Содержание, формы и методы работы воспитателя ГПД по организации самоподготовки
статья

Елесина Елизавета Владимировна

Школы с продленным днём и группами продлённого дня в настоящее время получили широкое распространение как удобная форма сочетания общественного воспитания с семейным. Но вопросы качественного улучшения в них учебно- воспитательной работы по-прежнему актуальны. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samopodgotovka.docx15.48 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание, формы и методы работы воспитателя ГПД

по организации самоподготовки

Рассмотрим один из них – организацию учебной деятельности в режиме продленного дня. Подготовка домашних заданий – один из наиболее ответственных режимных моментов как для детей, так и для воспитателя. Самоподготовка – организационная форма работы учебной деятельности в условиях продленного дня по выполнению домашних заданий под руководством воспитателя, в ходе которой целенаправленно формируются навыки учебной работы.

При организации самоподготовки воспитателю приходится учитывать ряд условий, одно из которых – состав детей в группе. Те, кто посещает одновозрастную группу, куда входят учащиеся разных классов одной параллели, выполняют задания по одной теме; у посещающих разновозрастную группу – разные.

Последовательность выполнения домашних заданий по предметам достаточно трудный вопрос в практике работы воспитателя. Педагогически целесообразно ориентироваться на возраст детей. Так, у первоклассников еще не сформированы общеучебные умения (слабы навыки чтения, письма и т. д.). В такой ситуации воспитатель целенаправленно формирует навыки самостоятельной работы.

Во 2 и 3 классах первым выполняется задание по чтению. По мере овладения общеучебными умениями и навыками самостоятельной работы, последовательность выполнения домашних заданий по предметам дети могут выбирать сами.

При организации самоподготовки воспитателю необходимо учитывать следующее: уровень общеучебных умений и навыков самостоятельной работы, последовательность, возрастные и индивидуальные особенности детей.

Рассматривая самоподготовку по предметам как своеобразную форму организации учебной деятельности в условиях продленного дня, выделим основные структурные элементы:

-организация начала самоподготовки;

-подготовка к самостоятельной работе;

-самостоятельная работа детей;

-самооценка, взаимопроверка, оценка работы

-подведение итогов работы;

Первым структурным элементом самоподготовки является организационный момент. По времени занимает не более 2-3 минут. Организуя детей на учебную работу предлагается детям подготовить свое рабочее место: сложить учебники в том порядке, в котором будут выполнены домашние задания, подготовить письменные принадлежности. Можно здесь ввести элементы краткого соревнования «кто быстрее подготовит свое рабочее место». Подготовка к самостоятельной работе тоже не должна занимать много времени. Здесь воспитатель осуществляет связь урока и самоподготовки. Можно в данной ситуации использовать фронтальную форму организации учебной деятельности детей.

Следующий вопрос, который должен решать воспитатель это - формирование навыков самостоятельной учебной работы.

В самостоятельной работе выделяются два этапа- подготовительный (ориентировочный) и исполнительский.

На подготовительном этапе ученик осмысливает задание, составляет план работы, на исполнительском - выполняет и проверяет его.  Отсюда определяется структура самостоятельной работы для ученика: анализ работы; задания; поиск способов его решения, планирование работы, выполнение задания; самопроверка, самооценка.

Например:  по русскому языку упражнения учебная задача выучить правила правописания –жи-, - ши-, -ча-,  -ща-, -чу-, -щу-, проверить свою работу.

Следовательно, навыки и умения самостоятельной работы – это система приемов, которая помогает ученику самостоятельно и качественно выполнять домашнее задание.

Самостоятельная работа младших школьников – основной элемент самоподготовки.

Дети работают самостоятельно, воспитатель поддерживает обстановку сосредоточенной работы, не делает замечаний, в то же время детям разрешено обращаться к воспитателю. И воспитатель обращается к детям с высказываниями «Подумай – и у тебя получится», «Реши сам», «Напиши чисто и красиво». Оказывает индивидуальную помощь в случае необходимости.

Хорошо успевающих назначают консультантами, помощниками воспитателя. Другим быстро выполнившим предлагают работу над головоломками, занимательными задачами. Последний структурный элемент самоподготовки – проверка и оценка знаний учащихся. Прежде чем проверить работы детей, организовывается самопроверка. В некоторых случаях полезно организовать взаимопроверку, что способствует воспитанию ответственности, требовательности к себе и товарищам, вырабатывает умение давать оценку работе.

Необходимым этапом самоподготовки является подведение итогов работы. Здесь воспитатель дает оценочное суждение работы каждого учащегося, отмечает тех, кто работал самостоятельно, подбадривает неуверенных в себе учеников, поощряет добросовестных, демонстрирует отличные работы на выставке «лучшая тетрадь».

Таким образом, на каждом этапе самоподготовки воспитатель выступает в роли организатора учебного процесса, заранее продумывая весь ход самоподготовки.

Профессиональные умения и навыки, сотрудничество учителя и воспитателя, заинтересованность в результатах своей работы-факторы, которые обеспечивают успех в формировании умении и навыков самостоятельной учебной работы у младших школьников. Эти навыки особенно необходимы учащимся для их успешной учебы в старших классах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание, формы и методы работы с одаренными детьми в начальной школе

Правильно говорят, что, если человек талантлив,то талант у него многогранен. Однако он должен еще суметь развить в себе все эти дарования,отшлифовать свои способности и правильно воспользоваться ...

МАСТЕР- КЛАСС «СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ»

В начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории одарённых. Эти дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творчески...

Мастер-класс«СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ»

В начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории одарённых. Эти дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творчески...

Содержание, формы и методы работы по формированию универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики

Несмотря на то, что чрезвычайно востребованным сегодня выступает результат обучения в виде «умения учиться», нельзя забывать и о фундаменте образования – знаниях, умениях и навыках, ...

Доклад на тему: "СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПЕРВОКЛАССНИКАМИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ГОС НОО"

Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала....

СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

ldquo;Дети – прирождённые художники, учёные, изобретатели –видят мир во всей его свежести и первозданности; каждыйдень они заново придумывают свою жизнь. Они любятэкспериментировать, и см...