Рабочие программы "Школа России" 1-4 классы
рабочая программа по теме

Томко Татьяна Викторовна

Рабочие программы "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл рабочие программы "Школа России"396.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Смородинская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено:                                                          Согласовано:                                                                         Утверждаю:

на заседании                                                             заместитель директора                                                     Директор школы

школьного МО учителей                                                                                                                                         _________ В. И. Смородинова

Протокол № ____                                                    ___________ Л. В. Логвиненко                                         Приказ № ____

от «____»_____________ 2014г.                             «____» _______________ 2014г.                                    от  «____» ______________ 2014г.

Рабочая программа

Томко Татьяны Викторовны                                                                                                                 II квалификационная категория                                                                                                       по учебному курсу

«Изобразительное искусство»

Начальное  общее образование

(базовый уровень)

УМК «Школа России»

2014 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» 1-4 классы разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, с учётом авторской программы Б.М. Неменский, Л. А. Неменская, . Н. А. Горяева,  М: Просвещение, 2011 г

       Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

        Цели:

•  воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

•  развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

•  освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;

овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Задачи:

            •  совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

•   развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, (скульптура и др.);

•  формирование навыков работы с различными художественными материалами.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли   художника  в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

—  изобразительная художественная деятельность;

            —  декоративная художественная деятельность;

            —  конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.

          Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры. Принцип опоры на личный опыт ребенка и расширения, обогащения его освоением культуры выражен в самой структуре программы.

Тема 1 класса - «Ты изображаешь, украшаешь и строишь». Дети знакомятся с присутствием разных видов художественной деятельности в повседневной жизни, с работой художника, учатся с разных художнических позиций наблюдать реальность, а также, открывая первичные основания изобразительного языка, -- рисовать, украшать и конструировать, осваивая выразительные свойства различных художественных материалов.

Тема 2 класса - «Искусство и ты». Художественное развитие ребенка сосредотачивается на способах выражения в искусстве чувств человека, на художественных средствах эмоциональной оценки: доброе — злое, взаимоотношении реальности

и фантазии в творчестве художника.

Тема 3 класса — «Искусство вокруг нас». Показано присутствие пространственно-визуальных искусств в окружающей нас действительности. Учащийся узнает, какую роль играют искусства и каким образом они воздействуют на нас дома, на улице, в городе и селе, в театре и цирке, на празднике - везде, где люди живут, трудятся и созидают окружающий мир.

Тема 4 класса - «Каждый народ — художник». Дети узнают, почему у разных народов по-разному строятся традиционные жилища, почему такие разные представления о женской и мужской красоте, так отличаются праздники. Но, знакомясь с разнообразием народных культур, дети учатся видеть, как многое их объединяет. Искусство способствует взаимопониманию людей, учит сопереживать и ценить друг друга, а непохожая, иная, красота помогает глубже понять свою родную культуру и ее традиции.

Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и литература, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное  значение  имеет  познание  художественной  культуры  своего народа.

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

Формы и методы контроля.

В начале года, в конце первого полугодия и в конце года запланированы входной (входное контрольное тестирование 20 мин), рубежный (тестирование 20 мин) и итоговый контроли (тестирование 20 мин).

Место учебного предмета в учебном плане. 

На изучение предмета изобразительное искусство отводится 1 ч в неделю, всего на курс – 135 ч. Предмет изучается: в 1 классе – 33 ч в год, во 2-4 классах – 34 ч в год ( при 1 ч в неделю).

Ценностные ориентиры содержания курса

Приоритетная цель художественного образования в школе—духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Результаты изучения учебного предмета 

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты. 

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе -Изобразительное искусство»:

•   чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

•   уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

•   понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

•   сформированность   эстетических  чувств,   художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

•   сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;

•   развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

•   овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

•   умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

•   умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

•   освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

•   овладение умением творческого видения с позиций художника т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

•   формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

•   освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

•    овладение логическими действиями сравнения,  анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

•    овладение умением вести диалог,  распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

•   использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

•    умение   планировать   и   грамотно   осуществлять   учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

•   умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

•   осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

•    сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

•    сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);

знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

понимание образной природы искусства;

эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

усвоение г названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

умение видеть проявления визуально-пространственных искусств -в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

•   способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

•   умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

•   освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;

•   овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

• умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

•умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

• изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

•   способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

•   умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека. 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения искусства у обучающихся:

•   будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;

•   начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;

•   сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;

•   появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;

•   установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный взгляд на мир;

•   будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.

Обучающиеся:

•   овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;

•   получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;

•   научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);

•   будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

 Содержание программы учебного предмета:

ТЫ  ИЗОБРАЖАЕШЬ,  УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ

Ты учишься изображать

Изображения всюду вокруг нас.

Мастер Изображения учит видеть.

Изображать можно пятном.

Изображать можно в объеме.

Изображать можно линией.

Разноцветные краски.

Изображать можно и то, что невидимо (настроение).

Художники и зрители (обобщение темы).

Ты украшаешь

Мир полон украшений. Цветы.

Красоту нужно уметь замечать. Узоры на крыльях. Ритм пятен. Красивые рыбы. Монотипия. Украшения птиц. Объемная аппликация. Узоры, которые создали люди. Как украшает себя человек.

Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).

Ты строишь

Постройки в нашей жизни.

Дома бывают разными.

Домики, которые построила природа.

Дом снаружи и внутри.

Строим город.

Все имеет свое строение.

Строим вещи.

Город, в котором мы живем (обобщение темы).

Изображение,  украшение,  постройка всегда помогают друг другу

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. Праздник весны.

Сказочная страна.

Времена года.

Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы).

ИСКУССТВО И ТЫ

Чем и как работают художники

Три основные краски –красная, синяя, желтая.

Пять красок — все богатство цвета и тона.

Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.

Выразительные возможности аппликации.

Выразительные возможности графических материалов.

Выразительность материалов для работы в объеме.

Выразительные возможности бумаги.

Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).

Реальность и фантазия  

Изображение и реальность.

Изображение и фантазия.

Украшение и реальность.

Украшение и фантазия.

Постройка и реальность.

Постройка и фантазия.

Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).

О чём говорит искусство

Выражение характера изображаемых животных.

Выражение характера человека в изображении: мужской образ.

Выражение характера человека в изображении: женский образ.

Образ человека и его характер, выраженный в объеме.

Изображение природы в различных состояниях.

Выражение характера человека через украшение.

Выражение намерений через украшение.

В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).

Как говорит искусство

Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.

Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.

Линия как средство выражения: ритм линий.

Линия как средство выражения: характер линий.

Ритм пятен как средство выражения.

Пропорции выражают характер.

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.

Обобщающий урок года.

ИСКУССТВО  ВОКРУГ НАС

Искусство в твоем доме (8ч)

Твои игрушки.

Посуда у тебя дома.

Обои и шторы у тебя дома.

Мамин платок.

Твои книжки.

Открытки.

Выразительные возможности бумаги.

Труд художника для твоего дома (обобщение темы).

Искусство на улицах твоего города (7ч)

Памятники архитектуры.

Парки, скверы, бульвары.

Ажурные ограды.

 Волшебные фонари.

Витрины.

Удивительный транспорт.

Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы).

Художник и зрелище (11ч)

Художник в цирке.

Художник в театре.

Театр на столе.

Театр кукол.

Мы – художники кукольного театра.

Маски.

Театральный занавес.

Афиша и плакат.

Праздник в городе.

Школьный карнавал

Обобщение темы. Как художники помогают сделать праздник

Художник и музей (8ч)

Музей в жизни города.

Картина — особый мир.  Музеи искусства.

Картина-пейзаж.

Картина-портрет.

Картина-натюрморт.

Картины исторические и бытовые.

Скульптура в музее и на улице.

Обобщение темы. Художественная выставка. Каждый человек - художник

КАЖДЫЙ  НАРОД - ХУДОЖНИК (ИЗОБРАЖЕНИЕ,

УКРАШЕНИЕ,  ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ

НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ)

Истоки родного искусства

Пейзаж родной земли.

Деревня -- деревянный мир.

Красота человека.

Народные праздники (обобщение темы).

Древние города нашей земли

Родной угол.

Древние соборы.

Города Русской земли.

Древнерусские воины-защитники.

Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.

Узорочье теремов.

Пир в теремных палатах (обобщение темы).

             Каждый народ - художник

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.

Народы гор и степей.

Города в пустыне.

Древняя Эллада.

Европейские города Средневековья.

Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).

Искусство объединяет народы

Материнство.

Мудрость старости.

Сопереживание.

Герои-защитники.

Юность и надежды.

Искусство народов мира (обобщение темы).

Тематическое планирование

1 класс

Раздел

Тема

Количество

часов

Раздел 1. Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения

10

1.

Введение в предмет. Все дети любят рисовать.

1

2.

 Изображения всюду вокруг нас.

1

3.

Мастер Изображения учит видеть.

1

4.

Изображать можно пятном.

1

5-6.

Изображать можно в объеме. Лепка птицы и животного из целого куска.

2

7.

Изображать можно линией.

1

8.

Разноцветные краски. Волшебный мир красок.

1

9.

Изображать можно и то, что невидимо (настроение).

1

10.

Художники и зрители (обобщение темы)

1

Раздел 2. Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения

8

11.

Мир полон украшений.

1

12.

Красоту надо уметь замечать: узоры на крыльях.

1

13.

Красоту надо уметь замечать: красивые рыбы.

1

14.

Красоту надо уметь замечать: украшения птиц. Объемная аппликация.

1

15.

Узоры,  которые создали люди.

1

16.

Как украшает себя человек

1

17-18.

Мастер Украшения помогает сделать праздник.

2

Раздел 3. Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки

10

19.

Постройки в нашей жизни.

1

20.

Домики, которая построила природа.

1

21-22.

Дом снаружи и внутри.

2

23.

Строим город.

1

24.

Все имеет свое строение.

1

25-26.

Постройка предметов (упаковок).

2

27-28.

Город, в котором мы живем.

2

Раздел 4.  Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

5

29.

Совместная работа трех Братьев - Мастеров

1

30.

«Сказочная страна». Создание панно.

1

31.

«Праздник весны». Конструирование птиц из бумаги.

1

32.

Разноцветные жуки.

1

33.

«Здравствуй, лето!»

1

Всего:

33

2 класс

Раздел

Тема

Количество

часов

Раздел 1. «Чем и как работают художники»

8

1.

«Цветочная поляна». Три основных цвета.

1

2.

 «Радуга на грозовом небе». Пять красок — богатство цвета и тона: гуашь.

1

3.

«Осенний лес». Выразительные возможности других материалов (графические: пастель, мелки)

1

4.

«Осенний листопад» - коврик аппликаций. Выразительные возможности аппликации.

1

5.

«Графика зимнего леса». Выразительные возможности графических материалов.

1

6-7.

«Звери в лесу». Выразительные возможности материалов для работы в объеме.

2

8.

«Игровая площадка» - для вылепленных зверей. Выразительные возможности бумаги.

1

Раздел 2. «Реальность и фантазия»

7

9.

«Наши друзья: птицы». Рисунок птицы. Изображение и реальность.

1

10.

«Сказочная птица». Изображение и фантазия.

1

11.

«Узоры паутины». Украшение и реальность, украшения в природе.

1

12.

«Обитатели подводного мира». Украшение и реальность.

1

13.

«Кружевные узоры». Украшения и фантазия.

1

14.

«Подводный мир». Постройка и реальность.

1

15.

Постройка и фантазия.

1

Раздел 3. «О чем говорит искусство»

10

16.

«Четвероногий герой». Выражение характера изображаемых животных. Живопись.

1

17.

Сказочный мужской образ. Выражение характера человека в изображении («Веселый и грустный клоуны»)

1

18.

Женский образ русских сказок. Выражение характера человека в изображении.

1

19.

Образ сказочного героя. Художественное изображение в объеме.

1

20.

«С чего начинается Родина?». Природа в разных состояниях.

1

21.

«Человек и его украшения». Выражение характера человека через украшения.

1

22.

«Морозные узоры». Украшение и реальность.

1

23.

«Морской бой Салтана и пиратов». Выражение намерений через украшение

1

24-25.

«Замок Снежной Королевы». Дом для сказочных героев.

2

Раздел 4.  «Как говорит искусство»

9

26.

«Огонь в ночи» («Перо жар-птицы»). Цвет как средство выражения: «теплые» и «холодные» цвета.

1

27.

«Мозаика». Цвет как средство выражения: «тихие» (глухие) и «звонкие» цвета («Весенняя земля»)  

1

28.

Графические упражнения. Линия как средство  выражения. Характер линий.

1

29.

«Дерево». Линия, как средство выражения. Характер линий.

1

30.

«Птицы». Ритм пятен как средство выражения.

1

31.

«Поле цветов». Ритм цвета, пятен как средство выражения. Живопись (или оригами, цветная аппликация)

1

32.

«Птицы». Пропорция как средство художественной выразительности. Пропорции и характер (бумажная пластика или лепка).

1

33.

«Весна идет». Ритм пятен, линий, пропорций как средство художественной выразительности.

1

34.

«Экзамен художника Тюбика». Искусствоведческая викторина.

1

Всего:

34

3 класс

Раздел

Тема

Количество

часов

Раздел 1. «Искусство в твоем доме»

10

1.

Осенний вернисаж. Прощаемся с летом (вводный урок).

1

2.

Красота букетов из Жостово. Твоя посуда.

1

3.

Мамин платок.

1

4.

Обои и шторы в твоем доме.

1

5-6.

Твои игрушки (озорной товар).

2

7.

Иллюстрация твоей книжки.

1

8.

Иллюстрирование русских народных потешек. Импровизация на тему дымковской глиняной игрушки.

1

9.

Поздравительная открытка. Декоративная закладка.

1

10.

Букет цветов.

1

Раздел 2. «Искусство на улицах твоего города»

5

11-12.

Декор русской избы. Памятники архитектуры — наследие предков. В мире народного зодчества.

2

13.

Парки, скверы, бульвары города.

1

14.

Транспорт в городе.

1

15.

Витрины магазинов.

1

Раздел 3. «Художник и зрелище»

10

16.

Образ театрального героя. Эскиз куклы.

1

17.

Образ театрального героя. Силуэт-загадка.

1

18-19.

Театр кукол (голова и костюм куклы)

2

20-21.

Карнавальные маски.

2

22.

Пальчиковый театр. Театральный занавес.

1

23.

Конструирование сувенирной куклы.

1

24.

Афиша, плакат к спектаклю.

1

25.

Цирковое представление «Парад -алле». Художник и цирк.

1

Раздел 4.  «Музеи искусств»

9

26.

Музей искусств (интерьер музея).

1

27.

Натюрморт. В музеях хранятся картины-натюрморты.

1

28.

Красота российских далей. В музеях хранятся известные пейзажи.

1

29.

Портрет друга. В музеях хранятся наиболее известные портреты.

1

30.

Лепка спортсмена (или кошки). В музеях хранятся скульптуры известных мастеров.

1

31.

Музеи архитектуры.

1

32.

Лоскутный коврик. Коллаж. Музеи народно-декоративного искусства.

1

33.

По мотивам народного творчества: керамика Гжели, бумажный змей, лев — аппликация. Музеи народного декоративно-прикладного искусства.

1

34.

Музеи искусств. Ступени художественного образования.  Искусствоведческая викторина. (урок - обобщение)

1

Всего:

34

4  класс

Раздел

Тема

Количество

часов

Раздел 1. «Истоки родного искусства»

9

1.

Какого цвета Родина? Осенний вернисаж

1

2.

Пейзаж родной земли. Характерные черты и красота разных времен года

1

3.

Гармония жилья с природой

1

4.

Деревня — деревянный мир

1

5.

Образ русского человека (женский образ)

1

6.

Образ русского человека  (мужской образ)

1

7.

Воспевание труда в искусстве

1

8.

Народные праздники

1

9.

Ярмарка. Обобщение по теме «Истоки родного искусства»

1

Раздел 2. «Древние города нашей земли»

7

10.

Древнерусский город-крепость.

1

11.

Древние соборы.

1

12.

Древний город и его жители.

1

13.

Древнерусские воины-защитники.

1

14.

Города Русской земли. Золотое кольцо России.

1

15.

Узорочье теремов.

1

16.

Праздничный пир в теремных палатах. Обобщение по теме «Древние города нашей земли»

1

Раздел 3. «Каждый народ - художник»

11

17.

Праздник как элемент художественной культуры страны. Образ японских построек.

1

18.

Отношение к красоте природы в японской культуре.

1

19.

Образ человека, характер одежды в японской культуре.

1

20.

Искусство народов гор и степей.

1

21.

Образ художественной культуры Средней Азии.

1

22.

Образ красоты древнегреческого человека.

1

23.

Древнегреческая архитектура.

1

24.

Древнегреческий праздник. Олимпийские игры в Древней Греции.

1

25.

Образ готических городов  средневековой Европы. Средневековая архитектура.

1

26.

Средневековые готические костюмы.

1

27.

Многообразие художественных культур в мире. Обобщение по теме «Каждый народ -художник».

1

Раздел 4.  «Искусство объединяет народы»

7

28.

Все народы воспевают материнство.

1

29.

Все народы воспевают мудрость старости.

1

30.

Сопереживание — великая тема искусства.

1

31 -32.

Герои, борцы и защитники.

2

33.

Юность и надежды.

1

34.

Искусство народов мира. Обобщение по теме «Искусство объединяет народы». (Искусствоведческая викторина)

1

Всего:

34

Материально- техническое обеспечение образовательного процесса:

№п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Книгопечатная продукция

1 класс

1

Л. А. Неменская. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс. М: «Просвещение», 2011 г.

Л. Неменская.Рабочая тетрадь1 класс Москва Посвещение,

2 класс

2

Е. И. Коротеева. Изобразительное искусство. Искусство и ты. М: «Просвещение», 2012 г.

3

Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 2 класс. М: «Просвещение»

3 класс

4

Е. И. Коротеева. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. М: «Просвещение», 2012 г

5

Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 3 класс. М: «Просвещение», 2014г.

4 класс

6

Л. А. Неменская. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. М: «Просвещение», 2014 г.

7

Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс. М: «Просвещение»,

Пособия для учителя

8

Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам.

Ч. 2, М: «Просвещение», 2011 г.

9

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. М: «Просвещение», 2011 г.

10

Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротаева и др., М:Просвещение, 2012г

11

Рабочая программа: Неменский Б.М., Неменская Л.А., Горяева Н.А., Питерских А. С, Изобразительное искусство.  М.: Просвещение, 2011.

Технические средства обучения

Рабочее место учителя

1

Ноутбук

2

Проектор мультимедийный

3

Принтер

4

5

6

Магнитно-маркерная доска

7

Микроскоп,

8

Акустические колонки

Оборудование класса

1

Ученические двухместные столы с комплектом стульев

2

Конторки

3

Стол учительский

4

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, и др.

5

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала

6

Экологическое панно

7

Офтальмологический тренажёр


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...

Рабочая программа 1 класс Окружающий мир 1 класс "Школа России"

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного...

Рабочие программы "Начальные классы" 4 класс

Рабочие программы по предметам , изучаемым в 4 классе...

«Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс

Конспект и презентация «Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс...