Использование пословиц и поговорок в работе по развитию речи.
статья по теме

Митрофанова Наталья Николаевна

Известно, что народное искусство особенно доступно восприятию ребенка, что обусловлено простотой формы и образов. Такой яркий и выразительный материал, как фольклор, несет в себе важный эмоциональный заряд, необходимый для коррекционной работы с детьми с отклоняющимся речевым развитием. Поэтому в коррекционной работе должны активнее использоваться возможности устного народного творчества, стимулирующего формирование аффективного воображения и речи. Русские народные песенки, потешки, прибаутки, развлекают и развивают ребенка, создают у него бодрое, радостное настроение. Колыбельные песни вызывают состояние психологического комфорта. Сказки способствуют психическому развитию ребенка, подготавливая положительный эмоциональный фон для адекватного восприятия окружающего мира и отражения его в речевой деятельности. Простота и лаконичность народного фольклора помогает простыми коррекционными средствами решать сложные задачи преодоления задержки речевого развития. Малые фольклорные формы созданы на материале, который хорошо известен детям раннего и младшего дошкольного возраста, близок их пониманию, конкретен.В своей работе народный фольклор я рекомендую использовать учителям в разных видах деятельности: - в обучении правильному произношению; - в приобщении детей к русской национальной культуре; - в непосредственно образовательной деятельности; - в беседах; - в наблюдениях; - в народных подвижных играх; - в играх на развитие мелкой моторики; - в театрализованной деятельности; - в инсценировках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование пословиц и поговорок в работе по развитию речи.

Известно, что количество детей младшего школьного возраста с отклонениями в речевом развитии непрерывно увеличивается.

В своей работе я использую произведения устного народного творчества. Гениальный творец языка и величайший педагог – народ  создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням его эмоционального  и нравственного развития.  Сопровождая работу с детьми пословицами, поговорками  и скороговорками , приучаю их вслушиваться в звуки речи, улавливать  ритм, отдельные звукосочетания и проникать в их смысл.

      Пословицы и поговорки заключают в  себе  богатство  смысла.  Пословицы похожи, и не похожи на афоризмы, мудрые  высказывания знаменитых  

писателей, общественных деятелей.

 Пословица тем и отличается от  афоризма,  что,  кроме прямого

смысла, заключает в себе иносказательный смысл,  более  значительый

по сравнению с тем,  который  в  них  прямо  выражен.  Содержание  пословицы

раскрывается в речи.

      Поговорка сходна с пословицей,  но  поговорка  –  не  является  полным

суждением. Поговорка – часть суждения, часть предложения.

      Народ отличил пословицу от поговорки:  поговорка  –  только  цветочек,

яркое выражение, а пословица – ягодка: это законченное предложение.

      И  теоретики  –  педагоги,  и  воспитатели  –  практики   неоднократно

подчеркивали высокие педагогические качества средств русского фольклора.

 Первые пословицы ребенок слышит в  речи взрослых, при этом ему раскрывается смысл пословицы как общепринятого поучения.

Народные пословицы содержат мораль, выработанную многими поколениями: «Кончил дело – гуляй смело» «Нет друга – ищи, а нашел – береги». В приобщении ребенка к человеческой мудрости и состоит большое педагогическое значение пословиц. Пословица легко запоминается, поскольку народ облек наставительную мысль в краткую ритмическую форму с четким композиционным членением суждения на части

Пословица – законченное суждение, поговорка – это часть суждения, как бы не законченное выражение. Пословица делает поучительный вывод, обобщает сказанное. Поговорка дает меткую оценку событию или человеку

 Народные поговорки – это широко распространнные образные  выражения, метко определяющие какое-либо жизненное явление. В отличии от пословицы поговорка лишена обобщенного поучительного значения и ограничивается образным, иносказательным определением какого-либо явления. Однако поговорка не просто определяет явление, а дает ему выразительную эмоциональную оценку. Одно дело сказать о ком-то, что он причиняет нам неудобство своим постоянным присутствие, другое- сказать, что он надоел как горькая редька. Детская речь, эмоциональная по природе своей, легко сближается с народными поговорочными выражениями, однако взрослому нужно постоянно следить за уместностью и правильностью употребления пословиц и поговорок в речи детей.

Работа над пословицами и поговорками начинается с объяснения их смысла. Сначала   учитель произносит пословицу или поговорку и спрашивает у  ученика, как тот ее понимает. Если ученик затрудняется ответить или не понимает смысл, учитель  разъясняет текст. Затем  ученик  проговаривает пословицу, четко произнося автоматизируемый звук. После нескольких раз повторения, ребенок самостоятельно воспроизводит  пословицы и поговорки, использованные на занятии. Закрепляется их текст в домашнем задании.

Виды работ с пословицами на уроках литературного чтения во 2 классе.

 1.Составь из данных слов пословицу, объясни её смысл и определи тему.
Учиться, пригодиться, смолоду, навек.
2.Из данных пословиц выбери ту, которая относится к теме «Родина».
Где терпенье, там и уменье.
Всякому мила своя сторона.
Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
3.Прочитай пословицы, объясни их смысл и определи тему.
Легко друзей найти, да трудно сохранить.
Один за всех, все за одного.
4.Подумай, какие из следующих пословиц подходят к высказыванию6
«Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель,
но одна у человека родная мать – одна у него родина».
Жить – родине служить.
Родина – мать, умей за неё постоять.
Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Всякому мила своя сторона.
5.Выбери из пословиц ту, которая больше других подходит к стихотворению:
Если хочешь пить
Если хочешь пить, то колодец копай.
Если холодно станет, то печь истопи.
Если голоден, то испеки каравай.
Если ж ты одинок, то чуть-чуть потерпи.
3.
И потянутся путники по одному
И к воде, и к теплу, и к тебе самому.
В.Берестов.
Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
Легко друзей найти, да трудно сохранить.
Живи для людей, поживут и люди для тебя.
6.Соедини начало и продолжение пословиц, объясни их смысл.
Без труда не вытащишь… дело огнём горит.
В умелых руках… так и не будет скуки.
Не сиди сложа руки… и рыбку из пруда.
7.Вспомни и назови три пословицы к теме «Учение».

Виды работ с пословицами на уроках литературного чтения в 3 классе.

 1.Выбери пословицу, относящуюся к теме «Где ум, там и толк», и объясни её смысл.
Любишь брать, люби и отдавать.
Как поживёшь, так и прослывёшь.
Чужим умом жить – добра не нажить.
2.Выбери пословицу, относящуюся к теме «Век живи – век учись», и объясни её смысл.
Хорошие дети – отцу и матери утешенье.
Рука победит одного, знания поборют тысячи.
3.Выбери пословицу, относящуюся к теме «Каждому слову своё место», и объясни её смысл.
Твоими бы устами да мёд пить.
Много видит, да мало смыслит.
Вода и камень долбит.
4.Выбери пословицу, относящуюся к теме «Без дела жить – только небо коптить», и объясни её смысл.
Не тот батюшка, кто родит, а тот, кто уму-разуму научит.
Поехал за море телёнком, вернулся бычком.
Муравей не велик, а горы копает.
5.Выбери пословицу, относящуюся к теме «За правое дело стой смело», и объясни её смысл.
Правда в огне не горит и в воде не тонет.
Ешь, пей, да дело разумей.
Лучше поздно, чем никогда.
6.Выбери пословицу, относящуюся к теме «Нет худа без добра», и объясни её смысл.
Кто сам плут, тот другим не верит.
Перестань о том тужить, чему нельзя пособить.
Иное зло и терпеньем одолеть можно.
7.Выбери пословицу, относящуюся к теме «Смелость города берёт», и объясни её смысл.
Прыткий на ноги, да на смекалку слаб.
Худой солдат, который не надеется быть генералом.
Всякий трус о храбрости беседует.
8.Выбери пословицу, относящуюся к теме «Доброе дело на век», и объясни её смысл.
Доброе дело само себя хвалит.
Бежит, словно земля под ногами горит.
В лихости и зависти нет ни проку, ни радости.
9.Выбери пословицу, относящуюся к теме «Жадность покою Лютый враг», и объясни её смысл.
Гнева не пугайся, а ласку не пугай.
Берут завидки на чужие пожитки.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
10.Выбери пословицу, относящуюся к теме «Не всё то золото, что блестит», и объясни её смысл.
Одна ласточка весны не делает.
Личиком белёнок, да душой черненок.
11.Выбери пословицу, относящуюся к теме «Век долог, всем полон», и объясни её смысл.
Есть совесть, есть и стыд, а стыда нет, и совести нет.
Легко начать, да не легко кончить.
Пословица недаром молвится.
12.Выбери пословицу, относящуюся к теме «Молодость не грех, а старость не смех», и объясни её смысл.
Чужим умом жить – добра не нажить.
На словах одно, а на деле другое.
И старость не страшна, коли молодые помогут.
13.Выбери пословицу, относящуюся к теме «На что клад, коли в семье лад», и объясни её смысл.
Земля тарелка: что положишь, то и возьмёшь.
После дела гуляй смело.
Согласную семью и горе не берёт.
14.Выбери пословицу, относящуюся к теме «Все за одного- один за всех», и объясни её смысл.
По прутику всю метлу переломать можно.
Кулаком победишь одного, а умом тысячи.
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
15.Выбери пословицу, относящуюся к теме «За родной край и жизнь отдай», и объясни её смысл.
Нет такого дружка, как родная матушка.
Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Доброе дело – правду говорить смело.

16.Выбери пословицу, относящуюся к теме «Что посеешь, то и пожнёшь», и
объясни её смысл.
Старый ворон не каркает даром.
Пчела мала и та работает.
На добрый привет и добрый ответ.

Виды работ с пословицами на уроках литературного чтения в 4 классе. 

1.Нарисуй рисунок, отображая смысл одной из пословиц.
Словами горю не поможешь.
Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь.
Не рой другому яму, сам в неё попадёшь.
Где счастье, там и радость.
Человек не для себя родится.
Всякому мила своя сторона.

2.Составь мини-рассказ по пословице
Береги землю родимую, как мать любимую.
Не плюй колодец, пригодится воды напиться.
Старый друг лучше новых двух.
Друзья познаются в беде.
Дракою прав не будешь.
Хорошо в гостях, а дома лучше.
Не смейся над старым, и сам будешь стар.
Мир не без добрых людей.
Враньё не введёт в добро.
Наскоро делать – переделывать.

3.Данные пословицы раздели на две группы: назидательные и ироничные.
Век живи, век учись.
Не грози щуке морем.
От доброго слова язык не отсохнет.
Труд человека кормит, а лень портит.

4. Какие мысли и чувства народа выражают следующие пословицы:

Родина – мать, умей за нее постоять.

На чужой стороне и весна не красна.

Человек без родины, как без крыльев птица.

Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.

Родина любимая – что мать родимая.

Защитить Родину можно тогда, когда:

Один за всех и все за одного

5.Много пословиц о дружбе, верности. Я вам прочитаю несколько маленьких рассказов – ситуаций, попробуйте дать им названия, или завершить их, используя пословицы.

Валя долго болела. Ребята из ее класса часто навещали ее, приносили задания на дом, помогали учить уроки. Когда Валя выздоровела, она пошла в школу и совсем не отстала от одноклассников. ( Друзья познаются в беде).

Вова дружил с Сережей. Как – то они поссорились. Узнав об этом, мама сказала: « Нет друга – ищи, а нашел – так береги».

Коля приехал в гости к бабушке. Он быстро подружился с местными ребятами. Решили они сделать из бабушкиного сарая штаб. Дружно взялись за работу. Вдруг кто – то из ребят нечаянно сломал прогнившую доску сарая. Коля обиделся и прогнал ребят. Он решил строить штаб сам. Подошла бабушка и сказала: « Одной рукой и узла не завяжешь».    

Ира гостила у дедушки. В его саду росли яблоки. Самые вкусные яблоки были очень высоко. Ире очень хотелось попробовать яблок. Дедушка предложил ее взять лестницу и достать их. Но Ире было лень. Что сказал дедушка? (Хочешь, есть, да не хочется лезть. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Любишь кататься люби и саночки катать.)

Давайте на примере пословиц «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» определим в чем смысл этой пословицы.

Пословицы имеют часто прямой и переносный смысл. (Показать прямой и переносный смысл).

6.. Какие пословицы можно взять эпиграфами к сказкам «Царевна – лягушка»

(Добро худо переможет.  Сила уму уступает). К сказке « Иван – крестьянский сын». (С родной земли – умри, не сходи. Родина – мать, умей за нее постоять).

7.Подобрать к следующим ситуациям поговорки.

1.Очень хорошо подготовился к экзаменам и сдал их……Как?  (Без сучка, без задоринки). Какой прямой и переносный смысл этой поговорки? Какую оценку работы заменяет эта поговорка?

2.Работа сделана очень хорошо, так что….(Комар носа не подточит).

3. Какие поговорки можно использовать, что бы оценить человека, который не может держать слова? ( Он любит бросать слова на ветер).

4. Можно ли заблудиться в небольшом лесу. Есть ли об этом поговорка? ( Заблудился в трех соснах). Как объяснить переносное значение ее? Зачем понадобилось такое преувеличение в поговорке?

8.1.Назовите писателя, который в своем творчестве часто обращался к пословицам и поговоркам. Назовите некоторые из них.

2.Назовите пословицы и поговорки где употребляется цифра 7, 1, 2.

Вопросы -  шутки.

Какими пословицами и поговорками можно выразить смысл песен:

1.Казино. (Делу – время, потехе – час).

2.Сделать хотел грозу, а получил козу. (Без наук, как без рук).

3.Теперь я чебурашка и каждая дворняжка, лапу при встрече  сразу подает. (Не имей сто рублей, а имей сто друзей).

4.Друг в беде не бросит,

Лишнего не спросит, вот что значит  настоящий верный друг. ( Друзья познаются в беде).

5.Поделись улыбкою своей и она к тебе не раз еще вернется. (Как аукнется, так и откликнется).

9. «Пословицы о труде»

Вспомните известные вам пословицы о труде и запишите их.

Предлагаю объяснить пословицы о труде.

Дерево сильно корнями, а человек — трудом.

Человек живет век, а доброе дело - два.

Деревья смотри в плодах, а человека — в делах.

Птица красна пером, а человек - трудом.

10. (Звучат первые аккорды песни «Если с другом вышел в путь» (муз. В. Шаинского, сл. М. Танича).)

Вы, конечно же, узнали мелодию В. Шаинского и догадались, о каких пословицах мы будем говорить .Итак, пословицы о дружбе. Назовите известные вам пословицы о дружбе. Чему они учат?

11. Расшифруйте пословицу, в которой перепутались все слова и слоги. Какая команда сделает это быстрее других?

(Текст пословиц на доске.)

Чело что без век дру, во га зем без ля ды.

Восстановленный вид пословицы:

Человек без друга, что земля без воды.

12.Пословицы об учении, о книге.

У поэта С. Михалкова есть строки:

Я к вам обращаюсь, товарищи дети:

Полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книги друзьями заходят в дома,

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

Ваша задача заключается в том, чтобы правильно подобрать к началу пословицы о книгах концовку. Начало в левом столбике, а конец — в правом, но строчки начала и конца не совпадают. Восстановите пословицы.

1. Книга — зеркало лучший друг.

2. Хорошая книга — души.

3. Прочел новую книгу — что теплый дождик для всходов.

4. Книга для ума — встретился с другом.

Объясните смысл одной из пословиц по вашему выбору.

— Встречались ли вам в книгах пословицы? Если да, то в каких? (Ответы детей.)

— А кто из писателей посвятил сбору пословиц и поговорок всю свою жизнь?

Да, это Владимир Иванович Даль.

Даль был офицером, врачом-окулистом, но самым главным делом его жизни, которое принесло ему славу и известность, был «Словарь живого великорусского языка» — огромное собрание русских слов (200 000), пословиц, сказок и народных игр.

— Как вы думаете, зачем он собирал пословицы и поговорки? (Ответы детей.)

А сейчас мы проверим, знаете ли вы значение слов, которые имеются в пословицах, появившихся давным-давно.

13. Объясни слова

1. Пословица недаром молвится.

Что означает слово «молвится»? Подберите к нему слова-синонимы.

2. Счастье без ума, что дырявая сума: где найдешь, там и сгубишь.

Что такое сума? Каким словом можно заменить в данной пословице слово «сгубишь»? Как будет звучать пословица? (Счастье без ума, что дырявая сума: где найдешь, там и потеряешь.)

3. Своя земля и в горсти мила.

Что такое горсть? В каком значении употреблено это слово в пословице? (Мила и в небольшом количестве. Самая малость земли и та мила.)

4. Не красна изба углами, а красна пирогами.

Что такое изба? В каком значении употреблено слово «красна»?

Задание11.

Пословицы с числительными.

Кто из вас может сказать, что такое числительные? Это слова, называющие числа, например «два», «восьмой» и т. п. Известно множество пословиц, в которых упоминаются числительные. Как вы думаете, какая цифра встречается в пословицах чаше всего? Да, цифра 7. Давайте вспомним пословицы с числительным «семь».

1. Семеро одного не ждут.

2. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

3. Семь бед — один ответ.

4. Семеро с ложкой, один с сошкой.

Задание12

Попробуем  пословицы «оживить», т. е. продемонстрировать, показать с помощью жестов и мимики.

Дети вытягивают конверт с пословицей и готовятся к показу. Задача всех-  угадать пословицу .

Семеро одного не ждут.
2. Семь раз отмерь, один отрежь.
3. Один в поле не воин.
4. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
5. У семи нянек дитя без глазу.
6. Семь бед – один ответ.
7. За одного битого двух небитых дают.
8. Один волк гоняет овец полк.
9. Один гусь травы не вытопчет.
10. Двое дерутся – третий не суйся.
11. Два сапога – пара.
12. Два одному – рать.
13. Двое пашут, а семеро руками машут.
14. Двое плешивых да за гребень дерутся.
15. Три жены имел и от всех терпел.
16. Три раза прости, а четвертый прихворости.
17. Три деньги в день – куда хошь, туда и день.
18. Пятое колесо в телеге лишнее.

Задание13. Назовите пословицы с  числительным  «один».

Один - задириха, другой - неуступиха.
Одна весна на Родине лучше, чем сто весен на чужбине.
Одна пчела немного меду натаскает.
Одно дерево срубишь - десять посади.
Одной рукой в ладоши не хлопнешь.
Одна правда на свете живет.
Один раз не в счет.
Один в поле не воин.
Один в море - не рыбак.
Одна рука узла не вяжет.
Один пашет, а семеро руками машут.
Одна голова на плечах.
Одна нога тут, другая - там.
Одна мудрая голова ста голов стоит.
Одна пчела лучше, чем рой мух.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
На одном месте и камень мхом зарастает.
Одно сегодня лучше двух завтра.
Одной рукой и узла не завяжешь.
От одного слова да навек ссора.
У ежа одна сила - колючки.
Одному ехать - и дорога длинна.
Раз солгал - навек лгуном стал.
Руки поборют одного, знанье - тысячу

Задание14. Половинки.

(задание на развитие словесно-логического мышления и установление причинно-следственных связей разной сложности).

Дети, прочитав первую часть пословицы, должны подобрать к ней вторую.

Игру можно усложнить, прочитав конец пословицы, предложив детям найти ее начало.

Любишь кататься,

Делано наспех,

Что посеешь

За двумя зайцами погонишься,

Доброе слово

У плохой пряхи

Волков бояться —

Век живи,

Как аукнется,

Чем дальше в лес,

Делу время,

Не в свои сани

Поспешишь —

Семь раз отмерь,

В гостях хорошо,

то и пожнешь.

и кошке приятно.

в лес не ходить.

нет для себя рубахи.

ни одного не поймаешь.

люби и саночки возить.

сделано на смех.

а дома лучше.

тем больше дров.

век учись.

так и откликнется.

потехе час.

не садись.

людей насмешишь.

один раз отрежь.

Задание15. Пропущенные слова

(задание на умственное и речевое развитие).

В задании нужно догадаться, как правильно в содержании пословиц расставить слова большой — маленький, чтобы они имели поучительный смысл и верно согласовывались с существительными.

1. __________________________ пенек опрокинул __________________ воз.

2. _________________________ дело лучше _______________________ безделья.

3. Даже самое __________________ дерево выросло из ____________________ семени.

4. В _________________ лодку _______________________ груз не кладут.

5. __________________________ крючком __________________________ рыбу не выудишь.

 Задание16.

Слова с противоположным смыслом

(задание на расширение и обогащение словаря, работа над словами-антонимами).

В этом задании нужно найти слова с противоположным смыслом сначала в пословицах, распечатанных на карточках, затем выполнять это задание на слух. Пословицы можно разделить на несколько групп, в зависимости от того, какой частью речи являются слова-антонимы.

Задание17.

Имена существительные

Ученье — свет, а не ученье — тьма.

Умный молчит, когда дурак ворчит.

Умный себя винит, глупый — своего товарища.

Умный делу научит, а глупый только наскучит.

Было бы начало, будет и конец.

Будет день, будет и ночь.

Лучше горькая правда, чем красивая ложь.

Злой плачет от зависти, а добрый от жалости.

Ищи друзей, а враги сами найдутся.

Неверный друг — опасный враг.

Сытый голодного не разумеет.

От лени — болезнь, от работы — здоровье.

Добро побеждает зло.

Кто солгал с утра, будет лгать и вечером.

Никакое худо до добра не доводит.

Друг спорит, а враг поддакивает.

Трус погибает, а храбрый побеждает.

Чему научишься в молодости, пригодится и в старости.

Задание18.  Имена прилагательные

Родная сторона — мать, чужая — мачеха.

Старый друг лучше новых двух.

Черная земля белых рук не любит.

У мудрого человека длинные уши и короткий язык.

Жизнь короткая, а слава долгая.

Доброго чти, а злого не жалей.

За доброе жди добра, за худое — худо.

Добрая слава лежит, а худая — бежит.

Белый хлеб растет в черной земле.

Нового счастья ищи, а старого не теряй.

Маленькая ложь за собой большую ведет.

Не называй дурное хорошим, а черное белым.

Задание 19.Глаголы

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Умей взять, умей и отдать.

Как пришло, так и ушло.

Умеешь ссориться, научись и мириться.

Дождик вымочит, солнце высушит.

Задание20. Другие части речи

Меньше болтай, да больше соображай.

Меньше говори, больше слушай.

Мягко стелет, да жестко спать.

Говорит прямо, а делает криво.

Болен — лечись, здоров — берегись.

Думай медленно, работай быстро.

Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

Лучше тихо, да вперед, чем скоро, да назад.

Где работа, там густо, а в ленивом доме пусто.

За чужим погонишься — свое потеряешь.

Задание21.

Наибольшую сложность для детей могут вызвать пословицы, в которых используется несколько слов-антонимов.

Мир строит, а война разрушает.

Чем длиннее день, тем короче ночь.

От умного научишься, от глупого разучишься.

Горе старит, радость молодит.

Добро поощряй, а зло порицай.

Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.

Труд всегда дает, а лень всегда берет.

Легко взять, да трудно отдать.

Задание22  . Пословицы с похожим смыслом.

Нахождение пословиц с похожим содержанием очень интересно для детей, особенно если их познакомили с пословицами о труде, учебе, личных качествах человека. Данное задание предполагает разные варианты его выполнения.

Педагог заранее вывешивает на доску пословицы разной тематики. Остальные оформлены на отдельных карточках (листках). Дети выбирают карточки, читают пословицу, объясняют ее смысл и определяют, к какой тематической группе она относится.

Педагог каждому ребенку раздает по одной пословице из разных тематических групп. Каждый ребенок находит пословицу (или несколько), смысл которой близок той, которую дал учитель:

без труда не выловишь и рыбку из пруда; хочешь есть калачи — не сиди на печи; чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть; в лес не съездишь, так и на печи замерзнешь; какие труды, такие и плоды; дерево дорого плодами, а человек делами; землю красит солнце, а человека — труд; птицу узнают в полете, а человека в работе; нет друга — ищи, а найдешь — береги; без друга в жизни худо; человек без друзей, что дерево без корней; верный друг лучше сотни слуг; дерево живет корнями, а человек друзьями; птица сильна крыльями, а человек дружбой; друг за друга держаться — ничего не бояться; не надобен и клад, когда в семье лад; на что клад, когда в семье лад; испокон века книга растит человека; с книгой дружить — век не тужить; букварь — к мудрости ступенька; пословицу сказал — дорогу указал; пословица недаром молвится; пословица — всем делам помощница; почитай учителя как родителя; строгость учителя полезнее ласки родителя.

Задание23.

Найди ошибку (задание на развитие слухового восприятия и коррекцию фонематического слуха).

В начале игры педагог читает стихотворение.

Пословица, мы тебя знаем,

Но не такою ты была:

Неужто буква озорная

Вновь чье-то место заняла?

В.Волина

Детям зачитывают неправильный вариант пословицы, просят найти в ней ошибку и дать правильный вариант. Если ребенку пословица не знакома, то выполнение задания у него вызовет большую сложность. В этом случае рекомендуется предложить два варианта пословицы: правильный и неправильный. Ребенок из двух вариантов выбирает правильный, отвечая на вопросы: «В каком слове ошибка? Какую букву нужно заменить?». Данное задание дети могут выполнять как на слух, так и письменно.

Лось до добра не доведет.

От бобра добра не ищут.

В здоровом теле здоровый пух.

Один в золе не воин.

Правда глаза полет.

Сашу маслом не испортишь.

Не ноги горшки обжигают.

Голод не щетка.

Трус своей лени боится.

На безрыбье и бак рыба.

Купил кита в мешке.

Нет худа без бобра.

Повторенье — тьма ученья.

Терпенье и пруд всё перетрут.

Мы сами с ушами.

Голода не бойся, по пояс мойся.

Без места пирога не испечешь.

Больше дела, меньше снов.

Пустая мыльница и без ветра мелет.

Что написано пером, того не вырулишь топором.

На ловца и дверь бежит.

Трус человека кормит, а лень портит.

На горе шапка горит.

Один ус хорошо, а два лучше.

Летний тень год кормит.

Семеро одного не идут.

Жди у горя погоды.

Каждый кулик свое долото хвалит.

Лес рубят — кепки летят.

Задание24.  

 Использование пословиц о временах года и природных явлениях способствует совершенствованию представления о цикличности времени, закреплению знаний месяцев года, развитию и коррекции пространственно-временной ориентировки детей. Чтобы сложная система временных отношений могла быть четко осознана детьми, рекомендуется использовать календарь, отражающий в материальной форме цикличность месяцев года как единиц времени.

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Месяц январь — зимы государь.

Январь-батюшка год начинает, зиму величает.

Январь — году начало, а зиме середина.

Июль — макушка лета.

В сентябре лето кончается, осень начинается.

Май леса наряжает, лето в гости поджидает.

Задание25.  пословицы, отражающие причинно-следственные связи между природой и деятельностью человека и характерные для каждого сезона признаки. В этом задании детям предлагается догадаться, название какого времени года пропущено в пословице.

Что в августе соберешь, с тем и ________________ проведешь.

Весна дает цветы, а ____________ — плоды.

Кто ______________ трудиться рад, будет осенью богат.

____________ без снега — лето без хлеба.

Чем крепче зима, тем скорее ______________ .

Увидал скворца, знай — ______________ у крыльца.

Кто спит , плачет зимою.

Худо , когда солнца нету.

Каждый кустик ночевать пустит.

солнце светит, да не греет.

Одна ласточка _______________ не делает.

Что летом родится, то _________________ пригодится.

Земля _________________ отдыхает, а весной расцветает.

Лето собирает, а _______________ поедает.

Длинные сосульки к долгой ___________________.

Лето со снопами, а ______________ с пирогами.

Кто весной трудиться рад, будет _________________ богат.

Что летом соберешь, то ________________ на столе найдешь

Задание26.   Задание на развитие чувства ритма, активизацию слухового внимания и памяти, коррекцию фонематического слуха..

Детям необходимо внимательно послушать пословицу и назвать в ней рифмующиеся слова. (Подборка пословиц дана ниже.)

Человек лукавый, что карман дырявый.

Лишнее пожелаешь — последнее потеряешь.

Расти большой, да не будь лапшой.

Кто землю лелеет, того и земля жалеет.

Как в мае дождь, так будет и рожь.

Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится.

В зимний холод всякий молод.

Февраль — месяц лютый, спрашивает, как обутый?

Всякому молодцу — ремесло к лицу.

Не бывает скуки, коли заняты руки.

Еле-еле душа в теле.

Здоров будешь — все добудешь.

Курить — здоровью вредить.

Славу свою добывай в бою.

Трус и таракана примет за великана.

Умелый боец везде молодец.

Хорош грибок — белый, а солдат смелый.

Кто драку затевает, тот сам битым бывает.

На языке мёд, а под языком лёд.

Не стыдно молчать, когда нечего сказать.

У врача лечись, а у умного — учись.

Бояться волков — быть без грибков.

Поспешишь — людей насмешишь.

И в мое оконце засветит солнце.

Хлеб- соль кушай, а хозяина слушай.

Свои иголки для ежа не колки.

У кого что болит, тот про то и говорит.

Люди пахать, а мы руками махать.

Какое семя, таково и племя.

Всякому нужен и обед и ужин.

Изба красна углами, обед — пирогами.

Чай пить — не дрова рубить.

Хороша кашка, да мала чашка.

Если хлеба нет куска, то и в тереме тоска.

В гости ходить — надо и к себе водить.

Далеко шел, добра не нашел.

Добро быть в радости и жить в сладости.

Добро наживай, а худо изживай.

Не хвались серебром, а хвались добром.

На добрый привет — добрый и ответ.

Зло любить — себя губить.

Стыдливый покраснеет, а бесстыжий побледнеет.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Не нужен ученый, а нужен смышленый.

Двое пашут, а семеро руками машут.

Снаружи мило, а внутри гнило.

Тот герой, кто за правду горой.

Велик телом, да мая делом.

Не учи безделью, учи рукоделью.

Надо знать, что сказать.

Кто скачет, а кто плачет.

Май леса наряжает, лето в гости поджидает.

Москва- столица — для всего мира светлица.

Кто в Москве не бывал, тот и красоты не видал.

Работай смелее — будешь жить веселее.

В зимний холод всякий молод.

При солнышке тепло, при матушке добро.

Таким образом, использование такого вида устного народного творчества как пословицы на занятиях с детьми, имеющими нарушения устной и письменной речи, обогатит их словарный запас, фразовую речь, повысит грамотность, разовьет познавательную деятельность, регулирующую функцию речи. Систематическая работа с пословицами способствует воспитанию у учащихся эстетического вкуса и позитивных качеств личности, развивает их эмоциональную сферу и обогащает жизненный опыт.

Задание27.   Написаны пословицы и поговорки.

Прочитайте задание и подумайте, в какие группы можно их объединить?

- О дружбе;

- о труде.

Как вы думаете, на какие группы ещё можно поделить пословицы? - о труде; о природе; о добре; о семье; о жизни; о любви; об учении; о хлебе.

О дружбе:

За дружбу дружбой платят.

Маленькая дружба лучше большой ссоры.

Друга на деньги не купишь.

Друг - твоё зеркало.

О Родине:

Любовь к Родине сильнее смерти.

Береги землю родимую, как мать любимую.

Всякому мила своя сторона.

О зиме:

Зимой без шубы не стыдно, а холодно.

Мороз не велик, да стоять не велит.

Зимой льдом не дорожат.

Об учении:

Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

Учёного учить только портить.

Не хочу учиться, хочу жениться.

Ученье лучше богатства.

Чему учился, тому и пригодился.

О хлебе:

Сей хлеб, не спи, будешь жать, не станешь дремать.

Не жди урожая, сей жито, хлеб будет.

Не земля хлеб родит, а небо.

О добре:

Добра на худо не меняют.

За добрым делом находишься, худое само навяжется.

Добро наживай, а худое избывай.

 

Растения в пословицах и поговорках

Зерно меряют мерою, а людей — верою.

Не срубишь дуба, не отдув губы.

Что глубже семя схоронится, то лучше уродится.

После нас хоть трава не расти.

Такая теснота, что яблоку пасть негде.

Тот и хорош, у кого родится рожь.

Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой.

Утро вечера мудренее, трава соломы зеленее.

Лес рубят — щепки летят.

Злое дерево, и плод его зол.

Не разгрызешь ореха, не съешь и ядра.

Яблоко от яблони недалеко падает.

Чем дальше в лес, тем больше дров.

Хочешь есть калачи — не сиди на печи.

Ободрали как липку.

На бедного Макара все шишки сыпятся.

Не смейся, горох, над нами, сам будешь под ногами.

Где вода — там и верба; где верба — там и вода.

Где дубняк, там и березняк.

Ель да береза — чем не дрова? Хлеб да вода — чем не еда?

Лучше ивовый посох, чем золотой меч.

Дерево держится корнями, а человек - друзьями.

Дерево ценят по плодам, а человека — по делам.

Дерево скоро садят, да не скоро с него плоды едят

Пословицы и поговорки о воде для детей

Всяк несет уста, где вода чиста!

Стоит по горло в воде, а пить просит.

Не зная броду, не суйся в воду.

Под лежачий камень вода не потечет.

В решете воду носить.

Не плюй в колодец: пригодится воды напиться.

Обжегшись на молоке, дует и на воду.

В тихом омуте черти водятся.

Четыре стороны света на четырех морях положены.

Пословицы и поговорки о временах года для детей

Год не неделя, а все дни впереди.

Четыре угла дому на строение, четыре времени года на совершение.

На неделе семь дней.

Девятый месяц на свет нарождается.

В году двенадцать месяцев.

Весна все покажет.

Ласковое слово, что весенний день.

На дворе капель, так и у нас тепель.

Пора придет, и вода пойдет.

Завалилась суббота за пятницу.

Птица радуется весне, а младенец — матери.

Парень молод, а не люб ему холод.

Хоть холодно, да не голодно.

Стужа да мороз: на печи мужик замерз.

В зимний холод всякий молод.

Что мужику в мороз деется - бежит да греется.

Береги нос в большой мороз.

Сентябрь яблоками пропах.

В сентябре одна ягодка, да и та горькая рябина.

Нет рябины - и осень не осень!

Пословицы и поговорки о зиме

Не велик мороз, да краснеет нос.

Зимний денек с воробьиный скок.

В зимний холод каждый молод.

Зимой солнце — что мачеха: светит, да не греет.

Снега надует — хлеба прибудет.

Береги нос в большой мороз.

Мороз невелик, да стоять не велит.

Снег земле-кормилице - что теплый кожух.

Пословицы и поговорки о весне

Весна водой богата.

Кто весной трудиться рад, будет осенью богат.

Апрель с водою, а май с травою.

Весенний день целый год кормит.

Земля — тарелка: что положишь, то и возьмешь.

Посеешь впору — соберешь зерна гору.

Весна красна цветами, а осень - пирогами.

Ай, ай, месяц май: тепл, а голоден.

Весна да осень - на дню погод восемь.

Пословицы и поговорки о лете

Худо лето, когда солнца нету.

Жатва — время дорогое: никому тут нет покоя.

Кто лето в холодке сидит, зимой наплачется.

Лето собирает, а зима поедает.

Пришел июнь-разноцвет — отбою от работы нет.

Что в августе соберешь, с тем и зиму проведешь.

Пословицы и поговорки об осени

В осеннее ненастье семь погод на дворе.

Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сытна.

Зерна в колоске — не спи в холодке.

Осенний день прозевал — урожай потерял.

Не хвались, в поле едучи, а хвались, с поля везучи.

Осенняя пора — птица со двора.

Пословицы и поговорки о коллективе

На мир и суда нет.

Недаром говорится, что нужда коллектива боится.

Не копай другому яму — сам в нее попадешь.

Не найдешь в себе, не найдешь и на селе.

Не одной головой свет стоит.

Нет плохих коллективов, бывают плохие руководители.

Как аукнешь, так и откликнется.

Один в поле не воин.

Один ворочаешь — ошибок наворочаешь.

Один, да дорог, — не надобно и сорок.

Один и дома горюет, а двое и в поле воюют.

Один и камень не сдвинешь, а артельно и гору поднимешь.

Один и камень не поднимешь, а миром город передвинешь.

Один палец не кулак.

Одна пчела не много меду натаскает.

Одним конем все поле не изъездишь.

Одной рукой и узла не завяжешь.

В гурте и каша лучше естся.

В единении — сила.

Одному страшно, а оравушке все нипочем.

От грозы не врозь, а в кучу.

Рядом сидели, да разные песни пели.

С миру по нитке — голому рубаха; с миру по грошу — старшине кафтан.

Сам себя не хаю, да и людей не хвалю.

Свет не без добрых людей.

Слушай, рябина, что лес говорит!

Со всякого по крохе — голодному пирог.

Собором и черта поборем.

Артель атаманом крепка.

Артель дружбой крепка.

Согласье крепче каменных стен.

Соломину и муха сломит, а сноп и лошадь не раздавит.

Сплотившись, даже слабые могучи.

То добро, как всем равно.

Не то страх, что вместе: а сунься-ка один.

Ум на ум коли наставишь — в десять раз больше достанешь.

Хорошая нива только у коллектива.

Хоть и в саже, да других не гаже.

Хоть ложки мыть, да в миру быть.

Хоть сзади, да в том же стаде.

Худую траву — из поля вон.

Человек человеком держится, как дерево камнем.

Что в людях живет, то и нас не минет.

Что есть — вместе, чего нет — пополам.

Что одному с трудом дается, то коллективом легко берется.

Что одному несручно, то коллективу сподручно.

Что одному не под силу, то легко коллективу.

Пословицы  про ложь и клевету

Клевета и ложь — не одно и то ж.

Ложь бывает и спроста, а клевета всегда с умыслом.

Клевета — что уголь: не обожжет, так замарает.

Что лживо, то гнило.

Раз соврал — навек лгуном стал.

Ложь дружбу губит, почему дружба ее и не любит.

Маленькая ложь за собой большую ведет.

Ошибку можно простить, ложь — никогда.

На обмане далеко не уедешь.

У лгуна на одной неделе семь пятниц.

Лицемерие и ложь — одно и то ж.

Жизнь лжи коротка. (Тадж.)

Неправый постоянно во всем оправдывается. (Осетин.)

Лгать — это прыгать с крыши ночью. (Афг.)

Оправдания редко свободны от примеси лжи. (Араб.)

Кто ходит окольным путем, тот попадает под палку. (Узбек.)

У лгуна и справедливое слово пропадает без толку. (Кирг.)

Лгуну не верят даже и тогда, когда он говорит правду. (Латин.)

Говоря ложь, не будешь умным; воруя, не станешь богатым. (Калм.)

Пословицы и поговорки о родном крае.

За морем теплее, а у нас светлее.

Велика святорусская земля, а везде солнышко.

Своя земля и в горсти мила.

Чужая сторона — мачеха.

Новгород — отец, Киев - мать, Москва — дочь, Петербург — сын.

В Москве все найдешь, кроме того, что надо.

Москва всем городам мать.

Дон, Дон, а лучше дом.

О том кукушка и кукует, что своего гнезда нет.

Степного коня на конюшне не удержишь.

Пословицы и поговорки о человеке

Человек не для себя родится.

Не имя красит человека, а человек имя.

Не место красит человека, а человек место.

Не одежда красит человека, а добрые дела.

Не суди об арбузе по корке, а о человеке — по платью.

Хорошие люди умирают, а дела их живут.

Самая трудная борьба — самого себя побороть.

Кто гнев свой одолевает, тот крепок бывает.

Кому много дано, с того много и спросится.

Слава греет, позор жжет.

За совесть, за честь хоть голову снесть.

Честь ум рождает, бесчестье и последний отнимает.

Смерть лучше бесчестья.

Двух смертей не видать, а одной не миновать.

Глаза — зеркало души.

Лучше глаза лишиться, чем доброго имени.

Видать сокола по полету, а доброго молодца по походке.

Не ссылайся, сын, на отцовский чин.

Я — последняя буква в алфавите.

Скромность всякому к лицу.

Глаза не на месте — совесть не чиста.

Когда совесть раздавали, его дома не было.

У него стыда — что волос на камне.

Детей питать — в долг давать, отца-мать кормить — долг платить.

В семье не без урода.

Пословицы и поговорки об уме и о глупости человека

Большой вырос, а ума не вынес.

Большой ум лучше малых дум.

Была пора, так не было ума, а пришла пора — и ум пришел.

В трех соснах заблудился.

В умной беседе быть — ума прикупить, а в глупой и свой растерять.

Видит око далеко, а ум еще дальше.

Время и случай разум дают.

Всем своего ума не вложишь.

Всяк Аксен про себя умен.

Всяк своим разумом кормится.

Всяк своим умом живет.

Всяк умен: кто сперва, кто опосля.

Где ум, там и толк.

Где умному горе, там глупому веселье.

Глуп да ленив одно дважды делает.

Глуп совсем, кто не знается ни с кем.

Глупо говорить — людей смешить.

Глупого бранят, а он говорит: «К обедне звонят».

Глупому не страшно и с ума сойти.

Глупому сыну и родной отец ума не пришьет.

Глупые люди друг друга губят да потопляют, а умные друг дружку любят да подсобляют.

Глупый ищет места, а разумного и в углу видно.

Глупый осудит, а умный рассудит.

Глупый ртом глядит, брюхом слушает.

Голова — всему начало.

Голова научит, руки сделают.

Голова с лукошко, а мозгу ни крошки.

Голова у ног ума не просит.

Гордись не ростом, а умом.

Дай ему волю, он две возьмет.

Дары и умных ослепляют.

Даст тебе дурак меду — плюнь, даст мудрец яду — пей.

Держи на уме — коли есть на чем.

Добрый разум наживешь не сразу.

Догадка лучше ума.

Дурака учить, что на воде писать.

Дураки только в сказках удачливы.

Дурная голова ногам покою не дает.

Жить да быть — ума копить.

За ум возьмешься — до дела доберешься.

Заставь дурака Богу молиться, он и лоб разобьет.

И сила уму уступает.

Из дурака и плач смехом прет.

Имей ум — все остальное приложится.

Кто не имеет ума, тот горюет.

Людей слушай, а свой ум имей.

На всякий час ума не напасешься.

На свою глупость жалобы не подашь.

На человеческую глупость есть Божья премудрость.

Нашел дурак игрушки — лбом орехи щелкать.

Не всяк умен, кто с головою.

Немногого нет: ума недостает.

Нечего руками рассуждать, коли ума нет.

От ума сходят с ума, а без ума не сойдешь с ума.

От умного научишься, от глупого разучишься.

Разок надоумить можно, а навек ума не дашь.

С осину вырос, а ума не вынес.

С умным браниться — ума набраться, с дураком мириться — свой растерять.

С умом можно и найти, и потерять.

С умом нажито, а без ума прожито.

Свой ум — царь в голове.

Свой ум не убыток.

Смех без причины — признак дурачины.

У глупого умный, как бельмо на глазу.

У соседа ума не займешь.

Ум — великое дело.

Ум за разум зашел.

Ум золота дороже.

Ум придет, да пора уйдет.

Ум разуму подспорье.

Ум хорошо, а два лучше.

Ума Бог не дал — руками разводить.

Ума много, а толку нет.

Ума палата, да разума маловато.

Умей быть умней.

Умная голова сто голов кормит, а глупая и своей не прокормит.

Умнеют не от хохота, а от жизненного опыта.

Умной спеси не бывает.

Умному — намек, глупому — дубина.

Умную голову почитают смолоду.

Умную речь приятно и слушать.

Умные речи и дурень поймет.

Умные речи и в потемках слышно.

Умный бы ты был человек, кабы не дурак.

Умный делу научит, а глупый только наскучит.

Умный любит учиться, а дурак учит.

Умный молчит, когда дурак ворчит.

Умный научит, дурак наскучит.

Умный не говорит, что знает, а глупый не все знает, что говорит.

Умный не осудит, а глупый не рассудит.

Умный не скажет, дурак не поймет — и так сойдет.

Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает.

Умный отказ лучше глупого посула.

Умный плачет, а глупый скачет.

Умный себя винит, глупый — товарища.

Умный смиряется, глупый надувается.

Умный смыслит, а дурак свистнет.

Умный сын — отцу замена, глупый — не помощь.

Умный товарищ — половина дороги.

Пословицы и поговорки про Родину

Береги землю родимую, как мать любимую.

Одна мать родна и Родина одна.

О тех и радио вещает, кто Родину защищает.

От Родины награда — сердцу отрада.

Велика русская земля и везде солнышко.

Далеко сосна стоит, а своему лесу шумит.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Родная сторона — мать, а чужая — мачеха.

Родной куст и зайцу дорог.

Родину головой оберегают.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

Живем не тужим, своей Родине служим.

Жить — Родине служить.

За Родину-мать не страшно умирать.

Каково на дому, таково и на Дону.

Кому Дальний Восток, а нам родной.

Кто наступит на землю русскую — оступится.

Кто Родину любит, тому она в долгу не будет.

Кто служит Родине верно, тот долг исполняет примерно.

Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет.

Любовь к Родине побеждает смерть.

Любовь к Родине сильнее смерти.

Мала птица, а и та свое гнездо бережет.

На родной стороне и камешек знаком.

За морем теплее, а у нас светлее.

За Родину, за честь — хоть голову снесть.

На чужой стороне Родина милей вдвойне.

Нашему народу Родина всего дороже.

Не временем годы долги, долги годы отлучкой с родной стороны.

Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.

Никогда Россия ярма не носила.

По родимой сторонке сердце поет.

Позор перед Родиной хуже смерти.

Родина — всем матерям мать.

Родина любимая — мать родимая.

Родина — мать, умей за нее постоять.

Родина наша солнца краше.

Родину любить — верно Родине служить.

Родину-мать умей защищать.

Родных нет, а по родимой стороне сердце ноет.

Своя земля и в горсти мила.

Своя сторона по шерстке гладит, чужая насупротив.

С родной земли умри, а не сходи.

Человек без Родины — соловей без песни.

Чужой земли не хотим, а своей не отдадим.

Пословицы  про ложь и клевету

Клевета и ложь — не одно и то ж.

Ложь бывает и спроста, а клевета всегда с умыслом.

Клевета — что уголь: не обожжет, так замарает.

Что лживо, то гнило.

Раз соврал — навек лгуном стал.

Ложь дружбу губит, почему дружба ее и не любит.

Маленькая ложь за собой большую ведет.

Ошибку можно простить, ложь — никогда.

На обмане далеко не уедешь.

У лгуна на одной неделе семь пятниц.

Лицемерие и ложь — одно и то ж.

Жизнь лжи коротка. (Тадж.)

Неправый постоянно во всем оправдывается. (Осетин.)

Лгать — это прыгать с крыши ночью. (Афг.)

Оправдания редко свободны от примеси лжи. (Араб.)

Кто ходит окольным путем, тот попадает под палку. (Узбек.)

У лгуна и справедливое слово пропадает без толку. (Кирг.)

Лгуну не верят даже и тогда, когда он говорит правду. (Латин.)

Говоря ложь, не будешь умным; воруя, не станешь богатым. (Калм.)

Предметы и явления неживой природы в пословицах и поговорках

Правда светлее солнца.

Солнце - князь земли, луна — княжна.

Хорошо солнышко: летом печет, а зимой — не греет.

Земля-мать — подает клад.

Мир, что огород: в нем все растет.

Хвалили, хвалили, да под гору свалили.

Выше лесу стоячего, ниже облака ходячего.

И крута гора, да забывчива.

Молоденький умок, что весенний ледок.

Красное солнышко на белом свете черную землю греет.

Зимой снега не выпросишь.

Он из песку веревки вьет.

Взойдет солнышко и на наш двор.

Ищи ветра в поле.

С горы вскачь, а в гору — хоть плачь.

Либо дождь, либо снег, либо будет, либо нет.

После дождичка в четверг.

Когда песок на камне взойдет.

И камень лежа мхом обрастает.

Такое прозванье, что с морозу не выговоришь.

Слывет Нижним, да стоит на горе.

   Скороговорки являются просто отличным логопедическим материалом, созданным народом. Они содержат однокоренные или созвучные слова, “ наполненные “ определенным звуком: “На дворе – трава, на траве – дрова; Кукушка кукушонку купила капюшон”…  Их использование позволяет не только закрепить правильное произношение, но и развивает голосовой аппарат./ темп, ритм, силу голоса/.

Работа над скороговорками протекает по той же схеме, что и работа с пословицами. Но поскольку в самом названии данной фольклорной формы указывается на то , что произносится она скоро, после прочного усвоения ребенком текста, ему предлагается проговорить скороговорку с ускорением, несколько раз, постоянно увеличивая темп.

Включая пословицы, поговорки и скороговорки в домашнее задание, я  всегда предлагаю  ребенку нарисовать картинку по ним, тем самым у ребенка закрепляется не только словесный, но и зрительный образ, плюс развивается воображение и моторика.

Скороговорки.

[С] [СЬ]: Босой Сысой сено косит косой.

Оса на ноги боса и без пояса.

Сел сокол на гол ствол.

Сколько не ело сито, ни разу не было сыто.

Стоит воз овса.

Поехал Костя в Кострому в гости.

Купила бабуся бусы Марусе.

Саня вез воз сена.

Коси коса, пока роса.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

У Сани сани едут сами.

[З] [ЗЬ]: Зоиного зайку зовут Зазнайка.

Зоя Зине принесла бузины в корзине.

У зайки Бубы заболели зубы.

Звенит звонок, звонок зовет,

И Зоя в класс к себе идет.

[Ш] [Ж]: Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон.

У ежа – ежата, у ужа - ужата.

В шалаше шесть шалунов.

В окошке крошку мошку проворно лапой ловит кошка.

Слишком много ножек у сороконожек.

Тише, мыши, кот на крыше.

Зажужжала муха, дожужжалась паука.

Заржавел железный замок.

Леша и Глаша едят пшенную кашу.

[Л] [ЛЬ]: У елки иголки колки.

На мели мы налима ловили.

Наш Полкан попал в капкан.

Галка села на палку, палка ударила галку.

Лена искала булавку, а булавка упала под лавку.

-Вы малину мыли ли? – Мыли, но не мылили.

Есть у Лены кукла Леля, Леля сделана из льна, Лене нравится она.

Коля колья колет, Поля поле полет.

Мама Милу мыла с мылом, Мила мыло не любила.

Вбили кол в частокол.

Котик ниток клубок укатил в уголок.

Топали да топали, дотопали до тополя.

[Р] [РЬ]: Актер театра.

Все бобры добры для своих бобрят.

Идут бобры в сыры боры.

Проворонила ворона вороненка.

На горе Арарат зреет крупный виноград.

Роет землю старый крот, разоряет огород.

На дворе – трава, на траве – дрова.

У Кондрата куртка коротковата.

Шел Егор через двор топором чинить забор.

Перепелка перепелят прятала от ребят.

Рыбы в проруби – пруд пруди.

[Ч]: Шубка у овечки теплее любой печки.

У Пети тачка, у Паши печенья пачка.

Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.

Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.

По Чите течет Четинка.

Течет речка, печет печка.

[Ц]:У кольца нет конца.

Бегают две курицы прямо на улице.

Цыпленок цапли цепко цепляется за цепь.

Цапля, стоя на крыльце, написала букву Ц.

Стоит цапля у болотца, улыбается, смеется.

В цветнике цветут цветы.

[Щ]: Волки рыщут, пищу ищут.

Щипцы да клещи – вот наши вещи.

Щенок за обе щеки уплетает щи из щавеля.

Щенок жалобно пищит, тащит он тяжелый щит.

Щетинка у чушки, чешуя у щучки.

Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование пословиц и поговорок на уроках русского языка. Классификация по правилам.

Использование пословиц и поговорок на уроках русского языка.Классификация по правилам....

Использование пословиц и поговорок на уроках русского языка

Использование пословиц и поговорок на уроках русского языка...

Использование пословиц и поговорок на уроках и внеклассной работе как средство развития универсальных учебных действий младшего школьника

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий. Школа должна формировать универсальные учебные действия для применения знаний, умен...

Использование пословиц и поговорок на уроках русского языка.

      Языковое пространство пословиц и поговорок довольно обширно. Народные изречения - превосходный материал для разных видов работы на уроках по изучению лексики, орфографии, м...

«Использование пословиц и поговорок для развития речи на уроках русского языка и чтения»

Пословицы и поговорки, созданные русским народом, составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с ними в школе развивает мышление учащихся, прививает любовь к русскому языку, повыша...

Использование пословиц и поговорок для развития орфографической грамотности

Одной из важнейших задач уроков русского языка является достижение высокой грамотности учащихся, основы которой закладываются в начальной школе. Успешное выполнение этой ответственной задачи во ...

Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в условиях работы логопункта ДОУ.

Использование метода наглядного моделирования  в работе по   развитию  речи  детей    старшего   дошкольного  возраста  в условиях работы ло...