Формы и методы работы с интеллектуально одарёнными детьми
статья (1 класс) на тему

Гринчук Вера Егоровна

В своей статье я знакомлю коллег с методами работы с одаренными детьми:

1.      Объяснительно-иллюстративный метод

2.      Репродуктивный метод

С формами организации работы с одаренными детьми:

- фронтальная

- индивидуальная

- групповая

- коллективная

А так же, привожу наиболее эффективные приёмы работы с одаренными детьми:

1.     Корзина идей (мозговая атака)

2.     Кластеры

3.     Ёлочка

4.     Верные и неверные утверждения

5.     Инсерт

6.     Перепутанные логические цепочки

7.     Чтение с остановками

8.     Синквейн

9.     Эссе

10.   Данетки

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формы и методы работы с интеллектуально одарёнными детьми»

Сегодняшняя действительность выдвигает перед школой проблему подготовки самостоятельных, способных к самообучению, ответственных, обладающих коммуникативными навыками граждан. И здесь решающим фактором является стратегия работы с одаренными детьми: будущими учеными, руководителями, лидерами.

Методы и формы работы с одаренными учащимися, прежде всего, должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться определённым своеобразием.

Нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование. («Ум, хорошо устроенный, лучше ума, хорошо наполненного»).

Методы обучения.

Методы обучения – это совокупность путей, способов достижения целей для  решения задач образования.

Методы обучения, как способы организации учебной деятельности учащихся, являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств.

Существуют разные подходы к классификации методов обучения

1. Объяснительно-иллюстративный метод (информационно-рецептивный). Основное назначение метода — организация усвоения информации обучаемыми путем сообщения им учебного материала и обеспечение его успешного восприятия. Сообщение учебной информации осуществляется  с использованием различных дидактических средств: слова, различных пособий, в том числе кино- и диафильмов и т.д. Обучающий широко использует беседу, демонстрацию опытов и т.д. Деятельность обучаемых заключается в восприятии, осмыслении и запоминании сообщаемой информации.

2. Репродуктивный метод. Основное назначение метода - формирование навыков и умений использования и применения полученных знаний.

Наиболее эффективными при работе с ИОД являются интерактивные методы обучения, в которых центральная роль принадлежит обучающимся; преподаватель - организатор и помощник; обсуждение происходит в малых группах; взаимодействие преобладает над воздействием. Задачи проведения дискуссий: вовлечение в процесс обсуждения, достижение согласия по определенному вопросу, разъяснение собственных взглядов и позиций других по проблеме, приобретение умения занимать и отстаивать свою позицию или точку зрения. Формами интерактивного обучения являются дебаты (спор), диспут, «аквариум», мозговой штурм, «вертушка».  Эти формы эффективны в том случае, если на уроке обсуждается  какая-либо проблема в целом, о которой у школьников имеются знания, полученные ранее (на уроках или в житейском опыте).

При организации работы с ИОД грамотно выбранные методы обучения позволяют формировать приёмы умственной ДЕ (анализ, синтез, сравнение, выделение главного, обобщение), развивать активность мышления, самостоятельность мышления, глубину, критичность, гибкость.

Результаты исследования американских учёных. Они установили связь между применением того или иного метода обучения и % запоминания учебного материала.

- чтение – 10%

- слушание – 20%

- слушание со зрительной опорой – 30%

- обсуждение – 50-60%

- применение на практике – 70-80%

- обучение других – 80-90%

Отсюда вывод – принцип «Научи других тому, что изучаешь сам!» лежит в основе самого эффективного метода обучения.

Форма обучения.

Успешность обучения зависит не только от методов обучения, но и от форм обучения.   Именно через формы организации деятельности учащихся решается задача активизации познавательной деятельности.

Форма обучения – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определённом порядке и режиме.

В теории и практике урока известны 4 основные формы организации деятельности учащихся (по Конаржевскому):

- фронтальная

- индивидуальная

- групповая

- коллективная

Фронтальная форма познавательной деятельности предполагает одновременное выполнение общих заданий всеми учениками класса для достижения общей задачи. Фронтальная деятельность осуществляется под руководством учителя. Это самая распространённая  в нашей школе форма организации познавательной деятельности: она используется на уроках традиционных, семинарах, конференциях и т.д. Существенным недостатком этой  формы познавательной деятельности является то, что при её использовании резко ограничивается возможность осуществления деятельности учащихся в процессе обучения, т.к. учитель обучает всех. ИОД -  демонстрация знаний.

Индивидуальная форма – самостоятельное выполнение заданий учеником на основе его способностей и возможностей, своим темпом. Индивидуальная форма удачно используется во время самостоятельного решения задач по физике, математике, химии, самостоятельного выполнения письменных работ по русскому языку, иностранным языкам. Педагогическая ценность этой формы организации познавательной деятельности заключается в том, что она может хорошо учитывать особенности каждого ученика. Вместе с тем возможность применения индивидуальной формы познавательной деятельности имеет и свои ограничения. Она не способствует развитию коллективизма в обучении, здесь ученики работают «рядом», но не «вместе», отвечая каждый сам за себя. Пример: домашнее задание для подготовки учащихся к олимпиадам по литературе.

Таким образом, фронтальная и индивидуальная работа – это полное отсутствие организации общения между учащимися в процессе обучения.

  1. Групповая форма – это организация таких учебных занятий, при которых единая познавательная задача ставится перед определённой группой школьников. Групповая форма работы порождает взаимную ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарищей. Одарённые школьники могут выступать в качестве консультантов, руководителей групп.

Разновидностью групповой работы являются пары постоянного состава, когда ученики объединяются в пару для решения  определённой учебной задачи, предъявляют результат деятельности. Такую работу достаточно часто можно увидеть на наших уроках.

Коллективная форма – одновременная, но распределённая между членами коллектива работа на основе взаимопомощи, при осуществлении взаимоконтроля, направленная на достижение общего результата. Принцип этой работы – каждый опрашивает каждого, каждый отвечает каждому. Возникает ситуация коллективного взаимодействия всех членов группы. Каждый ученик непременно является то учеником, то учителем. Ближайшая цель каждого участника занятий – учить других всему тому, что знаешь или изучаешь сам. Разновидностью коллективной деятельности является работа в парах сменного состава, которую можно представить в 3-х видах:

- статическая пара объединяет по желанию 2-х учеников, меняющихся ролями «учитель» - «ученик». Такую работу легко организовать на любом уроке: после объяснения учителя или при повторении домашнего задания ученики друг другу рассказывают материал, поочерёдно выступая в роли учителя и ученика, затем 1-2 пары представляют образец ответа для всего класса.

- динамическая пара объединят 4-х учащихся, которые после объяснения нового материала учителем могут выполнить 1 задание, но имеющее 4 части; после подготовки своей части задания школьник обсуждает задание трижды со своим партнёром.

- вариационная пара – каждый получает своё задание, выполняет его и знакомит с вариантами выполнения других участников.

Таким образом, мы видим, что работа в парах сменного состава предполагает, что каждый не только изучает сам материал, но и передаёт его другим.

Применение современных образовательных технологий.

  1. ИОСО
  2. ИКТ
  3. Технология «Развитие критического мышления»

Технология «Развитие критического мышления» разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы - Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

Фаза вызова. Основной задачей, которая решается на фазе вызова, является задача активизации познавательной деятельности учеников. Нередко мы видим, что некоторые школьники на уроке не прикладывают значительных интеллектуальных усилий, предпочитая дождаться момента, когда другие выполнят предложенную задачу. Поэтому важно, чтобы на фазе вызова каждый смог принять участие в работе, ставящей своей целью актуализацию собственного опыта.

Приёмы и методы

1) Корзина идей (мозговая атака)

Не путать с психологическим приемом стимулирования творчества «мозговой штурм». Как методический прием мозговая атака используется в технологии критического мышления с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова».

1 э т а п: Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают, по данной теме за 1 минуту;

2 э т а п: Обмен информацией.

Возможна индивидуальная, парная и групповая формы работы.

2) Кластеры.

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Последовательность действий проста и логична:

1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

3) «Ёлочка». Задача – украсить «ёлочку» проблема, приводя факты, доказывающие существование последних.

4) «Верные и неверные утверждения». Предлагаем учащимся ряд утверждений, из которых они должны выбрать те, которые, по их мнению, соответствуют действительности. Затем учащиеся обосновывают свое мнение.

Этот этап можно по-другому назвать смысловой стадией. На большинстве уроков в школе, где изучается новый материал, эта фаза занимает наибольшее время. Одним из условий развития критического мышления является отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом. Именно данная задача является основной в процессе обучения на фазе осмысления содержания. Важным моментом является получение новой информации по теме.

5) «Инсерт» -  интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. Прием осуществляется в несколько этапов:

I этап: Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:

· V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся;

· - знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;

· + знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;

· ? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

II этап: читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.

6) Перепутанные логические цепочки.

Расположение ключевых слов в специально «перепутанной» логической последовательности. После знакомства с текстом, на стадии «рефлексии» учащимся предлагается восстановить нарушенную последовательность

7) Чтение с остановками

Часто на детальную рефлексию практически не остается времени. Мы отмечали, что большое внимание на уроках уделяется, прежде всего, изложению нового материала. Школьники не привыкли к тому, что после этого этапа им могут быть заданы вопросы типа: «Какая информация привлекла Ваше внимание?», «Что Вы делали для того, чтобы выделить основную мысль прочитанного текста?» и тому подобные. Еще большую растерянность может вызвать предложение учителя поделиться в парах или в группе мнениями о возникших по ходу урока вопросах. Ответы в этом случае не отличаются разнообразием и смысловой насыщенностью. Мало кто из учеников может задать вопросы аудитории или учителю о возникших трудностях в усвоении нового материала или его интересных моментах. Большая часть задаваемых вопросов - из разряда поясняющих или фактологических. Все это свидетельствует о том, что рефлексия в обучении не может проводиться спонтанно. Она требует систематичности на всех этапах работы, а также регулярности и методической последовательности.

8) Синквейн

Происходит от французского слова «cing» - пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

Правила написания синквейна:

1. (первая строка - тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);

2. (вторая строка - описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);

3. (третья строка - описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);

4. (четвертая строка - фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);

5. (пятая строка - ОДНО слово - синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).

9) Эссе

Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы. Различают 5-минутное эссе, 10-минутное эссе, а также более продолжительные и трудоемкие сочинения.

10-минутное эссе. После чтения (прослушивания) и общего обсуждения текста учащимся предлагается организовать свои мысли с помощью 10-минутного эссе (по методике свободного письма). Для этого учитель просит в течение 10 минут писать на предложенную тему. Главное правило свободного письма - не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. При затруднении можно письменно прокомментировать возникшую проблему и постараться писать дальше. 5-минутное эссе. Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя - это возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два пункта:

1) написать, что они узнали по новой теме;

2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.

10) Приём «ДАНЕТКИ»

  1. Человек получил удар в глаз и очень обрадовался (Кошелек вылетел из окна проходившего поезда).
  2. Человек пошел на пляж, а на следующий день его уволили за профнепригодность (Человек работал диктором на радио, а на пляже, точнее в море, он чуть не попал в пасть акулы. От пережитого потрясения он стал заикаться).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы работы с одарёнными детьми на уроках русского языка

Формы и методы работы с одарёнными детьми на уроках русского языка...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми

Работа с одаренными детьми.Формы и методы работы с одарёнными детьми...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов учителя Савиной А. М. на тему "Формы и методы работы со слабо успевающими детьми".

Ещё древние мудрецы говорили: "Увидеть и понять проблему - наполовину решить её." О формах  и методах работы со слабо успевающими учениками. Правила и рекомендации для учителя....

Формы и методы работы с родителями и детьми с ОВЗ.

Материал представляет собой презентацию, в которой рассказывается об основных формах и методах работы с детьми с ОВЗ, а также их родителями....