Оценка школьной зрелости и раннее прогнозирование школьных трудностей
консультация (1 класс) на тему
В последние годы мы все чаще и чаще говорим о трудностях обучения в начальной школе. Родители чаще винят школу, а ведь это проблема не только педагогическая, но и медицинская, и социальная, и психологическая.Данный материал поможет педагогам, психологам, социальным работникам и родителям разобраться в проблемах детей еще до поступления в школу и научиться поддерживать их и помогать им.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otsenka_shkolnoy_zrelosti_i_rannee_prognozirovanie_shkolnyh_trudnostey.rar | 18.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Оценка школьной зрелости и раннее прогнозирование школьных трудностей
Перечень требований к ребенку, поступающему в первый класс современной школы, может быть огромным: это умение ребенка читать, писать, считать; способность сосредоточиться на определенном деле и выполнять задания по инструкции; большой запас сведений по разным направлениям; быть послушным и выполнять все требования учителя и др. Перед школой ребенок может, но не должен все это уметь.
Готовность – это определенный уровень социальных умений, включающих умение общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию и регулировать свое поведение т.д. Готовность – это и определенный уровень развития тех познавательных функций, без которых обучение невозможно или затруднено (организация внимания и деятельности, речь, развитие моторики, зрительного восприятия). Готовность – это определенный уровень личностного развития, характеризующий самосознание, самооценку, мотивацию. Готовность – это состояние здоровья ребенка и особенность раннего этапа развития.
В работе с родителями будущих первоклассников мы используем анкеты, позволяющие спрогнозировать, выделить факторы риска, которые могут стать причиной школьных трудностей. Это позволяет педагогу, психологу, логопеду найти индивидуальный вариант работы, не совершить ошибку при выборе тактики общения и методики обучения.
Следует помнить что:
- результаты не определяют уровень развития, т.к. для этого необходимы нормативы развития, а они существуют только для физического развития;
- по результатам не ставит диагноз - «готов» - «не готов»;
- результаты не определяет отклонение в развитии.
- Социальное развитие.
1 | Ребенок контактирует со сверстниками и взрослыми, умеет знакомиться | |
2 | Ребенок знает правила общения со сверстниками | |
3 | Ребенок знает и применяет правила хорошего поведения, не проявляет агрессию | |
4 | Ребенок умеет общаться с чужими взрослыми людьми, отвечать на вопросы | |
5 | Ребенок спокойно привыкает к новой обстановке, не меняет своего поведения, не становится возбужденным | |
6 | Ребенок чувствует отношение и настроение взрослых | |
7 | Ребенок не избегает общения с новыми детьми и взрослыми |
- Личностное развитие
1 | Ребенок осознает свое положение в общении со сверстниками и взрослыми | |
2 | В общении со сверстниками и взрослыми ребенок стремится установить и сохранить положительные отношения | |
3 | Ребенок занимается, учится, работает самостоятельно без присутствия взрослого | |
4 | Ребенок стремится к улучшению результата, умеет объективно оценить этот результат | |
5 | Ребенок оценивает свои хорошие и плохие поступки, но оценка зависит от взрослых | |
6 | Ребенок проявляет активный интерес к окружающему миру, к миру взрослых, к разным видам деятельности | |
7 | Ребенок стремится к личным достижениям (Я это знаю, умею, слышал, мне рассказывали, видел), самоутверждению, признанию |
- Организация деятельности
1 | Ребенок выполняет задания по инструкции, не нужно повторять задания несколько раз | |
2 | Ребенок планирует свою работу, не действует путем проб и ошибок | |
3 | Ребенок выполняет задание до конца, оценивает качество работы | |
4 | Ребенок способен самостоятельно найти ошибку | |
5 | Ребенок, не отвлекаясь, выполняет задание в течение 10-15 минут | |
6 | Ребенок не торопится, не суетится, не требует постоянного внимания | |
7 | Ребенок принимает помощь взрослых, если ошибся, не сердится, не кричит |
| ||
1 | Ребенок уверенно владеет бытовыми действиями (ест ложкой, вилкой; расстегивает, застегивает пуговицы; завязывает шнурки; чистит зубы; одевается, раздевается) | |
2 | Ребенок хорошо ходит, бегает, умеет прыгать через прыгалку, кататься на велосипеде, на лыжах, на коньках, плавать, играть в теннис и т.д. | |
3 | Ребенок способен научиться лепить, вышивать, вырезать | |
4 | Ребенок хорошо держит равновесие, движения координированы, ловок | |
5 | Ребенок ориентируется в пространстве (выполняет движения руками, ногами, туловищем вперед, назад, вверх, вниз, налево, направо и т.д.) | |
6 | Ребенок не затрудняется при работе с конструктором, мозаикой, собирает пазл, манипулирует мелкими деталями | |
7 | Ребенок умеет чертить вертикальные и горизонтальные линии, нарисовать круг, треугольник, квадрат | |
Какой рукой работает ваш ребенок? | правой левой |
- Здоровье и развитие (от 1 года до 6 лет)
1 | Частых, простудных заболевании не было (3-4 раза в год) | |
2 | Нет хронических заболеваний | |
3 | Спит и засыпает спокойно | |
4 | Не боится темноты, одиночества | |
5 | Не обкусывает ногти, нет подергиваний мышц лица, шеи, моргание | |
6 | Началась смена молочных зубов |
Для прогнозирования школьных трудностей учителю помогут таблицы:
Таблица №1.
Факторы риска | Варианты возможных трудностей | Рекомендуемые меры помощи |
I. Социальное развитие. | ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица №2.
Факторы риска | Варианты возможных трудностей | Рекомендуемые меры помощи |
II. Личностное развитие | ||
|
|
|
- Проблемы социального и личностного развития наиболее остры на начальных этапах адаптации в школе. При правильной тактике педагога и совместной работе с психологом эти проблемы можно сгладить уже в первые месяцы обучения, не допуская затяжных конфликтов.
- Общение с родителями, их помощь в решение этих проблем имеют большое значение. «Жалобы» на ребенка, «отчитывание» родителей за плохое воспитание дают негативный эффект.
Таблица №3.
Факторы риска | Варианты возможных трудностей | Рекомендуемые меры помощи |
| ||
|
|
|
- Все показатели организации деятельности связаны между собой, и даже если один из показателей нарушения организации деятельности не очень выражен, следует использовать все рекомендуемые меры помощи.
- Если нарушение организации деятельности сильно выражены, необходима консультация врача-психоневролога.
- Тактика работы разных педагогов, работающих с ребенком, должна быть согласована:
- необходимо согласовать методы и формы работы ребенка с родителями дома; объяснить правила выполнения домашних заданий, методику объяснения ребенку того, что он не усвоил в классе;
- рекомендуется строгое соблюдение режима дня (лучше щадящий режим), отсутствие дополнительных нагрузок в течение первого года обучения (музыкальная, художественная школа, спорт и т.п.).
- При ухудшении состояния (болезнь, эмоциональный стресс, напряжение, перегрузки) организация деятельности ухудшается. Резкое увеличение объема и интенсивности работы, а также волнение, боязнь неудачи нарушают организацию деятельности.
Таблица №4.
Факторы риска | Варианты возможных трудностей | Рекомендуемые меры помощи |
I V. Развитие движений и пространственная ориентация | ||
|
спортивных движе- ний (танцев, ритмики) |
|
|
|
|
- Все задания по обучению письму двигательным движениям должны строиться на принципе осознанно выполнения, с пошаговым изучения любо сложного движения. Темп деятельности должен выбирать сам ребенок.
- Соревнования не рекомендуются, так как неудачи могут снизить мотивацию занятий и достижений.
- Форсирование темпа (увеличение скорости) письма и чтения на начальных этапах формирования навыка тормозит формирование навыков.
- 15-минутные занятия по развитию моторных функций и координации движений необходимо проводить ежедневно.
Таблица №5.
Факторы риска | Варианты возможных трудностей | Рекомендуемые меры помощи |
V. Здоровье и развитие | ||
|
|
|
|
|
|
- Если биологический возраст не совпадает с паспортным и у него есть отклонения в состоянии здоровья, рекомендуется отсрочить начало обучения в школе на год.
- Отклонения в состоянии здоровья осложняют, усиливают трудности обучения, связанные с другими факторами риска, из-за высокой утомляемости, низкой и неустойчивой работоспособности детей.
- При выборе мер помощи детям в таких случаях прежде всего необходимо нормализировать режим, исключить дополнительные нагрузки и снизить условия возникновения негативных эмоций.
Литература:
- «Учимся учиться» Безруких М.М., Филиппова Т.А. – М.: Дрофа, 2008.
- «Ступеньки к грамоте» (тетради 1-5) Безруких М.М., Филиппова Т.А. – М.: Дрофа, 2008.
- «Учимся писать буквы» Безруких М.М.. – М.: Дрофа, 2008.
- «Учимся находить одинаковые фигуры» Безруких М.М., Филиппова Т.А. – М.: Дрофа, 2006.
- «Учимся рисовать фигуры» Безруких М.М., Филиппова Т.А. – М.: Дрофа, 2006.
- «Трудности обучения в начальной школе: причины, диагностика, комплексная помощь» Безруких М.М. – М.: Эксмо, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика школьной зрелости.
Данный материал поможет родителям проверить готовность своего ребёнка с школе....
Самообразование.Влияние уровня школьной зрелости обучающихся на уровень сформированности УУД нравственно-этической ориентации
Презентация по теме самообразования "Влияние уровня школьной зрелости обучающихся на уровень сформированности УУД нравственно-этической ориентации"...
Справка по результатам диагностического исследования школьной зрелости к обучению учащихся 1-го класса.
Адаптация первоклассников ....
Ориентированный тест школьной зрелости
Ориентированный тестшкольной зрелостиМБОУ Прогимназия «Президент»...
тест школьной зрелости
Здравствуйте, уважаемые родители будущих первоклассников! Если Вашему ребёнку меньше семи лет и Вы хотите отдать его в школу, но не уверены, готов он к школе или нет, с помощью этого опросника вы може...
Тест школьной зрелости. (Подготовка ребенка к школе)
Данный материал можно использовать при подготовки ребенка к школе для определения школьной зрелости....