Русские народные сказки и былины в картинах В.М.Васнецова
классный час на тему

Сабирова Наталия Николаевна

Данное внеклассное мероприятие поможет расширить представление младших школьников о творчестве великого художника В.М. Васнецова, научиться  видеть идею произведения, эмоционально сопереживать, анализировать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Русские народные сказки и былины в картинах В.М.Васнецова

 Цель: приобщение учащихся к духовным ценностям, расширение знаний о творчестве русского художника В.М.Васнецова.

Оборудование: выставка книг с иллюстрациями В. М. Васнецова, портрет художника, мультимедиа проектор, презентация  Power  Point, экран.

Ход проведения

  1.  (После орг. момента) Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня книг на выставке, целая библиотека. К каким жанрам относятся эти произведения?

У.  К былинам, сказкам.

П.  Что такое сказка вы знаете хорошо. Кто ответит?

У. Повествование о вымышленных событиях.

П. Верно. А на  уроке чтения мы с вами узнали, что такое былина. И в этом нам помог наш незаменимый толковый словарь. Напомните значение  слова былина.

У. Былина- эпические песни, сложенные в Древней Руси, о богатырях, их подвигах и приключениях.

На что вы в первую очередь обращаете внимание, когда выбираете книгу?

У. Мы смотрим на картинки.

П. Точнее сказать, на иллюстрации. Посмотрите на стенд. Что такое иллюстрации?

У. (читает) Это изображение, рисунок в тексте книги, поясняющий её содержание.

П  Вы сегодня тоже побывали в роли художников- иллюстраторов. Обратите внимание на доску. А как же появляются иллюстрации к книге?

У. Их рисуют художники.

П. Верно, только не рисуют, а пишут. Так говорят о художниках, которые создают серьёзные картины, настоящие произведения искусства.

П. А вы слышали о художнике, который создавал картины, стали воспринимать как иллюстрации к произведениям народного творчества?

У. Виктор Михайлович Васнецов.

2.  П. Конечно, сегодня вы познакомитесь с творчеством этого художника, как это сделала одна девочка. Она не знала художника Васнецова. И вот что с ней произошло. ( сценка с девочкой в музее)

Ведущий:

Жила-была в Москве девочка. Не большая, не маленькая. Звали её Света.

Однажды она пошла гулять и заблудилась. Оглянулась и не узнала ничего, кругом дома большие, незнакомые, шла она, шла и вдруг застыла как вкопанная. Стоит прямо перед ней сказочный терем ,как на рисунках к сказкам.

Света:

Что за чудо расчудесное. Какой дом удивительный, комнаты большие, узоры резные, а на стенах картины.

Ведущий:

Повернула голову, прямо на неё скачет серый волк, и Баба- Яга в ступе летит, и Кощей Бессмертный с мечом. Зажмурила глаза Света. И тут в комнату вошел незнакомый человек , подошел к картине с тремя богатырями. Взял в руки кисть и стал мешать краски. Заметил он Свету.

Художник:

Ты откуда здесь? Я всем запретил приходить, когда я работаю.

Света:

А почему вы так странно разговариваете?

Художник:

Это я «окаю», так с детства привык. На севере все так говорят. А как тебя зовут?

Света:

Меня зовут Света. А вы кто?

Художник:

А я здесь хозяин, зовут меня Виктор Михайлович.

Света:

А вы только сказки рисуете?

Художник:

Я всё могу делать, и портрет написать и дом построить. Я ведь всему учился в столице. Лишь в Петербурге была академия, где на художников учили.

Света:

Вот и неправда, столица наша – Москва.

Художник:

Нет, милая, тогда Петербург столицей был. Хотя только в Москве сказки писать можно, в ней всё древностью дышит. Ну ладно, я должен работать, так что молчок.

Ведущий:

Света ещё посмотрела на картины. Села в уголок и от усталости задремала, а когда открыла глаза, перед ней стояла тётя со шваброй в руках.

Уборщица:

Откуда ты взялась, девочка?

Света:

Я заблудилась, домой хочу. А где дядя?

Уборщица:

Какой?

Света:

Ну, который картины написал?

Уборщица:

Эти картины написал Виктор Михайлович Васнецов. Он жил давно, а теперь это музей.

Света:

Всё равно, я с ним разговаривала.

Уборщица: Значит, тебе повезло, ты попала в сказку. А теперь пойдём, поищем твою маму.

3.  Надеюсь, что сценка вам понравилась. Что вы узнали о В.М.Васнецове ?

У. Виктор Васнецов жил на севере, учился в Петербурге, который в ту пору  был столицей России.

П. Молодцы, а теперь взгляните на самого художника Виктора Михайловича Васнецова. Вот его портрет. Васнецов родился и вырос на Вятской земле. Провёл своё детство среди красивой северной природы. Вокруг села, где он жил, был большой, тёмный и дремучий лес. Дружил наш будущий художник с крестьянскими ребятишками. Знание жизни крестьян, живописная природа родного края повлияла на творчество Виктора Васнецова. Он писал картины по сюжетам русских народных сказок.

Мы поговорили о замечательном русском художнике Викторе Михайловиче Васнецове, немного познакомились с его творчеством.

А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Отгадай картину». У каждой команды на столе лежит текст с описанием картины Васнецова. Но текст надо собрать из частей. Ваша задача- собрать его правильно и определить название картины.(раздаются карточки с текстом)

Итог.

Мы сегодня вели разговор о творчестве В.М.Васнецова. Вы можете более подробно познакомиться с творчеством этого художника, посетив дом-музей Васнецова в Москве или Третьяковскую галерею,

 отправившись туда вместе с родителями и друзьями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка на тему: "Сочинение по картине В.М. Васнецова "Аленушка"

Тема урока: «Сочинение по картине В.М. Васнецова «Аленушка».Цели: в процессе анализа пробудить способность выразить словом не только сюжет, но и мирское содержание, которое скрыто во всей художественн...

Презентация у уроку русского языка по теме: Сочинение-описание картины В.М.Васнецова "Снегурочка" 3 класс

В презентации краткая биография художника В.М.Васнецова, его картины, план работы над сочинением....

Презентация к уроку русского языка по теме: "Сочинение по картине В.М. Васнецова "Богатыри"

Презентация к уроку русского языка по теме: "Сочинение по картине В.М. Васнецова "Богатыри" 2 класс...

урок русского языка по теме "Сочинение по картине В.М.Васнецова "Богатыри"

На уроке дети знакомяться с творчеством В.М.Васнецовым, слушают музыку А.Бородина "Богатырская симфония" и рассматривают картину "Богатыри". Проходит беседа по содержанию картины, ...

Русская народная сказка «Лиса и тетерев». Особенности русской народной сказки. Характеристика героев сказки.

Создать условия для понимания восприятия русской народной сказки «Лиса и тетерев»....

Технологическая карта урока .Литературное чтение. 2 класс.Тема: "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк», презентация "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»

     Технологическая карта урока        УМК : «Перспектива», авторы учебника: Л. Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. 2 класс.Пред...

Конспект урока по русскому языку по теме "Отзыв по картине В.М. Васнецова "Снегурочка" (УМК "Школа России") 3 класс

Конспект урока по русскому языку по теме "Отзыв по картине В.М. Васнецова "Снегурочка" (УМК "Школа России") 3 класс...