Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося. Для повышения эффективности процесса освоения младшими школьниками коммуникативных универсальных учебных умений необходимо создание таких педагогических условий, при которых учащийся вынужден занимать активную личностную позицию и наиболее полно раскрываться как субъект учебно-воспитательной деятельности. А именно: организация совместной деятельности школьников на уроке и во внеурочной деятельности, использование проектных форм работы, создание атмосферы сотрудничества, взаимоуважения, творчества. Образовательный процесс осуществляю на основе программ и учебников УМК «Школа 2100» под редакцией Р.Н.Бунеева, в которых связь формирования коммуникативных учебных действий с содержанием учебных предметов отчётливо выражена. Организация системы работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий в работе рассматривается на примерах урочной деятельности в процессе изучения предметов «Русский язык» (автор программы Р.Н.Бунеев) и «Литературное чтение» (автор программы Р.Н.Бунеев и Е.В.Бунеева). Одним из эффективных средств формирования коммуникативных умений является организация творческой деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности. Для осуществления цели опыта посредством творческой деятельности на уроках русского языка и литературного чтения в системе ведется работа по формированию монологической и диалогической речи, обогащению словарного запаса учащихся. В процессе обучения эффективно используются индивидуальные, фронтальные, парные и групповые формы организации работы на уроке. Одним из видов творческой, как индивидуальной, так и групповой формы деятельности, является проектная деятельность учащихся. Вот некоторые виды работы: - Коллаж «Осенний ковёр». (Подборка стихов об осени, изготовление из цветной бумаги осенних листьев, написание мини-сочинений, стихов об осени). Выставка работ.
- «Моя книжка-малышка.»
- Коллективный проект «Моя родная улица»
- Проект «История моего села»
- Коллективный проект «Мордовские орнаменты»
Все коллективные работы выставляются в классе, демонстрируются на родительских собраниях. Проведение различных мероприятий в классе, общешкольных, экскурсии, праздники фотографируются и демонстрируются родителям, а также коллегам на методических объединениях. Имеется фотоальбом. Заключение. Каждый урок, как и внеклассная и внеурочная деятельность способствуют развитию коммуникативных универсальных учебных действий. Результатами своей деятельности по формированию коммуникативных учебных действий на данном этапе я считаю: 1.Умение детей учитывать позиции других людей. 2.Умение учащимися слушать, вступать в диалог, спрашивать. 3.Умение детей участвовать в коллективном обсуждении. Во время уроков, праздников, экскурсий, различных видов групповой и парной работы, я стараюсь помогать детям, высказывать своё собственное мнение, создавать ситуацию, чтобы дети помогали друг другу, старались не смеяться над другими, а приходили на помощь товарищу. Учащиеся расширяют круг общения, лучше узнают друг друга, приобретают навыки сотрудничества с учителем и сверстниками. Совместная творческая деятельность способствует формированию уважительного отношения к иному мнению, умения избегать конфликтов, использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и творческих задач, развитию эмоционально-личностной сферы ребёнка (радость успеха, ответственность за принятое решение, гордость за победу и т.д.). У ребят повысилась мотивация к обучению. Они много приобрели для себя в личностном плане.
Что дает данная работа учителю?
-рождение нового уровня мышления – глобального, интегрированного, а не замкнутого в своей узкой специализации. -исключает дублирование учебного материала. -усиление межпредметных связей.
Что дает данная работа ученику? -социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; -умение слушать и вступать в диалог; -участвовать в коллективном обсуждении проблем; -интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. - отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому; -умение подбирать примеры, подтверждающие высказывание; -активизация мыслительной деятельности. -повышение учебной успешности -лучшая адаптация ребёнка в школе -подкрепление мотивации в обучении. -умение сопоставлять и анализировать отдельные явления с различных точек зрения, рассматривать их в единстве взглядов. -снижение перегрузок.
|