Открытый урок по теме "Окружность" (2 класс)
план-конспект урока (2 класс) на тему
Открытый урок по теме "Окружность" проведен во втором классе по программе "Школа-2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vazhno1.docx | 29.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по математике (по программе «Школа 2100», автор Л.Г.Петерсон )
Класс:2.
Тема: Окружность ( тип урока: урок открытия нового знания )
Цель урока: создать условия для формирования у школьников представления об окружности как геометрической фигуре.
Задачи урока: - получить теоретическое и практическое представление об окружности и круге как о геометрических фигурах;
- развитие практических умений - пользование циркулем;
-развитие математической речи, наблюдательности ,логического мышления, внимания к изучаемому вопросу, творческих способностей, самостоятельности в учебной деятельности, формирование навыков учебного труда;
- воспитание аккуратности в работе, привитие умения совместно работать.
Планируемые результаты:
1. Предметный результат:
Представление детей об окружности
Распознавание окружности и круга
Знание определения окружности и круга
Умение изображать окружность.
2. Метапредметный результат:
Регулятивные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
Познавательные УУД: структурирование знаний, построение речевого высказывания, создания алгоритма, выбор эффективных способов.
Логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения, построение рассуждений, выдвижение гипотез.
Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли с полнотой и точностью.
3. Личностные результаты:
Познавательный интерес, целенаправленно использовать знания, самоопределение, смыслообразование, мотивация, способность характеризовать собственные знания.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности. Настрой детей на работу. Проверка готовности к уроку.
- Добрый день, ребята. Рада всех видеть. Всё у нас в порядке- наши книжки и тетрадки, будем с вами мы играть, математику изучать.
-Чем мы занимаемся на уроках математики? Какие качества нам помогают открывать новые знания?
Взаимопомощь, усердие и трудолюбие у всех, на уроках всегда нас ждёт успех!
- Вы готовы к работе? (да)
На данном этапе планируется достижение следующих результатов:
Личностные: самоопределение, настрой на активную работу;
Регулятивные: организация учебной деятельности, организация рабочего места;
Коммуникативные: настрой на учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.
На доске изображены геометрические фигуры: прямая, луч, отрезок, прямоугольник ,квадрат,. треугольник, круг и окружность
- Как вы думаете, чем сегодня мы будем заниматься? (работать с геометрическими фигурами).
-Какое задание вы можете предложить? (дать названия фигурам, обозначить буквами, разделить фигуры на группы, найти сходство и различие, найти «лишнюю» фигуру).
-Скажите, а все ли фигуры вам известны? Давайте проверим. Перед вами геометрические фигуры и карточки с названиями .Соотнесите к каждой геометрической фигуре –название и дайте определение.
Учащиеся соотносят названия к геометрической фигуре и дают определение.
Трудность в данном задании вызывает соотнесение карточки «круг» и «окружность».
Планируется достижение следующих результатов:
Личностные: самоопределение, мотивация к изучению новой темы;
Регулятивные: прогнозирование,оценка;
Коммуникативные: умение выражать свои мысли;
Познавательные: структурирование знаний, логический анализ объектов с целью выделения признаков, выбор основания для сравнения;
3. Выявление места и причины затруднения.
Учащиеся рассматривают геометрические фигуры – круг и окружность.
-Рассмотрите внимательно. Одинаковы ли они? Сравните: чем похожи ? Чем отличаются? Что замечаете? Учащиеся замечают ,что фигуры разные. – Почему для разных предметов одно название? Может быть по другому называется?
Учащиеся формулируют вывод: фигуры разные, значит и названия разные.
-Вы можете сейчас указать где круг, а где окружность?
- Может кто-то точно знает : где круг? А как называется другая фигура? (предположения детей, если учащиеся не знают, учитель помогает).
На данном этапе планируется достижение результатов:
Регулятивные: целеполагание; оценка;
Познавательные: интерес к изучаемому материалу, построение речевых высказываний;
Логические: анализ объектов, выбор оснований для сравнения, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез.
4. Построение проекта выхода из затруднения . - Как вы думаете, какая будет тема урока? ( на доске появляется тема урока « Окружность» ).
- Давайте сформулируем цели урока.
Учащиеся самостоятельно (либо с помощью учителя) формулируют цели данного урока:
1. Узнать, что такое «круг», «окружность».
2. Как построить (нарисовать) окружность.
3. Узнать что-то новое.
Учитель на доске фиксирует цели урока.
Планируется достижение следующих результатов:
Регулятивные: целеполагание, планирование;
Познавательные: постановка и формулирование проблемы ,формулирование цели, выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные: выражать свои мысли.
5.Реализация построенного проекта.. «Открытие» детьми нового знания.
- Чтобы разграничить понятия « круг» и «окружность», давайте поиграем в игру. К доске вызываются 10-12 учащихся.
- Вы все « точки». Встаньте в прямую линию, изобразите кривую, а теперь попробуйте построить окружность.
- Что ограничивает окружность? (круг)
- Из чего состоит окружность? (из точек)
К доске вызываются ещё 2 ученика, которые также изображают «точки». Учитель даёт задание:
- побегать вдоль окружности. Что такое «окружность»? (это граница круга).
- «побегать по кругу». Что такое круг? ( это область внутри окружности).
Таким образом, учащиеся формулируют вывод : окружность-это линия, которая ограничивает фигуру, идёт по её краю. Круг- это часть плоскости, которая лежит внутри окружности ( внутри границы).
Учитель наглядно демонстрирует на геометрических фигурах, учащиеся соотносят геометрические фигуры с правильными названиями.
- Встаньте ровно. Нарисуйте окружность правой рукой, левой ногой, головой. Теперь нарисуйте окружность на листе бумаги.
Перед учащимися альбомные листы, они рисуют окружность.
- Покажите ровная ли получилась окружность? ( нет)
- Как вы думаете, почему не ровная? Что поможет нам сделать окружность ровной? (шаблон)
-А если нет шаблона, то нам поможет специальный инструмент.
Учитель загадывает загадку: Мой предмет – циркач лихой,
Чертит круг одной ногой.
- Как вы думаете , о каком предмете идёт речь? Что это за циркач?
Учитель показывает циркуль и комментирует: слово « циркуль» произошло от лат. «циркулюс», что означает круг, окружность.
- С каким словом созвучно слово « циркуль»?
« Цирк-циркуль-циркулюс» означает круг. У цирка тоже арена круглая, что представляется удобным для просмотра выступления артистов цирка.
Специальный чертёжный инструмент называется циркулем. У каждого ученика на парте находится циркуль.
- Рассмотрите циркуль, что у него есть? Найдите ножки, головку, иглу, грифель (стержень внутри карандаша). На ножке есть игла, для чего она нужна? Как обращаться с циркулем ,как правильно пользоваться?
Учитель совместно с учащимися проговаривает технику безопасности при работе с циркулем.
Далее учащиеся пытаются при помощи циркуля начертить ровную окружность или исправить раннее начерченную неровную окружность. -Сравните ,какая получается окружность с использованием циркуля.
Рассматривание получившихся работ, помощь учителя детям, у которых не получилось.
- Чем похожи все наши работы? (ровная окружность)
-Как построить ровную окружность? Что помогло нам при выполнении этого задания?
-А ещё чем похожи наши работы? (в середине есть -центр)
-Отметьте центр своей окружности цветным карандашом и обозначьте точкой О.
- Чем отличаются наши работы? (разные по размеру)
- Почему у вас получились разные по размеру окружности? А как нам всем начертить одинаковые? (мнения учащихся)
Нам понадобится ещё один чертёжный инструмент- линейка. При помощи линейки и циркуля мы сможем справиться с этим заданием и начертить одинаковые по размеру окружности. Учащиеся совместно с учителем разрабатывают алгоритм действия:
1. Приложить циркуль к линейке одной ножкой на 0, другой -на заданное число.
2. Берём циркуль в правую руку за головку, не сдвигая ножек.
3. Упираем ножку с иглой на поверхность.
4. Поворачиваем ножку с грифелем ,касаясь бумаги.
5. Замыкаем линию.
6. Отмечаем центр окружности.
-Сравните, теперь получились одинаковые по размеру окружности.
Введение понятия «радиус».
- Начертите отрезок, соединяющий центр с любой точкой окружности.
- Измерьте отрезок, чему он равен?
-Начертите ещё несколько отрезков, соединяющих центр с точками окружности, измерьте их, что
Замечаете? ( отрезки равны)
- Какой вывод мы можем сделать?
Учащиеся самостоятельно формулируют вывод: центр окружности равноудалён ( т.е. находится на одинаковом расстоянии) от всех её точек.
- Отрезок, соединяющий центр окружности и точку на окружности называется радиусом.- Сколько радиусов мы начертили сейчас? – А сколько возможно?
Учащиеся находят на окружности и подписывают слово «радиус» на своей работе.
- Радиус в математике принято обозначать лат. маленькой буквой r. Обозначьте математическим символом.
- Что мы можем сказать про радиусы? Что будет, если я радиусы уменьшу? Увеличу?
Учащиеся формулируют вывод: радиусы одной окружности равны. Если уменьшить радиус, то окружность –уменьшится, если увеличить, окружность станет больше.
-Для чего нужен радиус? ( чтобы узнать, какая будет окружность по величине).
На данном этапе планируются результаты:
Личностные: самоопределение;
Познавательные: структурирование знаний, построение речевого высказывания, выбор эффективных способов решения задачи, создание алгоритма действия, моделирование;
Логические : анализ объектов, выбор оснований для сравнения, выделение следствий, установление причинно-следственных связей, построение логики рассуждений, выдвижение гипотез;
Коммуникативные: постановка вопросов, умение выражать свои мысли ,планирование учебного сотрудничества.
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
Учащимся предлагаются картинки : тарелка, кольцо, барабан, обруч, монета, крышка, бублик, колесо.
- Какие предметы изображены на картинках? Придумайте задание, согласно теме сегодняшнего урока.
Учащиеся распределяют данные картинки по форме ( форма круга :тарелка, барабан, монета, крышка; форма окружности: кольцо, обруч, бублик, колесо.)
Выбирают рисунок и дают пояснение. – А в жизни вы встречаетесь с предметами, имеющими форму круга? Окружности? Приведите примеры.
На данном этапе планируется достижение следующих результатов:
-личностные: самоопределение (связь с жизнью).
-регулятивные: планирование, контроль., коррекция;
-познавательные: структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания в устной форме;
-логические: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения, классификация объектов, подведение под понятие;
- коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
7. Самостоятельная работа.
- Молодцы, ребята. Хорошо поработали, но вот сможете ли вы использовать новые знания самостоятельно без помощи друга и учителя.
- Перед вами листочки с заданиями. Задания расположены по уровню трудности. Определите, какое задание вы сможете сделать, а может быть вы справитесь со всеми заданиями. Каждое задание стоит определённое количество баллов. Первое задание-1 б., второе задание-2б., третье задание-3б. Ваша задача: быстро и правильно справиться с заданиями, показать все свои знания и умения.
Первое задание: даны окружности разных размеров в разном порядке. Сколько окружностей изображено на рисунке?
Второе задание: даны окружности, отметь центр окружности, измерь чему равен радиус. Найди окружности с одинаковыми радиусами и обведи их цветным карандашом.
Третье задание: допиши следующие высказывания:
Круг-это….
Окружность-это…
Радиусы одной окружности всегда…..
Учащиеся самостоятельно выполняют данную работу (время проведения-10 мин.) Далее работа проверяется –соседом по парте. Учащиеся по желанию комментируют одно из заданий. Подводится итог работы.
На этом этапе планируется достижение следующих результатов:
- личностные: самоопределение;
-регулятивные: планирование, контроль, коррекция, оценка;
-познавательные: структурирование знаний, построение речевого высказывания в устной и письменной форме, эффективный способ решения задачи, рефлексия;
-коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
8.Включение нового материала в систему знаний. Повторение и обобщение материала.
-Какие геометрические фигуры вы знаете?
- В чём отличие круга от окружности?
-Какие чертёжные инструменты вам знакомы? Как ими пользоваться?
- Где мы сможем применить полученные знания?
На данном этапе планируется достижение результатов:
-личностные: самоопределение;
-регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено;
- познавательные: структурирование знаний, построение речевого высказывания в устной форме;
-коммуникативные: выражать свои мысли с точностью и полнотой.
9.Рефлексия учебной деятельности.( итог урока).
-Наш урок подходит к завершению. Давайте ещё раз посмотрим на наши цели, которые мы поставили перед собой в начале урока. Достигли мы цели урока? (да). Учащиеся аргументируют:
1 цель мы узнали , что такое круг и окружность, умеем их отличать.
2 цель научились строить окружность при помощи специального чертёжного прибора-циркуля.
- Ребята, а что для вас было новым? (понятие «центр» окружности, «радиус»)
-Что интересного было на уроке? Каким способом мы достигали поставленных целей?
Оцените свою работу на уроке. Допишите высказывания:
Сегодня на уроке я научился….
Я узнал….
Мне было интересно….
Порадовался тому, что….
Учащиеся самостоятельно оценивают свою работу на уроке. Дают друг другу пожелания на следующий урок.
Вот звенит звонок с урока, Хорошо мы потрудились
Говорит он нам о том, и совсем мы не ленились,
Что закончился урок. Много знаний обрели: всё сумели, всё смогли!
На этом этапе урока планируется достижение следующих результатов:
-личностные: смыслообразование;
-регулятивные:рефлексия;
-коммуникативные:умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
-познавательные: структурирование знаний. Осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Данный урок был проведен в апреле 2011 года в МАОУ «Гимназии № 31» во 2 «А» классе (классный руководитель: Мамонтова Л.Б.) на семинаре учителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок математики 3 класс, по программе М.И. Моро, УМК «Школа России» Урок № 46 Сводная таблица умножения. .
Открытый урок математики в З классе (с презентацией) по теме "Сводная таблица умножения" Сценарий урока разработан по известному мультфильму "Приключение кота Леопольда". Следуя за сюжетом дети на уро...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ОТКРЫТОМУ УРОКУ ВО 2 КЛАССЕ ТЕМА: «МОДЕЛЬ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ФГОС»
Пусть книги друзьями заходят в дома. Читайте всю жизнь. Набирайтесь ума....
ОТКРЫТЫЙ УРОК ВО 2 КЛАССЕ ТЕМА: «МОДЕЛЬ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ФГОС»
Цель урока: 1.Познакомить учащихся с творчеством В.В. Бианки.2.Развивать навыки выразительного чтения.3. Учить делить текст на смысловые части и составлять план.4. Учить подробно пересказывать художес...
Открытый урок во 2 классе по теме "Состав слова".Технологическая карта урока.
Урок разработан в ссответствии с ФГОС и, надеюсь,кому-то поможет в работе....
Математика. Открытый урок во 2 классе. Тема урока: Угол. Виды углов. УМК «Школа России»
МатематикаОткрытый урок во 2 классе Тема урока: Угол. Виды углов.УМК «Школа России»Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель: познакомить учащихся с понятием «угол», сформировать ...
Открытый урок в 4 классе"Рожество в Великобритании"по английскому языку. Урок соответствует требованиям ФГОС.
Урок `Рождество в Великобритании`соответствует требованиям ФГОС. Данная разработка поможет учителю провести урок английского языка по данной теме в начальной школе, в 4 классе, познакомит с симв...
Открытый урок в 4 классе по английскому языку в рамках внутришкольного семинара "Применение инновационных технологий на уроке" в МАОУ "Лицей № 37" г. Саратов
Данный урок разработан по линии УМК "Спотлайт Английский в фокусе" в 4 классе и содержит материал по применению здоровьесберегающих технологий и методик в рамках урока нового знания. ...