Статья "Музыкальное развитие дошкольников"
статья на тему
Особенности работы и обобщение опыта работы с детьми 6-7 летнего возраста на базе инновационной площадки предшкольной подготовки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_statya_muzykalnoe_razvitie_doshkolnikov.doc | 43.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальное развитие дошкольников.
«Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека». В.А.Сухомлинский.
В развитии современного общества происходит переосмысление культурных и педагогических идей и ценностей, направленных на модернизацию образования. В наше время всестороннее и гармоничное развитие ребенка-дошкольника играет большую роль. Дошкольный возраст — важнейший этап в развитии личности ребенка, так как именно в это время он узнает и начинает осваивать окружающий его мир, приобщается к миру прекрасного, учится взаимодействию с детьми и взрослыми, проходит первые этапы в своем развитии. Важнейшей частью эстетического воспитания детей является музыка. Актуальным в настоящее время становится знакомство детей с музыкальным искусством в раннем возрасте и постепенное углубление в него по пути следования через все этапы общего образования в школе.
Путь приобщения детей к миру музыки идет через воспитание их способности эмоционально откликаться на музыку, всестороннее развитие музыкального слуха, позволяющее почувствовать и осознать особенности музыкальной речи. Благодаря развитию восприятия музыки у детей складываются музыкальные впечатления, обогащающие их личность. Активное восприятие музыки помогает также усвоению практических навыков в пении, движении, игре на детских музыкальных инструментах. «Любая форма общения с музыкой, любое музыкальное занятие учит слышать музыку, непрерывно совершенствуя умение вслушаться и вдуматься в нее» (Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М., 1981, с. 32.)
Музыкальное развитие дошкольников нашей школы представлено в проекте предшкольной подготовки художественно-эстетическим направлением «Веселый калейдоскоп» и проводится в форме музыкальных занятий с детьми 6-7 летнего возраста 1раз в неделю 30 минут.
Необходимость дошкольного музыкального развития в проекте предшкольной подготовки нашей школы продиктована следующим:
- желанием детей в дополнительном индивидуальном и коллективном музыкальном развитии и готовностью родителей приобщить своего ребенка к миру прекрасного. Большинство детей посещают в наше время дошкольные учреждения, в которых работают специалисты, хорошо разбирающиеся в музыкальном воспитании дошкольников. Но есть дети, которые в силу разных социальных причин не посещают детские сады и остаются дома. И тех, и других окружает в современном мире огромное количество самой разнообразной музыки. Телевидение и радио нередко изобилуют музыкой, негативно влияющей на детскую психику. Проведенные психологами исследования показывают, что дети, не имеющие навыков звуковысотного интонирования, нередко становятся более замкнутыми, скованными. Умение петь и, в особенности, петь в коллективе, переживая совместно с другими разнообразные музыкально-эстетические чувства и эмоции, дает возможность ребенку обрести радость игры, танца, пения, творчества, общения со сверстниками;
- преемственностью работы учителя музыки на разных этапах музыкального образования: дошкольный возраст – начальная школа. Все то, что накоплено в музыкальном воспитании ребенка на предшкольной подготовке дает хорошую основу для развития ребенка в дальнейшем музыкальном развитии в начальной школе.
Важнейшим понятием, позволяющим раскрыть основные направления своей работы по музыкальному развитию, и учитывая разную степень общего развития дошкольников является определение музыкальности дошкольников. В связи с этим мной проведена диагностика музыкальных данных. Ориентируясь на результаты диагностики, ставлю перед собой цель: создать благоприятные условия для развития музыкального творчества у детей разного уровня развития и адаптировать их к дальнейшей учебной деятельности. Музыкальные занятия подчиняю следующим задачам:
- приобщение к музыке через разные виды музыкальной деятельности;
- развитие музыкальных способностей;
- применение индивидуальных и групповых форм занятий;
- плавный переход от игровой к учебной деятельности;
- развитие и укрепление положительных эмоций.
В своей работе опираюсь на методики развития детей-дошкольников отечественных и зарубежных ученых К. Орфа, Э.Жак-Далькроза, Д. Б. Кабалевского, Д. Е. Огороднова, Г. П. Стуловой, О. П. Радыновой, Н. А. Ветлугиной, А. И. Бурениной, и других.
Наши музыкальные занятия - это занятия, включающие в себя разные виды деятельности:
- Активное слушание качественной музыки, доступной детскому восприятию. Музыкальный репертуар подобран из музыкальных произведений классической, народной, авторской и современной музыки.
- Детская исполнительская деятельность (пение песен, музыкально-ритмическая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах);
- Знакомство с элементарными музыкально-теоретическими знаниями;
- Музыкально-развивающие игры - система оригинальных игр и творческих заданий, целостно развивающих детскую личность в спектре вокальной, инструментально-исполнительской, композиторской, актерской деятельности.
- Детская музыкально-творческая деятельность (рисование под музыку, пластические интерпретации музыки);
- Танцы. Основу танцев составляют простые, но вместе с тем разнообразные движения (танцевальные, имитационные, общеразвивающие и др.), позволяющие выразить различные по характеру эмоциональные состояния, сюжеты, образы. Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребенок овладевает не только разнообразными двигательными навыками и умениями, но также навыками творческого осмысления музыки, ее эмоционально - телесного выражения. Именно этот опыт поможет ребёнку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды художественных, творческих и спортивных видов деятельности: это может быть и последующее обучение хореографии, гимнастике, занятия в спортивных секциях.
Особенность наших занятий - использование здоровьесберегающих музыкально-педагогических технологий. Известно, что любое восприятие, будь то слуховое, зрительное или тактильное, сопровождается в организме ребенка многочисленными реакциями на телесном уровне. С помощью музыки можно повысить, таким образом, общее самочувствие и уровень внимания, что является очень важным при подготовке ребенка к школе. Исполнение музыки может создать динамичный баланс между более логичным левым и более интуитивным правым полушариями мозга - взаимообмен мыслями является основой творчества.
Клям И.Ю. - учитель музыки
МБОУ НОШ №39 г. Белореченска.
Источник: Методика музыкального воспитания в детском саду: «Дошк. воспитание»/ Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности психического развития дошкольника.
Особенности психического развития дошкольника....
Консультация «Роль пальчиковой гимнастики в познавательном развитии дошкольников»
Консультация для воспитателей «Роль пальчиковой гимнастики в познавательном развитии дошкольников»...
cенсорное развитие дошкольников
этапы сенсорного развития...
Влияние сюжетно-ролевых игр на социально-личностное развитие дошкольников.
Выступление из опыта работы на педсовете....
Использование технологии проектирования в развитии дошкольников.
Современная система обучения направлена не только на усвоение знаний , определенных программой, но и овладение необходимыми навыками и умениями, но и что особенно важно - развитие каждого ребёнка как ...
Интеллектуальное развитие дошкольников через логико – математические игры
Занятие-развлечение для дошкольников старшей группы...
Методический комплект по использованию технологии ТРИЗ для познавательного развития дошкольников
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо...