Из опыта организации динамических перемен для детей с ОВЗ
статья по теме
Эту работу я использовала на переменках в классе «Особый ребенок»; при работе воспитателем в ГПД с детьми «0 – 1» класса «Особый ребенок».
Гладун И. П. – воспитатель высшей категории.
2012 – 2014 г.
Необходимость компенсирования недостатка движения в период учебного процесса обусловливает использование динамических перемен. В моей практике работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья VIII - го вида (2-ой вариант) эта деятельность особенно важна; я придаю ей целенаправленность и выстраиваю в единой системе учебно-воспитательного процесса, планирую на год. В этой статье расскажу о своем практическом опыте организации этой деятельности с второклассниками. Так как игра у детей нашего класса еще является важным ведущим видом деятельности, то все упражнения проводятся в игровой форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dinamicheskie_peremeny_-_statya.docx | 39.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта организации динамических перемен.
(Эту работу я использовала на переменках в классе «Особый ребенок»; при работе воспитателем в ГПД с детьми «0 – 1» класса «Особый ребенок».)
Гладун И. П. – воспитатель высшей категории.
2012 – 2014 г.
Необходимость компенсирования недостатка движения в период учебного процесса обусловливает использование динамических перемен. В моей практике работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья VIII - го вида (2-ой вариант) эта деятельность особенно важна; я придаю ей целенаправленность и выстраиваю в единой системе учебно-воспитательного процесса, планирую на год. В этой статье расскажу о своем практическом опыте организации этой деятельности с второклассниками. Так как игра у детей нашего класса еще является важным ведущим видом деятельности, то все упражнения проводятся в игровой форме. Требования к организации игры:
♣ заинтересованность детей, поэтому все игры проводятся эмоционально, живо, непринужденно;
♣ для детей VIII - го вида (2-ой вариант) характерно образное восприятие окружающего мира, поэтому в играх лучше прибегать к сравнениям, типа: «Прыгаем как зайчики», «Побежим тихо-тихо как мышки»;
♣ все двигательные задания должны быть конкретные: «Бросим мяч в корзину, вот так (с показом)»;
♣ воспитатель сначала обращается ко всем детям, затем к каждому индивидуально, потом опять ко всем детям. Например: «Все возьмите мячики, Вова, принеси мяч, Егор, принеси мячик; дети принесите мячики»;
♣ каждому ребенку должно хватать места для движения, достаточно инвентаря, игрушек, никто не должен ждать своей очереди для выполнения упражнений;
♣ одежда не должна сковывать движения, снять все лишнее;
♣ следить за физической нагрузкой детей, избегать перевозбуждения (особенно гиперактивных детей);
♣ не надо делать много замечаний, поправок, отмечать минимальные успехи, поощрять. Детям с большей активностью давать больше упражнений требующих точности движений, а у детей с малой подвижностью воспитывать потребность в подвижных видах деятельности;
♣ Для успешного развития детей важна наглядность. Ребенок должен видеть предмет, слышать его название, трогать его и выполнять с ним различные действия;
♣ упражнения должны быть комплексные (одновременно развивать речь, память, мышление, внимание).
♣ желательно, чтоб эти динамические переменки были систематические, постепенно-поэтапные (от простого к сложному). Новое сочетается с усвоенным движением знакомым на уроках физкультуры, музыки.
Оптимальным условием является также совмещение общеразвивающих и коррекционных задач:
1. Развитие общих движений и общения (дети вдвоём держат обруч и идут вместе, один идет по скамейке, другой его поддерживает).
2. Развитие сенсорных представлений и общих движений (собрать в корзинку овощи, собрать кегли по цвету, собрать геометрические фигуры и т.д.).
3. Развитие общих движений и общих представлений (воспитатель показывает, какие движения надо делать, а ребенок ему подражает, сразу или после непродолжительной паузы).
4. Развитие общих движений и речи (различными игровыми ситуациями воспитатель побуждает детей к непроизвольным эмоциональным высказываниям).
При развитии общих движений важна поэтапность:
1. Пассивные движения.
2. Совместные движения.
3. Движения по подражанию.
4. Движения по слову (с детьми VIII - го вида, 2-ой вариант, отрабатывать индивидуально).
Речь взрослого – образец для подражания: доступная, выразительная, четкая, с паузами для осмысления детьми услышанного. Целесообразно многократное повторение одних и тех же слов в разных словосочетаниях и предложениях.
Желательно проводить упражнения с учетом сезонов, праздников, тем уроков. Изучение, закрепление движений, перенос в новые условия, отработка умений и выработка навыков во время динамических перемен проходит в принципиально иных эмоциональных условиях. Поскольку дети более раскрепощены и свободны, то успех достигается быстрее.
На динамических переменках используются следующие виды движений: бег, прыжки, работа с мячом. Это наиболее интересные для детей и доступные им упражнения. Ниже приводим планирование бега в связи с системой обучения.
План проведения подвижных игр на уроках и динамических переменах
Месяц | Тема | Связь с уроками | Название игры |
Сентябрь | Человек – части тела. Дом, семья. | Окружающий мир. Развитие речи. Гигиена. СБО. Физкультура | Маленькие и большие ножки. Бегите к дедушке, папе. |
Октябрь | Игрушки. Фрукты – овощи. | Окружающий мир. Развитие речи. СБО. Логопедия Физкультура | Догонялки с игрушками. Зайчишка – трусишка. |
Ноябрь | Осень. Одежда. | Окружающий мир. Развитие речи. Гигиена. СБО. | Солнышко и дождик. Одеваемся на прогулку. |
Декабрь | Домашние животные. | Окружающий мир. Развитие речи. СБО. | Спящий кот. |
Январь | Новогодний праздник. Зима. Зимняя одежда. | Окружающий мир. Развитие речи. СБО. Гигиена Музыка | Наша ёлка. Снежинки. Одеваемся на прогулку. |
Февраль | Зимние забавы. Дикие животные. | Окружающий мир. Развитие речи. СБО. Музыка. Физкультура | Игра с мишкой. Зайки и лисички. |
Март | Мама. Транспорт. | Окружающий мир. Развитие речи. СБО. Гигиена. Правила дорожного движения. Музыка Труд | Хороводы с мамой. Догонялки с мамой (совместный праздник 8 марта). Домашние задания для мам. Самолеты (связь с музыкой). |
Апрель | Весна. Обувь. | Окружающий мир. Развитие речи. СБО. Гигиена | Разноцветные ручейки. Солнышко. Сапожки. |
Май | Посуда. Деревья, цветы. | Окружающий мир. Развитие речи. СБО. Гигиена | Покатились блюдечки. Жуки. |
Бег – основной вид движения детей. Во время бега активизируются мышцы, а это хорошо влияет на весь организм. У детей V111- го вида (2-ой вариант) нередко наблюдается мелкий семенящий шаг, ноги опускаются всей ступней, шаркают, движения рук и ног не согласуются, заметны боковые покачивания корпуса.
Сентябрь: игра «Маленькие и большие ножки».
Учимся: навык лёгкого бега стайкой, воспитывать правильную осанку, понимание слов быстро – медленно, маленькие – большие.
Ход игры: дети и взрослые стоят напротив друг друга, воспитатель просит показать ножки, дети поднимают.
Воспитатель: «Ножки у тебя маленькие, быстро бегают, покажи, как ножки бегают». Дети бегут.
Воспитатель: «Маленькие ножки бегут по дорожке». Дети бегут стайкой и останавливаются. Усложнение задания: «У тебя ножки маленькие, а у медведя большие, медведь идёт медленно: большие ноги идут по дороге, покажите как». Дети в соответствии со словами и ритмом то ходят, то бегают.
Игра «Бегите к дедушке или к бабушке».
Учимся: навык бега стайкой, действовать в соответствии с игровой ситуацией, понимать, употреблять в речи слова: бегите, ко мне, назад.
Оснащение: кукла или учитель, воспитатель.
Ход игры: дети стоят в сторонке группой, воспитатель говорит: «Это дедушка, послушайте, что он скажет» Дедушка предлагает поиграть и побегать. Дети прибегают, обнимают и бегут обратно, 2-3 раза. Усложнение – «Кто быстрее?»
Октябрь: игра «Догонялки с игрушками»
Учимся: бегать стайкой, ходить высоким шагом, менять направление движения. Действовать в соответствии со словами. Развивать двигательную активность. Понимать, употреблять глаголы: догоняю, догоню, боюсь, пугаю. Развивать мимику, изображая грозный вид.
Ход игры: у воспитателя любая игрушка, воспитатель предлагает с ней поиграть в догонялки.
Воспитатель говорит: «Я ребят сейчас догоню». Дети убегают. Потом дети догоняют взрослого с игрушкой с грозным видом. Игра повторяется 2-3 раза. Усложнение: взрослый с игрушкой догоняет ребёнка и обнимает «Я вас очень люблю». Вместо слова ребята можно выбрать кого-нибудь одного.
Игра: «Зайчишка-трусишка».
Учимся: убегать, увертываться по сигналу, знать и называть овощи (капусту, морковку).
Оснащение: муляжи овощей.
Ход игры: «Вы морковки идём в огород».
Зайчишка – трусишка, (дети – морковки, сидят на корточках)
Ишь, какой воришка, (воспитатель ходит с игрушкой зайцем)
В огород прискакал,
Морковку таскал,
Убегайте, морковки (дети убегают)
Ноябрь: игра «Солнышко и дождик».
Учатся: бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, бегать по сигналу, развивать слуховое внимание.
Оснащение: дудочка, бубен, металлофон, погремушка.
Ход игры: дети стоят группами по 2 в обручах или веревочках «домики», по команде «Солнышко» (звучит мелодия на дудочке) – дети «гуляют», а по сигналу «Дождик» звучит барабан или хлопки в ладоши – дети бегут в домики. Инструменты можно менять. Усложнение: на сигнал дождик дети собираются под раскрытым зонтиком. Место куда надо бежать меняется каждый раз.
Игра: «Одевание на прогулку».
Учатся: бегать по ограниченным поверхностям, дорожкам, друг за другом, не толкаясь, не обгоняя друг друга, называть, узнавать, знать предметы осенней одежды.
Ход игры:
Осень, холод на дворе,
Но не страшно детворе,
Надеваем куртку, шапку, (дети по подражанию имитируют движения)
И завязываем шарф,
Будем бегать по дорожке! (дети бегут)
Декабрь: «Спящий пёс».
Учимся: бегать стайкой, на носочках, подкрадываться, слушать и слышать текст, быстро реагировать на словесный сигнал, развивать воображение, назвать части тела собаки.
Оснащение: игрушечная собака.
Ход игры: На полу собака, дети в «домике», тихо крадутся к собаке.
Воспитатель:
Вот лежит лохматый пёс,
В лапы свой, уткнувши нос.
Тихо, смирно он лежит –
Ни то дремлет, ни то спит.
Подойдем к нему, разбудим,
И посмотрим, что-то будет.
Собака просыпается, начинает лаять, дети убегают в домик.
Усложнение: воспитатель с детьми разглядывает собачку, части тела.
Игра «Наша елка».
Учимся: бегать стайкой в одном направлении вокруг предмета и говорить фразу «вот» и название предмета.
Оснащение: елка, елочные игрушки.
Ход игры:
Воспитатель бежит с детьми вокруг ёлки «Вокруг елки мы бежим, все подарки разглядим: это мишка, вот матрешка». «Побежали – побежали и на новом месте встали, все игрушки рассмотрели, песню звонкую запели».
Январь: «Снег кружится».
Учимся: ходить по кругу, взявшись за руки, вставать парой друг за другом, бегать парами, не наталкиваясь друг на друга, двигаться по тексту.
Ход игры.
Дети идут по кругу и поют:
Снег, снег кружится, белая вся улица. (Имитация движений)
Мы метелочки возьмем, снег пушистый разметем.
Снег, снег кружится, белая вся улица,
А мы саночки возьмем, и друг друга повезем. (По сигналу «Бух» падают)
«Одеваемся на прогулку».
Учимся: бегать друг за другом (не наталкиваясь), выполняя имитационные движения, развивая воображение, действуя по тексту, по возможности, с произнесением звукоподражательных слов. Знать и использовать слова, действия в процессе одевания, и слова, обозначающие зимнюю одежду.
Воспитатель:
«Ой, ой, ой, очень холодно зимой, (имитация одевания)
Но не страшен нам мороз, мы укутаем свой нос.
На ножки – сапожки,
На ручки – рукавички,
Шарфики завяжем, шубки застегнем,
Шапочки натянем и гулять пойдем.
Мы мороза не боимся и с горы на санках мчимся» (дети бегут парами с «горы», падают, отряхиваются).
Февраль: «Игра с мишкой».
Учим: бегать с увертыванием, различать тихие и громкие хлопки, договаривать последние слова или строфы, вставать в круг, вытягивать руки вверх с напряжением, расслаблять мышцы рук и ног, приседая.
Оснащение: плюшевый мишка.
Ход игры: дети с поднятыми руками встают вокруг мишки и поют:
Как на елке снег, снег (с поднятыми руками стоят вокруг мишки)
И под елкой снег, снег (приседают с опущенными руками)
И на горке снег, снег, (с поднятыми руками стоят вокруг мишки)
И под горкой снег, снег, (приседают с опущенными руками)
А под снегом спит медведь: (прикладывают палец к губам)
Тихо – тихо не шуметь.
Хлопают тихо, потом громче, медведь просыпается и догоняет детей.
Усложнение: дети кричат:
«Миша – Миша, не сердись,
Лучше с нами веселись,
Миша, поклонись, покружись, попрыгай».
«Зайцы и лисички».
Учим: бегать с увертыванием, действовать по тексту, уточнить знания о зайчике и частях тела, называть их.
Ход игры: сидят в кружке, руками или указательным и средним пальцем над головой делают «ушки».
Зайки серые сидят, ушки длинные торчат – (переменные движения левой и правой рукой).
Вот какие ушки, ушки на макушке.
Зайки сели все в кружок, роют лапкой корешок –
Вот какие лапки, коготки царапки.
Воспитатель-лисичка крадется и поёт:
Вот бежит лисичка, рыжая сестричка,
Ищет где же зайки, зайки-побегайки.
По лесной лужайке, разбежались зайки,
Вот какие зайки, зайки-побегайки.
Усложнение: Зайку, которого поймали, просят:
Заинька покружись, серенький покружись,
Вот так, этак покружись,
Заинька поклонись, серенький поклонись,
Вот так, этак поклонись,
Заинька топни ножкой, серенький топни ножкой,
Вот так, этак, топни ножкой.
Март: «Догонялки с мамой» (играем дома по типу догонялок с игрушками)
«Самолеты».
Первый вариант: учим бегать стайкой, прекращать движения по сигналу, понимать множественное и единственное число (самолеты - пилоты) и действия (летят, сидят).
Оснащение: бумажные самолетики.
Ход игры:
Летят самолеты, сидят в них пилоты, (круговое движение руками на уровне груди)
Заводят мотор «Д-Д-Д» - полетели.
По кругу или произвольно, с поднятым в руке самолетиком, по сигналу, останавливаются и садятся на стульчики.
Второй вариант:
Учим: бегать стайкой с предметом в руке, знать название цветов и воспитывать выдержку.
Оснащение: бумажные самолетики разных цветов.
Ход урока: Текст тот же, но сначала летят красные самолеты, потом синие и т. д., полетели все.
Апрель: «Разноцветные ручейки».
Учимся: бежать друг за другом, не наталкиваясь, не обгоняя, слушать и различать единственное и множественное число, воспитывать умение действовать по сигналу, употреблять прилагательные.
Оснащение: бумажные ленточки.
Ход игры: Воспитатель: «Весна на дворе, снег тает, бегут ручейки. Облака, как островки, в небе синеватом. Побежали ручейки – не догнать ребятам. Покажем, как бегут ручейки».
Дети встают друг за другом группами, воспитатель дает каждой группе ленточку определенного цвета и говорит: «Это будет ручеек – зеленый и т.д.» «Побежал зеленый ручеек». Дети бегут, приподняв в стороны руки с зелеными ленточками, по сигналу останавливаются.
Усложнение: Все дети делают один большой разноцветный ручеек, и бегут, приподняв руки, с ленточками по большому кругу.
«Сапожки».
Учимся: бегать вокруг круга, понимать наречие «вокруг», знать и называть обувь для весны.
Оснащение: шнур (веревка).
Ход игры:
Надели на ножки (имитация движения натягивания сапожек)
Новые сапожки
И побежали: (бегают вокруг луж, изображенных замкнутыми шнурами)
По лужам, вокруг,
По лужам, вокруг.
Не падай, друг!
Стой! (останавливаются)
Май: «Покатились блюдечки»
Учимся: бегать стайкой, не толкаясь, не обгоняя, знать и называть предметы посуды.
Оснащение: обруч.
Ход игры:
Покатились блюдечки, (дети бегут за пущенным воспитателем обручем)
Катятся тарелочки,
А за ними малышки,
А за ними девочки.
Стоп!
Поймали.
«Жуки».
Учимся: бегать врассыпную, не наталкиваясь, понимать и употреблять существительные, прилагательные, глаголы по теме весна; действовать в соответствии с указаниями взрослого; развивать воображение, образное мышление.
Оснащение: картинка с изображением луга.
Ход игры: Воспитатель: «Весна (показывает картинку). Это луг. Луг зеленый и золотой. Почему зеленый? На лугу зеленая травка. Почему золотой? На лугу желтые цветы, как золотые. Над цветами летают тяжелые жуки. Они кружатся над цветами и жужжат: «Ж-Ж-Ж» Давайте играть в жуков. Полетели жуки.»
Дети бегают врассыпную, помахивая руками.
Воспитатель: «Нашли свой цветочек».
Дети летают вокруг «цветочка» и жужжат. «Сели на цветочек, пьем вкусный сок».
Дети имитируют движения и говорят «Ах, как вкусно!» Воспитатель: «Полетели!»
Прыжки.
Прыжки – наиболее важный показатель физической подготовленности детей. Важно учить их прыгать правильно. Обучение начинается с пружинистого движения ног (сгибание и разгибание ног в коленях). Затем подпрыгивание на месте с небольшим отрывом от пола, далее продвижение прыжками. Самый сложный навык – прыжки в длину и с высоты. Иногда ребенок просто шагает одной ногой вперед.
Планирование прыжков на уроках и динамических переменах
Сентябрь «Пружинки».
Учимся: ритмично приседать, сгибая и выпрямляя ноги, подготавливая движения прыжка. Понимать глаголы: выходи, попляши, покачаемся.
Ход игры: дети сидят на стульчиках.
Воспитатель:
Покачаемся на ножках.
Покачаемся немножко.
Вот так, вот так!
Воспитатель сгибает и разгибает колени, имитируя пружинку, и говорит: «Выходи, Сашенька, попляши со мной». Держит ребенка за две руки, вместе выполняют «пружинку». Затем приглашает поплясать других детей, каждого отдельно.
Усложнение: Все дети выполняют пружинку.
Вот как детки хороши,
Пляшут, пляшут малыши.
«Пружинки с бабушкой».
Учимся: прыгать на двух ногах с помощью воспитателя; понимать глаголы: «поплясать», «попрыгать».
Ход игры: Воспитатель в платке: «К нам пришла бабушка, Веселинка. Любит бабушка повеселиться, с детками поплясать, попрыгать. Выходи, Вовочка, (берет за руки ребенка) прыгай веселей». Побуждает ребёнка прыгать, осуществляя поддержку за две руки.
Усложнение: поддержка постепенно ослабляется.
Октябрь «Мячики».
Учимся: прыгать на двух ногах на одном месте, понимать глаголы, существительное «мячей».
Ход игры: Воспитатель (показывая мяч): «Какая это игрушка? Любит мяч прыгать. Мы его бьем, а он скачет (ударяет по мячу). Играем в мячики. Кто будет мячиком?»
Мячик бьют, а он не злится,
Только больше веселиться.
Прыгает и скачет,
Никогда не плачет.
В это время делает движения, имитирующие удары по мячу. Ребенок прыгает на двух ногах на одном месте.
Усложнение: «Вы все – мячики. Ой, как много мячей! Прыгайте, мячики» (произносит слова стихотворения).
«Достань яблоко».
Учимся: подпрыгивать, дотягиваться до предмета, расположенного над головой. Закрепляем понятия: «яблоко», «яблоня», «веточка», «высоко», «низко». Понимаем значение предлога.
Ход игры: на конце прутика – нитка длиной 0,5 м. К концу привязан муляж яблока.
Воспитатель: «Где растут яблочки? На яблоне. Вот веточка яблони. На веточке яблоко. Ой, как высоко! Кто достанет яблоко?».
Усложнение: воспитатель маленькими шагами бегает по комнате, дети стайкой бегут за воспитателем, пытаются достать яблоко.
Ноябрь «Прыгаем по лужам».
Учимся: совершенствовать навык прыжков; понимать конструкции с предлогом «по».
Оснащение: обручи.
Ход игры:
Нам никто не нужен.
Прыгаем по лужам: (дети прыгают внутри обручей или замкнутых шнуров)
Прыг-скок,
Прыг-скок.
Стоп!
«Сапожки»
Учимся: совершенствовать навык прыжков на двух ногах; знать обувь для осени – сапожки, по возможности договаривать это слово.
Оснащение: шнур (веревка).
Ход игры:
Наденем на ножки (имитационные движения надевания сапожек)
Новые сапожки.
Прыгать в луже красота!
Тра-та-та, тра-та-та. (Прыгают)
Все!
Декабрь «Киска».
На конце прутика бантик. Дети - котики, которые играют с бантиком.
Учимся: прыжкам на двух ногах с мягким пружинящим приземлением; знать и называть домашних животных; знать повадки домашних животных.
Оснащение: куклы «би-ба-бо».
Ход игры:
Кисонька ласкалась, (с помощью куклы «би-ба-бо» воспитатель разыгрывает сценку)
Киска умывалась.
Вдруг увидела собачку,
Прыг-прыг-прыг –
Ее не стало.
Как кисонька прыгала? (дети прыгают, как котята )
Убежали котятки от собачки.
«Наша елка».
Учимся: совершенствовать навык прыжков на двух ногах; выполнять действия в соответствии со словами; понимать сравнительные степени прилагательных «выше», «краше»; наречие «вокруг».
Оснащение: елка.
Ход игры:
Вот какая елка: выше всех (поднимают руки)
Вот какая елка: выше всех (разводят руки).
Вокруг нашей елки мы поем и пляшем (выполняют движения руками, ручки «пляшут»).
Кружимся и скачем: скок, скок, скок (кружатся, прыгают).
Январь «Прыгаем в снег».
Учимся: прыгать с последующим приседанием; произносить междометия «бух!», «ух!».
Ход игры:
Сколько снега навалило! (разводят руки)
Ни проехать! Ни пройти! (поднимают плечи, выражая недоумение)
Все сугробы впереди,
А ребятки очень рады: (прыгают с продвижением вперёд, в конце движения приседают)
С горки – бух!
На горку – ух!
И опять мы прыгнем – бух!
«Гуляем зимой».
Учимся: прыгать на двух ногах; прыгать на каждой ноге поочерёдно; знать и называть предметы одежды для зимы.
Ход игры:
На дворе большой мороз, (дети встают стайкой)
Отморозить можно нос (трут нос).
Шубки, шапки, валенки – (имитируют движения одевания)
И закутан маленький.
А чтоб ножки не замерзли,
Будем прыгать, и скакать, (прыгают на двух ногах, на одной ноге, на другой ноге)
Наши ножки согревать.
Февраль повторение игры «Прыгаем в снег».
Февраль «Зайка».
Учимся: слушать и слышать текст и выполнять движения в соответствии с содержанием; совершенствовать навык прыжков на двух ногах на одном месте; понимать и использовать в речи глаголы: «сидит», «испугал», «уехал».
Ход игры: Воспитатель: «Мы будем зайками. Садитесь, зайки, в кружок».
Зайка беленький сидит (присаживаются на корточки и покачивают головой)
И ушами шевелит.
Вот так, вот так!
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, (хлопают)
Надо лапочки погреть!
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Скок-скок, скок-скок! (прыгают на двух ногах)
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку испугал, (дети убегают к стульчикам)
Зайка прыг… и ускакал.
Март «Кто быстрее?» (игра с мамами)
Учимся: прыгать на двух ногах наперегонки; бегать с увертыванием.
Ход игры: дети сидят на стульчиках.
Воспитатель:
С мамой будем мы играть,
Будем прыгать и скакать.
Кто сильнее?
Кто ловчее?
Кто доскачет всех быстрее?
Мама или учитель встает на расстоянии 2 – 2,5 м от детей.
Воспитатель: «Начали». Дети скачут на двух ногах с продвижением вперёд.
Усложнение: когда дети допрыгали до мамы (учителя), мама (или учитель) всех обнимает.
Воспитатель:
Мама с детками играет,
Ребятишек догоняет.
Мама догоняет детей, дети убегают к стульчикам.
«На лошадках».
Учимся: двигаться прямым галопом; сопровождать движения словами «гоп-гоп»; закрепляем знания о транспорте: паровоз, самолет, вертолет.
Ход игры: дети на стульчиках. Воспитатель (показывает картинки):
Что это? – Паровоз.
Что это? – Пароход.
Что это? – Самолет.
Что это? – Вертолет.
Мне не нужен самолет.
Мне не нужен вертолет.
Мне не нужен пароход.
Мне не нужен паровоз.
На коне своем
Я скачу верхом (движется прямым галопом)
Но, лошадка, но-но!
Гоп, лошадка, гоп, гоп!
«Скачите на лошадках: гоп, гоп, гоп!»
Дети стайкой выполняют движение, произнося «гоп, гоп»
Усложнение: «лошадки скачут» друг за другом по кругу. Это «цирковые лошадки».
Апрель «Ручеек».
Учимся: прыгать в длину, приземляться на две ноги, формировать навыки словообразования.
Ход игры: воспитатель кладет две ленточки (параллельно друг другу на расстоянии 10-30 см)
Это – ручеек,
Путь его далек.
Как же нам пройти,
Воду обойти?
Детки через ручеек
Скок!
Показывает, как прыгнуть, дети подходят и перепрыгивают.
Усложнение: увеличение расстояния между ленточками.
«Сапожки»
Учимся: совершенствовать навык прыжков на двух ногах.
Оснащение: шнур (веревка) или обруч.
Ход игры:
На дорожках лужи, (ходят вокруг «луж»)
Ну а мы не тужим.
На ножки – сапожки. (имитационное движение надевания сапожек)
И в лужу – скок! (прыгают на двух ногах внутри обручей или замкнутых шнуров)
Вышли из лужи (2-3 раза).
Май «Убегаем от Федоры».
Учимся: совершенствовать навыки бега, ходьбы, прыжков на двух ногах с продвижением вперед; знать и называть предметы посуды; употреблять прилагательные «грязная», «чистая».
Ход игры: воспитатель показывает картинки.
Что это? – Чашки.
Что это? – Чайник.
Что это? – Тарелка.
Что это? – Блюдце.
Это посуда.
Она чистая.
А у Федоры – грязная,
Убежала посуда от Федоры.
Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит.
«Покажем, как чайник с кофейником бегут».
Дети бегут друг за другом, произнося «Д-д-д».
Воспитатель:
А за ними блюдца, блюдца –
Дзинь-ля-ля, Дзинь-ля-ля!
Вдоль по улице несутся.
Дети бегут в другую сторону, произнося: «Дзинь».
Дети прыгают друг за другом на двух ногах с продвижением.
Воспитатель:
Чашки, ложки
Скачут по дорожке.
Ой, вы, бедные сиротки мои!
Вы подите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой!
Дети идут к стульчикам.
«Кузнечик»
Учимся: совершенствовать прыжки на двух ногах с продвижением вперед; знать и называть насекомых.
Оснащение: муляжи (изображения) насекомых.
Ход игры:
На лужайке красота, (перед игрой воспитатель показывает муляжи или изображения насекомых)
На лужайке суета:
Бабочки порхают, (дети бегают, помахивая руками)
И жуки летают.
А кузнечик скачет: (прыгают на двух ногах с продвижением вперед)
Скок-скок на цветок.
Прыг-прыг, задержался на миг (приседают – отдыхают)
Вот опять поскакал и устал (опять прыгают, приседают).
Работа с мячом (кеглями, мягкими игрушками).
Особенно много внимания уделяем развитию способности действий с мячом:
- катанию мяча в определенном направлении, вариант «Сбивание кеглей»;
- прокатыванию мяча в «ворота», между предметами, игра «Футбол»;
- подбрасывание мяча, отбивание об пол.
Игра «На мяч, Саша».
Учимся: катать мяч, придавая ему направление движения; произносить слово «на»; называть имя
ребенка, с которым играет.
Оснащение: мяч.
Ход игры: Воспитатель катит мяч ребенку – на! Ребёнок катит и говорит воспитателю – на!
Усложнение: ребенок называет имя того, кому катит мяч.
Можно сопровождать словами:
Мячик по полу катаем.
И друг друга называем.
По мере усвоения игры дети играют друг с другом парами.
Игра «Раз, два, три, мячик догони».
Учимся: играть с мячом, подбрасывая его вверх или догоняя его; понимать и использовать глагол «догони».
Оснащение: мяч.
Ход игры: дети в кругу, у каждого мяч. Воспитатель говорит: «Мячик догони». На последнем слове дети подбрасывают мяч, а затем бегут за ним.
Усложнение: дети в шеренге. Воспитатель просит подбросить мяч как можно выше.
«Игра с мячиком».
Учимся: подбрасывать мячик, катить мяч, бегать за ним; употреблять слово «мячик»; понимать слова «подбросим», «покатим», «убегает», «догоняй», «высоко», «далеко»; выполнять движения в соответствии со словами.
Оснащение: мяч.
Ход игры: у каждого мяч.
Мы подбросим мячик высоко, (Дети подбрасывают мячи)
Мы покатим мячик далеко. (Дети катят мячи)
Убегает мячик, не зевай,
Поскорее мячик догоняй. (Дети догоняют мячи)
Усложнение: дети включаются в произношение текста на словах «далеко», «высоко».
Литература:
1. Борисенко М. Г., Датешидзе Т. А., Лукина Н. А. Ползаем. Ходим. Бегаем. Прыгаем (Развитие общей моторики). – СПб.: «Паритет», 2003. – 160 с. – (Серия «Рождаюсь. Расту. Развиваюсь»).
2. Буцинская П. П., Васюкова В. И., Лескова Г. П. Общеразвивающие упражнения в детском саду. – М.: Просвещение, 1990.
3. Волина В. Праздник Букваря. – М: АСТ-ПРЕСС, 1996 – 384с.
4. Волина В. математика для детей. – СПб.: Лев И/С, 1996 – 320с.
5. Лопухина И. С. Логопедия. Речь, ритм, движение. – СПб.: КОРОНА принт, 2004.
6. Тимофеева Е. А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1979.
7. Шишкина В. А. Движение + движение. – М.: Просвещение, 1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация динамической паузы
Динамическая пауза - активный отдых учащихся на свежем воздухе. Проведение во время динамической паузы подвижных игр на улице обеспечивает решение ...
Физические упражнения и подвижные игры на динамических переменах для 1-4 классов.
В данном материале виды физкультминуток на внимание....
Организация динамической паузы. Игры для организации динамической паузы.
Игры, которые можно организовывать зимой, весной, осенью. Они не требуют специального инвентаря....
Организация динамической паузы и других режимных моментов в процессе обучения первоклассников
Одной из проблем современного школьного образования является то, что дети мало двигаются. Именно потому уже в начальной школе у детей катастрофически ухудшается осанка. Проблема сохранения и развития ...
Специфика организации динамических пауз на занятиях с младшими школьниками, имеющими проблемы развития навыков письма.
Проблема развития навыков письма у младших школьников достаточно актуальна в настоящее время. Она напрямую связана с общим уровнем развития двигатедьных функций у ребенка. Одна из причин, тормоз...
Организация динамических перемен
Организация динамических перемен...