Конспект урока по литературному чтению «Антон Павлович Чехов "Ванька"»
план-конспект урока (4 класс) на тему
Урок для учащихся 4 класса по развивающей системе Л.В.Занкова.
Цель:
- увидеть за событиями, строчками письма Ваньки живую, страдающую душу;
- сравнить жизнь ровесников, живших сто и более лет назад, со своей собственной;
- формировать навык осознанного и выразительного чтения;
- учить анализировать текст по вопросам, выражать собственные мысли, рассуждать;
- развивать наблюдательность, устную речь, внимание;
- воспитывать нравственные качества, культуру общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_literaturnomu_chteniyu.docx | 28.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по литературному чтению
(система Л.В. Занкова)
на тему: «Антон Павлович Чехов "Ванька"»
4-й класс
Подготовила
учитель начальных классов
Жильникова Е.М.
Маркс
Урок по литературному чтению (система Л.В. Занкова)
на тему: «Антон Павлович Чехов "Ванька"»
4-й класс
Цель:
- увидеть за событиями, строчками письма Ваньки живую, страдающую душу;
- сравнить жизнь ровесников, живших сто и более лет назад, со своей собственной;
- формировать навык осознанного и выразительного чтения;
- учить анализировать текст по вопросам, выражать собственные мысли, рассуждать;
- развивать наблюдательность, устную речь, внимание;
- воспитывать нравственные качества, культуру общения.
Ход урока
I. Организационный момент
Вступительное слово учителя (эмоциональный настрой учащихся):
- На сегодняшнем уроке желаю Вам бодрости духа, творческих дерзаний, предела внимания, хороших, обдуманных ответов и только отличных оценок. (1)
II. Рефлексия
- С каким настроением начинаем урок?
- Почему?
III. Введение в тему
- Если вы позволите, то наш сегодняшний урок мне бы хотелось начать с чтения стихотворения С. Михалкова «Лист бумаги» (2)
Простой бумаги свежий лист!
Ты бел как мел. Не смят и чист.
Твоей поверхности пока
Ничья не тронула рука.
Чем станешь ты? Когда, какой
Исписан будешь ты рукой?
Кому и что ты принесешь:
Любовь? Разлуку? Правду? Ложь?
Прощеньем ляжешь та на стол?
Иль обратишься в протокол?
Или сомнет тебя поэт,
Бесплодно встретивший рассвет?
- (3)У вас на партах тоже лежат белые листы бумаги. Подумайте, что бы вам хотелось написать на них, кому адресовали бы вы свое послание? (свободные высказывания детей)
IV. Самостоятельная работа
(написание короткого письма, выражение мыслей, обращения, поздравления)
- К кому вы обратились в своих письмах, о чем написали?
V. Выведение темы урока и постановка целей.
- А какое отношение этот лист бумаги имеет к нашему уроку?
- Как вы думаете, почему именно такое задание я вам сегодня предложила в начале урока? ( т.к дома мы читали рассказ «Ванька», в котором рассказывается о том, как он писал письмо своему деду)
- А еще, ребята, лист бумаги, на котором написано письмо, - это мир воспоминаний; трудясь над письмом, Ванька мысленно переносился в деревню, и ему вспоминаются картины деревенской жизни. А письмо он пишет, находясь в доме сапожника Алехина – это уже реальный мир, в котором живет Ванька.
- Так какова же тема нашего сегоднящнего урока? («Два мира Ваньки Жукова») (4)
VI. Биография А.Чехова (проект)
- А кто же является автором этого рассказа? (Антон Павлович Чехов)
- О писателе свой проект подготовила Даша Крылатова (5)
Антон Павлович Чехов родился в г. Таганроге в 1860 году. Его отец был мелким лавочником. Характер у отца был властный и крутой.
В свободное от уроков время Антоша должен был стоять за бакалейным прилавком, взвешивать товары, отсчитывать сдачу. Учеба в гимназии не приносила радости будущему писателю. Единственный предмет, который любил Чехов, - литература.
Была у него еще одна страсть - театр. В театр приходилось ходить тайком, переодевшись. Гимназистам нельзя было посещать вечерние спектакли.
Когда Чехову исполнилось 16 лет, его отец разорился. Вся семья переехала в Москву, но Антоша остался в Таганроге, чтобы закончить гимназию. Три года он снимал комнату. Знал нужду, зарабатывал деньги тем, что давал уроки. На летние каникулы из-за отсутствия денег не ездил к родителям.
В 1879 году Чехов после окончания гимназии поступил на медицинский факультет Московского университета. Он хочет стать врачом, но любовь к литературе разгорается в нем с новой силой. Чехов сам начинает писать рассказы и печатать их в журналах.
(6) А. П. Чехов - человек с добрым, чутким сердцем, остро воспринимал страдания народа. Он бесплатно лечил больных крестьян.
- Как вы думаете, о чем писал Чехов? (Предположения детей.)
Материал он брал прямо из жизни.
Чехов написал много юмористических рассказов. Он смеялся над глупыми невеждами. И никогда не смеялся над бездомными, обманутыми, попавшими в беду.
Много писал о детях. Хотел разглядеть в ребенке будущего хозяина жизни. Его очень тревожила жизнь крестьянских детей. (7) Антоном Чеховым были написаны такие произведения, как: «Ванька», «Каштанка». «Толстый и тонкий», «Вишневый сад», «Хамелеон»
VII. Выборочное чтение и беседа по содержанию.
- Где и когда происходят события? ( Москва, дом сапожника Алехина, темная комната, у окна, в ночь перед Рождеством)
- Кто является главным героем этого рассказа? ( Ванька) (8)
- Что вы можете рассказать о нем? Можно зачитать отрывки, поясняющие ваши ответы.
- А вспомните другого героя, образ которого мы разбирали на предыдущих уроках. Кто он? ( Петька из рассказа Леонида Андреева «Петька на даче»)
VIII. Работа в парах
- Найдите отличия между этими героями, их жизнью.
Петька – ему 10 лет, не курил, не пил водку, не ругался, очень худой, веснушчатый. Выполнял однообразную работу
Ванька – 9 лет, умеет читать и писать, танцует кадриль, считает до 100. Качал ребенка, помогал на кухне, посылали за водкой, учили его красть огурцы. (9)
- Можно ли сказать, что Ванька более развит, чем Петька (Ванька получил в детстве то развитие, которого не получил Петька. Он более развит и менее забит, в нем более развита способность сопротивляться жизненным обстоятельствам)
- А какие у мальчиков одинаковые проблемы? ( Бесправие, скука, их не учат ремеслу, а используют в качестве подсобных рабочих, нарушают их права, их неоправданно обижают, они хотят вырваться из этой страшной атмосферы хамства и рабства)
- Какие два мира описывались в рассказе Леонида Андреева? (город и дача)
- А о каких двух мирах Ваньки Жукова идет речь в рассказе Антона Чехова? ( у Ваньки тоже есть своя «дача», т.е мечта, она в его воспоминаниях о доме, о дедушке, о былых временах.
- Найдите эти воспоминания и зачитайте их.
- А в каком мире живет Ванька в данный момент?
- Найдите описание города.( стр.75)
- (10)1 вариант: Как относились к Ваньке в доме у господ, когда была еще жива его мать?
- 2 вариант: А как относится к нему семья сапожника Аляхина?
- Так почему же дедушка не может взять Ваньку к себе? (Деду 65 лет, он всю жизнь проработал на господ, сбережений у него нет, ночью он сторожит барскую усадьбу, а днем спит в людской кухне, без разрешения господ он не может взять Ваньку, а господа не разрешают)
- Прочитайте те места в рассказе, где говорится о дедушке Константине Макарыче.
IX. Физминутка.
- Константина Макарыч был дедушкой, еще его можно назвать каким словом? (старик, пожилой человек). А вот если я вам задам вопрос, как отличить пожилого человека от молодого? Я уверена, что каждый из вас ответит на мой вопрос. А я хочу, чтобы вы показали действиями пожилого человека. А молодой человек всегда бодр, силен, в хорошей спортивной форме, быстро бегает, высоко прыгает, далеко видит все, что слева, все что справа. Молодцы! Я вижу, что вы все в хорошей спортивной форме, у вас прекрасная осанка. И можно дальше продолжить наш урок.
X. Чтение текста.
- Прочитайте письмо, которое писал Ванька своему деду.
- Какая часть письма Ваньки кажется вам самой драматичной? (стр. 74)
- Какие строчки Ванькиного письма говорят о его крайнем отчаянии? («….нету никакой мочи»)
- Чем тяжелее жилось Ваньке. Тем чаще он вспоминал свою прежнюю жизнь в деревне, воскрешал в памяти наиболее приятные и радостные моменты.
- Случайно ли то, что Ванька пишет письмо в ночь под Рождество? (Конечно не случайно. Ванькина мечта-вернуться в деревню к дедушке – это своеобразная рождественская сказка)
- Посмотрите, чем заканчивается рассказ?
- (11) Как вы думаете, сбудется его мечта? Дойдет ли письмо? Почему? (Ванька большую часть своей жизни прожил в деревне, где все всех знают по имени-отчеству, где не надо указывать точного адреса. Ваньке даже в голову не могло прийти, что кроме его родной деревни Москву окуружают сотни других деревень, что у его письма нет никаких шансов попасть к адресату)
- А ведь может быть и другой конец этой истории. Давайте пофантазируем.
-Ведь именно в светлый праздник Рождества Христова на небосклоне загорается Рождественская звезда – звезда самых заветных желаний. Чудеса сбываются! Давайте и мы представим такой поворот событий!
(Сценка двух почтальонов) (12)
1 почтальон: Смотри, какой странный адрес!
2 почтальон: Дай посмотрю. Это написал какой-нибудь шутник. Давай выбросим!
1 почтальон: Да как-то неловко получается! Ты внимательно посмотри – адрес написан детской рукой. Наверное, он сирота.
2 почтальон: Давай спросим у старосты в ближайшей деревне, а вдруг там есть Константин Макарович?
1 почтальон: Да, ты прав. Завтра в эту деревню везёт почту Савелий Иванович. Он всё и выяснит.
От автора: К удивлению почтовых работников, письмо Ваньки дошло к дедушке Константину Макаровичу.
XI. Итог урока
- Какие чувства испытывает автор к своему герою? (не только жалость, сострадание, но и уважение – солидно подписал письмо – Иван Жуков.)
- Страшно ли вам оказаться в том времени?
С постоянным интересом и вниманием обращался к проблеме детства Антон Павлович Чехов. Его глубоко волновала мысль о разобщённости двух миров – мира «жестокого» и мира «добрых воспоминаний».
XII. Благодарственные письма
- Ребята, а кто из вас помнит, с чего начинался наш урок? ( с белого листа)
- Белый лист – это что-то новое, неизведанное, неопознанное. Наш урок начался с белого чистого листа. Но к концу урока мы его можем заполнить своими знаниями, своими достижениями.
- И я вам раздала сегодня благодарственные письма. Но эти письма вы подпишите себе сами. Каждый из вас должен подумать и написать, за какие заслуги или достижения вы хотите вручить себе благодарственное письмо. Что у вас сегодня получилось на уроке, может что-то было для вас трудным и сложным, но вы смогли справиться?
XII. Домашнее задание (13)
- Составь устный отзыв к рассказу, т. е. расскажи своё впечатление о прочитанном.
- Выразительное чтение письма Ваньки.
- Написать продолжение, что могло произойти дальше с Ванькой
Выволочка – 1) наказание с применением побоев; 2) (переносное) выговор с бранью.
Заутреня – ранняя церковная служба.
Кадриль – 1) танец из шести танцевальных фигур, исполняемый четным количеством пар; музыка к танцу.
Колотушка – 1) (у ночных сторожей) устройство из дощечек для постукивания во время обхода участка; 2) деревянный молоток (спец.); 3) несильный удар кулаком (прост.).
Колодки – 1) кусок дерева, служащий основой в некоторых инструментах или приборах (рубанка, щетки и др.); 2) кусок дерева в форме нижней части ноги до щиколотки, употребляется при шитье обуви; 3) планка для ношения на груди орденов, медалей или орденских ленточек; 4) деревянные приспособления, которые надевают арестантам на ноги, чтобы не сбежали.
Куцый – щенок с коротким обрезанным хвостом.
Кучер – работник, который правит лошадьми в экипаже.
Ласка – 1) небольшое хищное животное с удлиненным телом; 2) проявление нежности, доброе, приветливое отношение.
Ледник – 1) погреб, шкаф со льдом для хранения продуктов; 2) плотная масса движущегося льда (в горах).
Людская кухня – помещение, где готовили еду для дворовых слуг.
На манер – на подобие, похожий на образец.
Образ – 1) икона в церкви или в доме на стене; 2) художественный образ в литературном произведении.
Шпандырь – ремень, который применяют в сапожном деле для придерживания колодки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1
Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...
Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».
Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся. ...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"
Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...
Конспект урока по литературному чтению на тему: «Антон Павлович Чехов "Ванька"»
Цель: Продолжить изучать цикл произведений о трудной жизни детей XIX века.Познакомить с произведением А. Чехова “Ванька”.Формировать навык осознанного и выразительного чтения.Учить анализи...
Конспект урока по литературному чтению А.В. Жигулин. « О,Родина! В неярком блеске...»(4 класс,литературное чтение)
Конспект урока по литературному чтегнию для 4 класса...
Литературное чтение.Конспект урока по литературному чтению. Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…», «Парус».
Урок литературного чтения 4 класс Тема: Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…», «Парус»...