Практический семинар для учителей начальной школы и воспитателей ДОУ "Прогноз школьных трудностей"
методическая разработка на тему
Оценка школьной зрелости ребёнка только по уровню его знаний и сформированности учебных навыков не позволяет прогнозировать возможные школьные трудности. Педагогу важно заранее – на основе анализа различных показателей развития ребёнка – выявить факторы риска, которые могут стать причиной проблем в обучении ребёнка. В работе представлены основные показатели развития ребёнка.
· Представленная информация структурирована в таблице «Прогноз школьных трудностей на основе выделения факторов риска в развитии ребёнка».
· Показаны варианты возможных школьных трудностей на основе факторов риска развития ребёнка;
· Рекомендованы меры помощи педагогам и родителям в сложившейся обстановке
· Представлен примерный план работы по реализации преемственности между различными ступенями образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primernyy_godovoy_plan.docx | 30.9 КБ |
plan_raboty_po_preemstvennosti_mezhdu_nachalnym_i_osnovnym.docx | 27.63 КБ |
shkolnaya_zrelost_rebyonka_i_prognozirovanie_shkolnykh_trudnostey.pptx | 101.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Примерный годовой план
совместных мероприятий по реализации преемственности между школой и дошкольным образовательным учреждением
Сроки | ||||
Организационная работа | ||||
Проведение научно-практической педагогической конференции "Совершенствование форм организации и методов обучения в ДОУ и начальной школе" | Январь | Заместитель директора по УВР, заместитель заведующего ДОУ | ||
Оформление карт здоровья выпускников ДОУ | Апрель | Заместитель заведующего ДОУ | ||
Комплектование 1-х классов | Заместитель директора по УВР | |||
Заключение договора о преемственности дошкольного и начального общего образования между начальной школой и ДОУ на учебный год | Август | Директор школы | ||
Издание приказов по начальной школе | ||||
Об утверждении плана совместных мероприятий по реализации преемственности между школой и ДОУ на учебный год | Август | Заместитель директора по УВР | ||
О зачислении учащихся 1-х классов | ||||
Об утверждении программы "Школа будущего первоклассника" | Сентябрь | |||
0 закреплении учителей начальных классов за подготовительными группами ДОУ | ||||
О создании комиссии по комплектованию 1-х классов на новый учебный год | Март | |||
О проведении дней открытых дверей | Апрель | |||
Проведение педагогических советов | ||||
"Об эффективности совместной работы учителей и воспитателей по подготовке детей к школе" | Февраль | Директор школы | ||
Совместный педагогический совет с ДОУ "Портрет выпускника ДОУ" | Апрель | Заместитель директора по УВР, заместитель заведующего ДОУ | ||
"Адаптация ребенка к школе" | Май | Директор школы | ||
Проведение совещаний при директоре | ||||
О взаимодействии учителей начальной школы и специалистов ДОУ | Сентябрь | Заместитель директора по УВР, заместитель заведующего ДОУ | ||
О совместной работе педагогов ДОУ и школы в педагогических проектах | Январь | |||
Об итогах работы по преемственности, определение задач на новый учебный год | Май | |||
Методическая работа | ||||
Диагностика затруднений дидактического и методического характера в воспитательном процессе с целью оказания методической поддержки учителям начальной школы и воспитателям ДОУ | Сентябрь | Заместитель директора по УВР, заместитель заведующего ДОУ | ||
Размещение рекомендаций для родителей будущих первоклассников на школьном сайте и сайте ДОУ | ||||
Встреча учителей выпускных 4-х классов с воспитателями подготовительных групп ДОУ | Заместитель директора по УВР | |||
Проведение педагогической мастерской, создание проекта для будущих школьников "Мы исследуем школу" | Октябрь | Заместитель директора по УВР, заместитель заведующего ДОУ | ||
Заседание научно-методического совета по теме "Преемственность в содержании обучения и воспитания" | Ноябрь | Заместитель директора по научно-методической работе | ||
Организация "недели преемственности""Школа и ДОУ: лицом друг другу" | Заместитель директора по УВР, заместитель заведующего ДОУ | |||
Изучение педагогами школы и детского сада нормативно-правовых документов и литературы по теме "Психологические компоненты готовности к школе" | Декабрь | Заместитель директора по УВР, заместитель заведующего ДОУ | ||
Изучение в ДОУ развития детей с нарушениями речи по теме "Преемственность в речевом развитии детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста" | Январь | Учитель-логопед | ||
Проведение деловой игры "Мониторинг здоровья и использование его результатов в педагогической практике" | Заместитель директора по УВР, заместитель заведующего ДОУ | |||
Организация и проведение занятий в "Школе будущего первоклассника" | февраль -май | Заместитель директора по УВР | ||
Изучение развития познавательной активности детей подготовительных групп ДОУ | Апрель | Заместитель директора по УВР, заместитель заведующего ДОУ | ||
Проведение педагогической гостиной "Создание условий для развития и саморазвития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста" | ||||
Проведение контрольных срезов по усвоению программы воспитанниками ДОУ | В течение учебного года | Заместитель директора по УВР, заместитель заведующего ДОУ | ||
Посещения воспитателями ДОУ уроков в 1-х классах начальной школы, учителями выпускных 4-х классов занятий в ДОУ | Заместитель директора по УВР | |||
Проведение круглых столов | ||||
По вопросам изучения воспитателями подготовительных групп детского сада программы 1-го класса начальной школы | Сентябрь | Заместитель директора по УВР | ||
"Проблемы адаптации воспитанников ДОУ к условиям школьной жизни" | Заместитель директора по УВР, заместитель заведующего ДОУ | |||
"Подбор программ с учетом индивидуальных особенностей познавательной и эмоциональной сферы каждого ребенка" | Октябрь | |||
"Формирование ключевых компетенций воспитанников ДОУ для успешного обучения в школе" | Ноябрь | |||
"Роль дидактической игры как средство решения учебной задачи в условиях реализации принципа преемственности дошкольного и начального общего образования" | Декабрь | |||
"Всестороннее развитие ребенка в игровой деятельности" | Январь | |||
"Портфолио как способ представления достижений ребенка" | Февраль | |||
"Лего-технологии в ДОУ и начальной школе - преемственность в обучении" | Март | |||
"Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста в рамках ФГОС" | Апрель | |||
"Использование здоровьесберегающих технологий в работе школы и ДОУ" | Май | |||
"Моделирование и планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и школе" | Июнь | |||
Проведение мастер-классов | ||||
"Развитие познавательных способностей и навыков проектирования в условиях школы в рамках преемственности дошкольного и начального общего образования" | Декабрь | Заместитель директора по УВР, заместитель заведующего ДОУ | ||
"Играем в школу" | Апрель | |||
Совместные заседания методических объединений учителей начальной школы и воспитателей ДОУ | ||||
"Формирование основных компонентов учебной деятельности младших школьников и воспитанников ДОУ согласно программным требованиям начальной школы" | Октябрь | Заместитель директора по УВР, заместитель заведующего ДОУ | ||
"Реализация преемственности в развитии деятельностных способностей дошкольников и младших школьников" | Ноябрь | |||
«Результаты мониторинга "Готовность первоклассника к школьному обучению"» | Декабрь | |||
"Итоги усвоения программы воспитанниками подготовительной группы ДОУ" | Май | |||
Проведение семинаров-практикумов для воспитателей детского сада и учителей начальной школы | ||||
"Механизм преемственности дошкольного и начального школьного образования при переходе на ФГОС" | Сентябрь | Заместитель директора по УВР, заместитель заведующего ДОУ | ||
"Подготовка воспитанников ДОУ к обучению в школе, пути решения проблем" | Октябрь | |||
"0 некоторых вопросах подготовки к внедрению ФГОС в начальной школе" | Ноябрь | |||
"Совместная работа ДОУ и начальной школы по интеллектуальному развитию детей старшего дошкольного возраста" | Декабрь | |||
"Взаимодействие участников образовательного процесса и реализация принципов преемственности урочной и внеурочной деятельности" | Январь | |||
"Формирование универсальных учебных действий на этапах дошкольного и начального общего образования как ресурс повышения качества знаний" | Февраль | |||
"Системно-деятельностный подход в практике работы школы в рамках ФГОС" | Март | |||
"Использование мультимедийных технологий в образовательном процессе ДОУ и начальной школы" | Апрель | |||
"Преемственность развития универсальных учебных действий ребенка на этапах предшкольной и школьной подготовки как условие успешного формирования учебной самостоятельности" | Май | |||
Проведение дней открытых дверей | ||||
В начальной школе для воспитателей ДОУ по теме "Первые дни ребенка в школе: адаптационный период" | Октябрь | Заместитель директора по УВР, заместитель заведующего ДОУ | ||
В ДОУ для учителей начальных классов | Апрель | Заведующий ДОУ | ||
Работа с воспитанниками ДОУ и обучающимися школы | ||||
Организация творческой выставки работ обучающихся 1-х классов | Сентябрь | Заместитель директора по УВР, заместитель заведующего ДОУ | ||
Организация занятий с детьми, не посещающими ДОУ | Заместитель директора школы по УВР | |||
Организация совместной творческой выставки работ обучающихся начальной школы и воспитанников детского сада "Волшебный Новый год" | Декабрь | Учителя начальных классов, воспитатели ДОУ | ||
Организация тематических творческих выставок работ воспитанников ДОУ | ||||
"Скоро в школу мы пойдем" | Сентябрь | Заместитель директора по УВР, заместитель заведующего ДОУ | ||
"Школа, в которой я хочу учиться" | Октябрь | Воспитатели ДОУ | ||
Проведение праздников | ||||
"1 сентября -День знаний" | Сентябрь | Заместитель директора школы по воспитательной работе | ||
"Здравствуй, золотая осень!" | Октябрь | |||
"Золотой ключик" | Ноябрь | |||
"Прощание с букварем" | Декабрь | Заместитель директора по УВР | ||
Новогоднее представление "Ожившие игрушки с елки" | ||||
"Рождественские посиделки" | Январь | |||
"Конкурс юных рыцарей" | Февраль | |||
Интеллектуальный марафон "Знай-ка!" для детей старшего дошкольного возраста | Март | Заместитель заведующего ДОУ по воспитательной работе | ||
Спортивные соревнования "Веселая эстафета" | Апрель | |||
"Бал букв" (совместное мероприятие для воспитанников ДОУ и обучающихся начальной школы) | Май | Заместитель директора по УВР, заместитель заведующего ДОУ | ||
Спортивные соревнования "Спортландия" (совместное мероприятие для воспитанников ДОУ и обучающихся начальной школы) | Учитель физической культуры школы, инструктор по физкультуре ДОУ | |||
"До свидания, детский сад!" (совместное мероприятие для воспитанников ДОУ и обучающихся 1-х классов начальной школы) | Заместитель директора по УВР | |||
Экскурсии воспитанников ДОУ в школу | ||||
В спортивный зал школы | Сентябрь | Воспитатели ДОУ | ||
В школьную столовую | Октябрь | |||
В компьютерный зал | Ноябрь | |||
В школьную теплицу | Декабрь | |||
В библиотеку | Январь | |||
В школьный музей | Февраль | |||
В актовый зал | Март | |||
В учебные мастерские | Апрель | |||
Работа с родителями | ||||
Проведение родительского собрания «Подготовка к школе в системе "детский сад -семья - школа"» | Сентябрь | Заместитель директора по УВР | ||
Оформление стенда "Для вас, родители будущих первоклассников" | Заместитель директора школы поВР | |||
Проведение родительской конференции "Поступление в школу - важное событие в жизни детей" | Октябрь | Заместитель директора по УВР | ||
Организация тематической выставки для родителей "Готовность ребенка к школе" | Зав. библиотекой | |||
Проведение в школе дня открытых дверей для родителей и будущих первоклассников | Заместитель директора по УВР | |||
Проведение расширенного заседания общешкольного родительского комитета "Период адаптации первоклассника к школьному обучению" | Ноябрь | Заместитель директора по УВР, заместитель заведующего ДОУ | ||
Групповые и индивидуальные собеседования для родителей обучающихся 1-х классов | В течение учебного года | Педагог-психолог | ||
Проведение круглых столов при участии родителей младших школьников | ||||
"Педагогика сотрудничества: педагог - ребенок- родители" | Ноябрь | Заместитель директора по УВР | ||
"Готовы ли взрослые стать родителями первоклассников" | Февраль | |||
Консультации для родителей будущих первоклассников | ||||
"Как правильно организовать внеучебное время ребенка" | В течение учебного года | Педагог-психолог | ||
"Итоги усвоения программы воспитанниками подготовительной группы ДОУ" | ||||
"Проблемы школьного обучения" | ||||
Консультации по запросам родителей | ||||
Психолого-диагностическая и коррекционно-развивающая работа | ||||
Диагностика уровня развития предпосылок к учебной деятельности (исследование мотивации первоклассников к учению) | Сентябрь | Педагог-психолог | ||
Диагностика "Педагогические затруднения по преемственности ДОУ-школа" | Сентябрь | Педагог-психолог | ||
Создание системы единого медико-психолого-педагогического контроля динамики развития детей с целью решения проблемы адаптации в 1-м классе | Октябрь | Заместитель директора школы по УВР | ||
Анализ педагогической готовности детей к обучению в школе | Октябрь, апрель | Педагог-психолог | ||
Анализ успеваемости первоклассников за первое полугодие учебного года | Декабрь | |||
Индивидуальные психолого-педагогические собеседования с детьми, поступающими в первый класс, "Готовность ребенка к школе" | Май | |||
Мониторинг готовности первоклассников к обучению в школе | 1 этап: октябрь -ноябрь, II этап: январь -март | |||
Психолого-педагогический анализ индивидуальных особенностей воспитанников ДОУ | В течение учебного года | |||
Логопедические занятия с воспитанниками ДОУ и обучающимися начальной школы | ||||
Проведение педагогических консилиумов | ||||
"Состояние адаптивности обучающихся в 1-м классе" | Октябрь | Педагог-психолог | ||
"Особенности готовности детей к школе. Психологическая, личностная, волевая, интеллектуальная готовность" | февраль |
Предварительный просмотр:
План работы по преемственности между начальным и основным
общим образованием
Сроки | Мероприятие | Цели | Ответственные | Результат | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||
В течение года | Совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей математики, русского языка и литературы | Определение соответствия программных требований, предъявляемых к обучающимся выпускных классов начальной школы, требованиям, предъявляемым учителями средней школы. Изучение методов организации учебной деятельности школьников с целью повышения их познавательной активности, своевременная коррекция деятельности учителей. Предупреждение появления тревожности у обучающихся при переходе в среднюю школу | Председатели методических объединений средней школы, учителя начальной школы | Проведение председателями методических объединений учителей средней школы консультаций для учителей начальной школы, учителей математики, русского языка и литературы будущих 5-х классов. Обмен опытом с помощью открытых уроков. Совместные заседания методических объединений учителей начальных классов и методических объединений учителей средней школы. Проведение праздников в начальной школе совместно с учителями будущих 5-х классов. | ||||
Август | Собеседование зам. директора по УВР с педагогами и классными руководителями 5-х классов | Ознакомление классных руководителей с окончательным списочным составом обучающихся 5-х классов, особенностями адаптационного периода и планом работы по преемственности на период адаптации | Зам. директора по УВР | Коррекция плана работы по преемственности на период адаптации пятиклассников | ||||
2-я неделя сентября 4 | Родительские собрания в 5-х классах при участии учителей- предметников | Ознакомление родителей с особенностями адаптационного периода, содержанием и методами обучения, системой требований к обучающимся 5-х классов, целями и задачами работы по преемственности между начальным и основным общим образованием | Классные руководители | Организация работы с родителями по вопросам адаптации обучающихся, предупреждение претензий | ||||
2-я неделя сентября | Входные диагностиче- ские работы | Определение степени сохранности (устойчивости) знаний и умений обучающихся, приобретенных в начальной школе | Председатели методических объединений | Разработка системы повторения учебного материала за курс начальной школы | ||||
Сентябрь - 1-я неделя октября | Классно-обобщающий контроль 5-х классов | Выявление организационно- психологических проблем классных коллективов, изучение индивидуальных особенностей школьников, оценка уровня их обученное, коррекция деятельности педагогов среднего звена с целью создания комфортных условий для адаптации обучающихся 5-х классов в средней школе | Администрация, психолог | Разработка системы мер по дальнейшему развитию классных коллективов | ||||
Сентябрь -1 -я неделя октября | Посещение уроков | Ознакомление с особенностями коллективов, организацией учебной деятельности школьников. Контроль соответствия уровня требований учителей возрастным особенностям обучающихся. Контроль единства требований, предъявляемых учителями к обучающимся 5-х классов | Администрация, председатели методических объединений, психолог, учителя начальной школы | Анализ уроков, изучение педагогических подходов, разработка методических рекомендаций, коррекционных мер, индивидуальная психологическая и методическая помощь | ||||
Сентябрь -1 -я неделя октября | Посещение внеклассных мероприятий | Выявление проблем формирования классного коллектива в переходный период | Замдиректора по воспитательной работе | Помощь классному руководителю в коррекции плана воспитательной работы, формировании ученического актива, разработке рекомендаций по дальнейшему развитию и сплочению классного коллектива | ||||
3-я неделя сентября | Проверка школьной документации | Проверка регулярности выставления оценок в классный журнал и дневники обучающихся, ознакомление с культурой ведения обучающимися тетрадей и дневников. Проверка контроля дисциплины обучающихся | Зам. директора поУВР | Собеседование с учителями и классными руководителями | ||||
4-я неделя сентября | Анкетирование обучающихся | Определение уровня комфортности обучающихся при переходе из начальной школы в среднюю. Изучение эмоционально-психологического климата в классном коллективе | Классные руководители, психолог | Определение форм индивидуальной работы с обучающимися и классом в целом | ||||
4-я неделя сентября -1 -я неделя октября | Изучение организации домашней работы | Выявление и предотвращение перегрузки обучающихся домашними заданиями. Хронометраж домашних заданий (по рабочим тетрадям, журналам, дневникам, анкетам). Контроль проведения учителем инструктажа для обучающихся о выполнении домашнего задания, наличия индивидуальных домашних заданий (при посещении уроков). Определение степени помощи родителей при выполнении домашней работы обучающимися (по анкетам, результатам собеседования) | Зам. директора по УВР, психолог | Индивидуальная работа с учителями, родителями | ||||
2-я неделя октября | Анкетирование родителей на родительском собрании | Определение круга претензий, предложений участников образовательного процесса друг к другу | Классные руководители, психолог | Индивидуальная работа с родителями и учителями-предметниками | ||||
2-я неделя октября | Родительские собрания в 5-х классах при участии учителей-предметников и психолога | Ознакомление родителей с итогами проверочных контрольных работ, с психоэмоциональным состоянием в классном коллективе на первом этапе адаптационного периода обучающихся в среднем звене школы | Классные руководители 5-х классов | Рекомендации родителям по устранению обнаруженных проблем. Индивидуальная работа с родителями | ||||
3-я неделя октября | Малый педсовет с участием администрации, учителей начальной школы, учителей средней школы, работающих в 5-х классах, психолога | Подведение итогов классно-обобщающего контроля 5-х классов, итогов работы по преемственности в обучении между начальным и средним образованием в период адаптации обучающихся 5-х классов к обучению в среднем звене | Зам. директора по УВР | Индивидуальная работа с учителями-предметниками с учетом замечаний. Индивидуальная работа с обучающимися с учетом полученных результатов, коррекция дальнейшей совместной работы начальной и средней школы по вопросам преемственности с учетом выявленных проблем | ||||
2-я неделя ноября | Педагогический консилиум по 5-м классам | Подведение итогов успеваемости обучающихся 5-х классов в 1 -и четверти. Оценка степени адаптации каждого ученика к условиям и требованиям средней школы. Определение перспектив дальнейшего развития обучающихся и классных коллективов | Зам. директора поУВР | Завершение работы по вопросам адаптации обучающихся 5-х классов к обучению в среднем звене школы | ||||
3-я неделя ноября | Родительские собрания 5-х классов с участием учителей-предметников | Подведение итогов успеваемости обучающихся 5-х классов в первой четверти. Ознакомление родителей с перспективами дальнейшего развития обучающихся и классных коллективов | Классные руководители 5-х классов | Совместная деятельность классных руководителей и родителей по дальнейшему формированию и развитию классных коллективов | ||||
Март | Предварительная расстановка кадров для работы в 5-х классах на следующий учебный год | Определение педагогического состава среднего звена школы для осуществления дальнейшего плана работы по преемственности | Администрация | Беседа с учителями -предметниками и классными руководителями будущих 5-х классов о целях и задачах предстоящей работы по преемственности | ||||
Март | Совместное заседание учителей выпускных 4-х классов с учителями и классными руководителями будущих 5-х классов | Определение целей и задач мероприятий по подготовке обучающихся выпускных классов начальной школы к успешной адаптации к обучению в среднем звене | Зам. директора поУВР | Корректировка плана совместной деятельности, согласование расписания взаимопосещения уроков, контрольных срезов знаний | ||||
3-я и 4-я недели апреля | Контрольные работы за курс начальной школы по русскому языку, математике, замер техники чтения | Проверить сформированность знаний за курс начальной школы, изучить готовность выпускников 4-х классов к дальнейшему обучению в средней школе | Зам. директора по УВР начальной школы | Анализ работ на заседаниях методических объединений. Коррекция знаний обучающихся. Подготовка к педагогическому консилиуму по 4-м классам | ||||
4-я неделя декабря | Педагогический консилиум по 4-м классам | Анализ результатов диагностики уровня знаний и умений обучающихся 4-х классов, соответствие уровня обученное каждого ученика требованиям к подготовке выпускников | Зам. директора по УВР начальной школы | Индивидуальная работа со слабоуспевающими обучающимися и их родителями | ||||
Январь -март | Индивидуальные беседы с родителями обучающихся 4-х классов | Ознакомление родителей с перспективами обучения детей в 5-м классе | Зам. директора по УВР | Предварительное комплектование 5-х классов | ||||
Март -май | Знакомство с классными коллективами выпускных 4-х классов. Посещение уроков администрацией, учителями средней школы, классными руководителями будущих 5-х классов, психологом, председателями методических объединений средней школы | Изучение программ начальных классов, ознакомление с особенностями выпускников начальной школы. Изучение уровня работоспособности обучающихся, их познавательной активности. Ознакомление с системой педагогических подходов учителей начальной школы, выявление психолого -педагогических проблем. Знакомство детей с их будущими учителями | Зам. директора по УВР | Проведение в 4-х классах пробных уроков учителями средней школы, разработка и проведение коррекционных мероприятий | ||||
2-я неделя апреля | Психологическое тестирование обучающихся 4-х классов | Изучение личности выпускника начальной школы | Классные руководители 4-х классов, психолог | Составление психологической характеристики классных коллективов. Подготовка материалов к педагогическому консилиуму | ||||
1 -я неделя мая | Педагогический консилиум по 4-м классам | Анализ результатов диагностики уровня знаний и умений обучающихся 4-х классов. Определение соответствия уровня подготовленности каждого ученика 4-го класса требованиям средней школы | Зам. директора поУВР | Составление психологического и педагогического портрета каждого ученика и классных коллективов. Проект комплектования 5-х классов | ||||
2-я неделя мая | Совещание при директоре | Подведение итогов работы по преемственности между начальным и основным общим образованием за истекший год. Определение коэффициента полезного действия проделанной работы | Директор | Разработка плана преемственности на следующий учебный год с учетом опыта и пожеланий педагогического коллектива | ||||
2-я неделя мая | Экскурсии выпускных классов начальной школы по территории средней школы | Знакомство обучающихся с кабинетной системой средней школы | Классные руководители будущих 5-х классов | Знакомство обучающихся с кабинетной системой средней школы | ||||
Последняя неделя обучения | Классные собрания обучающихся выпускных 4-х классов с участием педагогов и классных руководителей будущих 5-х классов | Торжественный перевод выпускников начальной школы в среднюю школу | Зам. директора поУВР | Праздничные мероприятия, посвященные переводу обучающихся 4-х классов в среднюю школу | ||||
4-я неделя мая | Совещание при директоре | Комплектование 5-х классов | Директор | Составление списочного состава 5-х классов, утверждение педагогического состава и классных руководителей будущих 5-х классов | ||||
4-я неделя мая | Родительские собрания 4-х классов с участием учителей средней школы | Подведение итогов учебного года. Знакомство родителей с будущими учителями их детей, снятие психологического барьера ожидания трудностей при обучении в 5-м классе | Директор | Определение перспектив дальнейшего обучения детей, согласование с родителями возможного уровня обучения в 5-м классе |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: Проанализировать различные показатели развития ребёнка; рассмотреть возможности предотвращения многих школьных проблем для повышения успешности обучения и сохранения физического и психического здоровья ребёнка
Задачи: • Обработать информацию, на основе которой заполнить таблицу «Прогноз школьных трудностей на основе выделения факторов риска в развитии ребёнка». • Выявить варианты возможных школьных трудностей на основе факторов риска развития ребёнка; • Рекомендовать меры помощи педагогам и родителям в сложившейся обстановке • На основе примерного плана работы составить план работы по реализации преемственности между различными ступенями образования
тезаурус Адаптация – ( лат) приспособление. Процесс и результат взаимодействия индивида с кардинально меняющейся средой, в ходе которой постепенно согласуются требования и ожидания. Преемственность трактуется широко - как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. - это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию
Основания для осуществления преемственности 1. Состояние здоровья и физическое развитие детей . 2. Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности. 3. Умственные и нравственные способности учащихся. 4. Сформированность их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития. 5. Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.
Основные преимущества раннего прогнозирования школьных трудностей • Возможность предотвращения многих школьных проблем; • Повышение успешности обучения; • Сохранение физического и психического здоровья ребёнка
Основные показатели развития ребёнка Социальное развитие Личностное развитие Развитие организации деятельности ребёнка. Общее развитие ребёнка Развитие внимания и памяти Речевое развитие Развитие показателей зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций Развитие здоровья ребёнка
Показатели социального развития ребёнка •Ребёнок идёт на контакт со сверстниками и взрослыми, умеет знакомиться; •Общается со сверстниками, знает правила общения; •Способен управлять своим поведением; • Знает, что можно, чего нельзя, не агрессивен, не драчлив; •Умеет общаться со взрослыми людьми, тактичен, спокойно отвечает на вопросы; •Спокойно адаптируется в новой обстановке ( в гостях, в поездке и т.п ), не меняет своего поведения, не становится возбуждённым; •Умет различать ( чувствует) отношение и настроение взрослых; •Не избегает отношений с новыми людьми.
Факторы риска Варианты возможных трудностей Рекомендуемые меры помощи Трудности установления контактов со сверстниками Трудности установления контактов со взрослыми Формирование негативного отношения к детям. Затяжные конфликты. Снижение мотивации учения. Нежелание идти в школу. Страхи ( боязнь школьного учителя, школы) Комплексные трудности обучения Оказывать повышенное внимание с первого дня. Познакомить с детьми. Определить общее дело и совместную работу с фиксированным результатом или дело, за которое ребёнок отвечает вместе с другими детьми. Стимулировать ситуативное и вне ситуативное общение со сверстниками. Поддерживать, подбадривать, хвалить. Спокойное доброжелательное отношение в сложных ситуациях.
Непонимание дистанции между собой и взрослыми Нарушение поведения. Затяжные конфликты. Комплексные трудности обучения. Нарушения психического здоровья ( страхи, неадекватные реакции, навязчивые движения) Необходима консультация врача-психоневролога и строгое следование его советам. Спокойное доброжелательное отношение, строгость, требовательность. Проанализировать семейную ситуацию, отношение родителей к ребёнку. Возможен специальный психологический тренинг коммуникативных умений. Постоянный контакт с родителями, определение тактики совместных действий. Трудности адаптации в новой обстановке Сложность периода адаптации в школе. Комплексные трудности обучения. Внимание, поддержка, спокойное доброжелательное отношение. Создание условий для взаимодействия со сверстниками.
Показатели личностного развития ребёнка • Ребёнок осознаёт своё положение в общении со сверстниками; • Может работать самостоятельно, а не только в присутствии взрослого; •Умеет оценивать свои поступки; •Ребёнок стремиться: - к установлению и сохранению положительных отношений со сверстниками и взрослыми; - достижению результата в той или иной деятельности; способен достаточно объективно оценить этот результат; - личными достижениям, самоутверждению, признанию.
Неверная самооценка, необъективное отношение к результатам своей деятельности. Возможны конфликты со сверстником и учителем (слёзы, обиды, злость) Отсутствует активный познавательный процесс. Может активно привлекать внимание учителя к себе, сердится, если это не получается. Боится отвечать, выходить к доске, не уверен, даже, если всё знает. Старается уйти от общения со сверстниками, трудна самостоятельная работа. Возможно снижение мотивации и успешности обучения. Занижена самооценка ( замкнут, неуверен , боится новых контактов, ситуаций) Привык работать только под контролем взрослых, не умеет самостоятельно выбрать занятие, дело. Отсутствие интереса, активности на уроках, нежелание выполнять домашние задания. Комплексные трудности, снижение успешности обучения. Тактично, спокойно, доброжелательно объяснять ситуации, не фиксировать внимание на поведении ребёнка – отвлекать, переключать на другой вид деятельности. Включать в совместные виды деятельности, игры с другими детьми. Поддерживать взглядом, словом, жестом. Поощрять активность. Фиксировать, отмечать при других детях любые успехи и удачи. Определение тактики родителей ( поддержка, подбадривание, отсутствие негативных оценок). Использовать индивидуальные задания с заранее запланированным успешным результатом. Постоянный контакт с родителями, определение совместных действий.
Показатели организации деятельности ребёнка • Ребёнок воспринимает инструкцию и выполняет по ней действие в соответствии с поставленной целью и задачами; ему не нужно несколько раз повторять инструкцию; • Доводит задание до конца, умеет оценить качество работы; • Не торопиться, не суетится, не требует постоянного внимания; • При неудаче не сердится, принимает помощь взрослого, с подсказкой выполняет задание; • Способен: - самостоятельно найти и исправить ошибку в своей работе; не ждёт конкретных указаний; - сосредоточенно выполнять задание в течение 10-15 минут; - планировать свою деятельность.
Трудности концентрации внимания и включения в работу. Трудности сосредоточенной работы без отвлечений. Неумение планировать деятельность. Хаотичная работа методом проб и ошибок. Неумение завершить работу. Не воспринимает инструкцию ( необходимо повторение несколько раз). Воспринимает задание фрагментарно. Возможно ухудшение организации деятельности на самостоятельных и контрольных работах. Не усваивает материал, приходится повторять задание. Выполняет не те задания ( путает задания) Торопиться закончить работу, не оценивает качество. Раздражителен, плаксив при неудаче. Не торопить, создать условия для работы в медленном темпе. Макси разделить на этапы. Максимально индивидуализировать работу, особенно формулировку задания, объяснить ход выполнения, сложную задачу Контролировать ход выполнения задания. Все поправки, замечания, объяснения давать без раздражения и недовольства. Не рекомендовать родителям длительные дополнительные занятия дома. Не требовать переписывания. Любое задание, объяснение и выполнение действия должно быть осознанным; механическое копирование малоэффективно. Возможна специальная работа с психологом по развитию произвольности и формированию структуры организации деятельности.
Показатели общего развития детей • Ребёнок активно воспринимает любую новую информацию, задаёт вопросы; •Понимает смысл и последовательность событий; •Имеет элементарный запас сведений о своей семье, о себе, быте, окружающем мире; умеет пользоваться этими сведениями; • Способен: - систематизировать и классифицировать предметы, явления, процессы; - выявлять простые причинно-следственные связи; - высказывать своё элементарное суждение, делать простой логический вывод.
Трудности решения простейших логических задач. Неумение делать выводы о причинно-следственных связях. Неумение высказывать собственную мысль. Элементарный запас знаний об окружающем мире недостаточен для решения учебных задач Комплексные затруднения при обучении на различных уроках. Снижение мотивации учения при интенсивной программе обучения к середине года, отставание по всем предметам ( в основе: трудности формулировки понятий, сложность выделения главного; неумение делать выводы, выделять сходства и различия, проводить классификацию) Использовать индивидуальные варианты работы. Подробно объяснить, что нужно сделать, что и как должно получиться. Стимулировать обсуждения, размышления, анализ в простейших ситуациях. Использовать наглядно-образные формы работы, конструктивную деятельность, реальные действия с предметами. Любая деятельность должна быть осознанной, осмысленной ( исключить механическое копирование). Поддерживать, подбадривать при выполнении заданий. Организовать развивающие занятия с психологом. Рекомендовать родителям любые развивающие игры с ребёнком, чтение книг, обсуждение, разговор. Исключить дополнительные нагрузки.
Показатели развития здоровья ребёнка •Не было (нет) частых простудных заболеваний ( 3-4 раза в год); •Нет тяжёлых хронических заболеваний; •Хорошо и спокойно засыпает, спит ( не вскрикивает, не вертится, нет ночного недержания мочи); •Нет ночных страхов ( темноты, одиночества, «страшилищ» и т.п ); •Нет навязчивых движений ( непроизвольные подёргивания мышц лица, шеи, моргание, обкусывание ногтей); •Началась смена молочных зубов •Выполняет «филиппинский тест» ( правую руку ребёнка при строго вертикальном положении головы кладут поперёк середины темени, пальцы рук при этом вытянуты в направлении мочки уха. Рука и кисть плотно прилегают к голове. Положительным «филиппинский» тест считают, если кончики фаланг пальцев ребёнка достигают ушной раковины.).
Частые простудные заболевания. Хронические заболевания. Пограничные нарушения психического здоровья Низкая, неустойчивая работоспособность. Повышенная утомляемость, неспособность выдерживать длительную интенсивную нагрузку. Жалобы на усталость, головные боли. Трудности концентрации внимания, работы без отвлечений. Гиперактивность или наоборот, заторможенность, вялость, отсутствие интереса к занятиям. Рекомендуется щадящий режим. Противопоказаны интенсивные и усложненные программы. Рекомендуется ограничение дополнительных нагрузок. По возможности индивидуальная работа, особенно после болезни. Не рекомендуется посещение групп продлённого дня Биологический возраст отстаёт от «паспортного» Трудности психологической и функциональной адаптации к школе. Возможны нарушения поведения. Трудности физиологической и психологической адаптации. Высокая утомляемость и истощаемость. Нарушение физического и психического здоровья Рекомендуется щадящий режим Не рекомендуется посещение групп продлённого дня Рекомендуется индивидуальная работа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на семинаре для учителей начальной школы "Развитие речи и детского речевого творчества"
Выступление содержит краткий анализ возможностей учебных программ и учебников УМК "Планета знаний" и развитие речи младших школьников на внеурочных занятиях...
План работы школьного методического объединения учителей начальной школы и воспитателей гпд. (межпредметная группа) 2019-2020 уч.г.
Школьное методическое объединение межпредметной группы учителей начальной школы, гпд, внеурочная деятельность,все классы объединены....
Практический семинар для учителей начальной школы и воспитателей ДОУ "Прогноз школьных трудностей"
Оценка школьной зрелости ребёнка только по уровню его знаний и сформированности учебных навыков не позволяет прогнозировать возможные школьные трудности. Педагогу важно заранее – на основе анали...
Выступление и рекомендации психолога по теме «Работа педагога с детьми с задержкой развития» на городском семинаре для учителей начальной школы
Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста, и как правило обнаруживается при начале систематической учебной деятельности....
Практический семинар для учителей начальных классов "Мир деятельности"
Семинар мир деятельности1. Презентация и сопровождающий ее текст "Первые итоги реализации надпредметного курса "Мир деятельности".2. Буклет к семинару.3. Результаты диагностики....
Лекция для учителей начальной школы и воспитателей детского сада "Технология подготовки младших школьников к развитию речи"
Современные образовательные технологии приобретают все большую значимость в осуществлении учебного и воспитательного процесса в школе.Технология «Подготовки детей к развитию речи» даёт пол...
Выступление на ШМО учителей начальной школы и воспитателей гпд. "Игра - важное средство воспитания и всестороннего развития детей младшего школьного возраста".
В игре проявляются и развиваются разные стороны личности ребёнка, удовлетворяются многие его интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер....