Сценарий праздника "Посвящение в "Речецветик" для учащихся ГКП коррекционно-развивающей направленности
статья по зож по теме
Сценарий подготовлен учителем начальных классов, педагогом- психологом и учителем -логопедом для учащихся группы кратковременного пребывания для проведения праздника "Посвящение в Речецветик".Праздник проводится в форме игры-путешествия по различным станциям, где сказочные герои предлагают детям выполнить различные задания.Задания представлены в виде коррекционно-развивающих игр на внимание. память. смекалку, развитие речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Игра-путешествие
«Посвящение в «Речецветик»
Ведущий строит детей парами.
Дети входят в зал.
Ведущий: - Дети, мы сегодня с вами попадем в Волшебную страну «Речецветик». В этой волшебной стране живет добрая Волшебница Грамота. Она помогает детям У нее есть волшебный цветок - Цветик-Речецветик. Он помогает детям научиться красиво писать, читать, правильно говорить и даже сочинять стихи. Вы хотите научиться читать и правильно и красиво говорить? Тогда отправляемся в эту Волшебную страну «Речецветик».
Звучит музыка волшебного леса.
Дети идут по залу.
Ведущий: - Как здесь красиво! Куда это мы попали? Во дворе уже зима, а в этом лесу все ещё … ( Дети отвечают: Осень!) Почему вы так думаете?
- Куда же нам идти дальше? Здесь что-то написано.
(Показывает на стрелки и читает)
Направо пойдешь – друга найдешь,
Налево пойдешь – врага встретишь,
А прямо пойдешь – ничего не найдешь.
- Что же нам выбрать? (Направо пойти)
- А где же у нас правая сторона?
- А как вы думаете, какого друга мы встретим?
Ведущий загадывает загадку:
Всех зверей он защищает
И деревья охраняет.
Птичкам корм зимой найдет,
В речке рыбу сбережет.
Что за славный старичок?
Наш лесной … (Лесовичок)
Появляется Лесовичок
Лесовичок: - Кто меня зовет? Здравствуйте, дети!
Дети: - Здравствуй, старичок Лесовичок!
Лесовичок: - Зачем вы сюда пожаловали?
Дети: - Мы пришли, чтобы попасть в Волшебную страну «Речецветик».
Музыка «Вьюга».
Ведущий: - Что же это такое?
Стук в дверь. – Письмо Лесовичку!
Лесовичок читает письмо: «Никакова празника не будит! Волшебницу Грамоту заколдовал, цветочек Речецветик по лесу разбросал!!! Злой колдун»
Ведущий (сокрушается): - Как же нам теперь быть?
Лесовичок: - М-м-м, не беда! Мы злого Колдуна не будем бояться. Сядем в наш лесной поезд и поедем по лесу, будем искать лепесточки волшебного цветка. Найдем их и расколдуем Волшебницу Грамоту.
Музыка «Паровоз»
Дети парами становятся за Лесовичком и «объезжают» зал.
СТАНЦИЯ «НАЗЫВАЙ-КА»
Лесовичок: - Мы приехали на первую станцию. Называется она «Называй-ка».
Кто здесь живет?
Звучит музыка «Медведь»
Дети говорят, что здесь живет медведь и изображают медведя.
Появляется Медведь:
- Здравствуйте, дети! Я Миша-Медведь. Зачем вы ко мне приехали?
Лесовичок:
- Мы ищем лепестки волшебного цветочка Речецветика. Не видел ли ты лепесток?
Медведь:
- Есть у меня один лепесток, но я его дам вам тогда, когда вы ответите на мои вопросы. Садитесь на стульчики и внимательно слушайте.
1. Где живут животные?
Назови домик лисы (нора), волка (логово), медведя (берлога), белки (дупло)
2. Угадайте, чьи это уши, чьи это хвосты?
-Молодцы! Получайте лепесток! До свидания! Удачи вам! (Машет рукой вслед)
Лесовичок:
- Спасибо тебе, Мишка-медведь! Мы поедем дальше!
Музыка «Паровоз»
Дети парами становятся за Лесовичком и «объезжают» зал.
СТАНЦИЯ «НАБЛЮДАЙ-КА»
Лесовичок: - Мы приехали на станцию «Наблюдай-ка». Кто здесь живет?
Звучит музыка «Зайчик»
Дети говорят, что здесь живет зайчик и изображают зайчика.
Появляется Зайчик:
- Здравствуйте, дети! Вы узнали меня? Почему вы так думаете?
(У зайчика длинные уши и короткий хвост)
- Зачем вы ко мне приехали?
Лесовичок:
- Мы ищем лепестки волшебного цветочка Речецветика. Не видел ли ты лепесток?
Зайчик:
- Есть у меня один лепесток от цветочка Речецветика. Выполните мое задание и я вам его подарю. Посмотрите внимательно и скажите, чем отличаются эти 2 картинки? (Игра «Найди отличия»).
- Отвечайте по очереди, не перебивайте друг друга. Если будете кричать, мне станет страшно, я убегу и спрячусь.
- Молодцы! Вот ваш лепесток! До свидания! Удачи вам! (Машет рукой вслед)
Лесовичок:
- Спасибо тебе, Зайчик! Поедем дальше!
Музыка «Паровоз»
Дети парами становятся за Лесовичком и «объезжают» зал.
СТАНЦИЯ «РАЗВИВАЙ-КА»
Лесовичок: - А это станция «Развивай-ка». Кто же здесь живет?
Звучит музыка «Птичка»
Дети узнают птичку и изображают её.
Появляется Птичка:
- Здравствуйте, дети! Почему вы оказались здесь?
Лесовичок:
- Мы ищем лепестки волшебного цветочка Речецветика. Не видела ли ты лепесток?
Птичка:- Я нашла один волшебный лепесток. Поиграйте со мной и он будет ваш.
Физминутка «Птички-невелички»
Маленькие птички, птички-невелички
По лесу летают, песни распевают.
Буйный ветер налетел,
Птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло,
Там уютно и тепло.
Птичка:
- А вы знаете, как называются ваши пальчики? (Да)
Песня «Наши пальчики»
Птичка:
- Садитесь поудобнее и послушайте сказку «Птичка и птенцы» и покажите ее вместе со мной.
(Птичка рассказывает и показывает сказку «Птичка и птенцы»)
Игра «Птичка и птенцы».
(Аксёнова М.И.)
На дереве было гнездо с птенчиками.(Дети сгибают ладошку).
Птенцы были голодные, громко просили есть. Прилетела мама-птица и стала кормить птенцов.(Большой палец - птица, другой - птенцы).
Мама дала птенцам по 1 гусенице(большой палец по одному разу прикасается по очереди к остальным другим), по 2 букашки, по 3 мошки. Птенчики наелись. Мама им помогает чистить клювики. (Большой палец с силой «чистит» верхние боковые края остальных пальцев поочередно. То же проделывают с другой рукой.)
Птичка:
- Молодцы! Дарю вам лепесток! До свидания! Удачи вам! (Машет рукой вслед)
Лесовичок:
- Спасибо тебе, Птичка! Поедем дальше!
Музыка «Паровоз»
Дети парами становятся за Лесовичком и «объезжают» зал.
СТАНЦИЯ «СОБИРАЙ-КА»
Лесовичок: - Мы прибыли на станцию «Собирай-ка». Кто же здесь живет?
Звучит музыка «Лиса»
Дети узнают Лису и изображают её.
Появляется Лиса:
- Здравствуйте, дети! Почему вы оказались здесь?
Лесовичок:
- Мы ищем лепестки волшебного цветочка Речецветика. Не находила ли ты лепесток?
Лиса: - Залетел ко мне один волшебный лепесток. Так и быть подарю его вам, если поможете собрать мне разрезные картинки и составить предложения к ним.
Музыка «Точка, точка, запятая»
Игра «Собери картинку».
(Дети делятся на 3 группы и собирают разрезные картинки, составляют к каждой картинке предложение)
Лиса:
- Молодцы! Дарю вам лепесток! До свидания! Удачи вам! (Машет рукой вслед)
Лесовичок:
- Спасибо тебе, Лисонька! Поедем дальше!
Музыка «Паровоз»
Дети парами становятся за Лесовичком и «объезжают» зал.
СТАНЦИЯ «ЗАПЕВАЙ-КА»
Лесовичок: - А это станция «Запевай-ка». Кто же здесь живет?
Звучит музыка «Волк»
Дети узнают Волка и изображают его.
Появляется Волк:
- Кто это ко мне пожаловал?
Лесовичок:
- Мы с ребятами ищем лепестки волшебного цветочка Речецветика. Не находил ли ты лепесток?
Волк: - Нашел я тут один лепесток.
Лесовичок:
- Подари нам его, пожалуйста. Он нам очень нужен.
Волк:
- Грустно что-то мне. Песни люблю, а петь не умею. А вы, ребята, умеете петь? (Да). А про осень песенку знаете? (Да)
Лесовичок:
- Ребята, давайте споем для Волка песенку про осень.
Дети поют песню «Осень»
Волк:
- Спасибо вам, ребята. Мне очень понравилась ваша песенка. Подарю я вам свой лепесток. До свидания! Удачи вам! (Машет рукой вслед)
Музыка «Паровоз»
Дети парами становятся за Лесовичком и «объезжают» зал.
СТАНЦИЯ «СОЧИНЯЙ-КА»
Лесовичок: - А это станция «Сочиняй-ка». Кто же здесь живет?
Звучит музыка «Бабочка»
Дети узнают Бабочку и изображают его.
Появляется Бабочка:
- Здравствуйте, дети! Почему вы оказались здесь?
Лесовичок:
- Мы ищем лепестки волшебного цветочка Речецветика. Не находила ли ты лепесток?
Бабочка:
- Я нашла один волшебный лепесток. Все мои подруги улетели и осталась я одна, не с кем мне поиграть. Поиграйте со мной и я вам подарю свой лепесток.
Игра «Рифмы»
Поздним летом в огороде собирается народ. Зрел все лето урожай. Что собрали – отгадай! | |
Где весною было пусто, летом выросла… (капуста) Собираем мы в лукошко очень крупную … (картошку) От дождя земля намокла вылезай, толстушка… (свекла) Из земли за чуб плутовку тянем сочную …(морковку) | Надо поклониться низко, чтобы вытащить … (редиску) Помогает дуду внук – Собирает с грядки… (лук) Просит дедушка Федюшку - Собери ещё… (петрушку) Вот зеленый толстячок, крупный, сладкий …(кабачок) И красавец-великан темно-синий … (баклажан) |
Подвижная игра «Солнышко и дождик»
Бабочка:
- Молодцы! Дарю вам лепесток! До свидания! Удачи вам! (Машет рукой вслед)
Лесовичок:
- Спасибо тебе, Лисонька! Поедем дальше!
Музыка «Паровоз»
Дети парами становятся за Лесовичком и «объезжают» зал.
СТАНЦИЯ «КОНЕЧНАЯ»
Лесовичок:
- Ребята, мы собрали 6 волшебных лепестков, но нам нужен еще один, последний седьмой лепесток. Где же нам его найти, ведь мы на конечной станции? Может, он здесь где-то спрятался, давайте поищем его. (Дети ищут волшебный лепесток в зале)
Песня «Утята»
Дети находят последний седьмой лепесток и отправляются в Волшебную страну Речецветик, чтобы расколдовать Волшебницу Грамоту.
Лесовичок:
- Мы нашли последний лепесток и теперь можем расколдовать Волшебницу Грамоту.
Лесовичок прикрепляет лепестки Цветка Речецветика на сказочный домик .
Музыка «Зажигание волшебных огоньков»
Появляется Волшебница Грамота
-- Здравствуйте, дети! Спасибо вы, что вы нашли все лепестки моего волшебного Цветка Речецветика и расколдовали меня. Ребята, а чему вы хотите научиться, что хотите узнать? (Мы хотим научиться читать, красиво писать, правильно говорить).
- Значит, вы должны быть хорошими учениками и соблюдать правила. Я помогу вам в этом, но сначала вы должны дать торжественное обещание.
Выучить буквы, научиться читать…(Обещаем)
Научиться к лету писать и считать…(Обещаем)
На уроке стараться, мух не считать…(Обещаем)
Книги беречь, не бросать и не рвать…(Обещаем)
Выполнять полностью домашние задания…(Обещаем)
Приходить в школу без опоздания…(Обещаем)
Стать за год умней и взрослей…(Обещаем)
Стать гордостью родителей и учителей…(Обещаем)
Волшебница Грамота
- А сейчас споем песенку о нашей любимой школе.
Песня о школе
Волшебница Грамота
- Вы сегодня очень старались и справились со всеми трудными заданиями. Теперь вы стали жителями Волшебной Страны Речецветик. Примите от меня сказочные подарки. (Вручение подарков)
- А сейчас я приглашаю вас на праздничное чаепитие.
Музыка «Фонарик»
Предварительный просмотр:
КГБС (К)ОУ «Алтайская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
5 класс
Урок Здоровья
Тема:
Час занимательного
русского языка.
2 склонение существительных
Учитель
письма и развития речи
Кочеткова А.В.
5 класс
Урок письма и развития речи
Тема: Час занимательного русского языка.
2 склонение имен существительных.
Цель:
- развитие интереса к изучению литературы и русского языка, его фонетики и орфографии; обогащение словарного запаса учащихся; закрепление умений определять склонение имен существительных;
- развитие долговременной памяти, процессов анализа и синтеза, творческого воображения и наблюдательности; умений оформлять правильно речевое высказывание через создание речевых ситуаций;
- воспитание положительной мотивации, желания вести здоровый образ жизни, заботиться о своем здоровье.
Оборудование:
карточки с отдельными буквами слова «здоровье»
таблички со словами «Памятка», «Если хочешь быть здоров»
правила здорового образа жизни
пословицы о здоровье
отрывок из стихотворения К.Чуковского «Мойдодыр»
карточки со словами из стихотворения
карточка «В народе говорят»
знак «Не курить!»
картинки с изображением спортсмена, врача, человека под душем,
улыбающегося человека, хмурого человека,
таблички со словарными словами
«шифрограммы».
- Организационный момент. Настрой на урок.
- Введение в тему урока, целеполагание.
- Развивающая игра «Волшебный сундучок»
- Ребята, какую часть речи мы изучаем?
-Что такое существительное?
-Что можно определить у имени существительного?
(род, число падеж)
-Чему будем учиться сегодня на уроке?
- Сегодня у нас необычный урок. Мы поговорим об очень важном для нас понятии. А узнать о каком, нам поможет «волшебный» сундучок.
Дети и гости!
Вот волшебный сундучок,
На дверях его замок.
В нем живут отгадки
На все мои загадки.
Дверь легонько открываем
И загадку вынимаем.
Сундучок открывается. Из него по одной карточке учитель вынимает загадки. Дети отгадывают загадки, отгадки записывают в тетрадь, ставя ударение и подчеркивая непроверяемую гласную.
1.Я – капелька лета На тоненькой ножке. Плетут из меня Кузовки и лукошки. Кто любит меня, Тот и рад поклониться, А имя дала мне Родная землица. (земляника) 2. Он по-рабочему одет – Удобно, просто, ловко. На нем малиновый берет И пестрая спецовка. (дятел) 3. Два ремня висят на мне, Есть карманы на спине. Коль в поход идешь со мной, Я повисну за спиной. (рюкзак) | 4.Нет грибов дружней, чем эти, Знают взрослые и дети, - На пеньках растут в лесу, Как веснушки на носу. (опята) 5. Птичка-невеличка Ножки имеет, Ходить не умеет. Сделает шажок – Получается прыжок. (воробей) 6. По округе славится Зеленая красавица: Сарафан – как колокол, По земле да волоком, Шапочка – с опушечкой, С острою макушечкой. (ель)
|
- Первые буквы этих слов помогут нам отгадать, о чем мы будем говорить на уроке и чему будем учиться.
з | д | р | о | в | е |
- Сегодня мы будем говорить о здоровье, о том, как сохранить и укрепить свое здоровье.
- Как вы понимаете, что такое здоровье?
Дети высказывают предположения и свое мнение.
Здоровье – это ….
(запись слова в тетрадь, постановка ударения, выделение орфограммы)
3. Работа по теме (Изучение нового материала)
- Какого человека можно назвать здоровым человеком?
- А как вы думаете, что нужно делать для того, чтобы быть здоровым?
- Сегодня на уроке мы составим памятку «Если хочешь быть здоров», которая поможет вам сохранить свое здоровье. В этом нам поможет наш хороший друг Здоровячок.
- Дидактическая игра «Шифровальщик»
- Здоровячок зашивровал словарные слова с названиями овощей, фруктов и ягод. Нужно расшивровать их. (Работа в парах)
(Учащимся раздаются карточки с зашифрованными словарными словами по теме «Овощи», «Фрукты», «Ягоды». Дети расшивровывают слова. Слова размещаются на доске по группам)
Овощи Фрукты Ягоды
капуста яблоко малина
морковь апельсин смородина
свекла лимон крыжовник
-Какие еще продукты помогают сохранить наше здоровье?
- Почему?
(В них много витаминов и микроэлементов)
Вывод : Чтобы быть здоровым, нужно правильно питаться
Правило: «Правильно питайся» (Правило помещается в памятку)
Запись слов в тетрадь, индивидуальная работа учителя со слобоуспевающими учащимися.
-Определите склонение существительных.
-Какое склонение может быть у существительного?
-Как определить склонение существительного?
- Коррекционное упражнение «Угадай знак»
- На доске появляется знак «Не курить!»
- Что обозначает этот знак?
Правило: Скажи НЕТ вредным привычкам. (Помещается в памятку)
2. На доске картинки (спортсмен, зарядка, человек под душем)
- О чем говорят эти иллюстрации?
(Необходимо делать зарядку, заниматься физкультурой и спортом)
- Словарная работа
Слово физкультура – лексическое значение слова (объяснение детьми)
(записать слово в тетрадь, поставить ударение, выделить орфограмму)
Самостоятельная работа
С.67 у. 106
(списывание, морфологический разбор существительного физкультура)
Индивидуальная работа учителя со слабоуспевающими учащихся
- С. 180 у. 288 (река, песок, закаливание)
Правило: Занимайся физкультурой и спортом, делай зарядку, закаляйся! (Помещается в памятку)
- «Чистота – залог здоровья»
-Какую еще пользу приносит вода?
-Какое правило необходимо соблюдать всем и всегда, чтобы быть здоровым?
(Подсказка: знак или отрывок из стихотворения К. Чуковского «Мойдодыр»)
- Дидактическая игра «Дополните стихотворение» (на доске)
« Надо, надо ……………… нечистым, трубочистам
По ………. и……………. вечерам утрам
А ………………………… умываться
Стыд и срам! Стыд и срам!»
« Да здравствует………… полотенце пушистое
И ……………………….. густой гребешок
И ……………………….. зубной порошок
И ……………………….. » мыло пушистое
Формулировка правила
Правило: Соблюдай чистоту тела и жилища. (Помещается в памятку)
Запись в тетрадь второго отрывка.
Найти существительные и определить склонение.
- Знак «Врач»
- Вы стараетесь правильно питаться, делаете зарядку, закаляетесь, но все равно заболели. Что необходимо сделать обязательно?
(Почему Здоровячок принес нам этот знак ?)
Правило: Вовремя обращайся к врачу. (Помещается в памятку)
- «В народе говорят»
-Какие пословицы и поговорки о здоровье вы знаете?
Дети называют пословицы и поговорки о здоровье.
(пословицы и поговорки дети подбирают заранее)
«В здоровом теле – здоровый дух»
«Береги платье снову, а здоровье смолоду»
- Как вы понимаете последнюю пословицу
Запись пословицы в тетрадь; определить склонение слова здоровье.
- Итог урока
- Что для человека в жизни является самым ценным?
- Сегодня на уроке мы составили памятку «Если хочешь быть здоров».
Памятка
«Если хочешь быть здоров»
- Правильно питайся.
- Скажи НЕТ вредным привычкам.
- Занимайся физкультурой и спортом.
- Закаляй свой организм.
- Соблюдай чистоту тела и жилища.
- Вовремя обращайся к врачу.
- О чем необходимо помнить, чтобы быть здоровым и бодрым?
- Но это еще не вся памятка. На одном из следующих уроков мы подумаем, что еще нужно включить в эту памятку.
- Эмоциональный настрой.
(Похлопать в ладоши, если понравился урок)
- Домашнее задание
Записать памятку в тетрадь
Предварительный просмотр:
Кочеткова А.В. учитель начальных классов МБОУ АСОШ №2
с.Алтайское Алтайского края
Введение компонента «здоровье» в содержание предметного курса русского языка 5-9 классов коррекционной школы VIII вида
В статье представлен опыт работы по введению компонента «здоровье» в содержание предметного курса русского языка 5-9 классов коррекционной школы VIII вида. Особое внимание уделяется организации урока на принципах здоровьесбережения.
Охрана и сохранение здоровья учащихся можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Профилактика же детских заболеваний является хорошо окупаемым национальным вложением, более экономичным и результативным, чем дорогостоящее лечение.
Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребенка. Ухудшение здоровья детей прослеживается от начала обучения в школе до окончания, то есть процесс обучения в школе является фактором риска для здоровья учащихся.
Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. В настоящее время в понятие здоровье включается нравственное и духовное благополучие.
Решение задач формирования у школьников осознания ценности здоровья, культуры здорового образа особенно актуально в коррекционной школе VIII вида, где дети характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, слабостью эмоционально-волевой сферы, что особенно отчетливо обнаруживается в сфере познавательных процессов.
В коррекционной школе VIII вида задачи по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся реализуются через организацию здоровьесберегающего пространства в деятельности школы. При этом важное значение отводится внедрению в учебный процесс здоровьесберегающих технологий.
К здоровьесберегающим образовательным технологиям, которые обеспечивают реализацию личностно-ориентированного, системно-деятельностного подходов и соответствуют принципам здоровьясбережения, можно отнести: развивающие технологии, технологии адаптивной системы обучения, технологии, построенные на интегративной основе и т.д.
Например, использование технологий, построенных на интегративной основе, ведет к повышению целостности педагогического процесса, уменьшению нагрузки на учащихся и, как следствие, способствует здоровьесбережению.
Одним из важных моментов сохранения здоровья учащихся является организация урока на принципах здоровьесбережения:
- принцип ненанесения вреда;
- принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся;
- принцип триединого представления о здоровье;
- принцип непрерывности и преемственности;
- принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся;
- комплексный междисциплинарный подход;
- принцип медико-психологической компетентности учителя;
- сочетание обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий;
- приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными;
- приоритет активных методов обучения
- принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегий;
- принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье;
- принцип отсроченного результата;
- принцип контроля за результатами.
От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.
Утомление – возникающее в результате работы временное ухудшение функционального состояния человека, выражающееся в снижении работоспособности, в неспецифических изменениях функций и в субъективном ощущении усталости. Но утомление не следует рассматривать как отрицательный феномен. Это – защитная реакция, охранительная реакция организма, стимулятор его восстановительных процессов и повышения функциональных возможностей.
У учащихся, заканчивающих занятия с сильным и выраженным утомлением диагностируется неспецифическое напряжение организма – десинхроноз, являющийся основой формирования психосоматических заболеваний. Снижая утомление, поддерживая и восстанавливая работоспособность учащихся, контролируя ее изменение в ходе процесса обучения, мы будем способствовать здоровьесбережению.
Решая задачи внедрения в учебный процесс здоровьесберегающих технологий и повышения общего уровня значимости культуры здорового образа жизни среди детей и подростков, творческая группа учителей русского языка разработала интегрированный курс по введению компонента «здоровье» в предметный курс русского языка. Процесс интеграции помогает связно объединить отдельные элементы и части разных предметов в единое целое при общности целей и функций обучения.
Создавая курс, творческая группа руководствовалась следующими направлениями деятельности: нравственное здоровье учащихся; психическое здоровье; физическое здоровье; социальное здоровье.
Содержание учебника русского языка для 5-9 классов ( Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В.) предоставляет широкие возможности для повышения общего уровня значимости культуры здоровья среди детей и подростков, формирования потребности вести здоровый образ жизни, устойчивой мотивации для сохранения и укрепления здоровья учащихся. В учебниках достаточное количество текстов, упражнений, которые можно использовать в работе над сохранением и укреплением физического, нравственного, психического и социального здоровья.
Например: 6 класс. Тема «2 склонение имен существительных единственного числа». Упражнение «Александр Васильевич Суворов» формирует у учащихся понимание того, что человек может помочь своему организму быть здоровым путем закаливания.
Упражнение «Что ты знаешь о ягодах?» формирует у учащихся понятие витаминов и их значимости для организма человека.
5 класс. Тема «Приставка». Упражнение «О чем говорят дорожные знаки?» формирует у учащихся умения правильно вести себя на дороге.
Тема «Существительные одушевленные и неодушевленные».
Упражнение «Смешные рисунки» помогает учащимся учиться выражать положительные эмоции и создает благоприятный фон для общения между собой и т.д.
Для развития валеологической культуры, потребности в здоровье и здоровом образе жизни, умения управлять своим здоровьем наиболее эффективными формами и средствами работы в коррекционной школе являются проведение интегрированных уроков, уроков-размышлений, уроков-погружений, предметных недель, предметных экскурсий, динамических минуток, различных упражнений для улучшения слуха, кистей рук, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, аутотренингов, релаксационных минуток, использование адаптивных заданий, различных видов словарной работы, разучивание аффирмаций и т.д.
В результате регулярной и планомерной работы по введению компонента здоровья в предметный курс русского языка 5-9 классов у учащихся школы-интерната повысился уровень знаний о здоровье. Дети узнали много нового о неблагоприятных факторах, влияющих на их здоровье, и мерах профилактики многих заболеваний, о путях оздоровления своего организма, о правилах организации здорового питания. У учащихся наблюдается стремление быть здоровым и добиваться хороших результатов как в спорте, так и в других видах деятельности, повышается положительная мотивация к учению. Психологический климат в группах становится более благоприятным. У детей развивается творческое отношение к разным видам деятельности. Они участвуют в социальных проектах, конкурсах детского творчества на разных уровнях (школьном, районном, краевом), получают положительные отзывы и имеют дипломы и грамоты.
Таким образом, организация уроков с использованием различных форм работы и здоровьесберегающих технологий помогает снизить уровень утомляемости детей, проявлений аффективности поведения, повышению работоспособности.
Литература :
Аксенова А.К. методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе [Текст] : учеб. для студ. дефектол.фак.педвузов /А.К.Аксенова.-М.: ВЛАДОС, 1999.- 320с.
Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе [Текст] : учеб. для учителей, студ. дефектол.фак.пед.ин-тов/ под ред. Воронковой. – М.: Школа-Пресс, 1994. – 416с.
Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Русский язык [Текст]: учебник для учащихся 5,6,7,8,9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида М.: Просвещение, 2006.-
Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников [Текст]: учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / В.Г.Петрова, И.В.Беляков. – М.: АКАДЕМИЯ, 2002. – 160с.
Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике [Текст] /Сост. Поваляева М.А. - Ростов/н/Д.: Феникс, 2006. – 346с.
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида [Текст]: М.: Владос, 2001
Советова Е.В. Оздоровительные технологии в школе [Текст]/ Е.В. Советова. - Ростов/н/Д.: Феникс, 2006. – 228с.
Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей [Текст]/ Учебн. пособие / Под ред. Н.В. Сократова. – М.: Сфера, 2005. – 224с.
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе / авт.сост. С.А.Цыбабин. – Волгоград: Учитель, 2009. – 172с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс коррекционно-развивающих игр, направленных на развитие познавательных процессов и речи
Данный комплекс коррекционно-развивающих игр будет интересен не только логопедам и дефектологам школ, но и детских садов...
Конспект коррекционно-развивающего занятия, направленного на развитие представлений о временных ориентировках.
Я работаю с детьми, имеющими ОВЗ с ЗПР. В 1 класс поступают дети, не знающие характерных признаков времени года, путают последовательность времен года. В силу низкой осведомленности детей об окр...
Коррекционно-развивающие задания, направленные на преодоление психологических причин, обуславливающих медленный темп чтения.
Коррекционно-развивающие задания, направленные на преодоление психологических причин, обуславливающих медленный темп чтения....
Конспект коррекционно-развивающего занятия, направленного на адаптацию первоклассников к школе
Занятие, направленное на содействие успешной социально-психологической адаптации учащихся первых классов к школьному обучению. Может быть использовано как самостоятельное, проводимое перед диагностико...
Коррекционно-развивающие задания, направленные на преодоление психологических причин, обуславливающих медленный темп чтения
Разнообразные задания на упрочение ассоциативных связей между буквой и звуком....
Комплексное коррекционно-развивающее занятие, направленное на развитие высших психических функций и эмоционально-волевой сферы учащихся с задержкой психического развития.
Комплексное коррекционно-развивающее занятие, направленное на развитие высших психических функций и эмоционально-волевой сферы учащихся с задержкой психического развития 1 классов.Цель:1.Коррекция про...
Комплексное коррекционно-развивающее занятие, направленное на развитие высших психических функций и эмоционально-волевой сферы учащихся с ОВЗ (нарушением интеллекта)
Комплексное коррекционно-развивающее занятие для учащихся с ОВЗ (нарушением интеллекта) 1-2 классов.Цель:1.Коррекция проблем комплексного развития процессов памяти, внимания, мышления, воображения, во...