Сценарий праздника "Посвящение в "Речецветик" для учащихся ГКП коррекционно-развивающей направленности
статья по зож по теме

Кочеткова Алла Владимировна

Сценарий подготовлен учителем начальных классов, педагогом- психологом и учителем -логопедом для учащихся группы кратковременного пребывания для проведения праздника "Посвящение в Речецветик".Праздник проводится в форме игры-путешествия по различным станциям, где сказочные герои предлагают детям выполнить различные задания.Задания представлены в виде коррекционно-развивающих игр на внимание. память. смекалку, развитие речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра-путешествие

«Посвящение в «Речецветик»

Ведущий строит детей парами.

Дети входят в зал.

Ведущий:  - Дети, мы сегодня с вами попадем в Волшебную страну «Речецветик». В этой волшебной стране живет добрая Волшебница Грамота. Она помогает детям У нее есть волшебный цветок - Цветик-Речецветик.  Он помогает детям  научиться красиво писать, читать, правильно говорить и даже сочинять стихи. Вы  хотите научиться читать и правильно и красиво говорить? Тогда отправляемся в эту Волшебную страну «Речецветик».

Звучит музыка волшебного леса.

Дети идут по залу.

Ведущий: - Как здесь красиво! Куда это мы попали? Во дворе уже зима, а в этом лесу все ещё … ( Дети отвечают: Осень!) Почему вы так думаете?

- Куда же нам идти дальше? Здесь что-то написано.

(Показывает на стрелки и читает)

Направо пойдешь – друга найдешь,

Налево пойдешь – врага встретишь,

А прямо пойдешь – ничего не найдешь.

- Что же нам выбрать? (Направо пойти)

- А где же у нас правая сторона?

- А как вы думаете, какого друга мы встретим?

Ведущий загадывает загадку:

       Всех зверей он защищает

       И деревья охраняет.

       Птичкам корм зимой найдет,

       В речке рыбу сбережет.

       Что за славный старичок?

       Наш лесной  … (Лесовичок)

Появляется Лесовичок

Лесовичок: - Кто меня зовет? Здравствуйте, дети!

Дети: - Здравствуй, старичок Лесовичок!

Лесовичок: - Зачем вы сюда пожаловали?

Дети: - Мы пришли, чтобы попасть в Волшебную страну «Речецветик».

Музыка «Вьюга».

Ведущий: - Что же это такое?

Стук в дверь. – Письмо Лесовичку!

Лесовичок  читает письмо: «Никакова празника не будит! Волшебницу Грамоту заколдовал, цветочек Речецветик по лесу разбросал!!! Злой колдун»

Ведущий (сокрушается): - Как же нам теперь быть?

Лесовичок: - М-м-м, не беда! Мы злого Колдуна не будем бояться. Сядем в наш лесной поезд и поедем по лесу, будем искать лепесточки волшебного цветка. Найдем их и расколдуем Волшебницу Грамоту.

Музыка «Паровоз»  

Дети парами становятся за Лесовичком и «объезжают» зал.

СТАНЦИЯ «НАЗЫВАЙ-КА»

Лесовичок: - Мы приехали на первую станцию. Называется она «Называй-ка».

                         Кто  здесь  живет?

Звучит  музыка «Медведь»

Дети говорят, что здесь живет медведь и изображают медведя.

Появляется Медведь:

- Здравствуйте, дети! Я Миша-Медведь. Зачем вы ко мне приехали?

Лесовичок:

- Мы ищем лепестки волшебного цветочка Речецветика. Не видел ли ты лепесток?

Медведь:

- Есть у меня один лепесток, но я его дам вам тогда, когда вы ответите на мои вопросы. Садитесь на стульчики и внимательно слушайте.

1. Где живут животные?

    Назови домик лисы (нора), волка (логово), медведя (берлога), белки (дупло)

2. Угадайте, чьи это уши, чьи это хвосты?

-Молодцы! Получайте лепесток! До свидания! Удачи вам! (Машет рукой вслед)

Лесовичок:

 - Спасибо тебе, Мишка-медведь! Мы поедем дальше!

Музыка «Паровоз»  

Дети парами становятся за Лесовичком и «объезжают» зал.

СТАНЦИЯ «НАБЛЮДАЙ-КА»

Лесовичок: - Мы приехали на станцию «Наблюдай-ка». Кто здесь живет?

Звучит  музыка «Зайчик»

Дети говорят, что здесь живет зайчик и изображают зайчика.

Появляется Зайчик:

- Здравствуйте, дети! Вы узнали меня? Почему вы так думаете?

(У зайчика длинные уши и короткий хвост)

- Зачем вы ко мне приехали?

Лесовичок:

- Мы ищем лепестки волшебного цветочка Речецветика. Не видел ли ты лепесток?

Зайчик:

- Есть у меня один лепесток от цветочка Речецветика. Выполните мое задание и я вам его подарю. Посмотрите внимательно и скажите, чем отличаются эти 2 картинки?  (Игра «Найди отличия»). 

- Отвечайте по очереди, не перебивайте друг друга. Если будете кричать, мне станет страшно, я убегу и спрячусь.

- Молодцы! Вот ваш  лепесток! До свидания! Удачи вам! (Машет рукой вслед)

Лесовичок:

- Спасибо тебе, Зайчик! Поедем дальше!

Музыка «Паровоз»  

Дети парами становятся за Лесовичком и «объезжают» зал.

СТАНЦИЯ «РАЗВИВАЙ-КА»

Лесовичок: - А это станция «Развивай-ка». Кто же здесь живет? 

Звучит  музыка «Птичка»

Дети узнают птичку и изображают её.

Появляется Птичка:

- Здравствуйте, дети! Почему вы оказались здесь?

Лесовичок:

- Мы ищем лепестки волшебного цветочка Речецветика. Не видела ли ты лепесток?

Птичка:- Я нашла один волшебный лепесток. Поиграйте со мной и он будет ваш.

Физминутка «Птички-невелички»

Маленькие птички, птички-невелички

По лесу летают, песни распевают.

Буйный ветер налетел,

Птичек унести хотел.

Птички спрятались в дупло,

Там уютно и тепло.

Птичка:

- А вы знаете, как называются ваши пальчики? (Да)

Песня «Наши пальчики»

Птичка:

- Садитесь поудобнее и послушайте сказку «Птичка и птенцы» и покажите ее вместе со мной.

(Птичка рассказывает и показывает сказку «Птичка и птенцы»)

Игра «Птичка и птенцы».

(Аксёнова М.И.)

На дереве было гнездо с птенчиками.(Дети сгибают ладошку).

 Птенцы были голодные, громко просили есть. Прилетела мама-птица и стала кормить птенцов.(Большой палец - птица, другой - птенцы).

Мама дала птенцам по 1 гусенице(большой палец по одному разу прикасается по очереди к остальным другим), по 2 букашки, по 3 мошки. Птенчики наелись. Мама им помогает чистить клювики. (Большой палец с силой «чистит» верхние боковые края остальных пальцев поочередно. То же проделывают с другой рукой.)

Птичка:

- Молодцы! Дарю вам  лепесток! До свидания! Удачи вам! (Машет рукой вслед)

Лесовичок:

- Спасибо тебе,  Птичка! Поедем дальше!

Музыка «Паровоз»  

Дети парами становятся за Лесовичком и «объезжают» зал.

СТАНЦИЯ «СОБИРАЙ-КА»

Лесовичок: - Мы прибыли на  станцию «Собирай-ка». Кто же здесь живет? 

Звучит  музыка «Лиса»

Дети узнают Лису и изображают её.

Появляется Лиса:

- Здравствуйте, дети! Почему вы оказались здесь?

Лесовичок:

- Мы ищем лепестки волшебного цветочка Речецветика. Не находила  ли ты лепесток?

Лиса: - Залетел ко мне один волшебный лепесток. Так и быть подарю его вам, если поможете собрать мне разрезные картинки и составить предложения к ним.

Музыка «Точка, точка, запятая»

Игра «Собери картинку».

 (Дети делятся на 3 группы  и собирают разрезные картинки, составляют к каждой картинке предложение)

Лиса:

- Молодцы! Дарю вам  лепесток! До свидания! Удачи вам! (Машет рукой вслед)

Лесовичок:

- Спасибо тебе,  Лисонька! Поедем дальше!

Музыка «Паровоз»  

Дети парами становятся за Лесовичком и «объезжают» зал.

СТАНЦИЯ «ЗАПЕВАЙ-КА»

Лесовичок: - А это станция «Запевай-ка». Кто же здесь живет? 

Звучит  музыка «Волк»

Дети узнают Волка и изображают его.

Появляется Волк:

- Кто это ко мне пожаловал?

Лесовичок:

- Мы с ребятами ищем лепестки волшебного цветочка Речецветика. Не находил  ли ты лепесток?

Волк: - Нашел я тут один  лепесток.

Лесовичок:

- Подари нам его, пожалуйста. Он нам очень нужен.

 Волк: 

- Грустно что-то мне. Песни люблю, а петь не умею. А вы, ребята, умеете петь? (Да). А про осень песенку знаете? (Да)

Лесовичок:

- Ребята, давайте споем для Волка песенку про осень.

Дети поют песню «Осень»

Волк: 

- Спасибо вам, ребята. Мне очень понравилась ваша песенка. Подарю я вам свой лепесток. До свидания! Удачи вам! (Машет рукой вслед)

Музыка «Паровоз»  

Дети парами становятся за Лесовичком и «объезжают» зал.

СТАНЦИЯ «СОЧИНЯЙ-КА»

Лесовичок: - А это станция «Сочиняй-ка». Кто же здесь живет? 

Звучит  музыка «Бабочка»

Дети узнают Бабочку и изображают его.

Появляется Бабочка:

- Здравствуйте, дети! Почему вы оказались здесь?

Лесовичок:

- Мы ищем лепестки волшебного цветочка Речецветика. Не находила  ли ты лепесток?

Бабочка:

- Я нашла один волшебный лепесток. Все мои подруги улетели и  осталась я одна, не с кем мне поиграть. Поиграйте со мной  и я вам подарю свой лепесток.

Игра «Рифмы»

Поздним летом в огороде собирается народ.

Зрел все лето урожай. Что собрали – отгадай!

Где весною было пусто,

       летом выросла… (капуста)

Собираем мы в лукошко

      очень крупную … (картошку)

От дождя земля намокла

      вылезай, толстушка… (свекла)

Из земли за чуб плутовку

     тянем сочную …(морковку)

Надо поклониться низко,

        чтобы вытащить … (редиску)

Помогает дуду внук –

       Собирает с грядки… (лук)

Просит дедушка Федюшку

       - Собери ещё… (петрушку)

Вот зеленый толстячок,

         крупный, сладкий …(кабачок)

И красавец-великан

        темно-синий … (баклажан)

Подвижная игра «Солнышко и дождик»

Бабочка:

- Молодцы! Дарю вам  лепесток! До свидания! Удачи вам! (Машет рукой вслед)

Лесовичок:

- Спасибо тебе,  Лисонька! Поедем дальше!

Музыка «Паровоз»  

Дети парами становятся за Лесовичком и «объезжают» зал.

СТАНЦИЯ «КОНЕЧНАЯ»

Лесовичок:

- Ребята, мы собрали 6 волшебных лепестков, но нам нужен еще один, последний седьмой лепесток. Где же нам его найти, ведь мы на конечной станции? Может, он здесь где-то спрятался, давайте поищем его. (Дети ищут волшебный лепесток в зале)

Песня «Утята»

Дети находят последний седьмой лепесток и отправляются в Волшебную страну Речецветик, чтобы расколдовать Волшебницу Грамоту.

Лесовичок:

- Мы нашли последний лепесток и теперь можем расколдовать Волшебницу Грамоту.

Лесовичок прикрепляет лепестки Цветка Речецветика на сказочный домик .

Музыка «Зажигание волшебных огоньков»

Появляется Волшебница Грамота

-- Здравствуйте, дети! Спасибо вы, что вы нашли все лепестки моего волшебного Цветка Речецветика и расколдовали меня. Ребята, а чему вы хотите научиться, что хотите узнать? (Мы хотим научиться читать, красиво писать, правильно говорить).

- Значит, вы должны быть хорошими учениками и соблюдать правила. Я помогу вам в этом, но сначала вы должны дать торжественное обещание.

Выучить буквы, научиться читать…(Обещаем)

Научиться к лету писать и считать…(Обещаем)

На уроке стараться, мух не считать…(Обещаем)

Книги беречь, не бросать и не рвать…(Обещаем)

Выполнять полностью домашние задания…(Обещаем)

Приходить в школу без опоздания…(Обещаем)

Стать за год умней и взрослей…(Обещаем)

Стать гордостью родителей и учителей…(Обещаем)

Волшебница Грамота

- А сейчас споем песенку о нашей любимой школе.

Песня о школе

Волшебница Грамота

- Вы сегодня очень старались и справились со всеми трудными заданиями. Теперь вы  стали жителями Волшебной Страны Речецветик. Примите от меня сказочные подарки. (Вручение подарков)

- А сейчас я приглашаю вас на праздничное чаепитие.

Музыка «Фонарик»

     



Предварительный просмотр:

КГБС (К)ОУ «Алтайская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

5 класс

Урок Здоровья

Тема:

 Час занимательного

 русского языка.

 2 склонение существительных

                                   

                                Учитель

                                    письма и развития речи

                                    Кочеткова А.В.

5 класс

Урок письма и развития речи

Тема: Час занимательного русского языка.

2 склонение имен существительных.

Цель:

  • развитие интереса к изучению литературы и русского языка,  его фонетики и орфографии; обогащение словарного запаса учащихся; закрепление умений определять склонение имен существительных;
  • развитие долговременной  памяти, процессов анализа и синтеза,            творческого воображения и наблюдательности; умений оформлять правильно речевое высказывание через создание речевых ситуаций;
  • воспитание положительной мотивации, желания вести здоровый     образ жизни, заботиться о своем здоровье.

Оборудование: 

карточки с отдельными буквами слова «здоровье»

таблички со словами «Памятка», «Если хочешь быть здоров»

правила здорового образа жизни

пословицы о здоровье

отрывок из стихотворения К.Чуковского «Мойдодыр»

карточки  со словами из стихотворения

карточка «В народе говорят»

знак «Не курить!»

картинки с изображением спортсмена, врача, человека под душем,

  улыбающегося человека, хмурого человека,

  таблички со словарными словами

  «шифрограммы».

  1. Организационный момент. Настрой на урок.
  2. Введение в  тему урока,  целеполагание.

  •  Развивающая игра «Волшебный сундучок»

- Ребята, какую часть речи мы изучаем?

-Что такое существительное?

-Что можно определить у имени существительного?

                                  (род, число падеж)

-Чему будем учиться сегодня на уроке?

          - Сегодня у нас необычный урок. Мы поговорим об очень важном для     нас понятии. А узнать о каком, нам поможет «волшебный» сундучок.

                     Дети и гости!

Вот волшебный сундучок,

На дверях его замок.

В нем живут отгадки

На все мои загадки.

Дверь легонько открываем

И загадку вынимаем.

Сундучок открывается. Из него по одной карточке учитель вынимает загадки. Дети отгадывают загадки, отгадки записывают в тетрадь, ставя ударение и подчеркивая непроверяемую гласную.

1.Я – капелька лета

На тоненькой ножке.

Плетут из меня

Кузовки и лукошки.

Кто любит меня,

Тот и рад поклониться,

А имя дала мне

Родная землица.

                 (земляника)

2. Он по-рабочему одет –

Удобно, просто, ловко.

На нем малиновый берет

И пестрая спецовка.

        (дятел)

3. Два ремня висят на мне,

Есть карманы на спине.

Коль в поход идешь со мной,

Я повисну за спиной.

     (рюкзак)                                                

     4.Нет грибов дружней, чем эти,

Знают взрослые и дети, -

На пеньках  растут в лесу,  

Как веснушки на носу.

                                    (опята)    

      5. Птичка-невеличка

Ножки имеет,

Ходить не умеет.

 Сделает шажок –

Получается прыжок.

(воробей)

6. По округе славится

Зеленая красавица:

Сарафан – как колокол,

По земле да волоком,

Шапочка – с опушечкой,

С острою макушечкой.

                      (ель)

                                                 

- Первые буквы этих слов помогут нам отгадать, о чем мы будем        говорить  на уроке и чему будем учиться.

з

д

р

о

в

е

- Сегодня мы будем говорить о здоровье, о том, как сохранить и укрепить свое здоровье.

- Как вы понимаете, что такое здоровье?

Дети высказывают предположения и свое мнение.

Здоровье – это  ….        

(запись слова в тетрадь, постановка ударения, выделение орфограммы)

3.    Работа по теме (Изучение нового материала)

- Какого человека можно назвать здоровым человеком?

- А как вы думаете, что нужно делать для того, чтобы быть здоровым?

- Сегодня на уроке мы составим памятку «Если хочешь быть здоров», которая поможет вам сохранить свое здоровье. В этом нам поможет наш хороший друг Здоровячок.

  • Дидактическая игра  «Шифровальщик»

- Здоровячок  зашивровал словарные слова с названиями овощей, фруктов и ягод. Нужно расшивровать их. (Работа в парах)

(Учащимся раздаются карточки с зашифрованными словарными словами по теме «Овощи», «Фрукты», «Ягоды».  Дети расшивровывают слова. Слова размещаются на доске по группам)

Овощи                         Фрукты                  Ягоды

капуста                         яблоко                   малина

морковь                        апельсин               смородина

свекла                            лимон                   крыжовник

-Какие еще продукты помогают сохранить наше здоровье?

- Почему?

(В них много витаминов и микроэлементов)

Вывод : Чтобы быть здоровым, нужно правильно питаться 

Правило: «Правильно питайся»  (Правило помещается в памятку)

Запись слов в тетрадь, индивидуальная работа учителя со слобоуспевающими учащимися.

-Определите склонение существительных.

-Какое склонение может быть у существительного?

-Как определить склонение существительного?

  • Коррекционное упражнение «Угадай знак»

     

  1. На доске появляется знак «Не курить!»

 - Что обозначает этот знак?

Правило: Скажи НЕТ вредным привычкам.  (Помещается в памятку)

2. На доске картинки (спортсмен, зарядка, человек под душем) 

- О чем говорят эти иллюстрации?

(Необходимо делать зарядку, заниматься физкультурой и спортом)

  • Словарная работа

Слово физкультура – лексическое значение слова (объяснение детьми)

(записать слово в тетрадь, поставить ударение, выделить орфограмму)

Самостоятельная работа

С.67 у. 106  

(списывание, морфологический разбор существительного физкультура)

Индивидуальная работа учителя со слабоуспевающими учащихся

  • С. 180 у. 288 (река, песок, закаливание)

Правило: Занимайся физкультурой и спортом, делай зарядку, закаляйся!            (Помещается в памятку)

  • «Чистота – залог здоровья»

-Какую еще пользу приносит вода?

-Какое  правило необходимо соблюдать всем и всегда, чтобы быть здоровым?

(Подсказка: знак или отрывок из стихотворения К. Чуковского «Мойдодыр»)

  • Дидактическая игра «Дополните стихотворение» (на доске)

« Надо, надо ………………                            нечистым, трубочистам

   По ………. и…………….                             вечерам   утрам

   А …………………………                            умываться

   Стыд  и срам! Стыд и срам!»

« Да здравствует…………                             полотенце пушистое

   И ………………………..                             густой гребешок

   И ………………………..                             зубной порошок

   И ……………………….. »                          мыло пушистое

Формулировка правила

 Правило: Соблюдай чистоту тела и жилища.  (Помещается в памятку)

             

Запись в тетрадь второго отрывка.

Найти существительные и определить склонение.

  • Знак  «Врач»

- Вы стараетесь правильно питаться, делаете зарядку, закаляетесь, но все равно заболели. Что необходимо сделать обязательно?

(Почему Здоровячок принес нам этот знак ?)

Правило: Вовремя обращайся к врачу.  (Помещается в памятку)

                                                 

  • «В народе говорят»

-Какие пословицы и поговорки о здоровье вы знаете?

Дети называют пословицы и поговорки о здоровье.

(пословицы и поговорки дети подбирают заранее)

«В здоровом теле – здоровый дух»

«Береги платье снову, а здоровье смолоду»

- Как вы понимаете последнюю пословицу

Запись пословицы в тетрадь; определить склонение слова здоровье.

  1. Итог урока

 - Что для человека в жизни является самым ценным?

 - Сегодня на уроке мы составили памятку «Если хочешь быть здоров».      

Памятка        

«Если хочешь быть здоров»

  1. Правильно питайся.
  2. Скажи НЕТ вредным привычкам.
  3. Занимайся физкультурой и спортом.
  4. Закаляй свой организм.
  5. Соблюдай чистоту тела и жилища.
  6. Вовремя обращайся к врачу.

- О  чем необходимо помнить, чтобы быть здоровым и бодрым?

- Но это еще не вся памятка. На одном из следующих уроков мы подумаем, что еще нужно включить в эту памятку.

- Эмоциональный настрой.

(Похлопать в ладоши, если понравился урок)

  1. Домашнее задание

 Записать памятку в тетрадь



Предварительный просмотр:

Кочеткова А.В. учитель начальных классов МБОУ АСОШ №2

с.Алтайское Алтайского края

Введение  компонента «здоровье» в содержание предметного курса русского языка 5-9 классов коррекционной школы VIII  вида

В статье представлен опыт работы по введению  компонента «здоровье» в содержание предметного курса русского языка 5-9 классов коррекционной школы VIII  вида. Особое внимание уделяется организации урока на принципах здоровьесбережения.

Охрана и сохранение здоровья учащихся можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Профилактика же детских заболеваний является хорошо окупаемым национальным вложением, более экономичным и результативным, чем дорогостоящее лечение.

Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребенка. Ухудшение здоровья детей прослеживается от начала обучения в школе до окончания, то есть процесс обучения в школе является фактором риска для здоровья учащихся.

Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. В настоящее время в понятие здоровье включается нравственное и духовное благополучие.

Решение  задач формирования у школьников осознания ценности здоровья, культуры здорового образа особенно актуально в коррекционной школе VIII вида, где дети характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, слабостью эмоционально-волевой сферы, что особенно отчетливо обнаруживается в сфере познавательных процессов.

В коррекционной школе VIII вида  задачи  по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся реализуются через организацию здоровьесберегающего пространства в деятельности школы. При этом важное значение отводится внедрению в учебный процесс здоровьесберегающих технологий.

К здоровьесберегающим образовательным  технологиям, которые обеспечивают реализацию личностно-ориентированного, системно-деятельностного подходов и соответствуют принципам здоровьясбережения, можно отнести: развивающие технологии, технологии адаптивной системы обучения, технологии, построенные на интегративной основе и т.д.

Например, использование технологий, построенных на интегративной основе,  ведет к повышению целостности педагогического процесса, уменьшению нагрузки на учащихся и, как следствие, способствует здоровьесбережению.

Одним из важных моментов сохранения здоровья учащихся является организация урока на принципах здоровьесбережения:

  • принцип ненанесения вреда;
  • принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся;
  • принцип триединого представления о здоровье;
  • принцип непрерывности и преемственности;
  • принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся;
  • комплексный междисциплинарный подход;
  • принцип медико-психологической компетентности учителя;
  • сочетание обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий;
  • приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными;
  • приоритет активных методов обучения
  • принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегий;
  • принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье;
  • принцип отсроченного результата;
  • принцип контроля за результатами.

     От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.

     Утомление – возникающее в результате работы временное ухудшение функционального состояния человека, выражающееся в снижении работоспособности, в неспецифических изменениях функций и в субъективном ощущении усталости. Но утомление не следует рассматривать как отрицательный феномен. Это – защитная реакция, охранительная реакция организма, стимулятор его восстановительных процессов и повышения функциональных возможностей.

У учащихся, заканчивающих занятия с сильным и выраженным утомлением диагностируется неспецифическое напряжение организма – десинхроноз,  являющийся основой формирования психосоматических заболеваний. Снижая утомление, поддерживая и восстанавливая работоспособность учащихся, контролируя ее изменение в ходе  процесса обучения, мы будем способствовать здоровьесбережению.

Решая задачи внедрения в учебный процесс здоровьесберегающих технологий и повышения общего уровня значимости культуры здорового образа жизни среди детей и подростков, творческая группа учителей русского языка разработала интегрированный курс по введению компонента «здоровье» в предметный курс русского языка. Процесс интеграции помогает связно объединить отдельные элементы и части разных предметов в единое целое при общности целей и функций обучения.

Создавая курс, творческая группа руководствовалась следующими направлениями деятельности: нравственное здоровье учащихся; психическое здоровье; физическое здоровье; социальное здоровье.

Содержание учебника русского языка для 5-9 классов ( Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В.) предоставляет широкие возможности для  повышения общего уровня значимости культуры здоровья среди детей и подростков, формирования потребности вести здоровый образ жизни,  устойчивой мотивации для сохранения и укрепления здоровья учащихся. В учебниках достаточное количество текстов, упражнений, которые можно использовать в работе над сохранением и укреплением физического, нравственного, психического и социального здоровья.

Например: 6 класс. Тема «2 склонение имен существительных единственного числа». Упражнение «Александр Васильевич Суворов» формирует у учащихся понимание того, что человек может помочь своему организму быть здоровым путем закаливания.

Упражнение  «Что ты знаешь о ягодах?» формирует у учащихся понятие витаминов и их значимости для организма человека.

5 класс. Тема «Приставка». Упражнение «О чем говорят дорожные знаки?» формирует у учащихся умения правильно вести себя на дороге.

Тема «Существительные одушевленные и неодушевленные».

Упражнение «Смешные рисунки» помогает учащимся учиться выражать положительные эмоции  и создает благоприятный фон для общения между собой и т.д.

      Для развития валеологической культуры, потребности в здоровье и здоровом образе жизни, умения управлять своим здоровьем наиболее эффективными формами и средствами работы в коррекционной школе являются проведение интегрированных уроков, уроков-размышлений, уроков-погружений, предметных недель, предметных экскурсий, динамических минуток, различных упражнений для улучшения слуха, кистей рук, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, аутотренингов, релаксационных минуток, использование адаптивных заданий, различных видов словарной работы,  разучивание аффирмаций и т.д.

    В результате регулярной и планомерной работы по введению компонента здоровья в предметный курс русского языка 5-9 классов у учащихся  школы-интерната повысился уровень знаний о здоровье. Дети узнали много нового о неблагоприятных факторах, влияющих на их здоровье, и мерах профилактики многих заболеваний, о путях оздоровления своего организма, о правилах организации здорового питания. У учащихся наблюдается стремление быть здоровым и добиваться хороших результатов как в спорте, так и в других видах деятельности, повышается   положительная мотивация к учению. Психологический климат в группах становится более благоприятным. У детей развивается творческое отношение к разным видам деятельности. Они участвуют в социальных проектах, конкурсах детского творчества на разных уровнях (школьном, районном, краевом), получают положительные отзывы и имеют дипломы и грамоты.

Таким образом, организация уроков  с использованием различных форм работы и здоровьесберегающих технологий помогает снизить уровень утомляемости детей, проявлений аффективности поведения, повышению работоспособности.

Литература :

Аксенова А.К. методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе [Текст] : учеб. для студ. дефектол.фак.педвузов /А.К.Аксенова.-М.: ВЛАДОС, 1999.- 320с.

Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе [Текст] : учеб. для учителей, студ. дефектол.фак.пед.ин-тов/ под ред. Воронковой. – М.: Школа-Пресс, 1994. – 416с.

Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Русский язык [Текст]: учебник для учащихся 5,6,7,8,9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида М.: Просвещение, 2006.-

 Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников [Текст]: учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / В.Г.Петрова, И.В.Беляков. – М.: АКАДЕМИЯ, 2002. – 160с.

Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике [Текст] /Сост. Поваляева М.А. -  Ростов/н/Д.: Феникс, 2006. – 346с.

Программы специальной (коррекционной) образовательной школы  VIII вида [Текст]: М.: Владос, 2001

Советова Е.В. Оздоровительные технологии в школе [Текст]/ Е.В. Советова. -  Ростов/н/Д.: Феникс, 2006. – 228с.

Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей [Текст]/ Учебн. пособие /  Под ред. Н.В. Сократова. – М.: Сфера, 2005. – 224с.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе / авт.сост. С.А.Цыбабин. – Волгоград: Учитель, 2009. – 172с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс коррекционно-развивающих игр, направленных на развитие познавательных процессов и речи

Данный комплекс коррекционно-развивающих игр будет интересен не только логопедам и дефектологам школ, но и детских садов...

Конспект коррекционно-развивающего занятия, направленного на развитие представлений о временных ориентировках.

Я работаю с детьми, имеющими ОВЗ с ЗПР. В 1 класс поступают дети, не знающие характерных признаков  времени года, путают последовательность времен года. В силу низкой осведомленности детей об окр...

Коррекционно-развивающие задания, направленные на преодоление психологических причин, обуславливающих медленный темп чтения.

Коррекционно-развивающие  задания, направленные  на преодоление психологических причин, обуславливающих медленный темп чтения....

Конспект коррекционно-развивающего занятия, направленного на адаптацию первоклассников к школе

Занятие, направленное на содействие успешной социально-психологической адаптации учащихся первых классов к школьному обучению. Может быть использовано как самостоятельное, проводимое перед диагностико...

Коррекционно-развивающие задания, направленные на преодоление психологических причин, обуславливающих медленный темп чтения

Разнообразные задания  на  упрочение  ассоциативных  связей  между буквой и звуком....

Комплексное коррекционно-развивающее занятие, направленное на развитие высших психических функций и эмоционально-волевой сферы учащихся с задержкой психического развития.

Комплексное коррекционно-развивающее занятие, направленное на развитие высших психических функций и эмоционально-волевой сферы учащихся с задержкой психического развития 1 классов.Цель:1.Коррекция про...

Комплексное коррекционно-развивающее занятие, направленное на развитие высших психических функций и эмоционально-волевой сферы учащихся с ОВЗ (нарушением интеллекта)

Комплексное коррекционно-развивающее занятие для учащихся с ОВЗ (нарушением интеллекта) 1-2 классов.Цель:1.Коррекция проблем комплексного развития процессов памяти, внимания, мышления, воображения, во...