Урок развития речи в 4 классе
учебно-методический материал (4 класс) на тему

Воробьева Марина Александровна

Учить детей использовать в своей речи фразеологизмы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_razv_rechi_v_4_kl.doc560.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лицей № 2 Октябрьского р-на, г. Саратова

Учитель начальных классов

Воробьева М.А.

Урок развития речи в 4 классе

Тема урока: Фразеологические обороты. Употребление в речи.

Личностные УУД – в первую очередь, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, предложений и оценок товарищей и учителя.

Регулятивные УУД  – принятие и сохранение учебной задачи; планирование действий в соответствии с поставленной задачей; использование итогового и пошагового контроля по результату, актуального контроля на уровне произвольного внимания; адекватное восприятие предложений и оценки товарищей по работе, проявление познавательной инициативы; адекватная оценка правильности выполнения действия и внесение в него необходимых корректив.

Познавательные УУД –   смысловое восприятие познавательных текстов, выделение существенной информации; установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений; владение алгоритмом построения рассуждения и др.

Коммуникативные УУД – адекватное использование речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач, учет разных мнений и стремление к координации различных позиций, осуществление взаимного контроля и взаимопо -мощи в сотрудничестве.

Ход урока.

1.Постановка  темы и цели урока.

Ученики выполняют задание на карточках.

                                                                                                                                       

У. Что у вас получилось?

Д. Лишние здесь фразеологические обороты.

У. Нужны ли фразеологизмы в современной речи?

Д. Да, нужны.

У. Чтобы употреблять фразеологизмы, нужно их знать. Проверим, как вы знаете фразеологические обороты.

Основная часть.

1.Работа в парах.

Найдите спрятанные фразеологизмы.  

1в.   Оарвлалоагвсовушикинамакушкитмоаорп

2в.   Авродсмаприпоследождичкавчетвергводсм

3в.  Уснотпринтждатьуморяпогодывмирнум

2.Объясните  значение  фразеологизмов.

Спишите фразеологизмы, вставив пропущенные буквы. Рядом с каждой фразой поставьте букву её значения.

1.Жить  как  кошка  (с)с_бакой. –

2.Как  (в)ска_к_. –

3.Не  в своей  т_релке. –

4.Ни  в  какие  ворота  (не)лезет.

А)  в  вышей  степени  хорошо,  замечательно;   Б)  начинать с самого начала, с самого простого;  В)  недружно,  в  постоянной  ссоре;      Г)   в  плохом,  подавленном  настроении,    Д)  никуда  не  годится.

У. Какое объяснение осталось лишним?

Д. Под буквой Б. Начать  с самого начала, с самого простого.

У. Правильно.  Данное  значение соответствует фразеологизму: «Начать с азов».

Вот и мы с вами должны помнить о том, что для занятий нам нужно хорошее зрение, давайте потренируем наши глаза, глядя на прекрасные цветы.

Ф. пауза.

3.Работа в парах.

Назовите и запишите фразеологизмы  по рисунку.

1в.

                 

2в.

                

3в.

                

(гнать в три шеи)

4.Работа  в  парах, по вариантам.

1в.

Допишите фразеологизмы, выбрав из скобок нужное слово или форму слова. Запишите.

Выносить (сор, мусор) из избы.
(Медовый, сахарный) месяц.
(Лаптем, лапоть) щи хлебать. 
Седьмая вода на (компоте, киселе).

От мала до (далека, велика).

 Язык без (костей, дыр).

Как (снег, дождь)  на голову.  

2в.

Соберите фразеологизмы, запишите их.

Американский 
В чужой монастырь
Яблоко
Родиться в 
Два сапога –
Танцевать от

сорочке
пара
печки
дядюшка 
со своим уставом не ходят
раздора

3в.

Прочитайте. Запишите рядом с фразеологизмом из первой группы синоним  из второй группы.

Танцевать от печки.
С Адама и Евы.
Одного поля ягоды.
Гладить по голове.
В каждой избушке свои погремушки.

Два сапога пара.
Брать под своё крыло.
В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
Начать с азов.
Седьмая вода на киселе.

5.Творческая работа.

Сегодня на уроке мы вспомнили некоторые фразеологизмы.  Теперь запишите, предложенный вам текст, заменив словосочетания фразеологизмами.

Перед вами текст о семье. Замените, где это возможно, словосочетания фразеологизмами.

          Я хочу рассказать о своей семье. Живу я с мамой, с папой, с братом и еще с моей любимой кошечкой Василисой. У меня очень дружная, весёлая и заботливая семья. Мы всегда помогаем друг другу. Со своей мамой я провожу большую часть времени и всегда гуляю вместе с ней. Мы с ней как две лучшие подруги. Я очень сильно люблю свою маму, так же как папу и брата. Мой брат старше меня и часто пытается управлять мною, но на помощь мне приходит папа, только он может опять нас примирить. Мой папа серьёзный, но очень добрый человек. На каникулах мы часто ездим в деревню. Там у нас много близких и дальних родственников. Когда мы собираемся за большим праздничным столом, в комнате тесно, но весело. Я люблю свою семью.

У. Дети  читают  свои  откорректированные  рассказы.

3.Рефлексия.

У.  Сегодня  на  уроке  мы  говорили  о  необходимости  употребления  в  нашей  речи  фразеологические обороты,  говорили  о  семье,  дружбе  на примерах  семейных  ценностей.  Кому  понравилось  на  уроке  -  приклейте  на  поляну  ромашки – символ  Российского  праздника  посвященного  любви,  семье,  верности,  который  празднуется  8  июля.

У  кого  остались  вопросы  -  приклейте  облачка,  а  кому  не  понравился  урок  -  тучки.

Д.  Оформляют  картину.

У.  Спасибо  за  оценку  урока.  Удачи  Вам  в  учебе. Дома вы можете записать получившийся рассказ, а кто захочет, может написать рассказ о своей семье.

Образец работы.

               В этом письме хочу рассказать о своей семье. Живу я с мамой, с папой, с братом и еще с моей любимой кошечкой Анфисой. Моя семья – одного поля ягоды - дружная, весёлая и заботливая. Родители берут нас под своё крыло, когда нам с братом нужна помощь. Со своей мамой я не разлей вода, провожу большую часть времени. Мы с ней подруги, как два сапога пара. Я очень сильно люблю свою маму, так же как папу и брата. Хотя мой старший брат вносит яблоко раздора в наши с ним отношения, но на помощь мне приходит папа, только он, не входя в чужой монастырь со своим уставом, может нас примирить. Мой папа серьёзный, но очень добрый человек. На каникулах мы часто ездим в деревню, где много наших родственников. Хотя многие из них приходятся нам седьмой водой на киселе, собираясь вместе за большим праздничным столом, в доме бабушки и дедушки – яблоку негде упасть, всем весело и уютно от любви и уважения друг к другу. Я очень люблю свою семью и стараюсь больше узнавать о людях, стоящих у её истоков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок развития речи 2 класс

Урок развития речи "Обучающее сочинение по серии картинок" представлен в форме презентации. Можно проводить по любой программе....

Конспект урока развития речи 2 класс.

Конспект урока русского языка по теме "Развитие речи. Текст" во 2 классе по программе "Начальная школа XXI века"....

Презентация к уроку развития речи 2 класс.

Сочинение рассказа по серии картинок и по впросам "Друзья птиц." ...

урок развития речи 4 класс на тему "Обувь"

ТЕМА: «ОБУВЬ».Цель:    -расширение и активизация словаря развитие связной речи.Задачи: - образовывать множественное число существительных...

Урок развития речи 1 класс.

Тема. Общее понятие о тексте....

Урок развития речи 2 класс

Данная разработка содержит матриал к учебнику "Русский язык" 2 класс Т.Г. Рамзаевой....

Конспект урока развития речи. 2 класс.

Конспект урока развития речи по теме: "Виды плана". 2 класс....