Программа подготовительных курсов будущих первоклассников
учебно-методический материал (1 класс) на тему
программа для подготовки первоклассников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_podgotovitelnye_kursy_budushchikh_pervoklassnikov.docx | 8.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа для подготовки детей к школе.
Пояснительная записка.
Задачи:
- прививать интерес к письму, как виду речевой деятельности;
-предупреждать появление психологической перегрузки во время письма;
-развивать творческое воображение и мышление детей;
- обогащать словарный запас детей;
- познакомить детей с простейшими математическими понятиями.
Тот объём знаний и умений, который намечен в программе, требует для своего осуществления планомерной, систематической работы.
В программе - предусмотрено проведение 10 занятий, которые имеют развивающий творческий характер. На занятиях особое место отводится на работу по расширению словаря, устранению дефектов произношения.
Проводится работа по развитию слуха, зрения и координации движения.
В подготовке к письму большое значение имеет штриховка, условное рисование элементов букв, лепка, манипулирование мелкими предметами.
Программа состоит из 4 – х разделов:
- элементарное письмо;
- речевая подготовка;
- творчество;
- тематическое планирование.
- Элементарное письмо.
Тренировка руки в рисовании горизонтальной, вертикальной, наклонной линии по ориентиру и без них, обведение предметов по контуру, штриховка внутри контура, упражнения в рисовании основных элементов букв с применением масштаба (использование рабочей строки шириной: 2см, 1,5см, 1см, 0,5см).
Это делается на альбомных, 3 ручки, картон.
Лист линуется по горизонтали.
Знания и умения:
- знание правил посадки за столом;
- знание правил работы с альбомом и трафаретом;
- знание основных ориентиров на письме (рабочая строка, междустрочное пространство, поля, наклон);
- умение различать правую и левую руку;
- умение пользоваться ручкой и карандашом;
- умение различать горизонтальные и вертикальные линии и рисовать их с помощью ориентиров и без них;
- умение писать 8 основных элементов графической системы
и второстепенных
- Речевая подготовка.
Сюда входит терминология, которая должна правильно употребляться детьми при комментировании элементарного письма.
Ежедневное введение 2 – 3 терминов, показ вариантов их лексических сочетаний, использование системы упражнений для активации словаря.
Знания и умения:
- название 8 элементов букв;
- умение использовать слова, обозначающие пространственное и количественное соотношение;
- умение правильно и чётко комментировать выполнение графических заданий.
- Творчество.
Сочинение собственных сказок и рассказов, запись их с помощью рисунков. Самовыражение детей через изобразительность деятельности лепки. Выполнение сюжетных комбинаций с помощью трафаретов. Решение творческих, речевых и графических задач.
- Тематическое планирование.
Каждое занятие построено на основе единого игрового сюжета. Учитель рассказывает детям историю, сказку или отправляется с ними в путешествие. Эти истории служат сюжетом урока, а поду дети выполняют тренировочное упражнение.
Первые 2 занятия носят адаптационный характер. Они содержат систему упражнений для развития двигательного аппарата руки, глазомера, координацию движения для формирования гигиены навыков кисти. На этих занятиях необходимо детям усвоить следующие понятия:
- штрих на себя;
- пунктирная;
- горизонтальные линии;
- вертикальные линии;
- ломаная;
- волнистая.
№ п/п | Тема | Краткое содержание | Словарь | Оборудование |
1. | Письмо линий: горизонтальной, вертикальной, наклонной. Путешествие в волшебную страну «Линия» | Отрабатывать технику начертания основных линий; познакомить с правилами посадки за столом, пользования письменными принадлежностями во время работы, основными ориентирами на альбомном листе. Формировать у детей понятие основных пространственных направлений: вверх, вниз, влево, вправо, справа налево, сверху вниз, упражняться в развитии устной речи. | Работа над новыми значениями слов и сочетаний: горизонтальная линия, вертикальная линия, наклонная линия; вести линию слева направо, сверху вниз, ориентир. Работа по уточнению уже знакомых понятий: лево, право, на себя, от себя. | Альбом, ручки с цветными стержнями, верёвочка длиной 20 – 25 см. |
2 | Письмо линий: ломаной,волнистой, пунктирной. Игра - путешествие "Вместе с доктором Айболитом". | Отрабатывать технику начертания ломаной, волнистой,пунктирной линии, формировать умение работать на нелинованой бумаге по ориентирам и без них; папоминать о правилах посадки и пользования письменными принадлежностями. | Работа над новыми значениями слов и их сочетаниями: волнистая линия. Работа над ломаной линией. Работа по уточнению уже знакомых понятий: направление, расстояние, ориентир. | Альбом, ручки с цветными стержням, верёвочка, сказка К.И.Чуковского "Доктор Айболит". с иллюстрациями. |
3. | Письмо линий: волнистой, пунктирной, ломаной, вертикальной, горизонтальной. Игра - путешествие "Мы строим город" | Закреплять умение рисовать линии изученных видов,уметь комментировать последоватнльность выполнения графической работы, вспомнить названия основных геометрических фигур: круг, треугольник, квадрат. Закрепить новые слова при помощи работы над литературным материалом (сказки, загадки, скороговорки, пословицы). | Работа над новыми значениями слов и словосочетаний: трафарет, штрих, штриховка. Работа по уточнению уже знакомых понятий: круг, треугольник, квадрат. | Альбом, ручки с цветными стержнямитрафареты"Волшебные фигуры". Сказки и загадки о геометрических фигурах. |
4 | Письмо наклонной короткой линии и линии, выходящей вниз за рабочую строку. Беседа "Наши друзья - животные" | Познакомить с разлиновкой листа альбома: рабочая строка и междустрочное пространство, наклон, начало и седина рабочей строки, междустрочного пространства. Упражнять в развитии устной речи. Составлять рассказы на тему о животных ("О чём молчит корова","Какое дикое животное я хотел бы приручить" и т.д.) Использовать в штриховке все изученные виды линий. | Работа над новыми значениями слов: наклонная линия, линия, выходящая вниз за строчку, рабочая строка, междустрочное пространство. Работа по уточнению уже знакомых понятий:вести линию на себя, расстояние, наклон, штриховка. | Альбом, ручки с цветными стержнями,загадкии пословицы о домашних животных. Тематический трафарет "Домашние животные". |
5. | Письмо прямой, наклонной линии с закруглением вверху, внизу,вверху и внизу. Игра - путешествие в лес. | Отрабатывать технику начертания основных графических элементов. Формировать понятие пространственных направлений: на себя, от себя, поворот вправо. Упражнять в комментировании этапов работы. Составлять рассказы на тему об обитателях леса ("С кем я не боюсь встретиться в лесу", "Кто-кто в домике живёт", "Праздник на лесной полянке"). | Работа над новыми значениями слов и их сочетаниями: плавный поворот вправо, не доводя до верхней линии рабочей строки. Работа по уточнению уже знакомых понятий: расстояние, наклон, штриховка. | Альбом, ручки с цветными стрежнями тематический трафарет "Дикие животные нашего края", загадки о животных. |
6. | Письмо линии с петлёй, выходящей вниз и вверх за рабочую строку. Игра "Маленькие поворята" | Отрабатывать технику начертания основных графических элементов. Проверить умение самостоятельно ориентироваться на альбомном листе. Упражнять в комментировании элементарного письма. Составлять рассказы на тему "Любимые блюда сказочных героев", "Вкусное вареньн для Карлсона", "Праздничный торт для Мальвины", "Компот для Трёх Тостяков". Лепка. | Работа над новыми значениями слов: петля, выходящая вверх за рабочую строку. Работа по уточнению уже знакомых понятий: расстояние, наклон. | Альбом, ручки с цветными стержнями, тематический трафарет "Наш сад". Пластилин |
7. | Письмо овалов и полуовалов. Игра - путешествие "Сказочная ёлка" | Отрабатывать технику начертания основных графических элементов. Упражнять в комментировании письма, составления рассказов на темы: "Что растёт на ёлке", "Если бы я был Дедом Морозом". | Работа над новыми значениями слов: овал, полуовал. Работа по уточнению уже знакомых понятий: закруглить вправо, закруглить влево, соединительная линия. | Альбом, ручки с цветными стержнями, тематический трафарет "Ёлочные игрушки". |
8. | Письмо овалов и полуовалов. КВН "А. С. Пушкин. Сказки. | Отрабтывать технику начертания основных графических элементов. Проверить умение самостоятельно обьяснять последовательность выполнения графической работы. Знакомство с творчеством А. С. Пушкина ( викторина, конкурс чтецов, рисование иллюстраций с помощью тематических трафретов),заучить отрывок наизусть. | Работа над новыми значениями слов: зигзаг, соединительный элемент. Работа по уточнению уже знакомых понятий: овал, полуовал. | Альбом, ручки с цветными стержнями, сказки А.С.Пушкина с иллюстрациями, тематический трафарет "Наши любимые игрушки" |
9. | Письмо большой и малой плавных линий. Игра - путешествие "На фабрике детских игрушек" | Отрабатывать технику начертания основных графических элементов. Упражнять в комментировании письма. Использовать для штриховки все изученные элементы графической системы. Составлять рассказы на темы: "Если бы я был конструктором игрушек", "Игрушки наших бабушек и дедушек", "Игрушки будущего". Чтение любимых стихотворений об игрушках, лепка, рисование придуманных игрушек. | Работа над новыми значениями слов: плавная линия. Работа по уточнению уже знакомых понятий: вести линию на себя, закруглять вправо, поворот от себя. | Альбом, ручки с цветными стержнями, верёвочка, тематический трофарет "Любимые игрушки", стихи А.Л.Барто, пластилин. |
10. | Обобщающее занятие. Письмо элементов по выбору детей. Беседа "Скоро в школу". Собираем портфель | Выполнять графическую работу с использованием изученных элементов. Штриховка. Подробное обьяснение этапов графической работы. Составить рассказы на темы: "Что я положу в портфель", "О какой школе я мечтаю" | Работа над новыми значениями слов: композиция. Работа по уточнению уже знакомых понятий: пенал, портфель, линейка, букварь и т.д. | Альбом, ручки с стержнями, тематический трафарет "Школьные принадлежности", загадки о школьных принадлежностях. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа подготовительного курса по подготовке детей к школе
Программа предшкольной подготовки...
Программа подготовительного курса для детей 6 летнего возраста.
Целью подготовительного курса является развитие детей старшего дошкольного возраста, позволяющее им в дальнейшем успешно...
Программа подготовительного курса по подготовке детей к школе
Программа подготовки детей к обучению в школе богата по содержанию. В ней поставлена задача ознакомить детей с общей картиной окружающего мира. А это естественно, т. к. дети хотят знать больше о том, ...
Программа подготовительного курса дошкольного обучения
Предназначена для подготовки детей к первому классу...
ПРОЕКТ «ПЕРВОКЛАССНИК» подготовительные курсы будущих первоклассников
Подготовительные занятия для детей, которые позволяют выявить уровнь подготовленности будущих первоклассников Данный курс позволит перенести адаптационный курс более “мягко”....
Программа подготовительных курсов
В постановлении Правительства РФ (октябрь 2001г.) «О Концепции модернизации российского образования за период до 2010 года» особое внимание уделено решению проблемы доступности дошкольного...
Рабочая программа предшкольной подготовки будущих первоклассников « Интегрированный курс подготовки к школе»
Программа подготовки первоклассников к обучению и социализации в школе...