Программа подготовительных курсов будущих первоклассников
учебно-методический материал (1 класс) на тему

Щедрина Светлана Ивановна

программа для подготовки первоклассников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа для подготовки детей к школе.

Пояснительная записка.

Задачи:

- прививать интерес к письму, как виду речевой деятельности;

-предупреждать появление психологической перегрузки во время письма;

-развивать творческое воображение и мышление детей;

- обогащать словарный запас детей;

- познакомить детей с простейшими математическими понятиями.

         Тот объём знаний и умений, который намечен в программе, требует для своего осуществления  планомерной, систематической работы.

         В программе -  предусмотрено проведение 10 занятий, которые имеют развивающий творческий характер. На занятиях особое место отводится на работу по расширению словаря, устранению дефектов произношения.

       Проводится работа по развитию слуха, зрения и координации движения.

       В подготовке к письму большое значение имеет штриховка, условное рисование элементов букв, лепка, манипулирование мелкими предметами.

Программа состоит из 4 – х разделов:

 - элементарное письмо;

 - речевая подготовка;

 - творчество;

 - тематическое планирование.

 

  • Элементарное письмо.

Тренировка руки в рисовании горизонтальной, вертикальной, наклонной линии по ориентиру и без них, обведение предметов по контуру, штриховка внутри контура, упражнения в рисовании основных элементов букв с применением масштаба (использование рабочей строки шириной: 2см, 1,5см, 1см, 0,5см).

         Это делается на альбомных, 3 ручки, картон.

Лист линуется по горизонтали.

Знания и умения:

- знание правил посадки за столом;

- знание правил работы с альбомом и трафаретом;

- знание основных ориентиров на письме (рабочая строка, междустрочное пространство, поля, наклон);

- умение различать правую и левую руку;

- умение пользоваться ручкой и карандашом;

- умение различать горизонтальные и вертикальные линии и рисовать их с помощью ориентиров и без них;

- умение писать 8 основных элементов графической системы

и второстепенных

  • Речевая подготовка.

    Сюда входит терминология, которая должна правильно употребляться детьми при комментировании элементарного письма.

   Ежедневное введение 2 – 3 терминов, показ вариантов их лексических сочетаний, использование системы упражнений для активации словаря.

 

       Знания и умения:

- название 8 элементов букв;

- умение использовать слова, обозначающие пространственное и количественное соотношение;

- умение правильно и чётко комментировать выполнение графических заданий.

  • Творчество.

Сочинение собственных сказок и рассказов, запись их с помощью рисунков. Самовыражение детей через изобразительность деятельности лепки. Выполнение сюжетных комбинаций с помощью трафаретов. Решение творческих, речевых и графических задач.

  • Тематическое планирование.

 Каждое занятие построено на основе единого игрового сюжета. Учитель рассказывает детям историю, сказку или отправляется с ними в путешествие. Эти истории служат сюжетом урока, а поду дети выполняют тренировочное упражнение.

Первые 2 занятия носят адаптационный характер. Они содержат систему упражнений для развития двигательного аппарата руки, глазомера, координацию движения для формирования гигиены навыков кисти. На этих занятиях необходимо детям усвоить следующие понятия:

- штрих на себя;

- пунктирная;

- горизонтальные линии;

- вертикальные линии;

- ломаная;

- волнистая.

№ п/п

Тема

Краткое содержание

Словарь

Оборудование

1.

Письмо линий: горизонтальной, вертикальной, наклонной.

Путешествие в волшебную страну «Линия»

Отрабатывать технику начертания основных линий; познакомить с правилами посадки за столом, пользования письменными принадлежностями во время работы, основными ориентирами на альбомном листе. Формировать у детей понятие основных пространственных направлений: вверх, вниз, влево, вправо, справа налево, сверху вниз, упражняться в развитии устной речи.

Работа над новыми значениями слов и сочетаний:

горизонтальная линия, вертикальная линия, наклонная линия; вести линию слева направо, сверху вниз, ориентир. Работа по уточнению уже знакомых понятий: лево, право, на себя, от себя.

Альбом, ручки с цветными стержнями, верёвочка длиной 20 – 25 см.

2

Письмо линий: ломаной,волнистой, пунктирной.

Игра - путешествие "Вместе с доктором Айболитом".

Отрабатывать технику начертания ломаной, волнистой,пунктирной линии, формировать умение работать на нелинованой бумаге по ориентирам и без них; папоминать о правилах посадки и пользования письменными принадлежностями.

Работа над новыми значениями слов и их сочетаниями: волнистая линия. Работа над ломаной линией. Работа по уточнению уже знакомых понятий: направление, расстояние, ориентир.

Альбом, ручки с цветными стержням, верёвочка, сказка К.И.Чуковского "Доктор Айболит". с иллюстрациями.

3.

Письмо линий: волнистой, пунктирной, ломаной, вертикальной, горизонтальной.

Игра - путешествие "Мы строим город"

Закреплять умение рисовать линии изученных видов,уметь комментировать последоватнльность выполнения графической работы, вспомнить названия основных геометрических фигур: круг, треугольник, квадрат. Закрепить новые слова при помощи работы над литературным материалом (сказки, загадки, скороговорки, пословицы).

Работа над новыми значениями слов и словосочетаний: трафарет, штрих, штриховка. Работа по уточнению уже знакомых понятий: круг, треугольник, квадрат.

Альбом, ручки с цветными стержнямитрафареты"Волшебные фигуры". Сказки и загадки о геометрических фигурах.

4

Письмо наклонной короткой линии и линии, выходящей вниз за рабочую строку.

Беседа "Наши друзья - животные"

Познакомить с разлиновкой листа альбома: рабочая строка и междустрочное пространство, наклон, начало и седина рабочей строки, междустрочного пространства. Упражнять в развитии устной речи. Составлять рассказы на тему о животных ("О чём молчит корова","Какое дикое животное я хотел бы приручить" и т.д.) Использовать в штриховке все изученные виды линий.

Работа над новыми значениями слов: наклонная линия, линия, выходящая вниз за строчку, рабочая строка, междустрочное пространство. Работа по уточнению уже знакомых понятий:вести линию на себя, расстояние, наклон, штриховка.

Альбом, ручки с цветными стержнями,загадкии пословицы о домашних животных. Тематический трафарет "Домашние животные".

5.

Письмо прямой, наклонной линии с закруглением вверху, внизу,вверху и внизу.

Игра - путешествие в лес.

Отрабатывать технику начертания основных графических элементов. Формировать понятие пространственных направлений: на себя, от себя, поворот вправо. Упражнять в комментировании этапов работы. Составлять рассказы на тему об обитателях леса ("С кем я не боюсь встретиться в лесу", "Кто-кто в домике живёт", "Праздник на лесной полянке").

Работа над новыми значениями слов и их сочетаниями: плавный поворот вправо, не доводя до верхней линии рабочей строки. Работа по уточнению уже знакомых понятий: расстояние, наклон, штриховка.

Альбом, ручки с цветными стрежнями тематический трафарет "Дикие животные нашего края", загадки о животных.

6.

Письмо линии с петлёй, выходящей вниз и вверх за рабочую строку. Игра "Маленькие поворята"

Отрабатывать технику начертания основных графических элементов. Проверить умение самостоятельно ориентироваться на альбомном листе. Упражнять в комментировании элементарного письма. Составлять рассказы на тему "Любимые блюда сказочных героев", "Вкусное вареньн для Карлсона", "Праздничный торт для Мальвины", "Компот для Трёх Тостяков". Лепка.

Работа над новыми значениями слов: петля, выходящая вверх за рабочую строку. Работа по уточнению уже знакомых понятий: расстояние, наклон.

Альбом, ручки с цветными стержнями, тематический трафарет "Наш сад". Пластилин

7.

Письмо овалов и полуовалов. Игра - путешествие "Сказочная ёлка"

Отрабатывать технику начертания основных графических элементов. Упражнять в комментировании письма, составления рассказов на темы: "Что растёт на ёлке", "Если бы я был Дедом Морозом".

Работа над новыми значениями слов: овал, полуовал. Работа по уточнению уже знакомых понятий: закруглить вправо, закруглить влево, соединительная линия.

Альбом, ручки с цветными стержнями, тематический трафарет "Ёлочные игрушки".

8.

Письмо овалов и полуовалов.

 КВН "А. С. Пушкин. Сказки.    

Отрабтывать технику начертания основных графических элементов. Проверить умение самостоятельно обьяснять последовательность выполнения графической работы. Знакомство с творчеством А. С. Пушкина ( викторина, конкурс чтецов, рисование иллюстраций с помощью тематических трафретов),заучить отрывок наизусть.

Работа над новыми значениями слов: зигзаг, соединительный элемент. Работа по уточнению уже знакомых понятий: овал, полуовал.

Альбом, ручки с цветными стержнями, сказки А.С.Пушкина с иллюстрациями, тематический трафарет "Наши любимые игрушки"

9.

Письмо большой и малой плавных линий. Игра - путешествие "На фабрике детских игрушек"

Отрабатывать технику начертания основных графических элементов. Упражнять в комментировании письма. Использовать для штриховки все изученные элементы графической системы. Составлять рассказы на темы: "Если бы я был конструктором игрушек", "Игрушки наших бабушек и дедушек", "Игрушки будущего". Чтение любимых стихотворений об игрушках, лепка, рисование придуманных игрушек.

Работа над новыми значениями слов: плавная линия. Работа по уточнению уже знакомых понятий: вести линию на себя, закруглять вправо, поворот от себя.

Альбом, ручки с цветными стержнями, верёвочка, тематический трофарет "Любимые игрушки", стихи А.Л.Барто, пластилин.

10.

Обобщающее занятие. Письмо элементов по выбору детей. Беседа "Скоро в школу". Собираем портфель

Выполнять графическую работу с использованием изученных элементов.

Штриховка. Подробное обьяснение этапов графической работы. Составить рассказы на темы: "Что я положу в портфель", "О какой школе я мечтаю"

Работа над новыми значениями слов: композиция. Работа по уточнению уже знакомых понятий: пенал, портфель, линейка, букварь и т.д.

Альбом, ручки с стержнями, тематический трафарет "Школьные принадлежности", загадки о школьных принадлежностях.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа подготовительного курса для детей 6 летнего возраста.

Целью  подготовительного  курса  является  развитие детей  старшего  дошкольного  возраста,  позволяющее  им  в  дальнейшем  успешно...

Программа подготовительного курса по подготовке детей к школе

Программа подготовки детей к обучению в школе богата по содержанию. В ней поставлена задача ознакомить детей с общей картиной окружающего мира. А это естественно, т. к. дети хотят знать больше о том, ...

Программа подготовительного курса дошкольного обучения

Предназначена для подготовки детей к первому классу...

ПРОЕКТ «ПЕРВОКЛАССНИК» подготовительные курсы будущих первоклассников

Подготовительные занятия для детей, которые позволяют выявить уровнь подготовленности будущих первоклассников Данный курс позволит перенести адаптационный курс более “мягко”....

Программа подготовительных курсов

В постановлении Правительства РФ (октябрь 2001г.) «О Концепции модернизации российского образования за период до 2010 года» особое внимание уделено решению проблемы доступности дошкольного...