Здоровьесберегающий подход в процессе адаптации ребенка к дошкольному учреждению.
проект на тему

Смирнова Виолета Константиновна

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающий подход в процессе адаптации ребенка к дошкольному учреждению.

Смирнова В.К.- учитель предшкольной подготовки.

КГУ «Общеобразовательная средняя школа № 17» им. В.В. Маяковского города Балхаш.

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Целостность педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении обеспечивается реализацией той или иной программы, определяющей новое представление о развитии ребенка, в том числе и физическом.  Анализ существующих программ и рекомендаций для детских дошкольных учреждений, по мнению специалистов по физической культуре, показал, что сейчас обнаружился определенный крен в сторону образовательного компонента, несомненно, отражающийся на состоянии здоровья дошкольника, которое напрямую зависит от уровня его двигательной активности. Необходимо так организовать занятия физическими упражнениями, предусмотреть такое рациональное сочетание разных видов занятий и форм двигательной активности, чтобы общий объем двигательной активности ребенка составлял не менее 60% времени пребывания в ДОУ.

Задача педагогов и родителей — создать условия для правильного физического развития ребенка, обеспечить оптимальный режим двигательной активности, способствующий своевременному развитию моторных функций, правильному формированию важнейших органов и систем в соответствии с возрастными особенностями дошкольников, с учетом сенситивных для развития определенных двигательных умений периодов.Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков  здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Большую роль в этом играют здоровьесберегающие технологии, которые используются в дошкольных образовательных учреждениях.

Первичным элементом внедрения здоровьесберегающих технологий в деятельность ДОУ  является программа медико-психолого-педагогического плана.  

Здоровьесберегающие технологии - эта система технологий, которые  не являются общепринятым набором лечебно-профилактических или физкультурных мероприятий.  Они представляет собой систему мер, направленных на  развитии  оздоровительной деятельности дошкольников  и совершенствование их физических, психических и познавательных процессов, на преодоление стратегической неопределенности, в условиях которой, как показывает практика, происходит реализация оздоровительных технологий. Оздоровительной деятельности. Система работы позволяет выделить приоритетные цели оздоровительной деятельности в соответствии со спецификой состояния здоровья и физического развития детей.

Для создания системы работы, при которой происходила бы эффективная интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни. В настоящее время в деятельность ДОУ подобраны и успешно внедрены следующие виды здоровьесберегающих технологий:

1.Подвижные и спортивные игры

2.Физкультурные минутки

3.Пальчиковая гимнастика

4.Дыхательная гимнастика

5.Гимнастика для глаз.

6.Закаливание(упражнения после сна)

7.Динамические паузы

8.Интегрированные занятия

Цель технологий:

Вырастить крепких, здоровых детей совместными усилиями педагогов, медицинских работников и семьи.

Задачи:

1. Осуществить выбор оздоровительных технологий с учетом особенностей ДОУ;

2. Разработать и апробировать систему педагогических воздействий, направленных на формирование у дошкольников понимания здоровья как важнейшей ценности, становления уже с детских лет позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих;

3.  Изучить и внедрить в практику работы ДОУ современные технологии обучения здоровому образу жизни, способствующие сохранению и укреплению здоровья детей путем развития здоровьесберегающих навыков и умений, формирования привычки думать и заботиться о своем здоровье.

4. Создать условия для внедрения системы здоровьесберегающих технологий в ДОУ;

5. Активизировать педагогический потенциал семьи в вопросах формирования ценностей здоровья через разработку и использование инновационных форм работы с родителями.

Ожидаемые результаты:

  1. Повышение профессиональной культуры педагогов в вопросах здоровьесбережения.
  2. Повышение валеологической грамотности родителей.
  3. Улучшение здоровья детей,
  4. Сформированность у выпускников ДОУ навыков личной гигиены,
  5. Повышение уровня адаптации к современным условиям жизни.

Работа по здоровьесберегающему подходу  в ДОУ включает:

  1. Занятия с психологом
  2. Психогимнастика
  3. Занятия с логопедом
  4. Логоритмика
  5. Использование приемов релаксации
  6. Терапевтические техники: песочнотерапия, игротерапия, арттерапия, сказкотерапия.

  Средства реализации программы:

1. Наличие диагностического инструментария для изучения физических и психологических и индивидуальных особенностей ребенка, определения компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения, определения валеологической культуры родителей.

2. Разработка показателей компетентности здоровьесбережения, сформированности культуры здоровья на всех возрастных этапах.

3. Слаженная работа специалистов коррекционной сферы: психолога, логопеда с воспитателями, медиками в вопросах обеспечения психологического здоровья и коррекционно-развивающей сфере.

4. Создание эффективной системы взаимодействие с семьями воспитанников и социальными институтами детства по вопросам здоровьесбережения.

 Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Литература:

1.Современные технологии обучения и воспитания детей дошкольного возраста http://psylist.net/pedagogika/stovddv.htm

2.Авдеева Н.Н., Князева О.Л. Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста». М.,2000.

3. Алямовская, В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М.,1993. – 132с.

4. Береснева, З.И. Здоровый малыш: программа оздоровления детей в ДОУ/ под ред. З.И. Бересневой.- М.: Сфера, 2005 – 31 с.

5.Васильева М.А. «Программа воспитание и обучения ребенка в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой. М., 2003.

6. Волошина, Л.Н. Играйте на здоровье / Л.Н.Волошина – М: 2003 – 87 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие между психологом и педагогами в процессе сопровождения ребенка в образовательном учреждении»

Материал содержит информацию опроцессе взаимодействия между психологом и педагогом в образовательном процессе....

Реализация здоровьесберегающего подхода в процессе обучения учащихся на уроке и во внеурочное время

Задача сохранеия и укрепления здоровья человека требует оценки и коррекции методических приёмов и педагогических технологий с естественнонаучных позиций....

Реализация здоровьесберегающего подхода в процессе обучения учащихся на уроке и во внеурочное время

Задача сохранеия и укрепления здоровья человека требует оценки и коррекции методических приёмов и педагогических технологий с естественнонаучных позиций....

Взаимодействия школы и семьи в процессе адаптации ребенка к школьному обучению.

Поступление ребенка в школу - чрезвычайно ответственный момент как для самого ребенка, так и для его родителей. Для безболезненного и успешного вхождения в учебную деятельность, ребенок должен б...

«Все, что надо знать родителю об адаптации особого ребенка к дошкольному учреждению"

На онлайн-встрече с родителями 28.05.2021г. «Все, что надо знать родителю об адаптации особого ребенка к дошкольному учреждению" совместно со специалистами   ГБОУ Школа 854  ...

Адаптация ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

Психологические и физиологические особенности адаптации дошкольников в детском саду. Советы родителям и педагогам....