Презентация "Родственные слова"
план-конспект урока (1 класс) на тему
Тема: Что такое родственные слова?
Цели: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов.
Ход урока:
Учитель
Учащиеся
Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число, классная работа.
Слайд № 2-3
- Повторение пройденного. Тема: синонимы, антонимы.
Учащиеся называют и записывают слова:
Доктор, путь, товарищ.
Черный, маленький, холодный
Синонимы – это слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие.
Антонимы-слова противоположные по значению.
А кто мне напомнит тему урока? Родственные слова. А кто такие родственники, кто знает?
Это люди, кого связывают кровные узы, у них общие родители, братья, сестры, так же, кстати, как и животные, птицы и растения. Оказывается у слов тоже есть родственники. Посмотрите на слайд 4 , как вы думаете, есть ли здесь такие слова, которые являются родственниками?
- Откройте учебники на странице 58. На какой вопрос мы сегодня должны найти ответ?
- Прочитайте текст упражнения 77.
Прочитайте выделенные слова. Выскажите мнение что их роднит, объединяет?
Назовите два признака родственных слов.
- А теперь давайте вернемся к нашим «гусям». Запишите родственные слова.
- Какая общая часть в этих словах?
– Если гусеница не родственница гусям, то какие еще слова с общей частью гус– можно подобрать? (слайд 5)
Вывод: какие слова записали? Почему?
- В упражнении 79 на стр. 59. (Слайд 6) Прочитайте родственные слова. Что обозначает каждое из них? Что общего в этих словах? Запишите слова в строку. Выделите в них общую часть гриб.
Что такое родственные слова?
Общая часть и близкое значение.
Учащиеся в тетрадях записывают слова: гусь, гусыня, гусята
-гус
Ребята по очереди дописывают цепочку родственных слов: гусак, гусиный, гуськом, гусятница, гусятина
Родственные слова, т.к. есть общая часть и близкое значение.
Есть общая часть, и эти слова близки по значению.
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)
Будем прыгать, как лягушка
Будем прыгать, как лягушка,
Чемпионка-попрыгушка.
За прыжком — другой прыжок,
Выше прыгаем, дружок! (Прыжки.)
Ванька-встанька
Ванька-встанька, (Прыжки на месте)
Приседай-ка. (Приседания.)
Непослушный ты какой!
Нам не справиться с тобой! (Хлопки в ладоши.)
Вверх рука и вниз рука
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз — хлопок и вверх — хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем — будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)
Работа у доски. Три ученика выполняют наперегонки. Остальные самостоятельно в тетради.
Вам даны карточки на доске.
- В каждой группе зачеркните лишнее слово, оставьте только родственные слова.
Зачеркивают лететь, горевать, сырость.
- Что нового узнали на уроке?
Что такое родственные слова.
Есть общая часть и близкое значение.
Д.з. Выполнить упражнение 83 страница 60.
Карточки.
1. Лето, лететь, летний, летом.
2. Гора, горевать, горка, гористый.
3. Сыр, сырость, сырок, сырник.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_rodstvennye_slova.pptx | 1.47 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вставьте синонимы и антонимы: Синонимы. Врач- Дорога- Друг- Антонимы. Белый- Большой- Горячий-
Вставьте синонимы и антонимы: Синонимы. Врач-Доктор Дорога-Путь Друг-Товарищ Антонимы. Белый-Черный Большой-Маленький Горячий-Холодный
Гусь, гусыня, гусята Гусенница
Гусь, гусыня, гусята, гусак, гусиный, гуськом, гусятина
Гриб, грибок, Грибник, Грибной
Молодцы!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».
Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...
Урок русского языка во 2 классе «Сравнение слов-названий, слов-признаков, слов-действий со словами, которые выражают чувства »
Заранее класс разбивается на группы по 6 человек.Вся информация есть у каждого - учебник, тетрадь, карточки, задания - выдержать объём: можно по ходу регулировать.Опережающее знакомство в домашн...
Урок русского языка «Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия» 1 класс
Тема: Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия.На уроке передо мною стояла цель: научить детей различать предмет и слово как название предмета; опр...
«Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова»
Разработка...
: Знакомство с разными группами слов. Слова - названия предметов. Слова - признаки. Слова - действия.
Цель урока: формирование умения различать предмет и слово как название предмета, определение слов - названия предметов, признаки предметов, действия предметов....
Лексическое значение слова. Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Устаревшие слова.
Разработка урока...
Лексическое значение слова. Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Устаревшие слова.
Разработка урока по русскому языку...