Проблемы преемственности между дошкольным и начальным образованием
статья
ВЫступление на районном семинаре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemy_preemstvennosti_mezhdu_doshkolnym_i_nachalnym_obrazovaniem_kochetova_e.g.rar | 529.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемы преемственности между дошкольным и начальным образованием
Подготовила Кочетова Э.Г,
Слайд2
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда
опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком».
Л. С. Выготский
Вопросы преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальны во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОО и начальной школой? Этот вопрос сегодня ставят перед собой и педагоги, и психологи образовательной среды.
В школах с 01.09.2011г. введены Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.
Рассмотрим преемственность с позиции школы и с позиции детского сада.
Слайд 3 Преемственность с позиции школы – это опора на знания, навыки и умения, которые имеются у ребёнка, пройденное осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе должна происходить с учётом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребёнка.
Преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.
Преемственность обеспечивает постепенное развитие и углубление знаний, усложнение требований к умственной деятельности, формирование личного и общественного поведения.
Установление преемственности между детским садом и школой способствует сближению условий воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Благодаря этому переход к новым условиям школьного обучения осуществляется с наименьшими для детей психологическими трудностями.
Слайд 4.Многочисленные исследования по вопросу осуществления преемственности связей между детским садом и школой позволяют выделить следующие параметры:
1.Преемственность в содержании обучения и воспитания.
2.Преемственность в формах и методах работы.
3.Преемственность педагогических требований и условий воспитания детей.
Сформировавшиеся в детском саду многочисленные привычки, навыки, знания составляют необходимый фундамент, на котором строится всё дальнейшее обучение и воспитание. Они помогают ребёнку быстрее включиться в новые условия.
Слайд 5. Существуют проблемы при обеспечении преемственности детского сада и школы
Проблема1.Одной из проблем является выбор школы для обучения ребёнка и выбор программы обучения. При выборе программы обучения необходимо учитывать особенности психики и физическое состояние ребёнка (зону его ближайшего развития), специфику предлагаемых программ, личностные качества учителя и многое другое.
Пути решения.
Непосредственный контакт психологов детского сада и школы, встречи родителей и детей с будущими педагогами, знакомство с образовательными программами до поступления ребёнка в школу, помогут определиться с выбором школы и предотвратить возможные негативные последствия.
Проблема 2.
Тревожит и проблема завышенных требований к готовности ребёнка к школьному обучению. Поэтому в ДОУ практикуется раннее обучение детей подготовительных групп письму, чтению, усложнённой математике, вместо развития познавательных процессов. Игра и другие специфичные для этого возраста виды деятельности вытесняются такими занятиями. Однако физиологами доказано, что развитие мелкой моторики активизирует развитие речевого центра. Поэтому в дошкольном возрасте ребенку полезно лепить, составлять композиции из мелких частей, конструировать, раскрашивать карандашами. Не менее важно вырабатывать умение слушать, говорить, общаться в среде себе подобных, организовывать свою деятельность. Повышенные нагрузки, переутомление, ухудшение здоровья детей, снижение учебной мотивации, потеря интереса к учёбе, отсутствие творческого начала провоцируют неврозы детей и другие нежелательные явления при переходе к школьному образованию. Самым важным условием успешного обучения в начальной школе является наличие у ребенка соответствующих мотивов обучения: отношение к учебе как к важному, общественно значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным предметам. Предпосылками возникновения этих мотивов служит, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного детства общее желание поступить в школу, приобрести почетное в глазах детей положение ученика и, с другой – развитие любознательности, умственной активности, что проявляется в живом интересе к окружающему, стремлении узнавать новое.
Пути решения.
Сотрудничество детских садов и школ по формированию у педагогов понимания значимости процесса развития ребёнка, а не накопление знаний, поможет исправить эту негативную практику, сохранить здоровье детей, не ущемляя законное право ребёнка на образование.
Проблема 3.
Недостаточное использование игровой деятельности при переходе детей в школу. А ведь резкая перемена основного вида деятельности ведёт к стрессу и дезадаптации детей. Использование игровых технологий в первых классах способствует облегчению адаптации детей, повышению интереса, ускорению обучения.
Пути решения. Работа по преемственности даст возможность разработать ряд мероприятий для учителей начальных классов по осознанию возрастных особенностей детей и выделению основных приёмов в работе, характерных данному возрастному периоду.
Слайд 6. Механизмом решения данной проблемы является последовательное выполнение следующих этапов:
1.Заключение договора между детским садом и школой по обеспечению преемственности.
2.Составление проекта совместной деятельности по обеспечению преемственности.
3. Проведение мониторинга процесса адаптации детей к школе.
Слайд 7. Основные направления и формы осуществления преемственности:
Слайд 8.
1. Работа с детьми:
-экскурсии в школу;
-знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
-участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;
-выставки рисунков и поделок;
-встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);
-совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, -выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
-участие в театрализованной деятельности;
-посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).
Слайд 9. 2. Взаимодействие педагогов:
• совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
• семинары, мастер- классы;
• круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
• психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
• проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
• взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
• открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
• педагогические и психологические наблюдения.
Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями:
Слайд 10. 3. Сотрудничество с родителями:
• совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
• круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
• родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
• консультации с педагогами ДОУ и школы;
• встречи родителей с будущими учителями;
• дни открытых дверей;
• творческие мастерские;
• анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
• образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;
• визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.).
Слайд 11.Ожидаемые результаты.
Результатом работы по преемственности должно стать:
Обеспечение успешности ребенка на начальных этапах обучения.
Снижение процента первоклассников с высоким уровнем дезадаптации к школьному обучению.
Положительная динамика освоения основных общеобразовательных программ каждым ребенком.
Общая положительная динамика психического и физического здоровья детей.
Мотивационная готовность детей к обучению в школе.
Портрет выпускника ДОУ в соответствии с ФГОС:
- физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками..
-любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире…
-эмоционально отзывчивый…
-овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками...
-способный управлять своим поведением и планировать свои действия…
-способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту…
-имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе…
-овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
-овладевший необходимыми умениями и навыками, необходимыми для осуществления различных видов детской деятельности.
- Мне нравится (1)