№ п/п | Этап занятия | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД |
| Организация класса. Вступительная беседа- | Наступил учебный год, Здравствуй, четвёртый класс! Снова дел невпроворот Впереди у нас. Снова школьные звонки На урок зовут, И опять ученики В школу вновь бегут. - Здравствуйте, дорогие ребята! Незаметно пролетели жаркие летние каникулы: для кого-то они показались очень длинными, а для кого-то очень короткими. Давайте послушаем стихи (ребята читают стихи со слайдов) - У каждого из вас, наверное, накопилось множество впечатлений, которыми хочется поделиться с друзьями: это поездки, экскурсии, новые знакомства, общение с близкими людьми, с природой. И мы обязательно пообщаемся. | Здравствуй, школа! Начался учебный год, Радостный, весёлый! На урок звонок зовёт, Здравствуй, Здравствуй, школа!
Кружит осень-балерина, Красит золотом леса… Школа, словно бригантина, Поднимает паруса. Поведёт по морю знаний Наш учитель-капитан, Мы увидим мир бескрайний, Небеса и океан. В добрый путь, друзья, за дело! Поднимайте якоря! Только смелым и умелым Покоряются моря!
| Личностные УУД: - нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания исходя из социальных и личностных ценностей. формирование ценностного отношения к общению, взаимодействию, умению видеть свои достоинства и недостатки |
| Актулизация знаний | - Посмотрите, пожалуйста, на две картинки, подумайте и скажите, что у них общего.
Кристалл – это что?
Можно ли тогда сказать, что человек – это прекрасный кристалл?
- Я вижу, мнения разошлись. Какой возник вопрос? Попробуйте сформулировать его. Что общего между человеком и кристаллом? - И говорить будем о человеке, как о личности. Тема нашего разговора: «Мир людей – мир личностей» - От какого слова произошло слово «личность»? Что мы видим, глядя в зеркало? - А в чём разница выражений: «лицо человека» и «личность человека»? Что вы видите на картинке: лицо или личность? - Какой возник ещё вопрос? Что такое личность? Давайте попробуем разобраться.
| - Кристалл, лицо девочки. -Они оба красивы, лучезарны, сверкают…
- Это ископаемое, образующее от природы правильное геометрическое тело; гранка, гранник, переиначено в хрусталь, самородное, горное стекло, или белое, граненое стекло (В.Даль).
-Да, любой человек по-своему прекрасен. -Нет, потому что человек - живой организм, а кристалл – неживой предмет.
?
-Лицо (лицо девочки) ?
| Коммуникативные УУД: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
обосновывать собственную позицию
договариваться и приходить к общему решению, в том числе в ситуации столкновения интересов |
| Поиск решения проблемы | - Что можно сказать о девочке, какая она?
- Как вы думаете, от чего зависят её черты лица, наши черты лица?
- Можно ли только по лицу человека точно определить такие качества (черты), как «добрая», «умная»? - Эти качества врождённые или приобретённые?
- Тогда что же скрывается за словом «личность»? Внешний облик или его внутренний мир, мир душевных качеств? - Оценить внутренний мир, сказать, какой он у человека, можно по тому, что говорит человек, как, чем интересуется и о чём думает. - Но человек не может замыкаться в своём внутреннем мире, отгородиться от мира людей. Личность человека мы узнаём, оценивая его поступки, привычки, т.е. характер. Точно так же и ваши поступки, переживания показывают другим, какова ваша личность.
Понять, чем отличается один человек от другого без общества людей невозможно. Мир людей – это «зеркало», в которое мы смотрим и узнаём себя, сравнивая и оценивая себя и других. Поэтому в обществе, в коллективе стараемся жить по известному нам правилу: делать другим хорошее, хорошеть самому.
| -Симпатичная, весёлая, синеглазая, добрая, умная… -От того, кто наши родители, так как внешность (лицо) определяется врождёнными признаками.
-Можно ошибиться. -Приобретённые, так как человек не рождается добрым, таким он становится в обществе.
(Рассуждения детей)
Относись к другим людям так, как тебе хочется, чтобы они относились к тебе.
| Регулятивные УУД: - саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
умения видеть свои достоинства и недостатки |
| Выход из затруднения | - Итак, на какой вопрос мы искали ответ?
- Попробуйте сформулировать, что такое личность.
- Значит, каждый из вас личность? - На партах перед вами лежит лист с изображением герба. Как мы уже знаем, герб – это символ, отличительный знак, который может быть не только у государства, но и у человека. - Попробуйте нарисовать свой герб, изобразить свой внутренний мир. - Посмотрите на свои рисунки. Отметьте «плюсом» те увлечения, которые способствуют укреплению здоровья. Если нет таких, то задумайтесь и поставьте перед собой цель: найти такое увлечение. - А теперь сравните свои рисунки с соседом по парте. - Вам нравятся разные вещи, ваши интересы и увлечения тоже различны, среди них, конечно, можно найти некоторые совпадения, так люди находят друзей. У некоторых людей внутренний мир очень разнообразен, а кто-то, наверное, всю душу отдаёт одному увлечению. - Давайте попробуем сформулировать ответ на наш первый вопрос: - Что общего между личностью и прекрасным многогранным кристаллом?
| - Что такое личность?
- Личность – это человек, у которого есть внутренний мир, т.е. интересы, увлечения, мысли, и есть черты характера, которые проявляются через поступки, привычки.
- Да.
Листочки с изображением контура герба на каждой парте
(Дети рисуют).
-У кристалла много граней, у личности много различных качеств.
-Личность человека похожа на прекрасный многогранный кристалл, который всё время поворачивается к нам новой гранью, которую не замечали раньше. Нужно быть внимательным и наблюдательным, чтобы заметить эти грани у окружающих нас людей | Познавательные УУД: - построение логической цепочки рассуждений; - анализ истинности утверждений; - доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; - формулирование проблемы.
обосновывать собственную позицию |
| Первичное закрепление с проговариванием. | - А теперь проверим себя, как поняли, что такое «личность». 1 вопрос. О каком человеке говорят: «Ну, ты и личность!»?
2 вопрос. Что можно сказать о человеке, который говорит: «Да, я – личность»?
3 вопрос. Кого из людей на картинках можно назвать личностью? (учитель, ученик, Бармалей, Емеля, космонавт и др.)
4 вопрос. Можно ли назвать личностью маленького ребёнка?
| -О человеке, который поступает плохо, некрасиво, некультурно, всё делает только в своих интересах, не заботясь о других людях, проявляет себя неожиданно для других людей с отрицательной стороны.
-Это уверенный в себе человек, который оценивает себя как особенного, неповторимого человека. В нём есть что-то такое, чего нет в других, и он знает это и гордится этим. -Каждый человек - личность, уникальная и неповторимая, как кристалл, со своим внутренним миром и характером. Плохой человек – тоже личность, только отрицательная.
Даже у маленького ребёнка есть свой внутренний мир. Однако личность его в самом начале развития |
|
| Рефлексия | - Основные качества личности определяются в ходе обучения и воспитания в семье, в школе, в обществе. Наша личность изменяется на протяжении всей жизни: у кого-то в лучшую сторону, у кого-то в худшую. - Обучение в школе это ещё и познание мира. Ваш внутренний мир обогащается, расширяется круг интересов, развивается ваша личность, если, конечно, сами стремитесь к этому. - В этом году вы 4 класс, выпускной класс начальной школы. Еще совсем недавно вы были первоклассниками, а сегодня в начальной школе вы - самые старшие. Этот год - очень ответственный. Вам нужно будет приложить максимум усилий, чтобы достичь самых лучших результатов, не только в развитии себя как личности, но и в учёбе. - А еще вам нужно стать дружнее. Любые трудности преодолевать легче, если рядом надежное плечо друга, на которое можно опереться.
- И в подтверждение этих слов завершим наш разговор на тему «Мир людей – мир личностей».
Песня «Ты - человек» (из к/ф «Электроник») (текст песни на партах). |
(Читает плакат) - Вам предстоит серьёзная работа. И если уж признаться честно, Учиться иногда бывает неохота. Но всё же это очень интересно. Кто с детства трудности преодолевает – Судьбой своей тот управляет. И тот, кто учится серьёзно в школе, Характер закаляет свой и волю.
Дети оформляют стенгазету «Мир людей, мир личностей».
(Дети поют песню) |
|