Отчет по самообразованию
методическая разработка на тему
Эта тема мне была интересна и пригодилась в работе с детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_samoobrazovaniyu.docx | 23.27 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТЧЕТ по самообразованию
педагога дополнительного образования Ильиной К.П.
за 2013-2014 учебный год.
В 2013-2014 учебном году я взяла тему по самообразованию:
«Формирование экологических знаний на занятиях с дошкольниками в процессе игры.»
Работая над этой темой, я изучила литературу, интернет- ресурсы, воспользовалась материалами курсов повышения квалификации. Полученные знания я применяла при работе с дошкольниками в группах «Кораблики» и «Кораллы» в это учебном году.
Удивительный мир природы. Он встречает нас морем звуков и запахов, загадками и тайнами, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Есть свои секреты у поля, луга, тихой речушки, крошечной лужицы, оставшейся на дороге или в перелеске после сильного дождя.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе, к окружающим людям. Человек, любящий природу, помогает детям сделать первые шаги в неизведанную страну, которая называется природой. Встреча с природой всегда праздник и новый шаг к познанию мира.
Эффективность экологического воспитания дошкольников целиком зависит от создания и правильного использования развивающей среды, а также от системной педагогической работы с детьми. При ознакомлении детей с природой мы, взрослые, стремимся дать образец гуманного отношения ко всему живому, чтобы ребенок понимал, что у каждого объекта есть свое место в природе и свое назначение.
Взрослый должен уметь вызвать у детей сострадание к живому существу, желание позаботится о нем, радость и восхищение от встречи с природой, удивление, гордость за правильный поступок, удовольствие от хорошо выполненного поручения.
Дошкольное детство – это период игры. Об этом говорят и пишут педагоги и психологи, это знают все современные родители. Игра в детские годы преобладает над всеми другими делами ребенка. Именно поэтому психолог Л.С.Выготский назвал ее ведущей деятельностью дошкольного детства.
Игра оказывает на маленького ребенка развивающее воздействие и использование ее как средства экологического воспитания детей важно по целому ряду причин:
она дает возможность развивать познавательные способности и речь ребенка, способствует становлению личности, сохранению здоровья;
игра доставляет радость ребенку, поэтому понимание природы и общение с ней, проходящее на фоне игры, будут особенно эффективны;
игра ставит взрослого и ребенка в партнерские отношения;
в игровой комплекс включаются игры на развитие разных анализаторских систем (слух, зрение, осязание, обоняние и др.);
экологические знания, полученные в игре и вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, лучше войдут в их самостоятельную игровую деятельность, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности ребенка.
Среди многообразия игр особое место принадлежит дидактическим играм, которые очень разнообразны по своему содержанию, игровому материалу, игровым действиям, познавательной деятельности.
Дидактические игры экологического содержания помогают ребенку запомнить названия животных и растений, увидеть неповторимость живого организма, помогают развивать познавательный интерес, формировать ценностные ориентации. Очень важно, чтобы взрослые понимали, что игра – это серьезное дело: в ней ребенок реализует себя как деловой человек, показывает свою осведомленность, проявляет активность и творчество.
Детям всех возрастов интересны разрезные картинки, на которых представлены цветы, грибы, овощи, фрукты, ягоды, животные. Игры с разрезными картинками воспитывают в ребенке выдержку, терпение, упорство в достижении цели. Дошкольник тренирует свое восприятие, оттачивает умение анализировать детали изображения и сопоставлять их. Все это – важные умственные и нравственные качества развивающейся личности ребенка.
С детьми разного дошкольного возраста можно играть в словесно-дидактические игры. Важной особенностью данных игр является возможность развивать с их помощью речь дошкольников, восприятие, различные мыслительные процессы: умения анализировать, сравнивать, описывать. Они учат детей обобщать явление, классифицировать предметы, относить их к той или иной категории.
Сюжетно-ролевая игра с природным содержанием может быть развернута дошкольниками после различных событий в его жизни: посещение, зоопарка, цирка, знакомства с колхозной фермой, поездки во время отпуска родителей на юг или в деревню и т.п. Во всех случаях игра может быть тактично поддержана взрослым, который найдет способ углубления знаний и интересов ребенка, формирования у него правильных позиций в отношении к животным.
Характер сюжетно-ролевых игр должен определяться логикой построения занятия, на котором используются игровые обучающие ситуации. Это могут быть ситуации с использованием литературных героев (Красная Шапочка, Лесовичок, Доктор Айболит и другие), также с привлечением игрушек-аналогов, изображающих растения и животных.
Очень нравятся детям игры-путешествия, в ходе которых дети закрепляют уже имеющиеся знания, получают новые знания о природе и лесных обитателях, происходит формирование осознанно - правильного отношения ко всему живому.
Вниманию коллег представляю свой опыт проведения экологического занятия в группе подготовки к школе.
Занятие «Путешествие к Фее цветов»
Задачи:
Образовательные:
закреплять названия садовых цветов;
закреплять знания детей об условиях, необходимых для роста растений;
закреплять строение цветка через моделирование;
учить различать семена садовых цветов;
упражнять в отгадывании загадок;
учить ориентироваться в пространстве;
закреплять виды транспорта;
закреплять пословицы о дружбе.
Развивающие:
развивать диалогическую речь;
развивать внимание, память, мышление, воображение.
Воспитательные:
воспитывать чувство отзывчивости, доброжелательности;
воспитывать культуру общения, пользоваться словами вежливого обращения;
накапливать опыт внимательного отношения к растениям, поддерживать интерес, желание наблюдать.
Предварительная подготовка:
рассматривание иллюстраций, открыток с изображением цветов;
беседы о цветах;
чтение сказок, рассказов о цветах;
отгадывание загадок;
составление букетов из срезанных цветов;
оформление выставки рисунков на тему «Мой любимый цветок»;
разучивание танца цветов.
Материал к занятию: «волшебная» палочка, макет дома с тремя замками, наборы карточек, наборы семян цветов, составные части цветов для моделирования, загадки о цветах, комнатное растение – бальзамин.
Ход занятия.
Приветствие в кругу:
Собирайтесь дети в круг
Я твой друг, и ты мой друг
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Педагог: Ребята, придя сегодня в группу, я обнаружила вот такую (показывает) красивую шкатулочку. Хотела посмотреть что там, но потом решила дождаться вас. Хотите посмотреть что внутри? Но шкатулочка не простая. Она откроется, если каждый из вас назовет вежливое слово.
Дети по кругу называют вежливые слова, и получают цветок.
Педагог: Ребята, у вас в руках цветы разного цвета. Посмотрите на них внимательно и поднимите руку те, у кого цветы красного цвета, теперь те, у кого синего цвета, желтого цвета.
– Сегодня к нам на занятие пришло много гостей. Но что они грустные, невеселые. Хотите увидеть чудо, тогда давайте нашим гостям подарим эти замечательные цветы.
Дети подходят и дарят цветы.
Педагог: Посмотрите, что изменилось? Наши гости повеселели. Вот видите, ребята, как простые цветы могут поднять настроение. А вы хотите узнать от кого эти цветы. Внутри шкатулочки письмо, давайте его прочитаем:
Здравствуйте, ребята! Мне очень нужна ваша помощь.
Злой волшебник держит меня в волшебной стране в своем доме.
Помогите мне, я очень жду вашей помощи.
Фея цветов.
Педагог: Ребята, Фея цветов ждет от нас помощи. Что будем делать?
Ответы детей.
Педагог: Путь предстоит нелегкий, надо решить на каком виде транспорта можно отправиться в волшебную страну. В этом нам поможет волшебная палочка.
Игра «Волшебная палочка» в кругу. Дети по очереди называют виды транспорта. Воспитатель поощряет детей за ответы и подводит к тому, что в волшебную страну можно добраться на ковре-самолете. Садятся на ковер-самолет (звучит музыка).
В полете, дети вспоминают пословицы о дружбе:
– Не имей сто рублей, а имей сто друзей;
– Нет друга – ищи, а нашел – береги;
– Старый друг лучше двух новых.
Приземлились. Физкульминутка:
Солнце вышло из-за тучки
Мы протянем к солнцу ручки.
Руки в стороны, потом
Мы пошире разведем.
Мы закончили разминку,
Отдохнули ножки, спинки.
Читают вывеску:
Направо пойдешь – к серому волку попадешь, налево пойдешь – к бабе Яге попадешь, прямо пойдешь – к Фее цветов попадешь.
Дети показывают куда надо идти.
Педагог обращает внимание на сказочный дом. На нем висят три замка. Возле дома лежит конверт. В конверте задания для ребят от злого волшебника. Их столько, сколько замков на доме. Дети считают замки.
Педагог: Для выполнения заданий надо разделиться на компании. Вспомните, какого цвета был ваш цветок, и объединитесь.
1-е задание. Отгадать загадки и узнать, какие самые любимые цветы Феи.
Загадка для первой компании: Лик пахучий, хвост колючий.
Загадка для второй компании: Вот звоночек, синий цвет, с язычком, а звону нет.
Загадка для третей компании: Стоят в поле сестрички, желтый глазок, белые реснички.
Дети отгадывают загадки, и открывается первый замок.
2-е задание. Составить модель цветов (для первой компании роза, для второй – колокольчик, для третей – ромашка). Детям даются составные части цветов (стебель, корень, листья, цветок).
Ответить на вопросы:
Назовите основные части цветка?
Как вы считаете, что является самым главным у растения?
Как называется нераспустившийся цветок?
Открывается второй замок.
3-е задание.
– Из набора карточек выберите те, которые необходимы, чтобы посадить и вырастить цветок.
Детям предлагаются наборы картинок, где изображены: лейка, совок, солнце, лопата, молоток, ведро, снег, грабли и т.п. Дети выбирают карточки и обосновывают свой выбор.
– Определите по семенам, какие цветы вы будете сажать. Предлагаются семена астр, бархатцев и ноготков.
После ответа детей открывается третий замок.
Педагог. Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями злого волшебника. Давайте позовем Фею цветов. Появляется Фея цветов и благодарит детей за помощь.
Педагог. Фея цветов, наши дети не только много знают о цветах, но и могут танцевать танец цветов.
Дети танцуют танец.
Фея в знак благодарности дарит детям на память комнатное растение – бальзамин.
Педагог. Ребята, наше путешествие закончилось и нам пора возвращаться домой.
Садятся на ковер самолет и возвращаются в группу.
Подводится итог путешествия, дети высказывают свои впечатления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет по самообразованию по теме: «Методы и приёмы формирующие УУД младших школьников в процессе воспитания»
Технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)Критическое мышление это такой тип мышления – о любом предмете, содержании или проблеме, в котором думающий улучшает качест...
Отчет по самообразованию воспитателя ГПД Базалевской Елены Владимировны по теме: «Занимательные игры-одно из средств пробуждения интереса к изучаемым предметам».
Отчет по самообразованию воспитателя ГПД Базалевской Елены Владимировны по теме: «Занимательные игры-одно из средств пробуждения интереса к изучаемым предметам»....
отчет по самообразованию
отчет на м/о по теме самообразования "Здоровьсберегающие компоненты учебного процесса в начальной школе"...
Отчет по самообразованию
Отчет по самообразованию по теме "Развитие творческого потенциала младших школьников как способ положительной мотивации учения"...
Аналитический отчет по самообразованию по теме: ": «Педагогическая компетентность в формировании речевой активности учащихся на уроках чтения»
Умения и навыки чтения формируются не только, как важнейший вид речевой и умственной деятельности, как средство самовоспитания и саморазвития, но и как сложный комплекс умений и нав...
Отчет по самообразованию учителя начальных классов Бутенко Елены Эдуардовны 2014-2015 учебный год
С сентября 2014 года работаю с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися по адаптированным образовательным программам. Перед собой я поста...
Отчет по самообразованию
Эта тема мне была интересна....