Уроки самопознания на тему: "УЧИМСЯ ВЗАИМОПОНИМАНИЮ"
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Саначева Марина Дмитриевна

Ценность

Праведное поведение    Любовь

Качества

          Долг, совесть, благодарность, управление желаниями       Любовь в семье

 

Цель

          Углублять представления учащихся о взаимопонимании как основе добрых отношений между людьми.

          Развивать умение слушать, слышать и понимать друг друга.

          Углублять представления учащихся о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких. 

 

 

Задачи

- раскрывать значение понятия «взаимопонимание» на примере трудолюбия, гостеприимства, заботы о близких, проведения праздников и организации совместного отдыха; 
- развивать навыки ответственного поведения в семье; 
- показать необходимость уважительного отношения к родным и близким.

 

Основные идеи,

отработанные на занятии

Вовлечение в групповую работу.

Умение выполнять правила работы в группах - задавать вопросы,  уметь слушать мнение других детей и высказывать своё.

 

Результаты обучения

Научились выборочному и ролевому чтению произведений.

Закрепляли коммуникативные навыки и умение слушать друг друга.

Научились характеризовать героев и оценивать мотивы их поведения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_samopoznaniya_uchimsya_vzaimoponimaniyu.docx28.84 КБ

Предварительный просмотр:

Краткосрочное  планирование серии  последовательных  уроков

по  предмету «Самопознание» в 4-х классах  по разделу «Учимся общению» (8 ч)

учителя КГУ «СШ № 17» г.  Риддера  4 «А» класса  Саначевой  Марины  Дмитриевны.

Наименование  занятия

Уроки самопознания по разделу «Учимся общению» (1 и 2 по счёту в разделе)

Тема: «Учимся взаимопониманию» (2 часа)

Ценность

Праведное поведение    Любовь

Качества

          Долг, совесть, благодарность, управление желаниями       Любовь в семье

 

Цель

          Углублять представления учащихся о взаимопонимании как основе добрых отношений между людьми.

          Развивать умение слушать, слышать и понимать друг друга.

          Углублять представления учащихся о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких. 

 

Задачи

- раскрывать значение понятия «взаимопонимание» на примере трудолюбия, гостеприимства, заботы о близких, проведения праздников и организации совместного отдыха; 
- развивать навыки ответственного поведения в семье; 
- показать необходимость уважительного отношения к родным и близким.

Основные идеи,

отработанные на занятии

Вовлечение в групповую работу.

Умение выполнять правила работы в группах - задавать вопросы,  уметь слушать мнение других детей и высказывать своё.

Результаты обучения

Научились выборочному и ролевому чтению произведений.

Закрепляли коммуникативные навыки и умение слушать друг друга.

Научились характеризовать героев и оценивать мотивы их поведения.

Ресурсы

(материалы, источники)

«Самопознание» учебник для 4 класса общеобразовательной школы /

Калачева И.В., Кудышева  Б.К. – Алматы: ННПООЦ «Бобек», 2010 г. «Тетрадь ученика для 4 класса общеобразовательной школы/ Калачева И.В. - Алматы: ННПООЦ «Бобек», 2010 г.

Дополнительный материал: притчи. Песня, аудиозапись мелодии для позитивного настроя, видеоролик, презентация. Бумага А 4, фломастеры, смайлики.

Содержание урока № 1

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент Позитивный настрой  

3 мин.

Пояснения учителя с целью определения темы урока:

- Слушать - значит воспринимать, различать звуки окружающего  нас мира: речь человека, пение птиц, шум моря, шелест травы, шорох  листьев и т.д.                                                                                                 - Слышать - быть внимательным, чутким к мыслям и словам  другого человека. 

Рассаживание по группам. Эмоционально-психологический настрой на работу.

Определение темы урока.

Проверка домашнего задания     10  мин.

Понять и разобрать ситуации (с.28-30)

- В чем похожи герои? – Обладаете ли вы качествами, присущими Асету и Берику?

Составление вопросов по содержанию.

Дают совет, как развить нужные качества у героев.

Позитивное высказывание (цитата)            5  мин.

Цитата нашего урока:  «Взаимопонимание – начало согласия»  Бенедикт Спиноза 
1. Как вы понимаете слово взаимопонимание?  

2. Как вы думаете, легко ли с вами общаться? 
3. Какие трудности возникают у вас в общении с незнакомыми людьми?  

4. Понимают ли вас близкие и друзья? 

5. Какие чувства вы испытываете, когда вас не понимают?

Беседуют по содержанию цитаты.

Обсуждают в группах ответы

на вопросы. 

Рассказывание истории (беседа)             8     мин.

Подарок, который учитель дарит детям, рассказывая притчу «Счастливая семья»

  Живут в соседних домах две разных семьи. Одни всё время ссорятся, а у других всегда тишина и взаимопонимание.  Однажды, позавидовав мирной соседской семье, жена говорит мужу: 
– Сходи к соседям и посмотри, что такого они делают, что у них всегда все хорошо. 
Пошел, спрятался и наблюдает. Вот видит, женщина моет полы в доме, вдруг что-то ее отвлекло, и она побежала на кухню. В это время ее мужу надо было срочно в дом. Он не заметил ведро с водой, зацепил его и вода разлилась. Тут пришла жена, извиняется перед мужем, говорит: 
– Прости, дорогой, я виновата. 
– Нет, это ты прости, я виноват. 
Расстроился мужчина, и пошел домой. Дома жена спрашивает: 
– Ну, что, посмотрел? 
– Да! 
– Ну что? 
– Все понял! У нас ВСЕ ПРАВЫ, а у них ВСЕ ВИНОВАТЫ.

Просмотр видеофрагмента  -

притча   «Счастливая семья»

 Беседуют по содержанию.

Физминутка.     2 мин.

Звучит песня «Совершите чудо!»

Выполняют движения под музыку.

Творческая деятельность,

групповая работа 10 мин

Задание:

Читать по ролям или разыграть сценку

 «Бывает и так!» (с. 36 - 37)

Дают оценку каждой группе,

 учитывая выразительность, правильность

Характеризуют героев и объясняют мотивы их поведения.

Групповое пение  3 мин.

Содержание песни «Ты мне веришь или нет?»

(стр .34-35)  отражает тему урока.

Поют песню.

Домашнее задание 1 мин. 

Работа  в  тетради   (с. 22 – 25) 

Раскрасить рисунки  и составить рассказы.

Заключительная минута урока       3  мин.

Минутка тишины.

Садитесь поудобнее. Если же вам хочется, то вы можете закрыть глаза. (Звучит музыка). Я приглашаю вас совершить путешествие. Представим себе, что мы идем на высокую-высокую гору (пауза). Яркое солнышко своими золотыми лучиками радостно освещает дорогу на пути к высокой горе. Нам радостно и легко идти (пауза). На пути встречаются необычной и редкой красоты цветы, деревья, травушки-муравушки. Любуясь ими, мы медленно поднимаемся ввысь (пауза). Мы оказались на самой вершине горы (пауза). Мы пришли на эту вершину с другом/подругой. Мы помогали друг другу подниматься. Наши руки заботливо, надежно и бережно поддерживали друга/подругу. Мы каждую минуту чувствовали плечо и руки друг друга (пауза). Нам легко и радостно вместе с другом/подругой. Почувствуйте, как хорошо, когда рядом друг/подруга (пауза). Запомните это чувство (пауза). Пожмите друг другу руки. Запомните тепло дружеских рук (пауза). Сейчас мы будем возвращаться в свой класс. Солнышко своими лучиками осветило нам дорожку в родную школу. Мы счастливые и радостные идем по солнечной дорожке.

Формативное оценивание.

Рефлексия.  

Делают выводы по уроку,

подводят итоги.

Содержание урока № 2

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент Позитивный настрой  

5 мин.

 Под спокойную музыку чтение текста:

«Мысленная прогулка по лесу. 
Сядьте, держа спину прямо. Закройте глаза и дышите глубоко. С каждым вздохом старайтесь все больше расслабиться и стать спокойными. Сейчас мы пойдём гулять в лес. Представьте, как вы идёте к двери класса, открываете дверь, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете дуновение ветра на волосах и лучи солнца, мягко греющие лицо. Начинайте идти в сторону леса. Будьте осторожны, когда идёте, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минуту и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Подойдите к какому-нибудь цветку наклонитесь и посмотрите на него внимательно, какой он хрупкий и тоненький. Понюхайте его и вдохните его аромат. Идите дальше, замечая всё, что есть вокруг. Цвета, запахи цветов и деревьев, пение птиц и негромкое жужжание насекомых. Выберите дерево, под которым вам хочется посидеть. Подойдите к дереву и обхватите руками его ствол. Ощутите, какой он мощный, постарайтесь почувствовать и осознать энергию жизни, текущую в нем. Глубоко вдохните и обратите внимание на покой и тишину, которые окружают нас. Нам легко и спокойно, мы ощущаем счастье. (Пауза) А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Поднимитесь и посмотрите вокруг ещё раз. Медленно идите назад по той же тропинке, не наступая по пути на насекомых. И вот мы дошли до дверей школы. Оглянитесь вокруг ещё раз, вздохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на своё место. Сохраните в себе это чувство тишины, покоя и удовлетворения. Откройте глаза и улыбнитесь! 

Рассаживание

по структурированным группам.

Эмоционально-психологический настрой на работу

Сообщают, что представилось, понравилось и что почувствовали

Проверка домашнего задания 10 мин.

Показывают раскрашенные рисунки,

представляют составленные рассказы.

Позитивное высказывание (цитата)          2   мин.

Цитата нашего урока: 

«Жизнь прекрасна, когда творишь её сам»  Софи Марсо         Вывод о том, что изменения, которые происходят в личностном развитии человека, создаются не прямым нравоучением и показом образца, а только собственными усилиями.

Беседа по содержанию цитаты.

Делают вывод.

Рассказывание истории (беседа)     10   мин.

Семья.  В давние времена жила удивительная семья. Семья огромная - сто человек, и в ней царили мир, любовь и согласие Молва об этой семье долетела до верховного правителя. И решил он посетить эту семью, чтобы узнать секрет, почему в этой семье такие дружные и счастливые люди. Когда правитель убедился, что все услышанное, правда, то он спросил старца, главу семьи: «Как вам удастся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Тогда старец взял бумагу, написал на ней одно слово,

 а затем отдал это правителю.

Прочитал правитель написанное на бумаге,

и на лице его выразилось удивление. 
• Подумайте, какое слово написал старец?

(На листе было написано слово ВЗАИМОПОНИМАНИЕ
Беседа. Каждый человек нуждается в поддержке родных и близких людей и стремится создать свою семью. Не у всех это получается. 
• Как вы находите взаимопонимание с близкими? 
Как вы думаете, из чего складывается счастье семьи? 
• Бываете ли вы грубы, раздражительны по отношению к родным и близким? 
• Какую семью вы хотели бы создать? 

Вывод:  От взаимопонимания и поддержки друг друга зависит мир в семье. 

Взаимопонимание – это умение слушать, слышать и понимать друг друга. Взаимопонимание достигается в искреннем общении, при внимательном и уважительном отношении друг к другу. 
Взаимопонимание – основа добрых отношений между людьми. Приятно общаться с собеседником, который умеет слушать, слышать и понимать другого. 

Слушают притчу

Учащиеся отвечают.

Приводят примеры из жизни. 

Дают обоснования своим ответам.

Делают вывод о том, что такое взаимопонимание, и как его достичь.

Физминутка.  2 мин.

 

Презентация  для   физминутки   «Дорога добра».

Выполняют движения под музыку

Исполняют песню.

Творческая деятельность,

групповая работа

10 мин.

Чтение текста  «Зимний дуб»  (с.38-42)
1. О чём этот рассказ? 

2. Что помогло Анне Васильевне понять своего ученика? 
Слово учителя:

Подумайте о тех людях, с которыми вам не удалось достичь взаимопонимания.

Проблемный вопрос: - Что делать?

Отвечают на вопросы.

Обсуждение в группах.

Характеризуют героев и оценивают мотивы их поведения.

Составление советов:

Попытайтесь найти причины этого.

Сделайте всё от вас зависящее, чтобы общение стало приятным. 

Групповое пение   2 мин.

Содержание песни «Давайте говорить друг другу комплименты» Б.Окуджавы (стр.42)  по теме.

Исполняют песню.

Домашнее задание – 1 мин.

Творческое  - Увлечения членов моей семьи

Стр. 35 в учебнике и  с.26 в тетради

- Описать ситуации и дать советы по достижению взаимопонимания.

Заключительная минута урока   3 мин.

Минутка тишины.  И в тему – притча
«Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит в торговую лавку. Он долго ходит среди разнообразных экзотических заморских овощей и фруктов. Там есть весьма странные и необычные плоды и ягоды, даже и близко не похожие на те, что он ранее видел. Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят предвкушением райского аромата, третьи – изысканными звуками, доносящимися из сердцевины фрукта. И, конечно же, каждый из людей выбирает то, что ему по душе, и часто оказывается, что именно это ему и необходимо. Но как только человек брал в руки, какой – нибудь фрукт, он исчезал, оставляя на ладони крохотное семечко. Немало удивленный, он решил схитрить и подошел к хозяину лавки. 
- Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт, - сказал он и показал на полку. 
Однако хозяин ответил ему: 
- Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами…» 
А теперь закройте глаза и сохраните в сердце полученные знания.      Формативное оценивание.

Рефлексия.

Вспоминают цитату урока.

Делают выводы,

 подводят итоги урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики по теме "Учимся решать задачи"

Урок по УМК "Гармония" 3 класс в разделе "Деление суммы на число". Урок применения метапредметных и предметных знаний при решении задач, формирования логических приемов мышления, которые обеспечивали ...

План-конспект урока математики по теме "Учимся решать задачи" УМК "Перспективная начальная школа"

План-конспект урока математики по теме "Учимся решать задачи" УМК "Перспективная начальная школа"...

презентация к уроку риторики по теме "Учимся говорить" ( 3кл.)

Данная презентация позволяет визуализировать материал  урока риторики  в 3 классе по теме :"Учимся говорить", что способствует  более  быстрому  и  качественному  ус...

Урок окружающего мира . Тема " Учимся быть самостоятельными". 1 класс. УМК " Школа 2100"

Урок окружающего мира по теме " Учимся быть самостоятельными". 1 класс УМК " Школа 2100"...

Презентация к уроку математики по теме "Учимся выполнять умножение"

Данная презентация может использоваться к урокам математики во 2 классах...

Конспект урока технология на тему:«Учимся шить »

Конспект урока технология на тему:«Учимся шить »...

Разработка урока математики по теме "Учимся выполнять деление"

    Данный урок - урок открытия нового знания. Разработан на основе деятельностного подхода....