Советы воспитателям ДОУ по организации самообразования.
консультация на тему

Родина Наталья Михайловна

Это интересно!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovety_po_organizatsii_samoobrazovaniya.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Советы по организации самообразования.

        Одним из условий повышения качества работы дошкольного учреждения является дифференцированное оказание помощи педагогам на основе диагностики их профессионального уровня. Задача заместителя заведующего по ВМР в ДОУ – оказать помощь конкретному воспитателю в решении тех проблем, которые вызывают у него затруднение или являются предметом его интересов. Однако эффективность в конечном итоге определяется самостоятельной работой педагога, его самообразованием. Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждения.

        Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течении учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

        Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть:

• Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;

• Изучение учебной и научно-методической литературы;

• Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;

• Изучение новых программ и педагогических технологий;

• Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;

• Повышение общекультурного уровня.

Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.

Для молодых специалистов:

• Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;

• Формирование основ педагогического мастерства;

• Развитие умений и конструктивных способностей.

Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:

• Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;

• Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.

Для опытных, творчески-работающих воспитателей:

• Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;

• Проявление творческого потенциала педагога;

• Пропаганда своих достижений;

• Развитие исследовательской деятельности.

Для педагогов без специального образования:

• Овладение методикой работы с детьми;

• Адаптация к педагогической деятельности.

Тематикой самообразования также может быть:

• одна из годовых задач ДОУ;

• проблема, которая вызывает у педагога затруднение;

• пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;

Успешность педагога в профессиональном самообразовании напрямую зависит от поддержки и помощи старшего воспитателя. Методическая работа необходима воспитателю:

• в определении темы, целей и задач;

• в планировании работы по самообразованию;

• в ходе реализации плана;

• в изучении и анализе результативности своей работы.

Отчет воспитателей по самообразованию

 

Отчет воспитателей о работе по самообразованию

на 2011- 2012 учебный год

№ п/п

 ФИО    

должность

 Тема по самообразованию

Где заслушали отчет

 Педсовет, педагогич. гостиная ,

 Консульта

-ции,

семинары, мастер-класс,

Открытый просмотр, печатный материал

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                                                                                                   

        

- Использование сюжетных персонажей для развития двигательной активности детей»        

        

- «Развитие творческих способностей через интеграцию познавательной и продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста»        

         

- «Игра – эффективное средство развития коммуникативного общениядетей старшего дошкольного возраста»        

- «Патриотическое воспитание: приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры через художественное слово»

 

- «Игра как средство расширения социального опыта детей дошкольного возраста» (интеграция образовательных областей «Познание», «Социализация» «Коммуникация»)        

         

- «Игровые приемы в обучении младших дошкольников изобразительной деятельности» (интеграция образовательных областей «Познание», «Художественное творчество», «Труд»)        

                 

- «Использование нетрадиционной техники изображения в художественной деятельности»

(интеграция образовательных областей «Познание», художественное творчество»)        

        

- «Организация проектной деятельности в ДОУ»        

- Использование схем и моделей в развитии связной монологической речи детей дошкольного возраста

Самообразование педагогов в ДОУ

К.Ю. Белая,

канд. пед. наук, заведующая кафедрой педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования, заслуженный учитель РФ

 

     Что заставляет людей постоянно работать над собой, пополнять свои знания, занимаясь самообразованием? Наука, техника, производство развиваются и совершенствуются непрерывно. Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые 10 лет. Следовательно, знания, полученные ранее, могут устаревать. В современном мире отмечается заметное повышение социальной роли образования, которое становится главным ресурсом общества. Усиление интеллектуального потенциала, в основе которого заложен приоритет самоценности человека, способного к саморазвитию, – одна из важных задач образования.

 

                           Формы повышения квалификации педагогов

Чтобы не отстать от времени, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность для своего развития. Система непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ предполагает разные формы:

- обучение на курсах (один раз в пять лет);

- самообразование;

- участие в методической работе города, района, детского сада.

       Самообразование – это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Как процесс овладения знаниями, оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью. Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контекст происходящего.

       В период между обучением на курсах необходимо заниматься само-образованием, которое расширяет и углубляет знания, полученные на курсах, способствует осмыслению опыта на более высоком теоретическом уровне.

Руководителю необходимо так организовать работу, чтобы самообразование стало потребностью педагогов и воспитателей. Следует создать в коллективе условия, при которых у работников формируется ответственное отношение к своему профессиональному росту и занятиям самообразованием. Это возможно, когда они знают, что от них обязательно потребуют результат. Правило персональной ответственности делает сам процесс самообразования качественным и результативным.

 

Выбор тем для самообразования

       Темы для самообразования могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого воспитателя. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы. Поэтому организацию самообразования педагогов необходимо делать гибкой, позволяющей приобщать каждого сотрудника, активно включать всю работу по самообразованию в педагогический процесс детского сада. При этом очень важны последовательность действий и постепенность в решении задач. Не следует спешить в навязывании тем и жестко требовать составления всевозможных планов и отчетов. В индивидуальной беседе с воспитателем определяется, какая проблема ему интересна или в чем он испытывает затруднения, что нового есть в педагогической практике. Важно убедить педагога в актуальности (необходимости) выбранной или предложенной темы. Есть педагоги, которые самостоятельно интересуются всеми инновациями. Им часто необходима помощь в подборе педагогической литературы по теме. Для воспитателей, обучающихся в вузе, могут не определяться темы для самообразования на этот период. Однако руководи-тель может предложить педагогу поделиться с коллегами своими новыми знаниями по отдельным предметам.

        Система методических мероприятий должна быть подчинена главной цели – стимулированию педагогов в профессиональном самосовершенствовании. Можно объединить нескольких воспитателей в работе над темой, близкой к содержанию годовой задачи ДОУ. Если детский сад готовится к инновационной или экспериментальной работе, то вопросы самообразования включаются в тематику экспериментальной деятельности.

Руководитель – стратег развития своего учреждения. Он создает целый комплекс условий для профессионального роста каждого педагога, первое из которых – это мотивационное условие постепенного вхождения и приучения педагогического коллектива к постоянной работе в плане самообразования.

 

План самообразования педагогов

 

Ежегодно к годовому плану составляется план самообразования педагогов, который может быть представлен в форме таблицы:

 

№          Фамилия, имя, отчество           Тема                                Форма

                                                        самообразованияи              срок отчета

                                                     

         

         

         

 

                           

 

          В этом списке обязательно должны быть руководитель и старший воспитатель детского сада. В плане четко определяется, кто, над какой темой работает и в какой форме отчитывается. Отчеты по самообразованию могут заслушиваться на педагогических советах, а также быть частью любого методического мероприятия. Формой отчета руководителей могут быть консультации или семинары для педагогов ДОУ. Отчет на рабочем месте предполагает включение в оперативный контроль данной тематики и последующее наблюдение педагогического процесса, с целью оценки применения на практике полученных знаний путем самообразования. Это наиболее демократичная форма отчета. Чтобы работа была успешной, в методическом кабинете для этого создаются необходимые условия. Организуются выставки "В помощь занимающимся самообразованием”, "Это интересно знать”, "Новинки” и др. Постоянно обновляется и пополняется фонд справочной и методической литературы.

 

      Очень важно, чтобы организация самообразования не свелась к формальному ведению дополнительной отчетной документации (планы, выписки, конспекты).

      Подводя итог, еще раз подчеркнем, что формы самообразования многообразны:

- работа в библиотеках с книгами, периодическими изданиями;

- участие в работе научно- конференций, семинаров;

- ведение собственной картотеки по исследуемой проблеме.

       Результатом усилий педагога являются совершенствование работы с детьми, рост его профессионального мастерства.

 

Несколько советов занимающимся самообразованием

        ВАЖНО, чтобы знания по какому- вопросу, приобретаемые из одного источника, дополнялись сведениями из другого документа.

       Это заставляет занимающегося сравнивать, анализировать, делать выводы и формировать свое собственное мнение по данному вопросу.

        ВАЖНО научиться пользоваться библиотечными каталогами.

Это сократит время поиска нужной литературы, так как многие карточки содержат краткую аннотацию или перечисление основных вопросов, раскрываемых в книге.

         ВАЖНО уметь собирать, накапливать и хранить сведения, факты, выводы.

    Они пригодятся для выступления на семинарах, педагогических советах, участия в дискуссиях и т. д.

Советы по реализации самообразования педагога.

Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.

Для молодых специалистов:

Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;

Формирование основ педагогического мастерства;

Развитие умений и конструктивных способностей.

Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:

Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;

Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.

Для опытных, творчески-работающих воспитателей:

Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;

Проявление творческого потенциала педагога;

Пропаганда своих достижений;

Развитие исследовательской деятельности.

Для педагогов без специального образования:

Овладение методикой работы с детьми;

Адаптация к педагогической деятельности.

Тематикой самообразования также может быть:

одна из годовых задач ДОУ;

проблема, которая вызывает у педагога затруднение;

пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;

Успешность педагога в профессиональном самообразовании напрямую зависит от поддержки и помощи старшего воспитателя. Методическая работа необходима воспитателю:

в определении темы, целей и задач;

в планировании работы по самообразованию;

в ходе реализации плана;

в изучении и анализе результативности своей работы.

Этапы и содержание деятельности по самообразованию представлены в таблице.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮЭтапы работы по

самообразованию        Деятельность

педагога        старшего воспитателя

1.        Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач        Педагогическая диагностика и всесторонний анализ деятельности педагога.

 Выявление желания педагога работать над той или иной проблемой: индивидуальные беседы, анкетирование

2.        Планирование работы по самообразованию        Консультирование и методические рекомендации по разработке темы:

 • в определении содержания работы по самообразованию;

 • в выборе вопросов для самостоятельного углублённого изучения;

 • в составлении плана в зависимости от уровня профессионализма педагога

3.        Теоретическое изучение проблемы (знакомство с предметом, выборочное изучение, анализ и самооценка результатов)        Создание условий для работы воспитателя по самообразованию:

 • тематическая подборка и составление картотеки научной, научно-популярной, методической и художественной литературы;

 • тематическая подборка и составление картотеки газетных и журнальных статей;

 • видеозаписи;

 • оформление выставки «В помощь занимающимся самообразованием»;

 • материалы из опыта работы;

 • тематические стенды «Посетите занятие», «Советуем поучиться у коллег», «Лучшее от каждого – коллективу» и др.

4.        Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми)         Оценка работы педагога по самообразованию при посещении занятий и других форм воспитательно-образовательного процесса, изучение практических материалов

5.        Подведение итогов самообразования        Привлечение к проведению индивидуальной или групповой консультации; выступлению на заседании совета педагогов; проведению открытого просмотра.

 Помощь в оформлении результатов самообразования:

 • выступление по итогам работы и обмену опытом;

 • составление картотеки по проблеме;

 • игры и пособия;

 • советы и рекомендации по проведению воспитательно-образовательной работы;

 • составление перспективного плана работы с детьми;

 • организация выставки работ детей или педагога по теме самообразования;

 • оформление передового педагогического опыта

Самообразование не должно сводиться к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов. Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.

План работы по самообразованию

Воспитатель________группы №_____МДОУ д\с №____

Тема:_________________________________________

Цель, задачи:__________________________________

Литература:

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________Раздел плана        Сроки        Форма работы        Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.)

                           

                           

Выводы:                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете по теме "Формы организации воспитательной работы по гражданско- патриотическому и духовно- нравственному развитию учащихся.

Выступление на педагогическом совете школы по теме "Формы организации воспитательной работы по гражданско-патриотическому и духовно- нравственному развитию учащихся (из опыта работы)...

Выступление на пед. Совете: " Привлечение родителей к организации досуга детей в школе."

В данном выступлении речь пойдет о цели и задачах, которое ставит  перед собой учитель, работая с родителями в данно направлении.  Какие виды деятельности осуществляются. Какие формы работ м...

Выступление на пед. Совете: " Привлечение родителей к организации досуга детей в школе."

В данном выступлении речь пойдет о цели и задачах, которое ставит  перед собой учитель, работая с родителями в данно направлении.  Какие виды деятельности осуществляются. Какие формы работ м...

Выступление на пед. Совете: " Привлечение родителей к организации досуга школьников."

В данном выступлении речь пойдет о цели и задачах, которое ставит  перед собой учитель, работая с родителями в данно направлении.  Какие виды деятельности осуществляются. Какие формы работ м...

консультация для родителей "Советы воспитателя ГПД"

Адаптационный период первоклассников...

Содержание, формы и методы работы воспитателя ГПД по организации самоподготовки

Школы с продленным днём и группами продлённого дня в настоящее время получили широкое распространение как удобная форма сочетания общественного воспитания с семейным. Но вопросы качественного улучшени...

Технология организации самообразования педагога

Технология организации самообразования педагога...