Организация внеурочной учебной деятельности В МОУ Барандатской СОШ
статья на тему
Предварительный просмотр:
Организация внеурочной учебной деятельности
В МОУ Барандатской СОШ
Валёва Елена Евгеньевна,
учитель начальных классов МОУ Барандатской СОШ
В нашей начальной школе с 2008-2009уч. года учебный процесс строится по УМК «Перспективная начальная школа» с целью подготовки детей и родителей к переходу на ФГОС. На педсовете мы пришли к общему мнению о необходимости перехода на новый УМК. Содержание, структура, дидактическая и методическая системы, подбор иллюстративного и справочного материала этого комплекта реализуют требования Федерального государственного стандарта начального общего образования, опираются на современные педагогические технологии, нацеленные на создание условий для освоения ребёнком новой для него учебной деятельности, развитие и формирование учебных умений, которые помогут ему в дальнейшем образовании и самообразовании.
В этом учебном году мы работаем по данному УМК 4-й год и первый год – по ФГОС. Неотъемлемой частью основной образовательной программы начального общего образования является программа внеурочной учебной деятельности. Количество детей в 1-м классе и фонд заработной платы не позволяют нам включить в учебный план все 10 часов внеурочной деятельности. Однако мы постарались выбрать такие направления, так организовать сотрудничество с учреждением культуры, чтобы наиболее полно удовлетворить потребности детей и родителей в развитии и охватить все направления внеурочной деятельности. Основой для разработки плана внеурочной деятельности и выбора форм работы стало психолого-педагогическое наблюдение за детьми в подготовительный период, анализ возможностей УМК, анализ возможностей школы и ДК и запросы родителей. На основании этих данных были выбраны 4 направления ВУД: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, образовательное и проектная деятельность. Но два других направления не остались без внимания. Так, работа по гражданско-патриотическому направлению будет осуществляться по плану работы музея и в форме КТД (коллективной творческой деятельности) по общешкольному плану, здесь у нас есть большой опыт, накопленный по программе «Школа – центр возрождения национальной культуры». Общественно-полезная работа осуществляется по плану классного руководителя и в рамках проектной деятельности по программе «Перспективная начальная школа» (помощь птицам, уборка школьного двора, выращивание рассады и т.д.).
Принципы организации внеурочной учебной деятельности в нашей школе таковы:
• соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;
• опора на традиции и положительный опыт нашей школы в организации внеурочной деятельности;
• опора на ценности воспитательной системы школы;
• свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка;
• запросы родителей.
Названные принципы определяют специфику организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов. Апробируется 3 способа организации внеурочной деятельности:
1. Реализация образовательных программ внеурочной учебной деятельности, разработанных педагогами, имеющих разные формы работы: экскурсии, викторины, поездки.
2. Включение ребенка в систему коллективных творческих дел, которые являются частью воспитательной системы школы. Подготовка к участию и участие в общешкольном мероприятии позволяют ребенку овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень их развития. Участие ребенка в общешкольных делах осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями. Фиксация участия осуществляется классным руководителем в качественном (что сделано) и количественном (сколько времени) результате в карте занятости ребенка, по итогам заполнения которой оценивается включение ребенка во внеурочную деятельность.
3. Использование ресурсов учреждений дополнительного образования, в нашем случае это СДК.
Таким образом, включение ребенка в систему общешкольных дел воспитательной системы, изучение образовательных программ внеурочной деятельности, использование ресурса учреждения культуры позволяют сегодня реализовать учебный план 1 классов в части «Внеурочная деятельность» в объеме 5-6 часов в неделю. Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.
Внеурочная деятельность в нашей школе включает в себя:
1. Спортивно-оздоровительное направление.
Оно представлено общешкольными спортивными секциями (баскетбол, волейбол, лыжи), занятиями кружка «Игра зовёт», хора «Звонкие голоса», в сельской библиотеке работает клуб «Здоровое питание», участниками которого являются и наши ученики. Целью данного направления является формирование у учащихся основ здорового и безопасного образа жизни, культуры здорового питания, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности. Занятия проходят в форме спортивных состязаний, игр, весёлых стартов. Ведут занятия учителя начальных классов, учитель физкультуры (по своему плану внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности), библиотекарь (по плану сельской библиотеки).
2. Художественно-эстетическое направление представлено хором «Звонкие голоса» по плану внеурочной деятельности, фольклорной группой «Околица», кружками: «Русский танец», «Умелые ручки», «Искусство сцены» (на базе СДК) с целью раскрытия новых способностей обучающихся в области творчества. Педагоги осуществляют свою работу в форме групповых, игровых занятий, бесед, репетиций, экскурсий, конкурсов, выставок.
3. Образовательное направление реализуется на занятиях кружка «Я - исследователь». Работа кружка включает в себя тренинг исследовательских способностей, самостоятельную исследовательскую практику и мониторинг исследовательской деятельности учащихся, т.е. защиту итогов исследования и проектирования, участие в школьной конференции. Этот кружок является первым этапом работы в клубе «Ключ и заря» (2-4 классы по УМК «Перспективная начальная школа»).
4. Проектная деятельность осуществляется в рамках клуба «Мы и окружающий мир» (УМК «Перспективная начальная школа»). Проектная деятельность позволяет проводить работу и по образовательному, и по гражданско-патриотическому, и по социальному и по художественно-эстетическому направлениям Работа над проектами способствует формированию умения самостоятельно планировать свою деятельность, направлена на расширение кругозора учеников, формирует умение самостоятельно применять имеющиеся знания и умения в реальных жизненных ситуациях, а также приобретать знания для расширения новых познавательных и практических задач.
В новые учебники включены специальные задания для проектной деятельности учащихся. К концу первого полугодия в предыдущем учебном году мои дети выполнили свои первые проекты по следующим темам: «Мое любимое число» - по математике (числа от 1-9); «Буква из алфавита» - по чтению. Была проведена большая работа по подборке материала, по оформлению работ. Подключились родители, мои бывшие ученики, дети делились своими находками с одноклассниками. Результаты были представлены в виде рисунков, стихотворений, поделок, книжек-малышек, слайдов и презентаций.
Учитель обязательно должен помнить, что работа над проектами носит исключительно добровольный характер.
На мой взгляд, проектная деятельность это самая эффективная модель организации внеурочной работы. В основе её лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умения видеть, формулировать и решать проблему. Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Это соответствует современным реалиям в условиях внедрения федеральных государственных стандартов. Использование исследовательских, информационных, творческих, игровых, практико-ориентированных проектов в нерегламентированной форме значительно активизирует работу по развитию познавательных и творческих способностей, обогащает детско-взрослые отношения, сотрудничество и партнерство с семьями учащихся, позволяет включать в воспитательно-образовательный процесс родителей, братьев, сестёр.
Активизации деятельности младших школьников в кружках способствует разнообразие форм работы. Формы работы действительно разнообразны: беседы, сообщения, экскурсии в музей, на природу, встречи с интересными людьми, викторины, тематические праздники, концерты, просмотры фильмов, изготовление стенгазет, коллективные творческие дела.
Вот, например, кружок «Игра зовёт». Основу занятий этого кружка составляют русские народные игры, игры на развитие психических процессов (внимания, памяти, воображения, эмоциональной сферы), ролевые игры, подвижные игры, спортивные игры. Занятия в клубе «Здоровое питание» на базе библиотеки предполагают проведение бесед, ролевых игр, просмотр видеофильмов, конкурсы, выставки, экскурсии и встречи с медиками и поварами. Кружок «Умелые ручки» на базе СДК включает в себя работу с красками, природными материалами, бумагой, пластилином, выставки, экскурсии, презентации. На занятиях хора и фольклорного коллектива, кроме собственно пения, дети занимаются речью, дыханием, движением, знакомятся с национальным костюмом, традициями, обычаями. Содержание кружка «Я - исследователь» – это решение задач, игры, экскурсии, эксперименты, публичные выступления – защита своих работ.
Специфика школы (малое количество детей в классах) позволяет нам включать в организацию внеурочной деятельности учащихся всех начальных классов.
Для учащихся организована группа продлённого дня, двухразовое горячее питание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебная программа "Учись учиться 2" авт. Дзятковская Е.Н. серии "Экология учебной деятельности"
Программа выстроена в соответствии с Концепцией общего экологического образования для устойчивого развития (2010) и скоординирована с учебными задачами экологического и здоровьесберегающего обра...
Учебное сотрудничество как способ формирования основ учебной деятельности младших школьников в начальных классах (на уроках технологии)
опыт моей деятельности...
"Учебный диалог как один из способов организации учебной деятельности"
Сообщение на тему "Учебный диалог как один из способов организации учебной деятельности"...
Формирование универсальных учебных действий у первоклассников в учебной деятельности через проекты
Статья посвящена описанию проектной деятельности в 1 классе по "Школе России". Приведены примеры детских исследований в учебной работе....
Мотивация учебной деятельности. Развитие мотивации учебной деятельности у младших школьников.
Уровень продуктивности учебной деятельности и эмоционального самочувствия младшего школьника становится фундаментом социальной успешности выпускника школы...
Диагностика уровня сформированности базовых компонентов учебной деятельности Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (Авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика)
Диагностика уровня сформированности базовых компонентов учебной деятельностиМетодика оценки уровня сформированности учебной деятельности(Авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика)...
Проектирование современного урока как показатель профессионализма учителя: компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности, мотивации учебной деятельности, обеспечения информационной основы деятельности
Презентация выступления на педагогическом совете школы....