программа сотрудничества
учебно-методический материал (1 класс) на тему
программа сотрудничества по преемственности дошкольного и начального общего образования в рамках реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа сотрудничества | 29.38 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
сотрудничества по преемственности
дошкольного и начального общего образования
в рамках реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО в МОУ Куропатинской СОШ
Введение ФГОС НОО и ФГОС ДО – важный этап преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования.
Программа регламентирует деятельность группы дошкольного образования МОУ Куропатинской СОШ вопросах организации преемственности согласно государственным образовательным стандартам.
Основные направления программы:
- Согласование целей и задач осуществления преемственности на дошкольном и начальном школьном уровне.
- Отбор содержания образования для детей дошкольного и младшего школьного возраста с учётом принципов непрерывности образования и психолого-педагогических условий реализации непрерывного образования в соответствии с ФГОС НОО и ФГОС ДО.
- Обогащение организационных форм и методов обучения, как на уровне дошкольного обучуния, так и в начальной школе.
Пояснительная записка
Актуальность проблемы преемственности. Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли интегративные качества воспитанника: метапредметные - предпосылки универсальных учебных действий и личностные – характеристики мотивационного, эмоционально-волевого, морально-нравственного развития, а не только наличие или отсутствие у него определенных знаний по учебным предметам.
Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.
Между тем, надо помнить, что преемственность между дошкольным и школьным уровнями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе. Необходимо стремится к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования. Решение этого вопроса также заложено в программе.
Учитывая то, что непрерывное образование выступает как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждом уровне обученияя, для решения проблемы преемственности составлена данная программа сотрудничества начальной школы и группы дошкольного обучения, отражающая эту связь, согласованность и перспективность.
Цель программы: реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, обеспечение целостного последовательного и перспективного характера педагогического процесса.
Основные задачи сотрудничества группы дошкольного обучения и школы:
- установить единство стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;
- выработать общие цели, воспитательные задачи и пути достижения намеченных результатов;
- создать условия для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;
- организовать всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
- оказывать родителям психологическую помощь в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;
- формировать в семьях позитивное отношение к активной общественной и социальной деятельности детей.
Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей группы дошкольного обучения и школы является четкое понимание общих целей, задач и содержания осуществления преемственности.
Мы определили общие цели образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:
- воспитание нравственного человека;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;
- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое, психическое развитие воспитанников.
Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:
На уровне дошкольного обучения:
- приобщить воспитанников к ценностям здорового образа жизни;
- обеспечить эмоциональное благополучие каждого воспитанника, развитие его положительного самоощущения;
- развивать инициативность, любознательность, произвольность, способность к творческому самовыражению;
- формировать различные знания об окружающем мире, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую и др. активность воспитанников в различных видах деятельности;
- развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение воспитанников в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).
На уровне начального обучения осуществляется:
- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности
- умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
- осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними; совершенствование достижений дошкольного развития, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств;
- индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.
В программе раскрыты принципы отбора содержания непрерывного образования воспитанников дошкольного и детей младшего школьного возраста:
- принцип развития
- принцип гуманитаризации
- принцип целостности
- принцип культуросообразности
- принцип содержания образования.
Реализация общей цели и задач образования детей 2 - 10 лет требует соблюдения ряда психолого-педагогических условий:
На уровне дошкольного обучения:
- личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;
- формирование предпосылок учебной деятельности как важнейшего фактора развития ребенка;
- построение образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми, опора на игру при формировании учебной деятельности.
На ступени начальной школы:
- опора на наличный уровень достижений дошкольного детства;
- направленность процесса обучения на формирование умения учиться как важнейшего достижения этого возрастного периода развития;
- сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, коллективных и индивидуальных форм активности.
Общие условия:
- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
- создание преемственной предметно-развивающей образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;
- учёт индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания, и путей их достижения;
- воспитательно-образовательный процесс должен быть подчинен становлению личности ребенка: развитию его компетентности, инициативности, самостоятельности, ответственности свободы и безопасности поведения, самосознания и самооценки;
- создание основы для самостоятельного успешного усвоения обучающимися, воспитанниками новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности;
- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
- осуществление индивидуальной работы в случаях опережающего или более низкого темпа развития ребёнка;
- доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективами образовательных учреждений.
Формы осуществления преемственности. Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу.
Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений образовательных учреждений.
При работе с воспитанниками и учащимися: экскурсии в школу; посещение школьного музея, библиотеки; знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы; участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности; выставки рисунков и поделок; встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы); совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников; участие в театрализованной деятельности; посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы)
Взаимодействие педагогов: совместные педагогические советы; семинары, мастер- классы; круглые столы воспитателей и учителей школы; психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей; проведение диагностики по определению готовности детей к школе; взаимодействие медицинских работников; открытые показы образовательной деятельности в группе дошкольного обучения и открытых уроков в школе; педагогические и психологические наблюдения.
Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями – это совместные родительские собрания с воспитателями и учителями школы; круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»; родительские конференции, вечера вопросов и ответов; консультации с педагогами ДОУ и школы; встречи родителей с будущими учителями; дни открытых дверей; творческие мастерские; анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе; образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы; семейные вечера, тематические досуги; визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.); заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).
Ожидаемые результаты. Результатом реализации программы сотрудничества должно быть создание комфортной преемственной предметно-развивающей образовательной среды:
- обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и воспитанников;
- гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся и воспитанников;
- комфортной по отношению к обучающимся, воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.
План работы
на период реализации Программы развития
I. Организационно-методическая работа | |||
№ | Содержание мероприятий | Сроки | Ответственные |
1 | Проведение совместных заседаний МО учителей начальных классов школ и воспитателей группу дошкольного обучения. Задачи 1. Познакомить воспитателей с методами и приемами, применяемыми на различных уроках учителями начальной школы в рамках ФГОС НОО. 2. Познакомить учителей с методами и приемами, применяемыми на занятиях в группе в рамках ФГОС ДО. 3. Определить возможное адаптированное применение «школьных» методов и приемов на занятиях в группе. 4. Выявить возможные ошибки при обучении и воспитании первоклассников. | 1 раз в четверть (по плану МО) | Завуч, руководители МО начальных классов, старший воспитатель |
2 | Методические совещания педагогов школы и группы по вопросам подготовки дошкольников к обучению в школе: Вопросы для обсуждения: а) Изучение и анализ образовательных программ начальной школы и группы в рамках требования новых федеральных стандартов, нормативно–правовых документов, регламентирующих взаимодействие учреждений дошкольного и начального образования. б) Выработка единых требований в аспекте преемственности форм и методов обучения, темпа, объема и уровня изложения предметного материала. в) Обеспечение преемственности в проведении мероприятий по охране и укреплению здоровья воспитанников и детей младшего школьного возраста г) Осуществление преемственности в работе гпуппу ДО и школы по духовному и общекультурному воспитанию д) О степени готовности выпускников группы ДО к обучению в школе. | Октябрь Декабрь Февраль
март Май | Завуч, руководители МО начальных классов, воспитатель. |
3 | Классно-обобщающий контроль по изучению процесса социально-психологической адаптации первоклассников к новым условиям школьной жизни | Сентябрь -октябрь | Завуч, руководители МО начальных классов |
4 | Посещение воспитателями группы ДО открытых уроков в начальных классах с целью знакомства с требованиями к уровню подготовки детей к школе. | Завуч, воспитатель | |
5 | Посещение учителями школы открытых занятий в группе ДО с целью знакомства с уровнем образовательной подготовки воспитанников Занятия: - по развитию речи - по формированию элементарных математических представлений - по физическому воспитанию | Январь, март | Завуч, руководители МО начальных классов, воспитатель |
6 | Проведение совместного тематического совместного заседания педагогического совета по проблеме «Обеспечение преемственности детского сада и школы в условиях внедрения ФГОС НОО ФГОС ДО» | март | Завуч, руководители МО начальных классов, воспитатель |
7 | Организационно–методическая работа по предшкольной подготовке будущих первоклассников (определение направлений образовательной деятельности будущих первоклассников, подготовка учебно-методической документации, составление графика работы). | Январь-май | Завуч, руководители МО начальных классов, воспитатель |
8 | Анализ работы по осуществлению преемственности. Обсуждение и утверждение плана взаимодействия группы ДО и школы в обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования на следующий учебный год | Май | Завуч, руководители МО начальных классов, воспитатель |
II. Работа с родителями | |||
1 | Родительское собрание «Поступление в школу – важное событие в жизни детей» Задачи: Ознакомить родителей будущих первоклассников с помощью компьютерной техники с традициями и инновациями школы. Обозначить для родителей будущих первоклассников программные требования для выпускника группы ДО. Довести до сведения каждого родителя основные отличия программ, учебных пособий, планируемых на будущий учебный год в школе. Определить показатели физического и нервно – психического состояния здоровья будущего первоклассника. | Февраль | Завуч, руководители МО начальных классов, воспитатель |
2 | Тематические консультации педагогов и специалистов школы для родителей будущих первоклассников: «Задачи детского сада и семьи по подготовке детей к школе в современных условиях»; «Особенности психического и физического развития детей 7 – 8 лет»; «Подготовка дошкольников к овладению письмом и чтением»; «Речевая готовность дошкольников к обучению в школе» | Октябрь Ноябрь Декабрь Январь | Завуч, руководители МО начальных классов, воспитатель |
3 | День открытых дверей «В первый класс – без проблем!» для будущих первоклассников, их родителей и воспитателей с целью знакомства с традициями, образовательными возможностями и перспективами развития МОУ Куропатинской СОШ | Апрель | Завуч, руководители МО начальных классов, воспитатель |
4 | Организационное собрание для родителей будущих первоклассников с участием представителей администрации и специалистов школы. | по плану | Завуч, руководители МО начальных классов, воспитатель |
5 | Индивидуальные консультации педагога- учителя начальных классов по заявкам родителей. | по плану | Специалисты школы |
6 | Знакомство родителей с результатами мониторинга развития ребенка, помощь в планировании и осуществлении дальнейших действий по подготовке ребенка к школе. | по плану | Завуч, старший воспитатель |
III. Работа с детьми | |||
1 | Развлекательно – игровая программа «Мы теперь не просто дети – мы теперь ученики», подготовленная силами первоклассников для выпускников группы ДО о школе и школьных принадлежностях. | по плану | Завуч, руководители МО начальных классов, воспитатель |
2 | «В гости к первоклассникам» (посещение воспитанниками открытого урока в первом классе) | по плану | Завуч, руководители МО начальных классов, воспитатель |
3 | Проведение совместного спортивного праздника «Веселые старты» с выпускниками группы ДО и первоклассниками. | Февраль | Завуч, руководители МО начальных классов, учителя нач. классов, воспитатели |
4 | КВН между воспитанниками группы ДО и первоклассниками на тему «Книжкины именины» | Март | Завуч, руководители МО начальных классов, учителя нач. классов, воспитатели |
5 | Объединенная выставка творческих работ воспитанников группы ДО и учащихся начальной школы «Умелые руки не знают скуки» | Апрель | Завуч, руководители МО начальных классов, учителя нач. классов, воспитатели |
6 | Совместный концерт воспитанников группы ДО и учащихся школы «Дружба начинается с улыбки» | Апрель | Завуч, руководители МО начальных классов, учителя нач. классов, воспитатели |
8 | Экскурсии выпускников детских садов в школу «Мы исследуем школу» Задачи: Познакомить воспитанников со зданием школы, учебными классами, физкультурным и тренажерным залами, библиотекой. Создать для будущих первоклассников условия возникновения желания учиться в школе. | Ноябрь | Завуч, руководители МО начальных классов, учителя нач. классов |
9 | Присутствие на традиционном празднике «Прощание с букварём» Задачи: Создать для выпускников группы ДО условия возникновения желания учиться в школе, уметь читать. Создать для учащихся 1-х классов условия возникновения гордости быть учеником. | Декабрь | Завуч, руководители МО начальных классов, учителя нач. классов |
10 | Праздник «До свидания, детский сад!» | Май | Воспитатели |
Результаты освоения программы сотрудничества по преемственности
дошкольного и начального общего образования
Метапредметные результаты – это сформированные предпосылки универсальных учебных действий (УУД):
предпосылки познавательных УУД:
- формирование ряда логических операций,
- переход от эгоцентризма мышления к децентрации,
- суть предпосылок познавательных УУД отражают интегративные качества «любознательный, активный» и «способный решать интеллектуальные и личностные задачи»;
предпосылки коммуникативных УУД:
- коммуникативная готовность к школе, то есть сформированность у ребенка трех аспектов коммуникативной деятельности:
- коммуникация как взаимодействие,
- коммуникация как сотрудничество
- коммуникация как условие интериоризации, т.е. формирования внутреннего плана сознания. Интегративное качество «овладевший средствами общения», является предпосылкой коммуникативных УУД.
предпосылки регулятивных УУД:
- -формирование произвольности поведения, суть предпосылки регулятивных УУД отражает интегративное качество «способный управлять своим поведением…»
Личностные результаты – это:
- самоопределение;
- смыслообразование;
- нравственно-этическое оценивание;
- готовность ребенка к школьному обучению (мотивационная, эмоциональная, коммуникативная);
- Я-концепция:
- самооценка (формируется под влиянием взаимодействия с социальным окружением - семьей, близкими, значимыми взрослыми, в период предшколы на формирование самооценки начинают оказывать влияние оценки сверстников).
Сутью личностной готовности к школе является - «внутренняя позиция школьника», то есть готовность ребенка принять новую социальную позицию и роль.
Отражают личностные результаты такие интегративные качества, как: «имеющий первичные представления о себе…», «эмоционально отзывчивый….», «физически развитый…», «способный решать интеллектуальные и личностные задачи…».
2). Неумение формулировать образовательный результат. Практика работы с педагогами показывает, что образовательный результат зачастую формулируется ими как цель, то есть как процессное состояние, а не как наличная ситуация. Например: «формировать у ребенка навык…..», «развивается …..». Образовательный результат формулируется как законченное состояние.
Таким образом, можно видеть, что на уровне планируемых результатов ФГОС ДО и ФГОС НОО преемственны.
Преемственность между детским садом и школой осуществляется и по содержанию обучения и воспитания, по методам, приемам, организационным формам воспитательно-образовательной работы.
Преемственность на уровне содержания обеспечивается обоснованным выбором программ предшкольной подготовки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа сотрудничества с семьей
Программа работы с семьей...
Искусство сотрудничества. Факторы, способствующие сотрудничеству в учебно- воспитательном процессе.
В этой статье я описываю основные направления моей педагогической деятельности. Это- преемственность между детским садом и начальной школой, формирование педагогического сознания родителей, сохр...
Технология обучения в сотрудничестве. Виды групповой работы в технологии сотрудничества.
мастер класс...
Методическая разработка: «Закрепляй-ка» - преемственность в работе учителя-дефектолога с родителями, программа сотрудничества с семьей
laquo;Сотрудничество с родителями – залог успеха учителя-дефектолога». Ни для кого не секрет, что с каждым годом все острее встает вопрос об обучении и воспитании детей с нарушениям...
Программа сотрудничества с семьей.
Программа сотрудничества с семьей: «Совместная работа семьи и учителя в преодолении ребенком трудностей, испытываемых при обучении»....
Программа сотрудничества с семьей обучающегося
Пояснительная запискаУдовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся обеспечивается организацией взаимодействия специалистов, участвующих в обучении и воспитании ребенка и его сем...
Программа сотрудничества с родителями (законными представителями) "Рука об руку"
Программа сотрудничества с родителями (законными представителями) "Рука об руку"...