доклад на тему "Формирование личностных УУД у младших школьников"
материал на тему
доклад на тему " Формирование личностных УУД у младших школьников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_noyabr_2014_mungalova_nv.docx | 26.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование личностных УУД у младших школьников
«Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности – «разучить» думать самостоятельно».
А. Дистервег
С первого сентября 2011 года вступили в силу образовательные стандарты второго поколения, в связи с этим возникает необходимость пристального изучения новых требований, которые выдвигает общество и время.
В настоящее время все чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Ученик «как бы» усваивает знания, заучивает основные правила, но сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить эти знания, так как в школе он не участвует в деятельности, которая показывала бы применение полученных в ходе обучения знаний на практике. Самым слабым местом оказалось умение интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний, объясняющих явления окружающего мира.
Кроме того, система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация уже становится основой, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти ее, переработать и использовать в определенных целях.
Очень важно, чтобы система обучения начинала меняться уже в начальной школе, ведь именно здесь и начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение, желание учиться.
Нельзя не учитывать и тот факт, что учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них нет мотивации к получению новых знаний. Ученика уже не устраивает объяснение, что ему необходим тот или иной материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни после окончания школы, т.е. через несколько лет.
Психолого-педагогические исследования показывают, что формирование личности ученика и продвижение в его развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания.
Современную школу философы называют капканом, выставленным человеком у себя на пути. Передавая детям «ничейные» знания, отчужденные от их собственного опыта, школа воспитывает потребителя, в лучшем случае всезнайку-энциклопедиста, и теряет при этом творца и деятеля.
Может ли образовательная деятельность быть другой? Положительный ответ на этот вопрос давно найден детской психологией и педагогикой. Решение это выглядит удивительно просто: обучение должно быть проблемным, оно должно содержать элементы самостоятельной исследовательской практики. Организовывать его надо по законам проведения научных изысканий, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение уже становится не репродуктивной, а творческой деятельностью, тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания. Только в этом случае мы сможем выпустить из начальной школы ученика, портрет которого определен новым образовательным стандартом.
Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД), овладение которыми дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Функциями универсальных учебных действий являются:
1. Обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
2. Создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
3. Обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
Универсальный характер УУД проявляется в том, что они:
1) носят надпредметный, метапредметный характер;
2) обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
3) обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
4) лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;
5) обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемых ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:
личностный;
регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
познавательный;
коммуникативный.
Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
-личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
-действие смыслообразования;
-действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор, исходя из социальных и личностных ценностей.
Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.
Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:
1) целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
2) планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
3) прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
4) контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
5) коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способы действия в случае расхождения с эталоном реального действия и его продукта;
6) оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
7) волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные универсальные учебные действия включают в себя:
1) общеучебные,
2) логические,
3) действия постановки и решения проблем.
Общеучебные универсальные действия включают в себя:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
знаково-символические – моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
умение структурировать знания;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
постановку и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Универсальные логические действия включают в себя:
– анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных);
– синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполние недостающих компонентов;
– выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
– подведение под понятия, выведение следствий;
– установление причинно-следственных связей,
– построение логической цепи рассуждений,
– выдвижение гипотез и их обоснование, доказательство.
Постановка и решение проблем это:
1) формулировка проблемы;
2) самостоятельная реализация способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Виды коммуникативных действий:
1) планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
2) постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
3) разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
4) управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
5) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Одним из эффективных методов формирования УУД является проектное обучение, которое предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.
В связи с этим организация групповой работы учащихся является особой педагогической задачей учителя. Взаимодействие «учитель – группа совместно действующих детей» является исходной формой учебного сотрудничества в классе.
Работу в группах в первом классе мы начинали с выработки основных правил. Мы пришли к выводу, что должно достигаться:
– полное внимание к однокласснику;
– серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
– терпимость, дружелюбие;
– никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, так как каждый имеет право на ошибку.
Все учащиеся принимали активное участие в обсуждении этих правил. В процессе выполнения этого задания у учащихся формировались универсальные учебные действия в различных сферах: личностных (базовые ценности: терпение, добро, освоение роли ученика, формирование интереса к учению), коммуникативных (участие в диалоге), познавательных (ответы на простые вопросы учителя), регулятивных (работа по инструкции, которую сами выработали).
В настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологией формирования УУД, и не до конца понятна конкретная модель работы учителя и учеников.
Но ясно одно: формирование УУД невозможно, если образовательный процесс организован по-старинке. Нельзя научить ребенка учиться, организовывать свою работу, не ставя его в активную позицию, не принимая во внимание развивающие задачи. Просто лекциями и пересказыванием учебника не обойтись…
«Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать». Так же и с универсальными учебными действиями. Чтобы учиться планировать, надо планировать, а чтобы научиться систематизировать информацию – необходимо осваивать формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию.
Так, меняется роль учителя – теперь он тьютор, организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития регулятивных, коммуникативных, познавательных учебных действий. Учитель – главный помощник ребенка в овладении компетенциями, он идет рядом, создавая условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями!
Добиться этого можно только через специальную организацию учебно-воспитательного процесса, который включает:
1) проблемно-диалогическое обучение – деятельностный подход в обучении;
2) организацию учебного сотрудничества;
3) работу по планированию, оцениванию детьми собственной деятельности;
4) проектно-исследовательскую деятельность;
5) использование интерактивных возможностей ИКТ;
Использование представленных технологий в системе и взаимосвязи, выстраивающей единую образовательную среду, позволит школе сделать большой шаг на пути к созданию условий для формирования УУД.
Всем нам следует перейти от «стихийности» к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных действий. В связи с этим встают вопросы:
– Чему учить? (обновление содержания).
– Ради чего учить? (ценности образования).
– Как учить? (обновление средств обучения).
Итак, что же дают универсальные учебные действия? Они:
– обеспечивают возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
– создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» я и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
– обеспечивают успешное приобретение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
С первой минуты урока учащиеся включаются в организацию своей учебной деятельности (активизируются регулятивные УУД). В первую очередь это целеполагание, т.е. постановка учебной задачи (Каким бы вы хотели видеть наш урок?
Какие качества нужно проявить, чтобы получился такой урок?) Затем учащиеся самостоятельно формулируют тему урока.
При повторении изученного материала перед учащимися ставится новая проблема (формируются коммуникативные УУД). Учащимся необходимо выбрать верные утверждения и ответить на вопрос (например, «Почему на Земле идет дождь?»). Каждый из детей думает по-разному, поэтому из нескольких вариантов выбирается правильный ответ, он обосновывается. Таким образом, дети самостоятельно делают вывод и сравнивают его с выводом ученых (чтение вывода в учебнике). На этом этапе урока развиваются УУД во всех сферах:
– личностные (формирование интереса);
– регулятивные (постановка учебных задач, нахождение пути их решения, самооценка);
– познавательные (наблюдение и выводы, работа с учебником, использование простейших предметов для проведения опыта);
– коммуникативные (участие в диалоге, ответы на вопросы, прослушивание и понимание речи других).
Важно отметить такое регулятивное универсальное учебное действие, как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.
Приведем пример организации фазы рефлексии на уроке «Окружающий мир».
– Возьмите свою капельку и поселите ее на черную тучку, если вам было скучно на уроке.
– А если вам было интересно сегодня на уроке, поселите свою капельку на голубую тучку.
Задача учителя найти такие методы (а это методы развивающего обучения), при которых была бы обеспечена активная мыслительная деятельность всех учащихся.
Существуют определенные различия формирования УУД в начальных классах, в среднем звене и старшей школе. Наблюдаются значительные изменения в наполнении УУД, возрастает уровень сложности действий, меняются результаты ранжирования УУД по степени сложности их формирования.
Но одним из самых важных и непременных условий формирования УУД на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в освоении учащимися универсальных учебных действий. Большая ответственность в этом деле возлагается как на каждого педагога в отдельности, так и на весь педагогический коллектив в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогические возможности клуба интеллектуального развития как формы организации внеурочной деятельности в школе для становления личностных компетентностей у младших школьников
Педагогическое сопровождение и поддержка развития способных и одаренных детей актуальная проблема современной практики. Способом решения данной проблемы может стать организация на базе школы клуба инт...
Личностно-ориентированное обучение младших школьников
квалификационная работа...
Формирование личностных качеств у младших школьников в процессе развития коммуникативных навыков на уроках и во внеурочное время
В работе содержится практический курс обучения детей младшего школьного возраста основам коммуникации "Азбуки общения". В приложении даются этюды на выражения различных чувств и эмоций, что поможет уч...
Личностно-ориентированное обучение младших школьников
Необходимость учитывать личные особенности ребенка в процессе обучения поняли давно, по крайней мере, двадцать пять веков назад, еще во времена Конфуция. Это требование по- разному осуществлялос...
Методическая публикация на тему: "Организация урока в процессе личностно-ориентированного обучения младших школьников"
Данная разработка содержит исследование уровня самооценки младших школьников....
разноуровневая дифференциация как условие реализации личностно - ориентированного обучения младших школьников
разноуровневая дифференциация как условие реализации личностно - ориентированного обучения младших школьников...
разноуровневая дифференциация как условие реализации личностно - ориентированного обучения младших школьников
разноуровневая дифференциация как условие реализации личностно - ориентированного обучения младших школьников...