Из опыта организации динамических перемен для детей с ОВЗ
статья по теме

Гладун Ирэна Петровна

Эту работу я использовала  на переменках в классе «Особый ребенок»; при работе воспитателем в ГПД с детьми «0 – 1» класса «Особый ребенок».

Гладун И. П. – воспитатель  высшей категории.

2012 – 2014 г.                                                                

Необходимость компенсирования недостатка движения в период учебного процесса обусловливает использование динамических перемен. В моей практике работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья VIII - го вида (2-ой вариант) эта деятельность особенно важна; я придаю ей целенаправленность и выстраиваю  в единой системе учебно-воспитательного процесса, планирую  на год. В этой статье расскажу о своем практическом опыте организации этой деятельности с второклассниками. Так как игра у детей нашего класса еще является важным ведущим видом деятельности, то все упражнения проводятся в игровой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dinamicheskie_peremeny_-_statya.docx39.26 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта организации динамических перемен.

(Эту работу я использовала  на переменках в классе «Особый ребенок»; при работе воспитателем в ГПД с детьми «0 – 1» класса «Особый ребенок».)

                                                                Гладун И. П. – воспитатель  высшей категории.

                                                                                                                              2012 – 2014 г.                                                                

Необходимость компенсирования недостатка движения в период учебного процесса обусловливает использование динамических перемен. В моей практике работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья VIII - го вида (2-ой вариант) эта деятельность особенно важна; я придаю ей целенаправленность и выстраиваю  в единой системе учебно-воспитательного процесса, планирую  на год. В этой статье расскажу о своем практическом опыте организации этой деятельности с второклассниками. Так как игра у детей нашего класса еще является важным ведущим видом деятельности, то все упражнения проводятся в игровой форме. Требования к организации игры:

​ заинтересованность детей, поэтому все игры проводятся эмоционально, живо, непринужденно;

​ для детей VIII - го вида (2-ой вариант) характерно образное восприятие окружающего мира, поэтому в играх лучше прибегать к сравнениям, типа: «Прыгаем как зайчики», «Побежим тихо-тихо как мышки»;

​ все двигательные задания должны быть конкретные: «Бросим мяч в корзину, вот так (с показом)»;

​ воспитатель сначала обращается ко всем детям, затем к каждому индивидуально, потом опять ко всем детям. Например: «Все возьмите мячики, Вова, принеси мяч, Егор, принеси мячик; дети принесите мячики»;

​ каждому ребенку должно хватать места для движения, достаточно инвентаря, игрушек, никто не должен ждать своей очереди для выполнения упражнений;

​ одежда не должна сковывать движения, снять все лишнее;

​ следить за физической нагрузкой детей, избегать перевозбуждения (особенно гиперактивных детей);

​ не надо делать много замечаний, поправок, отмечать минимальные успехи, поощрять. Детям с большей активностью давать больше упражнений требующих точности движений, а у детей с малой подвижностью воспитывать потребность в подвижных видах деятельности;

​  Для успешного развития детей важна наглядность. Ребенок должен видеть предмет, слышать его название, трогать его и выполнять с ним различные действия;

​ упражнения должны быть комплексные (одновременно развивать речь, память, мышление, внимание).

​ желательно, чтоб эти динамические переменки были систематические, постепенно-поэтапные (от простого к сложному). Новое сочетается с усвоенным движением знакомым на уроках физкультуры, музыки.

Оптимальным условием является также совмещение общеразвивающих и коррекционных задач:

1.​ Развитие общих движений и общения (дети вдвоём держат обруч и идут вместе, один идет по скамейке, другой его поддерживает).

2.​ Развитие сенсорных представлений и общих движений (собрать в корзинку овощи, собрать кегли по цвету, собрать геометрические фигуры и т.д.).

3.​ Развитие общих движений и общих представлений (воспитатель показывает, какие движения надо делать, а ребенок ему подражает, сразу или после непродолжительной паузы).

4.​ Развитие общих движений и речи (различными игровыми ситуациями воспитатель побуждает детей к непроизвольным эмоциональным высказываниям).

При развитии общих движений важна поэтапность:

1.​ Пассивные движения.

2.​ Совместные движения.

3.​ Движения по подражанию.

4.​ Движения по слову (с детьми VIII - го вида, 2-ой вариант, отрабатывать индивидуально).

Речь взрослого – образец для подражания: доступная, выразительная, четкая, с паузами для осмысления детьми услышанного. Целесообразно многократное повторение одних и тех же слов в разных словосочетаниях и предложениях.

Желательно проводить упражнения с учетом сезонов, праздников, тем уроков. Изучение, закрепление движений, перенос в новые условия, отработка умений и выработка навыков во время динамических перемен проходит в принципиально иных эмоциональных условиях. Поскольку дети более раскрепощены и свободны, то успех достигается быстрее.

На динамических переменках используются следующие виды движений: бег, прыжки, работа с мячом. Это наиболее интересные для детей и доступные им упражнения. Ниже приводим планирование бега в связи с системой обучения.

План проведения подвижных игр на уроках и динамических переменах

Месяц

Тема

Связь с уроками

Название игры

Сентябрь

Человек – части тела. Дом, семья.

Окружающий мир. Развитие речи. Гигиена. СБО.

Физкультура

Маленькие и большие ножки.

Бегите к дедушке, папе.

Октябрь

Игрушки.

Фрукты – овощи.

Окружающий мир. Развитие речи. СБО. Логопедия

Физкультура

Догонялки с игрушками.

Зайчишка – трусишка.

Ноябрь

Осень.

Одежда.

Окружающий мир. Развитие речи. Гигиена. СБО.

Солнышко и дождик.

Одеваемся на прогулку.

Декабрь

Домашние животные.

Окружающий мир. Развитие речи. СБО.

Спящий кот.

Январь

Новогодний праздник.

Зима.

Зимняя одежда.

Окружающий мир. Развитие речи. СБО.

Гигиена

Музыка

Наша ёлка.

Снежинки.

Одеваемся на прогулку.

Февраль

Зимние забавы.

Дикие животные.

Окружающий мир. Развитие речи. СБО.

Музыка.

Физкультура

Игра с мишкой.

Зайки и лисички.

Март

Мама.

Транспорт.

Окружающий мир. Развитие речи. СБО.

Гигиена.

Правила дорожного

движения.

Музыка

Труд

Хороводы с мамой. Догонялки с мамой (совместный праздник 8 марта). Домашние задания для мам.

Самолеты (связь с музыкой).

Апрель

Весна.

Обувь.

Окружающий мир. Развитие речи. СБО.

Гигиена

Разноцветные ручейки.

Солнышко.

Сапожки.

Май

Посуда.

Деревья, цветы.

Окружающий мир. Развитие речи. СБО.

Гигиена

Покатились блюдечки.

Жуки.

Бег – основной вид движения детей. Во время бега активизируются мышцы, а это хорошо влияет на весь организм. У детей V111- го вида (2-ой вариант) нередко наблюдается мелкий семенящий шаг, ноги опускаются всей ступней, шаркают, движения рук и ног не согласуются, заметны боковые покачивания корпуса.

Сентябрь: игра «Маленькие и большие ножки».

Учимся: навык лёгкого бега стайкой, воспитывать правильную осанку, понимание слов быстро – медленно, маленькие – большие.

Ход игры: дети и взрослые стоят напротив друг друга, воспитатель просит показать ножки, дети поднимают.

Воспитатель: «Ножки у тебя маленькие, быстро бегают, покажи, как ножки бегают». Дети бегут.

Воспитатель: «Маленькие ножки бегут по дорожке». Дети бегут стайкой и останавливаются. Усложнение задания: «У тебя ножки маленькие, а у медведя большие, медведь идёт медленно: большие ноги идут по дороге, покажите как». Дети в соответствии со словами и ритмом то ходят, то бегают.

Игра «Бегите к дедушке или к бабушке».

Учимся: навык бега стайкой, действовать в соответствии с игровой ситуацией, понимать, употреблять в речи слова: бегите, ко мне, назад.

Оснащение: кукла или учитель, воспитатель.

Ход игры: дети стоят в сторонке группой, воспитатель говорит: «Это дедушка, послушайте, что он скажет» Дедушка предлагает поиграть и побегать. Дети прибегают, обнимают и бегут обратно, 2-3 раза. Усложнение – «Кто быстрее?»

Октябрь: игра «Догонялки с игрушками»

Учимся: бегать стайкой, ходить высоким шагом, менять направление движения. Действовать в соответствии со словами. Развивать двигательную активность. Понимать, употреблять глаголы: догоняю, догоню, боюсь, пугаю. Развивать мимику, изображая грозный вид.

Ход игры: у воспитателя любая игрушка, воспитатель предлагает с ней поиграть в догонялки.

Воспитатель говорит: «Я ребят сейчас догоню». Дети убегают. Потом дети догоняют взрослого с игрушкой с грозным видом. Игра повторяется 2-3 раза. Усложнение: взрослый с игрушкой догоняет ребёнка и обнимает «Я вас очень люблю». Вместо слова ребята можно выбрать кого-нибудь одного.

Игра: «Зайчишка-трусишка».

Учимся: убегать, увертываться по сигналу, знать и называть овощи (капусту, морковку).

Оснащение: муляжи овощей.

Ход игры: «Вы морковки идём в огород».

Зайчишка – трусишка, (дети – морковки, сидят на корточках)

Ишь, какой воришка, (воспитатель ходит с игрушкой зайцем)

В огород прискакал,

Морковку таскал,

Убегайте, морковки (дети убегают)

Ноябрь: игра «Солнышко и дождик».

Учатся: бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, бегать по сигналу, развивать слуховое внимание.

Оснащение: дудочка, бубен, металлофон, погремушка.

Ход игры: дети стоят группами по 2 в обручах или веревочках «домики», по команде «Солнышко» (звучит мелодия на дудочке) – дети «гуляют», а по сигналу «Дождик» звучит барабан или хлопки в ладоши – дети бегут в домики. Инструменты можно менять. Усложнение: на сигнал дождик дети собираются под раскрытым зонтиком. Место куда надо бежать меняется каждый раз.

Игра: «Одевание на прогулку».

Учатся: бегать по ограниченным поверхностям, дорожкам, друг за другом, не толкаясь, не обгоняя друг друга, называть, узнавать, знать предметы осенней одежды.

Ход игры:

Осень, холод на дворе,

Но не страшно детворе,

Надеваем куртку, шапку, (дети по подражанию имитируют движения)

И завязываем шарф,

Будем бегать по дорожке! (дети бегут)

Декабрь: «Спящий пёс».

Учимся: бегать стайкой, на носочках, подкрадываться, слушать и слышать текст, быстро реагировать на словесный сигнал, развивать воображение, назвать части тела собаки.

Оснащение: игрушечная собака.

Ход игры: На полу собака, дети в «домике», тихо крадутся к собаке.

Воспитатель:

Вот лежит лохматый пёс,

В лапы свой, уткнувши нос.

Тихо, смирно он лежит –

Ни то дремлет, ни то спит.

Подойдем к нему, разбудим,

И посмотрим, что-то будет.

Собака просыпается, начинает лаять, дети убегают в домик.

Усложнение: воспитатель с детьми разглядывает собачку, части тела.

Игра «Наша елка».

Учимся: бегать стайкой в одном направлении вокруг предмета и говорить фразу «вот» и название предмета.

Оснащение: елка, елочные игрушки.

Ход игры:

Воспитатель бежит с детьми вокруг ёлки «Вокруг елки мы бежим, все подарки разглядим: это мишка, вот матрешка». «Побежали – побежали и на новом месте встали, все игрушки рассмотрели, песню звонкую запели».

Январь: «Снег кружится».

Учимся: ходить по кругу, взявшись за руки, вставать парой друг за другом, бегать парами, не наталкиваясь друг на друга, двигаться по тексту.

Ход игры.

Дети идут по кругу и поют:

Снег, снег кружится, белая вся улица. (Имитация движений)

Мы метелочки возьмем, снег пушистый разметем.

Снег, снег кружится, белая вся улица,

А мы саночки возьмем, и друг друга повезем. (По сигналу «Бух» падают)

«Одеваемся на прогулку».

Учимся: бегать друг за другом (не наталкиваясь), выполняя имитационные движения, развивая воображение, действуя по тексту, по возможности, с произнесением звукоподражательных слов. Знать и использовать слова, действия в процессе одевания, и слова, обозначающие зимнюю одежду.

Воспитатель:

«Ой, ой, ой, очень холодно зимой, (имитация одевания)

Но не страшен нам мороз, мы укутаем свой нос.

На ножки – сапожки,

На ручки – рукавички,

Шарфики завяжем, шубки застегнем,

Шапочки натянем и гулять пойдем.

Мы мороза не боимся и с горы на санках мчимся» (дети бегут парами с «горы», падают, отряхиваются).

Февраль: «Игра с мишкой».

Учим: бегать с увертыванием, различать тихие и громкие хлопки, договаривать последние слова или строфы, вставать в круг, вытягивать руки вверх с напряжением, расслаблять мышцы рук и ног, приседая.

Оснащение: плюшевый мишка.

Ход игры: дети с поднятыми руками встают вокруг мишки и поют:

Как на елке снег, снег (с поднятыми руками стоят вокруг мишки)

И под елкой снег, снег (приседают с опущенными руками)

И на горке снег, снег, (с поднятыми руками стоят вокруг мишки)

И под горкой снег, снег, (приседают с опущенными руками)

А под снегом спит медведь: (прикладывают палец к губам)

Тихо – тихо не шуметь.

Хлопают тихо, потом громче, медведь просыпается и догоняет детей.

Усложнение: дети кричат:

«Миша – Миша, не сердись,

Лучше с нами веселись,

Миша, поклонись, покружись, попрыгай».

«Зайцы и лисички».

Учим: бегать с увертыванием, действовать по тексту, уточнить знания о зайчике и частях тела, называть их.

Ход игры: сидят в кружке, руками или указательным и средним пальцем над головой делают «ушки».

Зайки серые сидят, ушки длинные торчат – (переменные движения левой и правой рукой).

Вот какие ушки, ушки на макушке.

Зайки сели все в кружок, роют лапкой корешок –

Вот какие лапки, коготки царапки.

Воспитатель-лисичка крадется и поёт:

Вот бежит лисичка, рыжая сестричка,

Ищет где же зайки, зайки-побегайки.

По лесной лужайке, разбежались зайки,

Вот какие зайки, зайки-побегайки.

Усложнение: Зайку, которого поймали, просят:

Заинька покружись, серенький покружись,

Вот так, этак покружись,

Заинька поклонись, серенький поклонись,

Вот так, этак поклонись,

Заинька топни ножкой, серенький топни ножкой,

Вот так, этак, топни ножкой.

Март: «Догонялки с мамой» (играем дома по типу догонялок с игрушками)

«Самолеты».

Первый вариант: учим бегать стайкой, прекращать движения по сигналу, понимать множественное и единственное число (самолеты - пилоты) и действия (летят, сидят).

Оснащение: бумажные самолетики.

Ход игры:

Летят самолеты, сидят в них пилоты, (круговое движение руками на уровне груди)

Заводят мотор «Д-Д-Д» - полетели.

По кругу или произвольно, с поднятым в руке самолетиком, по сигналу, останавливаются и садятся на стульчики.

Второй вариант:

Учим: бегать стайкой с предметом в руке, знать название цветов и воспитывать выдержку.

Оснащение: бумажные самолетики разных цветов.

Ход урока: Текст тот же, но сначала летят красные самолеты, потом синие и т. д., полетели все.

Апрель: «Разноцветные ручейки».

Учимся: бежать друг за другом, не наталкиваясь, не обгоняя, слушать и различать единственное и множественное число, воспитывать умение действовать по сигналу, употреблять прилагательные.

Оснащение: бумажные ленточки.

Ход игры: Воспитатель: «Весна на дворе, снег тает, бегут ручейки. Облака, как островки, в небе синеватом. Побежали ручейки – не догнать ребятам. Покажем, как бегут ручейки».

Дети встают друг за другом группами, воспитатель дает каждой группе ленточку определенного цвета и говорит: «Это будет ручеек – зеленый и т.д.» «Побежал зеленый ручеек». Дети бегут, приподняв в стороны руки с зелеными ленточками, по сигналу останавливаются.

Усложнение: Все дети делают один большой разноцветный ручеек, и бегут, приподняв руки, с ленточками по большому кругу.

«Сапожки».

Учимся: бегать вокруг круга, понимать наречие «вокруг», знать и называть обувь для весны.

Оснащение: шнур (веревка).

Ход игры:

Надели на ножки (имитация движения натягивания сапожек)

Новые сапожки

И побежали: (бегают вокруг луж, изображенных замкнутыми шнурами)

По лужам, вокруг,

По лужам, вокруг.

Не падай, друг!

Стой! (останавливаются)

Май: «Покатились блюдечки»

Учимся: бегать стайкой, не толкаясь, не обгоняя, знать и называть предметы посуды.

Оснащение: обруч.

Ход игры:

Покатились блюдечки, (дети бегут за пущенным воспитателем обручем)

Катятся тарелочки,

А за ними малышки,

А за ними девочки.

Стоп!

Поймали.

«Жуки».

Учимся: бегать врассыпную, не наталкиваясь, понимать и употреблять существительные, прилагательные, глаголы по теме весна; действовать в соответствии с указаниями взрослого; развивать воображение, образное мышление.

Оснащение: картинка с изображением луга.

Ход игры: Воспитатель: «Весна (показывает картинку). Это луг. Луг зеленый и золотой. Почему зеленый? На лугу зеленая травка. Почему золотой? На лугу желтые цветы, как золотые. Над цветами летают тяжелые жуки. Они кружатся над цветами и жужжат: «Ж-Ж-Ж» Давайте играть в жуков. Полетели жуки.»

Дети бегают врассыпную, помахивая руками.

Воспитатель: «Нашли свой цветочек».

Дети летают вокруг «цветочка» и жужжат. «Сели на цветочек, пьем вкусный сок».

Дети имитируют движения и говорят «Ах, как вкусно!» Воспитатель: «Полетели!»

Прыжки.

Прыжки – наиболее важный показатель физической подготовленности детей. Важно учить их прыгать правильно. Обучение начинается с пружинистого движения ног (сгибание и разгибание ног в коленях). Затем подпрыгивание на месте с небольшим отрывом от пола, далее продвижение прыжками. Самый сложный навык – прыжки в длину и с высоты. Иногда ребенок просто шагает одной ногой вперед.

Планирование прыжков на уроках и динамических переменах

Сентябрь «Пружинки».

Учимся: ритмично приседать, сгибая и выпрямляя ноги, подготавливая движения прыжка. Понимать глаголы: выходи, попляши, покачаемся.

Ход игры: дети сидят на стульчиках.

Воспитатель:

Покачаемся на ножках.

Покачаемся немножко.

Вот так, вот так!

Воспитатель сгибает и разгибает колени, имитируя пружинку, и говорит: «Выходи, Сашенька, попляши со мной». Держит ребенка за две руки, вместе выполняют «пружинку». Затем приглашает поплясать других детей, каждого отдельно.

Усложнение: Все дети выполняют пружинку.

Вот как детки хороши,

Пляшут, пляшут малыши.

«Пружинки с бабушкой».

Учимся: прыгать на двух ногах с помощью воспитателя; понимать глаголы: «поплясать», «попрыгать».

Ход игры: Воспитатель в платке: «К нам пришла бабушка, Веселинка. Любит бабушка повеселиться, с детками поплясать, попрыгать. Выходи, Вовочка, (берет за руки ребенка) прыгай веселей». Побуждает ребёнка прыгать, осуществляя поддержку за две руки.

Усложнение: поддержка постепенно ослабляется.

Октябрь «Мячики».

Учимся: прыгать на двух ногах на одном месте, понимать глаголы, существительное «мячей».

Ход игры: Воспитатель (показывая мяч): «Какая это игрушка? Любит мяч прыгать. Мы его бьем, а он скачет (ударяет по мячу). Играем в мячики. Кто будет мячиком?»

Мячик бьют, а он не злится,

Только больше веселиться.

Прыгает и скачет,

Никогда не плачет.

В это время делает движения, имитирующие удары по мячу. Ребенок прыгает на двух ногах на одном месте.

Усложнение: «Вы все – мячики. Ой, как много мячей! Прыгайте, мячики» (произносит слова стихотворения).

«Достань яблоко».

Учимся: подпрыгивать, дотягиваться до предмета, расположенного над головой. Закрепляем понятия: «яблоко», «яблоня», «веточка», «высоко», «низко». Понимаем значение предлога.

Ход игры: на конце прутика – нитка длиной 0,5 м. К концу привязан муляж яблока.

Воспитатель: «Где растут яблочки? На яблоне. Вот веточка яблони. На веточке яблоко. Ой, как высоко! Кто достанет яблоко?».

Усложнение: воспитатель маленькими шагами бегает по комнате, дети стайкой бегут за воспитателем, пытаются достать яблоко.

Ноябрь «Прыгаем по лужам».

Учимся: совершенствовать навык прыжков; понимать конструкции с предлогом «по».

Оснащение: обручи.

Ход игры:

Нам никто не нужен.

Прыгаем по лужам: (дети прыгают внутри обручей или замкнутых шнуров)

Прыг-скок,

Прыг-скок.

Стоп!

«Сапожки»

Учимся: совершенствовать навык прыжков на двух ногах; знать обувь для осени – сапожки, по возможности договаривать это слово.

Оснащение: шнур (веревка).

Ход игры:

Наденем на ножки (имитационные движения надевания сапожек)

Новые сапожки.

Прыгать в луже красота!

Тра-та-та, тра-та-та. (Прыгают)

Все!

Декабрь «Киска».

На конце прутика бантик. Дети - котики, которые играют с бантиком.

Учимся: прыжкам на двух ногах с мягким пружинящим приземлением; знать и называть домашних животных; знать повадки домашних животных.

Оснащение: куклы «би-ба-бо».

Ход игры:

Кисонька ласкалась, (с помощью куклы «би-ба-бо» воспитатель разыгрывает сценку)

Киска умывалась.

Вдруг увидела собачку,

Прыг-прыг-прыг –

Ее не стало.

Как кисонька прыгала? (дети прыгают, как котята )

Убежали котятки от собачки.

«Наша елка».

Учимся: совершенствовать навык прыжков на двух ногах; выполнять действия в соответствии со словами; понимать сравнительные степени прилагательных «выше», «краше»; наречие «вокруг».

Оснащение: елка.

Ход игры:

Вот какая елка: выше всех (поднимают руки)

Вот какая елка: выше всех (разводят руки).

Вокруг нашей елки мы поем и пляшем (выполняют движения руками, ручки «пляшут»).

Кружимся и скачем: скок, скок, скок (кружатся, прыгают).

Январь «Прыгаем в снег».

Учимся: прыгать с последующим приседанием; произносить междометия «бух!», «ух!».

Ход игры:

Сколько снега навалило! (разводят руки)

Ни проехать! Ни пройти! (поднимают плечи, выражая недоумение)

Все сугробы впереди,

А ребятки очень рады: (прыгают с продвижением вперёд, в конце движения приседают)

С горки – бух!

На горку – ух!

И опять мы прыгнем – бух!

«Гуляем зимой».

Учимся: прыгать на двух ногах; прыгать на каждой ноге поочерёдно; знать и называть предметы одежды для зимы.

Ход игры:

На дворе большой мороз, (дети встают стайкой)

Отморозить можно нос (трут нос).

Шубки, шапки, валенки – (имитируют движения одевания)

И закутан маленький.

А чтоб ножки не замерзли,

Будем прыгать, и скакать, (прыгают на двух ногах, на одной ноге, на другой ноге)

Наши ножки согревать.

Февраль повторение игры «Прыгаем в снег».

Февраль «Зайка».

Учимся: слушать и слышать текст и выполнять движения в соответствии с содержанием; совершенствовать навык прыжков на двух ногах на одном месте; понимать и использовать в речи глаголы: «сидит», «испугал», «уехал».

Ход игры: Воспитатель: «Мы будем зайками. Садитесь, зайки, в кружок».

Зайка беленький сидит (присаживаются на корточки и покачивают головой)

И ушами шевелит.

Вот так, вот так!

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, (хлопают)

Надо лапочки погреть!

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Скок-скок, скок-скок! (прыгают на двух ногах)

Надо зайке поскакать.

Кто-то зайку испугал, (дети убегают к стульчикам)

Зайка прыг… и ускакал.

Март «Кто быстрее?» (игра с мамами)

Учимся: прыгать на двух ногах наперегонки; бегать с увертыванием.

Ход игры: дети сидят на стульчиках.

Воспитатель:

С мамой будем мы играть,

Будем прыгать и скакать.

Кто сильнее?

Кто ловчее?

Кто доскачет всех быстрее?

Мама или учитель встает на расстоянии 2 – 2,5 м от детей.

Воспитатель: «Начали». Дети скачут на двух ногах с продвижением вперёд.

Усложнение: когда дети допрыгали до мамы (учителя), мама (или учитель) всех обнимает.

Воспитатель:

Мама с детками играет,

Ребятишек догоняет.

Мама догоняет детей, дети убегают к стульчикам.

«На лошадках».

Учимся: двигаться прямым галопом; сопровождать движения словами «гоп-гоп»; закрепляем знания о транспорте: паровоз, самолет, вертолет.

Ход игры: дети на стульчиках. Воспитатель (показывает картинки):

Что это? – Паровоз.

Что это? – Пароход.

Что это? – Самолет.

Что это? – Вертолет.

Мне не нужен самолет.

Мне не нужен вертолет.

Мне не нужен пароход.

Мне не нужен паровоз.

На коне своем

Я скачу верхом (движется прямым галопом)

Но, лошадка, но-но!

Гоп, лошадка, гоп, гоп!

«Скачите на лошадках: гоп, гоп, гоп!»

Дети стайкой выполняют движение, произнося «гоп, гоп»

Усложнение: «лошадки скачут» друг за другом по кругу. Это «цирковые лошадки».

Апрель «Ручеек».

Учимся: прыгать в длину, приземляться на две ноги, формировать навыки словообразования.

Ход игры: воспитатель кладет две ленточки (параллельно друг другу на расстоянии 10-30 см)

Это – ручеек,

Путь его далек.

Как же нам пройти,

Воду обойти?

Детки через ручеек

Скок!

Показывает, как прыгнуть, дети подходят и перепрыгивают.

Усложнение: увеличение расстояния между ленточками.

«Сапожки»

Учимся: совершенствовать навык прыжков на двух ногах.

Оснащение: шнур (веревка) или обруч.

Ход игры:

На дорожках лужи, (ходят вокруг «луж»)

Ну а мы не тужим.

На ножки – сапожки. (имитационное движение надевания сапожек)

И в лужу – скок! (прыгают на двух ногах внутри обручей или замкнутых шнуров)

Вышли из лужи (2-3 раза).

Май «Убегаем от Федоры».

Учимся: совершенствовать навыки бега, ходьбы, прыжков на двух ногах с продвижением вперед; знать и называть предметы посуды; употреблять прилагательные «грязная», «чистая».

Ход игры: воспитатель показывает картинки.

Что это? – Чашки.

Что это? – Чайник.

Что это? – Тарелка.

Что это? – Блюдце.

Это посуда.

Она чистая.

А у Федоры – грязная,

Убежала посуда от Федоры.

Вот и чайник за кофейником бежит,

Тараторит, тараторит, дребезжит.

«Покажем, как чайник с кофейником бегут».

Дети бегут друг за другом, произнося «Д-д-д».

Воспитатель:

А за ними блюдца, блюдца –

Дзинь-ля-ля, Дзинь-ля-ля!

Вдоль по улице несутся.

Дети бегут в другую сторону, произнося: «Дзинь».

Дети прыгают друг за другом на двух ногах с продвижением.

Воспитатель:

Чашки, ложки

Скачут по дорожке.

Ой, вы, бедные сиротки мои!

Вы подите-ка, немытые, домой,

Я водою вас умою ключевой!

Дети идут к стульчикам.

«Кузнечик»

Учимся: совершенствовать прыжки на двух ногах с продвижением вперед; знать и называть насекомых.

Оснащение: муляжи (изображения) насекомых.

Ход игры:

На лужайке красота, (перед игрой воспитатель показывает муляжи или изображения насекомых)

На лужайке суета:

Бабочки порхают, (дети бегают, помахивая руками)

И жуки летают.

А кузнечик скачет: (прыгают на двух ногах с продвижением вперед)

Скок-скок на цветок.

Прыг-прыг, задержался на миг (приседают – отдыхают)

Вот опять поскакал и устал (опять прыгают, приседают).

Работа с мячом (кеглями, мягкими игрушками).

Особенно много внимания уделяем развитию способности действий с мячом:

- катанию мяча в определенном направлении, вариант «Сбивание кеглей»;

- прокатыванию мяча в «ворота», между предметами, игра «Футбол»;

- подбрасывание мяча, отбивание об пол.

Игра «На мяч, Саша».

Учимся: катать мяч, придавая ему направление движения; произносить слово «на»; называть имя

ребенка, с которым играет.

Оснащение: мяч.

Ход игры: Воспитатель катит мяч ребенку – на! Ребёнок катит и говорит воспитателю – на!

Усложнение: ребенок называет имя того, кому катит мяч.

Можно сопровождать словами:

Мячик по полу катаем.

И друг друга называем.

По мере усвоения игры дети играют друг с другом парами.

Игра «Раз, два, три, мячик догони».

Учимся: играть с мячом, подбрасывая его вверх или догоняя его; понимать и использовать глагол «догони».

Оснащение: мяч.

Ход игры: дети в кругу, у каждого мяч. Воспитатель говорит: «Мячик догони». На последнем слове дети подбрасывают мяч, а затем бегут за ним.

Усложнение: дети в шеренге. Воспитатель просит подбросить мяч как можно выше.

«Игра с мячиком».

Учимся: подбрасывать мячик, катить мяч, бегать за ним; употреблять слово «мячик»; понимать слова «подбросим», «покатим», «убегает», «догоняй», «высоко», «далеко»; выполнять движения в соответствии со словами.

Оснащение: мяч.

Ход игры: у каждого мяч.

Мы подбросим мячик высоко, (Дети подбрасывают мячи)

Мы покатим мячик далеко. (Дети катят мячи)

Убегает мячик, не зевай,

Поскорее мячик догоняй. (Дети догоняют мячи)

Усложнение: дети включаются в произношение текста на словах «далеко», «высоко».

Литература:

1.​ Борисенко М. Г., Датешидзе Т. А., Лукина Н. А. Ползаем. Ходим. Бегаем. Прыгаем (Развитие общей моторики). – СПб.: «Паритет», 2003. – 160 с. – (Серия «Рождаюсь. Расту. Развиваюсь»).

2.​ Буцинская П. П., Васюкова В. И., Лескова Г. П. Общеразвивающие упражнения в детском саду. – М.: Просвещение, 1990.

3.​ Волина В. Праздник Букваря. – М: АСТ-ПРЕСС, 1996 – 384с.

4.​ Волина В. математика для детей. – СПб.: Лев И/С, 1996 – 320с.

5.​ Лопухина И. С. Логопедия. Речь, ритм, движение. – СПб.: КОРОНА принт, 2004.

6.​ Тимофеева Е. А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1979.

7.​ Шишкина В. А. Движение + движение. – М.: Просвещение, 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация динамической паузы

        Динамическая пауза - активный отдых учащихся на свежем воздухе.   Проведение во время динамической паузы подвижных игр на улице обеспечивает решение ...

Физические упражнения и подвижные игры на динамических переменах для 1-4 классов.

В данном материале виды физкультминуток на внимание....

Организация динамической паузы. Игры для организации динамической паузы.

Игры, которые можно организовывать зимой, весной, осенью. Они не требуют специального инвентаря....

Организация динамической паузы и других режимных моментов в процессе обучения первоклассников

Одной из проблем современного школьного образования является то, что дети мало двигаются. Именно потому уже в начальной школе у детей катастрофически ухудшается осанка. Проблема сохранения и развития ...

Специфика организации динамических пауз на занятиях с младшими школьниками, имеющими проблемы развития навыков письма.

Проблема развития навыков письма у младших школьников достаточно актуальна в настоящее время. Она напрямую связана с общим уровнем развития  двигатедьных функций у ребенка. Одна из причин, тормоз...

Организация динамических перемен

Организация динамических перемен...