Выступление на форуме на тему «Общение ребёнка с ОВЗ в условиях школы-интерната»
статья на тему

Сосина Наталья Юрьевна

Материал предназначен для родителей и педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchenie.docx23.83 КБ

Предварительный просмотр:

 «Общение ребёнка с ОВЗ в условиях школы-интерната»

« Человеческое общение-

самая большая роскошь на свете»

Антуан де Сент Экзюпери.

      Сегодня наша речь пойдёт о правилах, а именно о правилах общения. Многое в нашей жизни происходит по правилам, которые сначала бессознательно, а потом и сознательно усваивает ребенок: правила гигиены (нужно чистить зубы, умываться и т. п.), правила общения (нужно здороваться, прощаться, смотреть в глаза и отвечать собеседнику), правила дорожного движения и т.д. Все они, с одной стороны, указывают, что нужно делать, а с другой - указывают на то, что данный способ действия является ценным, хорошим, т. е. правильным. Поэтому сознательное действие по правилу означает, что ребенок не только знает, что и как нужно делать, но и хочет все делать правильно. Но сначала правила усваиваются бессознательно.        Важную роль в развитии личности ребенка с ОВЗ играет влияние, оказываемое на него общением со сверстниками. Симпатия к другим переходит у него в потребность общения. Потребность в общении развивается на основе совместной деятельности детей на занятии, выступлении на школьных мероприятиях, при выполнении трудовых поручений и т. д. В условиях интернатного воспитания, когда ребенок постоянно находится с другими детьми, вступает с ними в разнообразные контакты, складывается детское общество, где ребенок приобретает навыки поведения в коллективе, установления взаимоотношений с окружающими, которые являются не наставниками, а равными ему участниками совместной жизни и деятельности. Влияние сверстников на развитие личности ребенка заключается прежде всего в том, что именно в условиях общения с ними ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к другим людям, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям. В совместной деятельности детей непрерывно возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общей цели. В этих ситуациях дети далеко не всегда находят нужные способы поведения. Нередко между ними возникают конфликты, когда каждый отстаивает свои права, не считаясь с правами сверстников. Каждый ребенок занимает в группе определенное положение, которое выражается в том, как к нему относятся сверстники. Обычно выделяются два-три ребенка, пользующиеся наибольшей популярностью: с ними многие хотят дружить, сидеть рядом на занятиях, им подражают, охотно выполняют их просьбы, уступают игрушки. Наряду с этим имеются и дети, вовсе непопулярные среди сверстников. С ними мало общаются, их не принимают в игры, им не хотят давать игрушки. Остальная часть детей располагается между этими «полюсами». Степень популярности, которой пользуется ребенок, зависит от многих причин: его знаний, умственного развития, особенностей поведения, умения устанавливать контакты с другими детьми, внешности, физической силы и выносливости и т. д.

Положение ребенка в интернате ярко показывает, насколько принят ребенок сверстниками, насколько реализованы или ущемлены его притязания на признание среди сверстников. Если со стороны понаблюдать за тем, что происходит в каждой группе интерната, то можно заметить, что в каждой из них отношения между детьми буквально бурлят, кипят, то взрываясь, то успокаиваясь. В течение дня дети могут несколько раз поссориться, помириться, обидеться и натворить множество мелких пакостей. Взаимоотношения их очень эмоциональны, потому что они действуют, говорят и делают то, что им хочется, что велят их чувства. Общение со сверстниками – это богатый жизненный опыт для ребенка, который станет основой в его дальнейшем развитии как личности. От того, каким будет этот опыт общения, будет во многом зависеть его отношение к окружающему миру и людям. Не всегда получается так, что этот опыт общения положительный. Иногда он может негативно отразиться на развитии личности, в последствие у ребенка, когда он повзрослеет, могут быть серьезные проблемы в общении с друзьями, членами семьи и другими людьми. Чтобы этого не произошло, педагогам и родителям необходимо очень внимательно следить, как складываются у ребенка отношения со сверстниками. Если вы заметили, что у ребенка есть проблемы в общении, то очень важно понять их причину. Но при этом не стоит считать, что если ребенок поругался, обиделся, то это уже повод для беспокойства. Конечно, пускать самотек вопрос по воспитанию навыков общения нельзя, возрастная психологическая особенность общения может перерасти в манеру поведения ребенка. Если мы хотим, чтобы  ребёнок меньше конфликтовал со сверстниками, то поощряйте игры типа догонялки, прятки, каравай, море волнуется раз и другие. Чтобы воспитанник научился понимать и принимать желания сверстников, перестал концентрироваться только на своем собственном «Я», необходимо, чтобы ребенок почувствовал общность с другими детьми. Дети I ступени любят напоказ выставлять свои преимущества и стараются тщательно скрыть свои неудачи. Очень часто дети в этом возрасте радуются проигрышу друга и огорчаются от его успеха. У детей появляются такие эмоции, как зависть и ревность, что становится причиной частых конфликтов. Чтобы сгладить конфликты у детей в таком возрасте, необходимо включать их в сюжетно-ролевые игры. Дети могут сами придумать сюжет, распределить роли, желательно, чтобы все это происходило под незаметным контролем взрослого. Взрослый, если замечает, что назревает конфликт, может его сгладить. Детское общение II ступени включает в себя не только игры, но и беседу. Дети II ступени могут продолжительное время рассказывать друг другу, что они видели, слышали, смотрели и так далее. Теперь они стараются со всеми дружить, у них проявляется сопереживание, они стремятся помочь друг другу. На данном этапе очень важен положительный пример родителей, потому что дети буквально отражают выражения, поведение своих мамы и папы. Дети могут негативно высказаться о ком-то так, как делают это его родители, или наоборот, проявлять сострадание, стремление помочь и другие положительные качества. Общение со сверстниками – важнейшая составляющая жизни ребенка. Очень важно, чтобы это общение было полноценным и соответствующим возрасту ребенка. И задача родителей – сделать его таковым, не забывая про свой собственный пример, который лучше всяких слов. Следует сказать несколько слов и об отличиях общения ребенка со сверстниками от общения ребенка с взрослыми. Ребенок в кругу сверстников и ребенок в кругу взрослых – это как будто два разных человека. Достаточно часто происходят случаи, когда педагог или воспитатель жалуется родителям на плохое поведение ребенка, то они не могут в это поверить, ведь дома их малыша не видно и не слышно. Такие ситуации наглядно демонстрируют то, как ребенок может меняться в зависимости от того, в каком обществе он находится – в кругу семьи или в кругу сверстников. Дети, конечно, при их правильном воспитании, понимают, что в общении со старшими можно позволить себе далеко не все: нельзя кричать, драться, ругаться и т.п. Тогда как в общении со сверстниками они это могут себе спокойно позволить. Научить ребёнка правильно общаться – это задача не только педагога, но и родителя.

Некоторые рекомендации поведения взрослых во время конфликта между детьми 

1. Не всегда следует вмешиваться в ссоры между детьми. Не мешайте детям решать конфликт самостоятельно. Но и пускайте ситуацию на самотёк, когда невмешательство взрослого может привести к серьезным проблемам для физического или эмоционального благополучия детей. 2.  Вмешиваясь в детский конфликт, никогда не занимайте сразу позицию одного из ребят, даже если вам кажется очевидным, кто здесь прав, а кто виноват. Постарайтесь объективно разобраться в причинах конфликта и его течении.

3.  Разбирая конкретную ситуацию ссоры, не стремитесь выступать верховным судьей, определяя правых и виноватых и выбирая меру наказания.

4. Попробуйте приучить детей к мысли, что, кто бы ни начал ссору, ответственность за дальнейшее развитие событий несут всегда двое. 

5. Вмешиваясь в общение детей, старайтесь показать им, как можно найти способ выхода из трудной ситуации, который устроил бы их обоих. Делайте акцент не на "кто виноват?", а на "что делать?". 

6. Помогая детям выйти из конфликта и освободиться от накопившейся обиды и злости, следите за тем, чтобы они не переходили на личности. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на педчтении «Проблемы воспитания и обучения детей в условиях школы-интерната и некоторые пути их решения»

В своем докладе я описала трудности с которыми столкнулась при работе с детьми и некоторые пути их решения....

Взаимодействие педагогов и родителей по коррекции множественных нарушений речи у детей с ЗПР при реализации коррекционно-развивающего обучения в условиях школы-интерната

Опыт взаимодействия учителя, логопеда и родителей по развитию речи, коррекции нарушений звукопроизношения у учащихся с задержкой психического развития. Работа с зеркалами на уроках, речевая зарядка, з...

Осуществление ориентированно-личностного подхода в коррекции речевых нарушений в условиях школы-интерната V вида.

1. Классификация логопедических заключений, при которых дети направляются обучаться в школы 5 вида.2. Особенности планирования и проведения уроков в начальной школе 5 вида с учетом логопедического зак...

«Формирование привычки здорового образа жизни у младших школьников в условиях школы-интерната Высшей школы музыки»

      Формирование у детей привычки здорового образа жизни  актуальная, своевременная и достаточно сложная задача. Ведь именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрас...

Выступление на семинаре по дефектологии: «Формирование навыков здорового образа жизни, безопасного поведения у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях школы-интерната»

Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. Наиболее общепринятой во всем мире является формулировка, разработанная с ограниченными возможностями здоровья ВОЗ: “З...

Выступление на методическом объединении воспитателей «Формирование просоциального поведения у подростков с нарушениями зрения в условиях школы – интерната»

      Приоритетной задачей в образовании детей с ОВЗ является задача их социальной адаптации. Социальная адаптация личности представляет собой единство трех социально-психологиче...

Выступление на методическом объединении воспитателей Тема: «Формирование санитарно-гигиенических навыков с детьми с ОВЗ в условиях школы-интерната»

Исследователи считают, что формирование навыков личной гигиены и самообслуживания у детей с нарушением интеллекта формируются позднее чем, у детей с нормой развития, это связано с:- поздним развитием ...