Методический материал по теме:"Правовое воспитание дошкольников".
учебно-методический материал на тему

Орехова Светлана Владимировна

Методический материал по самообразованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx26.09 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ детский сад с этнокультурным (русским) компонентом образования №2365

      Конспект по самообразованию.

Тема: «Правовое воспитание дошкольников».

                                                                                    Выполнила: воспитатель

                                                                                    Орехова С. В.

                                                         Москва 2014 г.     

                         

     Все мы хотим жить в правовом государстве, а это значит, что любой гражданин нашей страны должен знать свои права и обязанности.

Вот, что говорил о правах  Гольбах: «Права – это все то, что справедливые законы общества позволяют делать его членам для их собственного счастья».

     Когда начинать знакомить человека с его правами и когда начинать воспитывать обязанность не нарушать права других людей? Когда он станет взрослым? Когда будет учиться в старших классах школы? Не поздно ли?

Скорее всего, что, начинать приучать  ребенка жить в правовом государстве и осознавать свои и чужие права логично и необходимо с малых лет.                                                          

     Дошкольный возраст - особый период в жизни человека. Именно в этом возрасте формируется тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основание называть ребенка личностью. Поэтому в этом возрасте знания о своих правах и привычка следовать им войдут в жизнь малыша естественно и будут влиять на мировоззрение растущего человека, его отношение к миру и людям.

     Потенциал ребенка в области его интеллектуального и морального развития выше, чем принято считать. Между тем упущенные в дошкольном возрасте возможности впоследствии не восполняются или восполняются с трудом. В дошкольном возрасте можно существенно активизировать познавательные интересы ребенка, способствовать воспитанию уверенности в себе, воли, доброжелательного отношения к людям, ощущения себя Человеком Земли и гражданином собственной страны.

     Правовое воспитание – важное направление в работе с дошкольниками, поэтому для начала давайте рассмотрим «Общественную межрегиональную целевую программу правового воспитания детей, подростков и молодежи России». (Автор: Богородский И.Б.)

     Главной задачей программы является ознакомление детей, в соответствующей их возрасту форме, с правовыми знаниями и соблюдением их социуме; создание условий для формирования у детей правовой компетенции.

     Также автор выделил основные блоки по правовому воспитанию дошкольников:

  1. Логико-нормативного (элементарные знания детей о своих правах и обязанностях, то есть правовая информированность, понимание социально одобряемых правил поведения);
  2. Эмоционально-образного (субъективное отношение ребенка к правилам поведения, целостное их восприятие, адекватная оценка своих и чужих поступков с точки зрения действующих правил поведения);
  3. Принципиально-волевого или поведенческого ( проявление  активности в ситуациях, когда необходимо руководствоваться социально-одобряемыми правилами поведения, реализации правосообразного поведения в различных видах деятельности, соблюдение запретов и исполнение обязанностей).

В программе дан механизм реализации поставленных задач.

Для решения поставленных целей и задач правовоспитательную деятельность в дошкольном образовательном учреждении необходимо осуществлять по трем направлениям:

  1. с педагогическим составом;
  2. родителями;
  3. детьми.

Здесь определена и подготовка педагогов по вопросам правового воспитания.

Сухомлинский считал, что «многое зависит от того, кто вел ребенка за руку в детский сад, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира. Это определяет, каким человеком станет сегодняшний малыш. Ориентиром для ребенка является взрослый, в данном случае воспитатель».

      Было изучено много законодательных актов о правах ребенка.

  1. «Конвенция ООН о правах ребенка».

«Государства обязуются обеспечить ребенку такую защиту, которая необходима для его благополучия».

Важным для педагогов стал психолого-педагогический аспект, направленный, прежде всего, на внесение новых ориентиров в наше сознание: утверждение в обществе подлинно гуманного отношения к каждому его члену, в том числе к детям.

  1. «Декларация прав ребенка» познакомила нас с основным принципом защиты прав детей - признание приоритета интересов детей. Особенно выделяется требование особой заботы общества о социально уязвимых группах детей.
  2. «Конституция Российской Федерации» подчеркивает, что «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения».
  3. «Семейный кодекс» помог разобраться в проблеме: ребенок и семья. «Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства».
  4. «Закон об образовании».

 Закон  РФ  «Об образовании» утверждает «право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на уважение их человеческого достоинства» и предусматривает «административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое насилие над личностью обучающегося или воспитанника».

      Эти документы являются главными в работе по вопросу правового воспитания детей.

      Правовое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленное и систематическое влияние на сознание и поведение ребенка с целью формирования у него правовой воспитанности, то есть комплексного качества личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у дошкольников глубоких и устойчивых правовых знаний и убеждений в правильном правовом поведении, реализация которого в практической деятельности отвечает требованиям общества.

      Было создано правовое пространство, которое помогло решить следующие задачи:

Со взрослыми:

формирование гуманного отношения к ребенку;

формирование правовой культуры;

обеспечение защиты прав.

С детьми:

создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения;

способствовать развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям;

создание возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми;

развитие коммуникативной компетентности ребенка;

развитие социальных навыков;

формирование правового сознания детей.

Известно, что ребенок, права которого не нарушаются, ребенок, осознающий свои права и обязанности, - это уже более полноценная личность, с чувством собственного достоинства, с пониманием своей значимости как человека и исполненная уважения к окружающим.

Права детей можно разбить на три блока, каждый из которых имеет свое особое содержание и предполагает конкретную методику ознакомления с ним детей.

Первый блок - права, с которыми дети встречаются постоянно: право на имя, право на любовь и ласку, право на образование, право на игру, право на уважительное к себе отношение, на защиту от жестоких наказаний и т. д.

Второй блок – прав, которые наиболее часто нарушаются. К ним относятся: право детей на выражение своего мнения, своих взглядов, право на собственность, на уединение, на выбор любимого занятия.

Третий блок прав, с которым можно познакомить детей дошкольного возраста, - это права, знание которых может способствовать развитию интереса ребенка к социальным явлениям, и которые доступны познанию на уровне обобщений. Речь идет о праве на образование, на жилище и семью, на полноценное питание и т.д.

      Особенностью ознакомления детей с этими правами является выведение

их на уровень обобщений: «Такое право есть у меня, но такое право есть у всех детей Земли». Цель ознакомления  дошкольников с правами третьего блока – расширить их представления о правах ребенка, научить приобщать «себя к проблемам мира».

      Наверное, правильнее было бы считать, что применительно к детям дошкольного возраста следует говорить не о чисто правовом, а о нравственно-правовом воспитании, т.к. базой его являются усвоенные и принятые ребятами нравственные нормы поведения и взаимоотношений.

Другой вопрос, как и что рассказать дошкольнику о его правах, как привить ему вкус к жизни в условиях соблюдения прав и обязанностей. Вопрос методики всегда фундаментален в педагогике и напрямую связан с ее методологией.

      На мой взгляд, начинать знакомить детей с данным вопросом можно на примерах хорошо известных им сказок и других художественных произведений. Знакомя с содержанием сказки, акцентируем внимание детей на том, какое право было нарушено.

Ребята и родители с удовольствием выбирают книги для чтения дома. Детям очень нравится, прижавшись к маме, слушать сказки и рассказы. И когда мы рядом, вместе с ребенком, он чувствует заботу и любовь, и он понимает, запоминает правила поведения в таком огромном мире.

       Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважении и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения. Для этого лучше выбрать основные для дошкольников виды деятельности: игровую и художественно-продуктивную.

       Роль педагога дошкольного образовательного учреждения, как организующего начала правового воспитания в системе «воспитатель – ребенок – родитель» заключается не только в формировании у детей элементарных представлений о правилах поведения, правах и обязанностях, но и в создании условий для их практического применения, как в дошкольном образовательном учреждении, так и в семье.

Даже в обычной, нормальной российской семье, в которой социальная ситуация жизни не является критичной, нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства – вполне распространенное явление.

       Задача педагога – вести правовое просвещение родителей, выявлять группу семей риска, в которой возможно или реально происходит нарушение прав ребенка, содействовать защите прав и достоинства детей.

       Сейчас в нашем обществе значительно возрастает роль правового образования граждан, растет ответственность человека за свою судьбу. Правовые нормы позволяют упорядочить общественные отношения, поведение людей.

Литература:

«Декларация прав ребенка» М. 2009г.

«Закон РФ «Об образовании» М. 2009г.

«Конвенция о правах ребенка» М. 2007г.

«Конституция РФ» С.-П. 2009г.

«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» М. 2010г.

«Семейный Кодекс Российской Федерации» М. 2009г.

О. И. Давыдова, С.М. Вялова «Беседы об ответственности и правах ребенка» М. 2008г.

С. Козлова «Мы имеем право» М. 2010г.

Н.Н. Копытова «Правовое образование в ДОУ» М. 2007г.

Т.А. Харитончик «Правовое воспитание» Волгоград  2008г.

С.В. Чиркова «Родительские собрания в детском саду» М. 2009г.

Т.А. Шорыгина «Беседы о правах ребенка» М. 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал по теме самообразования "Воспитание человечности"

В данной презентации размещён материал по теме самообразования "Воспитание человечности в 1 классе"...

Методический материал по теме "Проектная деятельность в начальной школе"

Материал для учителей, работающих над проектной деятельностью....

Консультация для родителей на тему: «Патриотическое воспитание дошкольников – неотъемлемая часть общей культуры государства».

Консультация для родителей на тему:«Патриотическое воспитание дошкольников – неотъемлемая часть общей культуры государства»....

Методический материал на тему «Формирование навыков чтения в начальной школе».

Данный материал поможет учителю сформировать навыки правильного и беглого чтения....

Выступление на школьном педагогическом совете на тему Правовое воспитание и культура безопасности школьников

Выступление на педагогическом совете школы на тему "Внедрение программы развития воспитательной компоненты в школе". Одной из 11 из направлений воспитательной работы является - Правовое...

Учебно - методический материал: "Анализ проблемы нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе".

Материал для учителей начальных классов: " Анализ проблемы нравственного воспитания в психолого - педагогической литературе"....

Учебно-методический материал на тему "Экологическое воспитание" Обобщение опыта.

Данная статья предназначена для учителей начальных классов. В статье описываются формы и виды  работы по экологическому воспитанию младших школьников на уроках и внеурочной деятельности....