Доклад
статья на тему
Предварительный просмотр:
Совершенствование работы над преемственностью в работе дошкольного образования, начальной и средней школы в условиях модернизации образования.
Исаметова Людмила Семеновна , учитель начальных классов, Нуримановский район, МБОУ СОШ с.Павловка.
В обществе стремительно развивается наука и техника, появляются новые информационные технологии, которые вносят много нового в жизнь людей. Российская школа переживает серьезные преобразования.«Модернизация и инновационное развитие – это единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире ХХIвека» - так сказал в своем выступлении Дмитрий Анатольевич Медведев. Осваиваются механизмы развития, которые не позволят нам отставать от образовательных систем развитых стран.
Однако несмотря на все изменения в образовании во главе угла действующими фигурами всегда будут учитель и ученик.
В 2010 году завершилась реализация Концепции модернизации российского образования, которая была принята в 2001 году. Уже с 1 сентября 2010 года многие российские школы стали работать по новым федеральным стандартам для начальной школы. Сейчас эти дети уже учатся в третьем классе и очень скоро им предстоит перейти в среднюю школу.
До первого класса многие дети посещают дошкольное учреждение, где получают первоначальные учебные навыки по нескольким направлениям. Большое количество времени они проводят в детском саду и общаются с ребятами, с воспитателями. Общеизвестно, что в дошкольных учреждениях созданы условия, которые максимально приближены к домашним. Ребенку комфортно, уютно, так как он может и поиграть, и поспать. При переходе же в начальную школу жизненный уклад бывшего дошкольника меняется- он приходит в школу учиться, а в дошкольном образовательном учреждении он все познает в процессе игровой деятельности. Работая в начальной школе, я поняла: грамотности учащихся тоже можно добиться ежедневным упорным трудом, начиная с 1 класса. И помогают в этом игры. Несмотря на то, что для младших школьников возрастает роль учения и труда, игра все- таки сохраняет свое значение и помогает детям учиться. Игра формирует детское общение, закрепляет нормы и правила поведения не только в самой игре, но и вне ее, воспитывает интерес к окружающей жизни – это надо знать учителю, набирающему первый класс.
В современном же обществе на государственном уровне задаются стандартизированные цели и требования, системы и оценки контроля , предлагаются нормативы и условия, которые гарантируют реализацию образовательных потребностей. В этих условиях следует разработать ряд конкретных мер и задач. которые позволили бы безболезненно перейти вчерашним дошкольникам на первую ступень образования. Малыши должны знать своего будущего учителя уже до поступления в первый класс – это непременное условие. Исходя из своего опыта могу сказать, что это не так-то просто. Допустим, в нашем селе два детских садика – это «Светлячок» и «Солнышко». В предстоящем 2013- 2014 году мне предстоит встретиться со своими первоклассниками, но я пока не смогу сказать, из какого садика придут ко мне дети. Причин тому несколько:
- У родителей будущих первоклассников есть право выбора – они вольны выбирать учителя;
- Право выбора образовательного учреждения – могут поступить в первый класс при школе-интернат села Павловка:
- В третьих, сама система преемственности не отработана – родители до конца августа не знают, к какому учителю ребенок пойдет учиться. Отсюда вытекает еще несколько проблем – отсутствие целенаправленного сотрудничества с родителями будущих первоклассников, проявление с их стороны инициативности и самостоятельности.
Однако в нашем районе внедряются новые формы дошкольного образования. Программа «Развитие системы дошкольного образования в Нуримановском районе Р.Б» на 2011-2013 годы направлены на обеспечение доступности образования, повышения его качества, конкурентоспособности. В селе Павловка в 2011 году на базе ИП Дильмеева открыт центр развития личности « Академия успеха», который ведет работу с детьми дошкольного возраста с двух до семи лет по пяти направлениям. Все это позволяет использовать в дальнейшей практической деятельности учителя определить уровень подготовленности детей к школе, поможет подробно и четко определить программу и методику организации учебного процесса.
Конечно, проблема непрерывности и преемственности в образовании это проблема не только одной отдельно взятой школы, одного садика- это проблема всероссийская. Ведь развитие личности ребенка происходит прежде всего в учебно-познавательной деятельности, в разнообразной и интересной жизни школьного коллектива или в детском саду.
Начальная школа – это совсем новый этап в жизни любого ребенка. Ни для кого не секрет, что при переходе из начальной школы в старшее звено успеваемость учеников резко падает. Каковы же причины снижения успеваемости? Младший школьник, становясь учеником среднего звена, испытывает сильнейший психологический стресс, едва ли не равный по своей силе стрессу первоклассника, пришедшего в школу первого сентября. Мы все знаем, что надо делать, чтобы снять психологическое напряжение и привить в первокласснику любовь к учебе. Но с пятиклассниками, пришедшими в среднюю школу, такая работа, как правило, не ведется.
Младшие школьники, привыкшие к «своему учителю» ,к его манере работы, к его требованиям( к концу начальной школы ученики понимают своего учителя едва ли не с полуслова), сталкиваются в средней школе с таким количеством преподавателей, с таким различием требований и многообразием методов работы, что просто не в силах сразу же к ним приспособиться.
Учителю средней школы некогда вникать в психологические проблемы малыша, ведь у средней школы- программа. К тому же учителю, да и классному руководителю среднего звена гораздо тяжелее в плане психологической совместимости со своим учеником, ведь сюда приходят сформировавшиеся личности со своими мыслями и мнениями. Однако опираясь на свой личный опыт хочу сказать, что «удобный» ребенок – не всегда хороший. И коли разговор идет о том, как сделать ребенка счастливым в школе, скажу, что нередко образцовый ребенок , воспитанный правильными педагогическими методами, это не всегда счастливый ребенок. Он может прятать свое «я» под маской, делая все, как мы хотим. Считаю, что надо любить ребенка таким, какой он есть. Чтобы он не натворил- это всегда попытка обратить на себя свое внимание.
Конечно, кроме психологической существовала другая проблема снижения успеваемости – требования к знаниям, умениям и навыкам. Эти требования на момент выпуска из начальной школы совсем не соответствовали тому набору знаний, умений и навыков, которые, по мнению авторов программ для v класса, должны быть у этих же учеников на момент прихода в среднюю школу.
Новые образовательные программы начальной школы, связанные с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения призваны обеспечить развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования.Учитель вправе выбрать УМК только в соответствии с той образовательной программой, которая утверждена в образовательном учреждении. (Согласно статьям 32 и 55 Закона РФ «Об образовании»). Выбирая какую-то программу за основу, педагог следует ей все четыре года.
Очень хочется надеется, что все преобразования окажутся перспективными и результаты не заставят нас разочаровываться.
Какие же основные претензии, предъявляемые учителями первоклассников к бывшим воспитателям? Что надо сделать, чтобы адаптация прошла безболезненно? С какими проблемами встречаются предметники, когда встречаются и начинают работать с пятиклассниками?
Общая для всех проблема – выпускники ориентируются в теории, знают правила, но когда дело доходит до практического их применения, все эти знания словно остаются за бортом. Конечно, если дети пришли в школу из детского садика- они знают, что такое коллектив, умеют общаться, знают правила поведения в быту, в обществе. Обычно такие подготовленные и умеют различать цвета, ориентируются в пространстве, им привиты основные навыки работы с бумагой, с природным материалом. А если есть дети, которые воспитывались до поступления в первый класс, то в классе создается вторая группа детей, мы их условно называем «домашние». Обычно у таких детей наблюдается дискомфорт, неуверенность в себе. В каждом моем наборе были «домашние» дети и я для себя сделала следующие выводы:
1)Во- первых, учитель всегда должен работать от «достигнутого» - независимо от того,набирает он первоклассников или пятиклассников. 2) Во- вторых, обязательным условием является создание ситуации успеха. Мы в первом классе обязаны похвалить не только того ученика, который уже в начале учебного года читал 80 слов в минуту( а такие случаи в моей практике были) , но и того, кто к концу научился читать более или менее сносно 12 слов в минуту.
3)В-третьих, непременным условием является обязательное сотрудничество с родителями. Любой успех, даже самый маленький должен вдохновить маму с папой и маленькая удача школьника должна стать гарантом дальнейшего успеха. И наоборот, в любой неудаче учащегося должны поддержать взрослые члены семьи.
4) Обязательно следует учитывать физическое состояние ребенка, его возрастные особенности, представления об окружающем мире.
5) В-пятых, очень хочется надеется, что в связи с модернизацией школьного образования учительский состав будет в достаточной мере обеспечен дидактическими пособиями в системе преемственности образования.
И еще вдобавок хочу сказать- какие бы преобразования не претерпевала школа, какие бы инновации не вводились - центральной фигурой в жизни любого учащегося, начиная с детского садика был и остается живой голос учителя. Таким образом, можно с уверенностью сказать: проблема преемственности разрешима даже с теми объективными трудностями, которые испытывают учителя.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа села Павловка
муниципального района Нуримановский район
Республики Башкортостан
Доклад на тему:
«Совершенствование работы над преемственностью в работе дошкольного образования, начальной и средней школы в условиях модернизации образования».
Выполнила:
учитель Исаметова Л.С.
2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Проектная деятельность в начальной школе"
Доклад о том, как я со своими учениками работаю над проектом "Океан"....
доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах»
Доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах». Варианты работы с интерактивной доской, плюсы и минусы. ...
конспекты уроков, доклады на темы самообразования
Открытые уроки по русскому языку и математике, доклады на темы самообразования ...
Доклад доклад на тему: «Формирование культуры семейных отношений».
Семья - один из шедевров природы (Дж. Сантаяна, философ)Семья - основанная на брак...
Доклад "Урок работы над ошибками". Русский язык. Приложение к докладу.
Краткое описание в чём состоит подготовка учителя и учащихся к уроку, где предстоит работа над ошибками. Из личного опыта и опыта коллег....
Доклад: "Использование ЭОР на уроках в начальной школе" + презентация к докладу
Актуальность использования ЭОР на уроках в начальной школе....
ДОКЛАД "Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС второго поколения" . ДОКЛАД НА ЗАСЕДАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА МКОУ «АРТЕЗИАНСКАЯ СОШ №2»
ДОКЛАД НА ТЕМУ : « Системно–деятельност...