Особенности формирования личностных УУД у младших школьников
статья на тему

Горчакова Надежда Ивановна

Представлена модель воспитания и социализации личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Н.И.Горчакова

МОКУ «Тюкалинский лицей», г.Тюкалинск

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Успешный человек – кто он? Тот, кто может мобилизовать свои внутренние ресурсы, умело привлечь ресурсы внешние и решить личностно - значимую проблему. Весь вопрос в том, какая проблема значима для конкретной личности. В этой связи особое значение приобретает то, что в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации.                                                                                                 Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять  лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в  виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня  всё более востребованными. Исходя из этого,  в требованиях Федерального государственного образовательного  стандарта  начального общего образования определены  в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия.                                         При поступлении в школу, диагностируя сформированность личностных УУД, определяют индивидуальную готовность к школьному обучению. По итогам диагностики, проведенной в лицее, полностью сформированная внутренняя позиция ученика лишь у 53 % первоклассников, у 37% частично сформировалось эмоционально-положительное отношение к школе, у 10% внутренняя позиция не была сформирована, что проявляется  в отсутствии желания ходить в школу, такие дети отдают предпочтение игровой деятельности. Анализ результатов актуализировал необходимость в формировании личностных УУД.                                                                  Мы представляем модель Воспитания и социализации личности в лицее таким образом:

- фундаментом служат  Программы:

1. Урочной и внеурочная деятельности

2. Духовно – нравственного развития

  1. Формирования культуры здорового  и безопасного образа жизни. Данные программы являются составляющими ООП ОУ реализуемой в лицее.                Как же отслеживать формирование ЛУУД?                                         На начальном этапе нами была использована педагогическая диагностика к успешному обучению в начальной школе  «Школьный старт» под редакцией Битяновой М.Р. Диагностика проводится на третьей-четвертой неделе обучения детей в школе. Ее цель - определить уровень готовности каждого ребенка к освоению учебной программы и достижению образовательных результатов в соответствии с ФГОС НОО.                Результаты диагностики позволили педагогу не только оказать адресную педагогическую помощь и поддержку каждому ученику, учитывая его индивидуальные особенности, но и "настроить" процесс обучения класса в целом. Данные диагностики открывают портфолио ребенка, которое по мере его обучения будет дополняться новыми материалами.                                         Для оценки достижения планируемых результатов по формированию ЛУУД используются задания разного типа:

- по форме ответа: задания с закрытым ответом (с выбором одного или нескольких правильных ответов) или открытым ответом (с кратким или развернутым ответом);

- по уровню проверяемых знаний, умений или способов действий: задания базового или повышенного уровня;

- по используемым средствам при проведении работы: задания для письменной работы или устной беседы, практические задания;

- по форме проведения работы: задания для индивидуальной или групповой работы.

Подобраны следующие методики, позволяющие:                                     - выявить внутреннюю позицию школьника – Методика « Беседа о школе»,        - выявить уровень развития самооценки поможет методика «Хороший ученик», -мотивацию учебной деятельности поможет проявить методика «Незаконченная сказка».

 Нравственно-этическая ориентация раскрывается через:

- выделение моральной ситуации нарушения нормы/следования норме;             - решение моральной дилеммы на основе децентрации  и оценку действий с точки зрения моральной нормы. 

        К каким результатам мы придем – покажет время. Но мы очень надеемся, что наш выпускник:

  • осознает смысл учения и поймет  личную ответственность за будущий результат
  •  будет сформирована учебная мотивация и развиты мотивы достижения и социального признания
  •  сформирована адекватная самооценка
  •  будет видеть свои сильные и слабые стороны и будет понимать, кто он в этом мире и чем ему хотелось бы заниматься
  •  знающий основные моральные нормы
  • умеющий делать нравственный выбор и давать моральную оценку поступкам и событиям
  • сформирован целостный образ мира, уважение к культуре и истории, к себе, людям и окружающему миру.

Кто-то из мудрых сказал, что народ, который думает на один год вперёд - выращивает хлеб, народ, который думает на 10 лет вперёд - выращивает сад, народ, который думает на 100 лет вперёд - выращивает молодое поколение.

Литература:

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. А.Г.Асмолова
  2. Планируемые результаты начального общего образования/ под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – М.: Просвещение, 2010.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования./М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование личностных качеств у младших школьников в процессе развития коммуникативных навыков на уроках и во внеурочное время

В работе содержится практический курс обучения детей младшего школьного возраста основам коммуникации "Азбуки общения". В приложении даются этюды на выражения различных чувств и эмоций, что поможет уч...

Особенности формирования мотивации учебной деятельности младших школьников

Особенно интересен младший школьный возраст в свете особенностей формирования мотивации учебной деятельности. Этот период характеризуется развитием и укреплением мотивов, адекватных зрелым формам учеб...

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения младших школьников

В статье описаны  направления и формы работы учителя начальных классов, которые положительно зарекомендовали себя в развитии широких познавательных интересов и мотивов учебной деятельности ...

доклад на тему "Формирование личностных УУД у младших школьников"

доклад на тему " Формирование личностных УУД у младших школьников"...

Особенности формирования универсальных учебных действий младших школьников в современных условиях

Современная система образования ставит цели личностного, общекультурного и познавательного развития учащихся. Принципиальным отличием школьных стандартов компетентстного подхода является их ориентация...

Формирование личностных качеств у младших школьников в процессе развития коммуникативных навыков на уроках и во внеурочной деятельности

Общеобразовательная школа призвана активно противодействовать негативному воздействию на современного ребенка потока информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, ...

Формирование личностных качеств у младших школьников в процессе развития коммуникативных навыков на уроках и во внеурочной деятельности

Общеобразовательная школа призвана активно противодействовать негативному воздействию на современного ребенка потока информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. ...