Теория деятельностного метода (ТДМ)
методическая разработка на тему
Для формирования у учащегося деятельностных способностей необходимо постоянно тренировать его в выполнение тех видов деятельности, которыми должен овладеть выпускник школы, и построить такую структуру урока и дидактические условия его организации, которая бы системно тренировала способности детей к осуществлению этих видов деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teoriya_deyatelnostnogo_metoda_tdm.docx | 31.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий.
С 2007 года являюсь участником Городской экспериментальной площадки «Построение образовательного пространства обучения на основе деятельностного подхода» Центра системно-деятельностной педагогики» Школа 2000…»
Для формирования у учащегося деятельностных способностей необходимо постоянно тренировать его в выполнение тех видов деятельности, которыми должен овладеть выпускник школы, и построить такую структуру урока и дидактические условия его организации, которая бы системно тренировала способности детей к осуществлению этих видов деятельности.
Данная идея реализована на базовых площадках Центра системно – деятельностной педагогики «Школа 2000…» в Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Министерства образования РФ и Департамента образования г.Москвы.
Целью современного образования является развитие качеств личности, необходимых ей и обществу для включения в социально значимую деятельность, приобретение способностей к самообучению, саморазвитию, самоорганизации.
Исходя из цели, современный учитель должен формировать целостную систему универсальных учебных действий, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Поэтому я должна сформировать у учащихся не только прочные знания, навыки обучения, счета и письма, правильной и полноценной речи на уровне новых образовательных стандартов, но и научить применять знания в творческих условиях; создавать благоприятные условия для нравственного, интеллектуального и физического развития личности, а самое главное научить ребенка умению учиться, анализировать и адекватно оценивать свои собственные действия. Именно от меня, от моего желания изменяться зависит, каким станет ученик будущего – школа будущего – будущее моей страны.
Я несу ответственность за детей, поэтому я должна контролировать следующее : предмет изучения, стиль общения с учащимися, образовательную среду, педагогические технологии и собственные эмоции и чувства, то есть свою деятельность.
Важно не то, что я делаю как учитель, а т о, КАК я работаю и как понимают меня ученики.
Профессионализм учителя выражается в четком понимании и осознании, на чем основывается технология, на которую он опирается в работе с детьми.
Деятельность учения или учебная деятельность – это деятельность ученика, связанная, с одной стороны, с освоением культурных ценностей общества (предметных, метапредметных умений), а с другой – с формированием способностей к самоумению и рефлексии, обеспечивающих адекватное самоопределение и успешную самореализацию человека в жизни.
Важно помнить, что в учебной деятельности пребывают учащиеся, а не педагог. Учащийся является не объектом, а субъектом обучения. Принцип деятельности выделяет ученика как деятеля в системе образования, в то время как учителю отводится роль организатора деятельности. Включение учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность является основным механизмом реализации целей и задач развивающего обучения. Обучение, реализующее принцип деятельности, называют деятельностным подходом. Значит, технология деятельностного метода – организация учебного процесса, направленного на формирование готовности к саморазвитию.
Основы дидактической системы ТДМ.
Основная цель обучения - формирование готовности к саморазвитию, обеспечивающему интеграцию личности в национальную и мировую культуру.
Основные задачи обучения:
1) обучение деятельности;
2) формирование личностных качеств;
3) формирование целостной картины мира.
Дидактические принципы:
1)принцип деятельности;
2) принцип непрерывности;
3) принцип целостного представления о мире;
4) принцип минимакса;
5) принцип психологической комфортности;
6) принцип вариативности;
7) принцип творчества;
Основной метод обучения: деятельностный
На каждом уроке учащиеся учатся ставить перед собой цели и достигать их в результате определенной деятельности. Они становятся участниками открытия нового знания, реализуется ситуация успеха. А это все стимулирует запоминание нового материала. Большую роль играет принцип минимакса: все дети индивидуальны в своем развитии, и именно этот принцип позволяет каждому достичь своего максимального уровня, почувствовать себя уверенным, значимым в этом мире.
Реализация ТДМ достигается за счёт построения определённой структуры урока:
1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
2) Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
3) Выявление места и причины затруднения.
4)Построение проекта выхода из затруднения.
5)Реализация построенного проекта.
6)Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
8) Включение в систему знаний и повторение.
9) Рефлексия учебной деятельности
Структура учебной деятельности.
- Чтобы захотеть что-то узнать, нужно поставить цель. Если человек чего-то не знает и не умеет, а для него это важно, он должен включиться в деятельность.
- Дальше человек совершает пробное действие, то есть самостоятельное выполнение задания. Пробное действие осуществляется только самостоятельно, не предполагает ничьей помощи, иначе оно теряет весь свой смысл.
- Продуктом пробного действия является затруднение. Если нет затруднения, нет самоизменения.
- Путь преодоления затруднений – метод рефлексии.
Заключается он в следующем:
- Зафиксировав затруднение, надо остановиться и подумать, а не продолжать что-то делать наобум.
- Проанализировать, как ты выполнял свое действие и в каком месте возникло затруднение (И).
- Понять, по какой причине оно возникло (К).
- Поставить перед собой цель, устраняющую причину затруднения, а затем выбрать адекватный способ действий и построить проект (П).
- Реализовать построенный проект. Завершится этот путь самоконтролем – сопоставлением результата с целью и самооценкой - определением того, достигнута ли поставленная цель и в какой степени.
Всю структуру учебной деятельности условно можно разделить на два шага.
Первый шаг направлен на выявление того, чему надо учиться. Цель второго – самому найти нужные знания и умения (приобрести новые способности).
Анализируя структуру учебной деятельности, нетрудно заметить, что любое действие в ней сопровождается обдумыванием (рефлексией) того, что и как происходит, почему именно так, а не иначе.
Чем раньше ребенок будет погружен в такой способ организации своей деятельности, тем легче ему будет адаптироваться к нему тем скорее и успешнее он научится учиться. Ассоциация «Школа 2000» рекомендует знакомить учащихся с структурой учебной деятельности с 1 класса в надпредметном курсе « Мир деятельности».
Данная технология обеспечивает максимально эффективное развитие учащихся и формирование у них целостного мировоззрения, носит исключительно творческий, развивающий характер, обеспечивающий саморазвитие и самореализацию личности учащихся, формирует ключевые компетенции личности, что является важнейшим результатом образования.
Программа надпредметного курса «Мир деятельности» образовательной программы «Школа 200…» ориентирована на формирование общеучебных умений и ключевых деятельностных компетенций, а также связанных с ними способностей и личностных качеств, определяющих успешность любого человека, как в учении, так и в жизни. На этих уроках учащиеся знакомятся с шагами учебной деятельности для понимания ими смысла учения, а также формируют знания о личных качествах ученика, учатся приёмам коммуникации : работе в паре и группе.
Результатом участия внедрения экспериментальной деятельности является:
- Освоение технологии деятельностного метода ( ТДМ) на разных типах уроков математики на системно–технологическом (творческом) уровне;
- Системное применение ТДМ к другим предметам разной целевой направленности с использованием здоровье сберегающих технологий и ИКТ ;
- Изготовление индивидуальных эталонов, алгоритмов;
- Использование ТДМ во внеклассной работе;
- Апробация СД-дисков для методического сопровождения контрольных работ учащихся по математике;
- Разработка уроков по разным предметам, построенным в ТДМ с раздаточным материалом;
- Апробация и разработка уроков общеметодологической направленности в надпредметном УМК «Мир деятельности» по формированию общеучебных организационно – рефлексивных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств у учащихся 1–4 классов общеобразовательной начальной школы.
По результатам комплексной диагностики знаний и умений учащихся по программе «Мир деятельности» учащиеся 2 «А» класса имеют высокий уровень-75%, выше среднего -6% , средний – 18 %учащихся по сформированности общеучебных знаний.
Сводные данные.
Уровень прохождения теста | Показатели (количество человек) | % от общего количества опрошенных учеников |
Высокий уровень (81 – 100 %) | 25 | 75% |
Выше среднего (61 – 80 %) | 2 | 6% |
Средний уровень (41 – 60 %) | 6 | 18% |
Низкий уровень (0 – 40 %) | 0 | 0% |
Апробируя курс, замечено, что использование уроков общеметодологической направленности привело к следующим результатам:
- умению организовать собственную деятельность;
- развитию монологической речи;
- фиксации устойчивых математических знаний; развитию вариативного мышления;
- развитию навыков общения;
- стремлению к достижению собственного максимума;
- развитию сферы чувств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и анализ урока окружающего мира в технологии деятельностного метода с учетом формирования универсальных учебных действий по теме «Природные зоны. Тундра ».
Конспект урока окружающего мира посвящен природной зоне тундра. Урок разработан на основе ТДМ. Также представлен анализ урока с учетом формирования УУД....
Конспект и анализ урока окружающего мира в технологии деятельностного метода с учетом формирования универсальных учебных действий по теме «Природные зоны. Пустыни ».
Конспект для использования на уроках окружающего мира в 4 классе...
Деятельностный метод в обучении – основа реализации ФГОС начального общего образования.
О применении деятельностного метода в нчальной школе....
Деятельностный метод в обучении – основа реализации ФГОС начального общего образования.
О применении деятельностного метода в нчальной школе....
Программа опытно-экспериментальной деятельности МОУ «СОШ № 16» г. Сыктывкара в статусе муниципальной экспериментальной площадки по теме «Реализация системно-деятельностного подхода в технологии деятельностного метода Л.Г.Петерсон»
Методические рекомендации по формированию УУД на основе образовательной системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон на уроках, реализации надпредметного курса «Мир деятельности»эффективному взаимодей...
Деятельностный метод в школе. Технология деятельностного метода обучения.
Деятельностный метод в школе. Технология деятельностного метода обучения....
«Нетрадиционные методы развития логического мышления у детей начальной школы» (деятельностный метод)
В своей работе мы ставим перед собой задачу: не только дать учащимся первые представления и понятия в области языка, математике, окружающего мира, но и формировать у школьников общелогические мыслител...