Теория деятельностного метода (ТДМ)
методическая разработка на тему

Хлюстова Вера Алексеевна

Для формирования у учащегося деятельностных способностей необходимо постоянно тренировать его в выполнение тех видов деятельности, которыми должен овладеть выпускник школы, и построить такую структуру урока и дидактические условия его организации, которая бы системно тренировала способности детей к осуществлению этих видов деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoriya_deyatelnostnogo_metoda_tdm.docx31.05 КБ

Предварительный просмотр:

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий.

    С 2007 года являюсь участником Городской экспериментальной площадки  «Построение образовательного пространства обучения  на основе деятельностного  подхода» Центра системно-деятельностной педагогики» Школа 2000…»   

     Для формирования у учащегося деятельностных способностей необходимо постоянно тренировать его в выполнение тех видов деятельности, которыми должен овладеть выпускник школы, и построить такую структуру урока и дидактические условия его организации, которая бы системно тренировала способности детей к осуществлению этих видов деятельности.

      Данная идея реализована на базовых площадках Центра системно – деятельностной педагогики «Школа 2000…» в Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Министерства образования РФ и Департамента образования г.Москвы.

Целью современного образования является развитие качеств личности, необходимых ей и обществу для включения в социально значимую деятельность, приобретение способностей к самообучению, саморазвитию, самоорганизации.

Исходя из цели,  современный учитель должен формировать целостную систему универсальных  учебных  действий, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Поэтому я должна сформировать у учащихся не только прочные знания, навыки обучения, счета и письма, правильной и полноценной речи на уровне новых образовательных стандартов, но и научить применять знания в творческих условиях; создавать благоприятные условия для нравственного, интеллектуального и физического развития личности, а самое главное научить ребенка  умению учиться, анализировать и адекватно оценивать свои собственные действия. Именно от меня, от моего желания изменяться зависит, каким станет ученик будущего – школа будущего – будущее моей страны.

Я несу ответственность за детей, поэтому я должна контролировать следующее : предмет изучения, стиль общения с учащимися, образовательную среду, педагогические технологии и собственные эмоции и чувства, то есть свою деятельность.

Важно не то, что  я делаю как учитель, а  т о, КАК я работаю и как понимают меня ученики.

Профессионализм учителя выражается в четком понимании и осознании, на чем основывается технология, на которую он опирается в работе с детьми.

Деятельность учения или учебная деятельность – это деятельность ученика, связанная, с одной стороны, с освоением культурных ценностей общества (предметных, метапредметных  умений), а с другой – с формированием способностей к самоумению и рефлексии, обеспечивающих адекватное самоопределение и успешную самореализацию человека в жизни.

Важно помнить, что в учебной деятельности пребывают учащиеся, а не педагог. Учащийся является не объектом, а субъектом обучения. Принцип деятельности выделяет ученика как деятеля в системе образования, в то время как учителю отводится роль организатора деятельности. Включение учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность является основным механизмом реализации целей и задач развивающего обучения. Обучение, реализующее принцип деятельности,  называют деятельностным подходом. Значит, технология деятельностного метода – организация учебного процесса, направленного на формирование готовности к саморазвитию.

Основы дидактической системы ТДМ.

Основная цель обучения -  формирование готовности к саморазвитию, обеспечивающему интеграцию личности в национальную и мировую культуру.

Основные задачи обучения:

  1) обучение деятельности;
 2) формирование личностных качеств;
 3) формирование целостной картины мира.

Дидактические принципы:

1)принцип деятельности;
2) принцип непрерывности;
3) принцип целостного представления о мире;
4) принцип минимакса;
5) принцип психологической комфортности;
6) принцип вариативности;
7) принцип творчества;

Основной метод обучения: деятельностный

  На каждом уроке учащиеся учатся ставить перед собой цели и достигать их в результате определенной деятельности. Они становятся участниками открытия нового знания, реализуется ситуация успеха. А это все стимулирует запоминание нового материала. Большую роль играет принцип минимакса: все дети индивидуальны в своем развитии, и именно этот принцип позволяет каждому достичь своего максимального уровня, почувствовать себя уверенным, значимым в этом мире.

Реализация ТДМ  достигается за счёт построения определённой структуры урока:

1)  Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

2)  Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

3) Выявление места и причины затруднения.  

4)Построение проекта выхода из затруднения.

5)Реализация построенного проекта.

 6)Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

7)  Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

8)  Включение в систему знаний и повторение.

9)  Рефлексия учебной деятельности

Структура учебной деятельности.

  1. Чтобы захотеть что-то узнать, нужно поставить цель. Если человек чего-то не знает и не умеет, а для него это важно, он должен включиться в деятельность.
  2. Дальше человек совершает пробное действие, то есть самостоятельное выполнение задания. Пробное действие осуществляется только самостоятельно, не предполагает ничьей помощи, иначе оно теряет весь свой смысл.
  3. Продуктом пробного действия является затруднение. Если нет затруднения, нет самоизменения.
  4. Путь преодоления затруднений – метод рефлексии.  

Заключается он в следующем:

  • Зафиксировав затруднение, надо остановиться и подумать, а не продолжать что-то делать наобум.
  • Проанализировать, как ты выполнял свое действие и в каком месте возникло затруднение (И).
  • Понять, по какой причине оно возникло (К).
  • Поставить перед собой цель, устраняющую причину затруднения, а затем выбрать адекватный способ действий и построить проект (П).
  • Реализовать построенный проект. Завершится этот путь самоконтролем – сопоставлением результата с целью и самооценкой  - определением того, достигнута ли поставленная цель и в какой степени.

Всю структуру учебной деятельности условно можно разделить на два шага.

Первый шаг направлен на выявление того, чему надо учиться. Цель второго – самому найти нужные знания и умения (приобрести новые способности).

Анализируя структуру учебной деятельности, нетрудно заметить, что любое действие в ней сопровождается обдумыванием (рефлексией) того, что и как происходит, почему именно так, а не иначе.

Чем раньше ребенок будет погружен в такой способ организации своей деятельности, тем легче ему будет адаптироваться к нему тем скорее и успешнее он научится учиться. Ассоциация  «Школа 2000» рекомендует знакомить учащихся с  структурой учебной деятельности с 1 класса в надпредметном курсе « Мир деятельности».

            Данная технология обеспечивает максимально эффективное развитие учащихся и формирование у них целостного мировоззрения, носит исключительно творческий, развивающий характер, обеспечивающий саморазвитие и самореализацию личности учащихся, формирует ключевые компетенции личности, что является важнейшим результатом образования.

 Программа надпредметного курса «Мир деятельности»  образовательной программы «Школа 200…» ориентирована на формирование общеучебных умений и ключевых деятельностных компетенций, а также связанных с ними способностей и личностных качеств, определяющих успешность любого человека, как в учении, так и в жизни. На этих уроках учащиеся знакомятся с шагами учебной деятельности для понимания ими смысла учения, а также формируют знания о личных качествах ученика, учатся приёмам коммуникации : работе в паре и группе.

Результатом  участия внедрения экспериментальной деятельности является:

  1. Освоение технологии деятельностного метода ( ТДМ) на разных типах уроков математики на системно–технологическом (творческом) уровне;
  2. Системное применение ТДМ  к другим предметам  разной целевой направленности с использованием здоровье сберегающих технологий и ИКТ ;
  3. Изготовление индивидуальных эталонов,  алгоритмов;
  4. Использование ТДМ во внеклассной работе;
  5. Апробация СД-дисков для методического сопровождения контрольных работ учащихся по математике;
  6. Разработка уроков по разным предметам, построенным в ТДМ с раздаточным материалом;
  7. Апробация и разработка уроков общеметодологической направленности в надпредметном УМК  «Мир деятельности» по формированию общеучебных организационно – рефлексивных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств у учащихся 1–4 классов общеобразовательной начальной школы. 

По результатам комплексной диагностики знаний и умений учащихся по программе «Мир деятельности» учащиеся  2 «А» класса имеют высокий уровень-75%, выше среднего -6% , средний – 18 %учащихся по сформированности  общеучебных знаний.  

Сводные данные.

Уровень прохождения теста

Показатели

 (количество человек)

% от общего количества опрошенных учеников

Высокий уровень        (81 – 100 %)

25

75%

Выше среднего              (61 – 80 %)

2

6%

Средний уровень          (41 – 60 %)

6

18%

Низкий уровень             (0 – 40 %)

0

0%

 Апробируя курс, замечено, что использование уроков общеметодологической направленности  привело  к следующим результатам:

  • умению организовать собственную деятельность;
  • развитию монологической речи;
  • фиксации устойчивых математических знаний; развитию вариативного мышления;
  • развитию навыков общения;
  • стремлению к достижению собственного максимума;
  • развитию сферы чувств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и анализ урока окружающего мира в технологии деятельностного метода с учетом формирования универсальных учебных действий по теме «Природные зоны. Тундра ».

Конспект урока окружающего мира посвящен природной зоне тундра. Урок разработан на основе ТДМ. Также представлен анализ урока с учетом формирования УУД....

Программа опытно-экспериментальной деятельности МОУ «СОШ № 16» г. Сыктывкара в статусе муниципальной экспериментальной площадки по теме «Реализация системно-деятельностного подхода в технологии деятельностного метода Л.Г.Петерсон»

Методические рекомендации по формированию УУД на основе образовательной системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон на уроках, реализации надпредметного курса «Мир деятельности»эффективному взаимодей...

Деятельностный метод в школе. Технология деятельностного метода обучения.

Деятельностный метод в школе. Технология деятельностного метода обучения....

«Нетрадиционные методы развития логического мышления у детей начальной школы» (деятельностный метод)

В своей работе мы ставим перед собой задачу: не только дать учащимся первые представления и понятия в области языка, математике, окружающего мира, но и формировать у школьников общелогические мыслител...