранить психическое и физическое здоровье детей. Поддержать их инициативность, самостоятельность, сберечь ту оптимистическую самооценку, с которой ребенок приходит в школу, сформировать у него навыки сотрудничества, общения, научить делать самостоятельный выбор.
По определению Е.Н. Щурковой, групповая деятельность – это “организованное взаимодействие двух или более индивидов как совокупного субъекта с миром, объединенных единой целью и совместными усилиями по ее достижению”
. Я стараюсь применять эту форму работы как можно чаще потому, что младшим школьникам очень нравится работать в группах.
При организации работы в группах каждый ученик мыслит, предлагает своё мнение, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт дискуссия, учебный диалог. И что особенно важно, групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода в условиях массового обучения. Ученики учатся обсуждать задачу, намечать пути ее решения, реализовать их на практике и представлять найденный совместно результат.
Целью групповой работы является: активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.
К задачам групповой работы относятся:
1. Активизация познавательной деятельности.
2. Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение
ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение
предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его.
3. Развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать друг
друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т.д.).
4. Совершенствование межличностных отношений в классе.
Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало достоинств:
1. Повышается учебная и познавательная мотивация.
2. Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться
неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.
3. В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации
знаний.
4. Улучшается психологический климат в классе.
Но имеются и недостатки.
Важный момент в организации работы – это разделение класса на группы.
Способов разделения существует множество:
- По желанию
- Случайным образом
- По определенному признаку
- По выбору «лидера».
- По выбору педагога.
Я стараюсь комплектовать группы тремя способами:
- По желанию
- Случайным образом
- По определенному признаку
1. По желанию.
Объединение в группы происходит по желанию детей. Задание на
формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух
вариантах:
Разделитесь на группы по 4-5 человек.
Разделитесь на 2-4 равные группы.
2. Случайным образом.
Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в
ней могут объединяться дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой.
Этот метод формирования групп я использую в тех случаях, когда передо мной стоит задача научить детей сотрудничеству.
Способы формирования «случайной» группы могут быть различны: жребий; объединение тех, кто сидит рядом; с помощью импровизированных «фантов» и т.п.
3. По определенному признаку.
Такой признак задается либо учителем, либо любым учеником. Так, можно
разделиться по первой букве имени (гласная – согласная), в соответствии с
тем, в какое время года родился (на четыре группы), по цвету глаз (карие,
серо-голубые, зеленые) и так далее.
Это создает основу для эмоционального восприятия друг друга в группе и некоторого отдаления от других.
Очень интересны и другие способы:
4. По выбору «лидера».
«Лидер» в данном случае может либо назначаться учителем, либо
выбираться детьми. Формирование групп осуществляется самими
«лидерами».
5. По выбору педагога.
Педагог объединяет учеников по своему усмотрению.
Видов групповой работы много.
- Работа в парах.
- Мозговой штурм.
- Игра «Продолжи».
- Охота за сокровищами.
- Снежный ком.
- Мозаичная группа или Паззлы.
- Прием «Зигзаг». (Метод пилы).
Но в своей работе я использую:
Игру «Продолжи».
Которая основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке».
Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при описании картины, на уроке окружающего мира при
составлении рассказа о каком-либо животном или явлении).
Следующий вид работы «Снежный ком».
Работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их. После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее. Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них.
В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.
Паззлы.
Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы. После изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы. Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на
заданные вопросы. В заключение работы делают выводы.
Прием «Зигзаг». Или метод пилы.
Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».
Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали
сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части
задания (как зубцы одной пилы).
Очень важно при групповой работе подобрать задания правильно.
1. Задания должны быть такими, чтобы дружная и согласованная работа всех
членов группы давала ощутимо лучший результат, чем мог бы получить
каждый из участников, если бы работал один.
Целесообразно использовать:
задания, которые требуют выполнения большого объема работы;
задания, которые требуют разнообразных знаний и умений;
задания на развитие творческого мышления,;
2. Содержание работы должно быть интересно детям.
3. Задания должны быть доступны детям по уровню сложности.
4. Задания должны быть проблемными, предоставлять возможность для активного использования имеющихся знаний.
Таким образом:
- групповые приёмы работы приобщают к важным навыкам жизни;
- улучшается успеваемость;
- формируется мотивация учения и обучения;
- научить можно каждого;
- соблюдается дифференцированный подход;
- работа в группе помогает ребенку проявить себя,
- укрепляется дружба,
- улучшаются межличностные отношения;
- устанавливается психологический комфорт в коллективе.
Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.
Технология организации групповой работы
в начальной школе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология групповой работы в начальной школе
Одним из методов развития самостоятельного мышления является групповая работа на уроках. Целью этой технологии является создание условий для формирования навыков работы в паре, в группе....

Фрагмент урок окруж.мира по теме:"Хвойные растения" ( пример современных технологий -групповой работы)
Групповая работа учащихся: наблюдение с применение гербария лиственных и хвойных деревьев...

ТЕХНОЛОГИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В условиях введения стандартов нового поколения задача учителя начальной школы состоит в том, чтобы обеспечить организацию такой учебной деятельности обучающихся, в процессе которой развивались бы их ...

Технология групповой работы в начальной школе.
Гупповая технология дает развитие коммуникативности, повышение интереса к знаниям вообще и к процессу обучения в частности, развитие логического мышления и речи, приобретение навыка формулироват...
Статья "Технологии групповой работы в начальной школе"
Статья " Технологии групповой работы в начальной школе "...
Технология групповой работы на уроках в начальной школе
Проблема активизации познавательного интереса обучающихся по-прежнему остается актуальной. Чем активнее методы обучения, тем легче и эффективнее заинтересовать детей учебной деятельность...

Теоретическое обоснование технологии групповой работы
Организация урока с позиции деятельности учащихся в рамках кооперации позволяет также реализовывать и приоритеты Образовательной программы нашей школы, такие как:§ воспитание лидерских кач...