Рабочая программа по литературному чтению 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему

Цыбульская Лариса Ивановна

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_4_kl.docx91.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Гусинская средняя общеобразовательная школа

Краснинского района Смоленской области

Рассмотрено

На заседании ШМО учителей

начальных классов

протокол   № 1 от

Руководитель ШМО

___________(_____________)

Согласовано

Зам.  директора по УВР МБОУ Гусинской СОШ

___________(___________)

«        »                       2014г

Утверждаю

приказ  №       от

Директор МБОУ Гусинской СОШ

____________(Егорова С.Ф.)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

           по литературному чтению (4 «А» класс)

         составила Цыбульская Лариса Ивановна

      учитель начальных классов

       

        Гусино

          2014 – 2015

Пояснительная записка.

Настоящая рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена на основе:

  • ФЗ «Об образовании Российской Федерации» № 273 ФЗ от 29 декабря 2012г,
  • требований ФГОС НОО (Утверждено указом Министерства образования и науки РФ от «6» октября 2009 года №373),
  •   Примерной программы начального общего образования по предмету «Литературное чтение»,
  •  авторской программы  Л.А. Ефросининой, М.И. Омороковой по предмету «Литературное чтение»,
  • БУПа МБОУ Гусинской  СОШ на 2014-2015 учебный год,

 учебника «Литературное чтение»  4 класс - Л.А. Ефросинина. Учебник внесен  в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014-2015 учебный год (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 №1067) 2

Общая характеристика учебного предмета

Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системе начального общего образования, закладывающим основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устным и письменным литературным языком. Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных, предметных и метапредметных результатов освоения программы литературного чтения, а также успешность изучения других предметов в начальной школе.

Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:

изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);

в результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия;

дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Характерной чертой данной программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» обучения работе с произведением и книгой. При изучении произведений постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению. В программе не выделяются отдельно уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых комплексно решаются все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка —и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Специфические особенности курса литературного чтения в начальной школе:

сочетание работы над собственно чтением :техническими навыками и читательскими умениями;

работа с текстом как речеведческой единицей, а с литературным произведением как искусством слова, с учетом специфики его структуры и жанровых особенностей;

одновременная работа над языком произведения и речью детей;

сочетание работы над художественным произведением и детской книгой как особым объектом изучения;

различение художественных и научно-популярных произведений;

формирование литературоведческих понятий, обеспечивающих полноценное восприятие произведения;

освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью обучающихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.

 Основная цель курса литературного чтения — помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читателя предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.

          Задачи курса:

  • обеспечивать полноценное восприятие обучающимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
  • научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
  • систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
  • включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
  • формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
  • расширять круг чтения обучающихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.

Читательское пространство формируется произведениями для изучения на уроке (даны в учебнике), для дополнительного чтения (в учебной хрестоматии), для самостоятельного чтения по изучаемой теме или разделу (в рубрике «Книжная полка» в конце изучаемого раздела или нескольких разделов). 

Ценностные ориентиры содержания

Специфика литературного чтения заключается в том, что предметом изучения является художественная литература, которая благодаря своей нравственной сущности, оказывает огромное влияние на становление личности учащегося: духовно-нравственное развитие, формирование основ гражданской идентичности, понимание и усвоение моральных норм и нравственных ценностей принятых в семье, в народе, в обществе (любви к семье, к своему народу, Родине, уважительное отношение к другой культуре и мнению и т.п.)

Настоящая рабочая программа учитывает следующие особенности класса, в котором будет осуществляться учебный процесс:

В классе 21 обучающийся. Большинство детей овладели навыком беглого и выразительного чтения целыми словами, умеют характеризовать героев и события, высказывать свое отношение к событиям и персонажам (Трубина Е.,Аркова Э, КаримовА.,Мотреску К. и др.) Дети с удовольствием работают в рабочих тетрадях, выполняя задания различного характера ( «Проталинки», «Точное слово», «Собери» и т.д.)

На конец 3 класса высокий уровень изучения литературного чтения показали 19% учеников, около 19% - обладали низким уровнем изучения, около 62%- средний уровень изучения.

   Выбор мною данного комплекта обусловлен современными процессами в сфере образования: переходом от объяснительной технологии обучения к деятельностно - развивающей, формирующей весь спектр личностных качеств ребенка процессами гуманизации образования.

Так как обучающиеся данного класса с интересом выполняют задания развивающего и творческого характера, обладают хорошей работоспособностью, умением нестандартно мыслить, данный УМК способен развивать их потенциал. Качество знаний по литературному чтению повышается на протяжении 3 лет обучения. Обучающиеся имеющие высокую учебную мотивацию (Аркова Элеонора, Волков Иван, Каримов Артур, Мотреску Карина, Трубина Екатерина и др.) с удовольствием выполняют задания творческого характера, представленные в данном учебнике.

УМК «Начальная школа 21 века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой обеспечивает  достижение требований основной образовательной программы начального общего образования: программы и учебники по всем предметам учебного плана начального общего образования, учебные тетради к ним, методические пособия, дидактические материалы (включая электронные образовательные ресурсы), программы и пособия по внеурочной деятельности. Неотъемлемой частью данной системы являются издания обеспечивающие процедуру оценки достижения планируемых результатов и педагогическую диагностику.

Место литературного чтения в учебном плане

На изучение литературного чтения с 1 по 4 класс отводится по 4 часа еженедельно. Изучение литературного чтения в 1 классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте». В этот период объединяются часы учебного плана по русскому языку и литературному чтению, всего 9 часов в неделю. На обучение грамоте отводится 5 часов, включая литературное слушание и 4 часа - на письмо. После периода обучения грамоте идет раздельное изучение литературного чтения и русского языка, которые входят в образовательную область «Филология».

Программа для 4 класса рассчитана на 136 часов (34 недели, по 4 часа в неделю).

   Результаты освоения курса.

Курс литературного чтения в начальной школе закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО:

Личностные результаты освоения программы начального общего образования должны отражать:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и

развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения программы начального общего образования должны отражать:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6)использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео-и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и  жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,

обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты освоения программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметной области «филология», включающей в себя предмет «литературное чтение» должны отражать:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения(ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации»

Содержание программы

 (136 ч)

Круг чтения

Для чтения и обсуждения в классе.  Произведения устного народного творчества русского народа и народов мира: сказки, загадки, потешки,  поговорки, пословицы, былины,  легенды, сказы. Мифы народов мира. Ведущие идеи, объединяющие произведения фольклора разных народов, специфика художественной формы разных произведений словесного творчества. Отрывки из библии. 

Стихотворные и прозаические произведения русских и зарубежных писателей- классиков, детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран.  Приключенческая детская книга.      Научно- познавательная книга: о природе, путешествиях, истории, научных открытиях.

Юмористическая и сатирическая книга. Очерки, воспоминания. Справочная детская литература (детские энциклопедии, словари).

Для самостоятельного чтения. Художественная книга о жизни детей- сверстников, о Родине и других странах, о труде и творчестве.  Научно-познавательная книга: о растениях и животных, вещах и предметах, изобретениях и изобретателях, по истории. Книги о путешествиях и приключениях.

Восприятие литературного произведения.

Создание условий для полноценного восприятия произведений в единстве содержания и формы, в единстве образного, логического и эмоционального начал. Эмоциональная отзывчивость, понимание настроения литературного произведения, осознание схожести и различий настроений героев, авторской точки зрения. Общая оценка достоинств произведения. Оценка эмоционального состояния героев, анализ их действий и поступков. Сравнение персонажей разных произведений, выявление отношения к ним автора, высказывание собственной оценки, подтверждение собственных суждений текстом произведения.

Умение на слух воспринимать разные по жанру произведения, запоминать слова, характеризующие персонажей, образные выражения, создающие картины природы, рисующие человека.  Понимать роль описания природы, интерьера, портрета и речи героя. Умение определять задачу чтения - что и с какой целью читается, рассказывается, сообщается. Умение находить средства выразительного чтения произведения: логические ударения, паузы, тон, темп речи в зависимости от задачи чтения.  Умение сопоставлять два ряда представлений в произведении - реальных и фантастических.

Жанрово- тематическое разнообразие.

Расширение знаний и умений в области жанровых особенностей сказки ( народной и литературной), рассказов, басен (стихотворных и прозаических), былин и сказок, очерковых произведений. Сравнение художественных и научно- художественных произведений, авторских произведений, разнообразных по жанрам и темам.

Народные сказки:  плавный ритм чтения, фантастические превращения, волшебные предметы, повторы слов («жили-были», «день-деньской»), постоянные эпитеты («добрый молодец», «красна девица»), устойчивые выражения ( «день и ночь - сутки прочь»), зачины и их варианты, присказки, особые концовки. Борьба добра и зла, отражение мечты народа.

Былины:  плавный, напевный ритм чтения, повторы, постоянные эпитеты («сыра- земля», «богатырский конь» и т.д.), гиперболы (преувеличения), яркость описания героев, порядок действий (рассказов о былинном богатыре).

Литературная сказка. Сходство с народной сказкой (сказочные герои, структурное сходство, превращения, победа добрых сил). Особенность авторского языка, образов, эмоциональных переживаний.

Рассказы:   художественные, научно- популярные. Особенности художественного рассказа: описание поступков героев, интересных случаев из их жизни, эмоционально- образное описание внешнего вида персонажей, возбуждающее воображение читателя.

Отношение автора к своим героям.

Стихотворное произведение:  ритмический рисунок, строка, строфа, рифма и средства выразительности.

Научно- художественные рассказы:  рассказы о природе, описание образов природы в художественной форме, наличие них познавательных, реальных знаний, их образного отражения.

Научно- популярные рассказы и очерки.  Особенности:  отличие образа от понятия, термин; развитие логических связей, деловой язык, «язык фактов», главная мысль, вывод, умозаключение.

Очерк-повествование о реальных событиях, о людях и их делах, происходящих в действительности. Знакомство с действительными событиями в жизни страны, отношением человека к Родине, к людям, к природе.

Ориентировка в литературоведческих понятиях.    

Литература,  фольклор, литературное произведение, литературное творчество. Литературные жанры:  сказка, былина, пословица, загадка, поговорка, сказ, легенда, миф, рассказ, повесть, стихотворение, баллада, пьеса- сказка, очерк, научно- популярное и научно- художественное произведения.

Тема, идея произведения; литературный герой, персонаж, портрет, авторская характеристика, сюжет, композиция; изобразительно-выразительные средства языка (эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола).  Юмор и сатира как средства выражения авторского замысла. Фантастическое и реальное.

Библиографические сведения о книге.

Элементы книги:  обложка, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие, иллюстрация, аннотация. Каталог. Каталожная карточка. Периодика (наименования детских газет и журналов). Сведения об авторе. Элементарные знания о времени создания произведения.

Творческая деятельность школьников.

Умение написать  изложение, небольшое сочинение по текстам литературных произведений.  «Дописывание», «досказывание» известного сюжета.  Сочинение (по аналогии с произведением устного народного творчества) загадок, потешек, сказок, поговорок.

Умение писать отзывы о прочитанных книгах, аннотацию на книгу, составить на нее каталожную карточку.

Умение воспроизводить сценические действия (по сюжетам небольших произведений) в играх – драматизациях, игровых диалогах, театральных играх.

Навык чтения:

-осознанное, правильное, выразительное чтение в соответствии с нормами литературного произношения вслух, чтение про себя;

-выразительное чтение подготовленного произведения или отрывка из него;

- использование выразительных средств чтения (темп, тон, логические ударения, паузы, мелодика);

-использование сведений об авторе книги, об эпохе ее создания;

- чтение наизусть стихов, отрывков из прозаических произведений (к концу обучения в 4 классе - не менее 20 стихотворений, 6 отрывков из прозы).

        Работа с текстом:

-установление смысловых связей между частями текста;

-определение мотивов поведения героев и оценивание их поступков;

-сопоставление поступков героев;

-понимание и различие значений слов в тексте;

-нахождение в произведении слов и выражений, изображающих поступки героев, картины и явления природы;

- выделение в тексте эпитетов, сравнений;

- составление простого плана к рассказу, сказке;

- подробный, краткий и выборочный пересказ текста по плану;

- составление творческого пересказа (изменение лица рассказчика, продолжение рассказа о судьбе героев на основании собственных предположений, воссоздание содержания произведения в форме словесной картины);

- выявление авторского и своего отношения к событиям, героям, фактам.

Читательские умения (работа с произведением и книгой):

-обобщение представлений о рассказе, сказке, стихотворении, басне, о произведениях устного народного творчества;

-самостоятельный выбор книги на определенную тему;

-чтение детской периодики;

-использование справочной литературы, работа в библиотеке (школьной, городской и т.д.).

                                       Основные разделы чтения

Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни

Иван царевич и Серый волк. Русская народная сказка Былина «Волх Всеславович», «Легенда о граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком». Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения»

Повторение: загадки, пословицы, поговорки, дразнилки, скороговорки.

Басни. Русские баснописцы

И.А. Крылов. «Стрекоза и Муравей», «Мартышка и очки», «Квартет»; И.И. Хемницер. «Стрекоза», «Друзья»; Л.Н. Толстой. «Стрекоза и муравьи»; А.Е. Измайлов. «Кукушка»; И.И. Дмитриев. «Муха».

В.А. Жуковский

Сказка «Спящая царевна». Стихотворения: «Песня», «Ночь», «Воспоминание».

А.С. Пушкин

«Осень» (отрывки), «И.И. Пущину», «Зимняя дорога». Писатели о поэте: И.И. Пущин. «Записки о Пушкине»; В.И. Даль. «Из воспоминаний».

М.Ю. Лермонтов

«Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын...», «Парус», «Горные вершины...», «Утёс».

П.П. Ершов

«Конёк-Горбунок» (в сокращении), «Кто он?» (в сокращении).

В.М. Гаршин

«Лягушка-путешественница».

Н.Г. Гарин-Михайловский

«Детство Темы» (отдельные главы).

Произведения зарубежных писателей

М. Твен. «Приключения Тома Сойера» (глава II, в сокращении); Х.-К. Андерсен. «Дикие лебеди», «Дети года».

Мифы народов мира

Древнегреческие мифы: «Арион», «Дедал и Икар»; славянский миф «Ярило-Солнце». Древнеиндийский миф «Творение».

Книги Древней Руси

«Повесть временных лет»: «Деятельность Ярослава. Похвала книгам», «О князе Владимире. Отрывок из жития», «Поучение Владимира Мономаха».

Л.Н. Толстой

«Акула», «Два брата», «Мужик и водяной», «Черепаха», «Русак», «Святогор-богатырь».

А.А. Блок

«Россия», «Рождество».

К.Д. Бальмонт

«Россия», «К зиме», «Снежинка», «Камыши», «У чудищ», «Как я пишу стихи».

А.И. Куприн

«Скворцы».

И.А. Бунин

«Гаснет вечер, даль синеет...», «Детство», «Шире, грудь, распахнись для принятия...», «Листопад» (отрывок).

С.Я. Маршак

«Словарь», «Двенадцать месяцев», «В горах моё сердце».

Н.А. Заболоцкий

«Детство», «Лебедь в зоопарке».

Произведения о детях войны

В.П. Катаев

«Сын полка».

К.М. Симонов

«Сын артиллериста».

Н.М.Рубцов

«Берёзы», «Тихая моя родина».

С.В. Михалков

«Школа», «Хижина дяди Тома», «Зеркало».

Юмористические произведения

Н.Н. Носов. «Федина задача»; И.Л. Гамазкова. «Страдания».

Очерки

А.И. Куприн. «Сказки Пушкина»; И.С. Соколов-Микитов. «Родина»; Н.С. Шер. «Картины-сказки».

Путешествия. Приключения. Фантастика

Н.П. Вагнер. «Берёза», «Фея Фантаста»; Дж. Свифт. «Гулливер в стране лилипутов»; Н.П. Найдёнова. «Мой друг».

Календарно-тематическое планирование

по литературному чтению для 4 класса

на 2014-2015 учебный год.

п/п

Разделы

Тема

Дата

Причины корректировки

план

факт

1

Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни.

Малые жанры фольклора.

2

Русская народная сказка « Иван-царевич и серый волк»

3

Русская народная сказка «Марья Моревна»  

4

Былина «Волх Всеславович». Произведения фольклора.

5

Народные легенды: «Легенда о граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком»

6

Народные песни. Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский»

7

Былины «Вольга Святославич», «Святогор»

8

Обобщающий урок по теме: «Произведения фольклора» («Проверь себя»).

9

Басни. Русские баснописцы.

И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей».

И. И. Хемницер «Стрекоза».
Л. Н. Толстой «Стрекоза и муравьи»

10

Чтение наизусть И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей».  И. И. Хемницер «Друзья»

11

И.И. Дмитриев «Петух, кот и мышонок»

12

И. А. Крылов «Крестьянин в беде»

13

А. Е. Измайлов «Кукушка», И. А. Крылов «Осел и соловей», Л. Е. Измайлов «Лестница»

14

И. А. Крылов «Мартышка и очки», «Квартет».               С. В. Михалков «Слово о Крылове»

15

Чтение наизусть И. А. Крылов «Квартет».

Урок-обобщение («Проверьте себя»)

16

В.А. Жуковский

В.А.Жуковский «Вечер», «Там небеса и воды ясны».

17

В.А.Жуковский «Загадки», Баллада «Светлана»  

18

Слушание и работа с детскими книгами. И. Дмитриев «Муха», «Петух, кот и мышонок».

19

Волшебные сказки

В. А. Жуковского «Спящая красавица»

20

В.А. Жуковский «Спящая царевна».

21

В. А. Жуковский «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудростях Марьи-царевны, кощеевой дочери»

22

Урок-обобщение («Проверьте себя»)

23

А.С. Пушкин

А. С. Пушкин «Осень». Дополнительное чтение
Г. Н. Волков «Удивительный Александр Сергеевич» (в сокращении)

24

Чтение наизусть А. С. Пушкин «Осень».
«И. И. Пущину». И. И. Пущин «Заметки о Пушкине» (отрывок).
А. С. Пушкин «Зимняя дорога»

25

Из воспоминаний В. И. Даля.

 А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке».

26

Фольклор, летописи и произведения А.С. Пушкина.

27

Чтение наизусть А. С. Пушкин «Зимняя дорога».    

Библиотечный урок «Наш Пушкин».      

28

«Проверь себя»

29

М.Ю. Лермонтов

Стихи М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва! Люблю тебя как сын…», «Парус»

30

Стихи о природе. М. Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «Утес»

31

Чтение наизусть М. Ю. Лермонтов «Утес»

М. Ю. Лермонтов «Три пальмы» (восточное сказание).

32

М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб».

33

М. Ю. Лермонтов «Казачья колыбельная песня» Проверь себя.

34

П.П. Ершов

Волшебные сказки. П. П. Ершов «Конек-Горбунок»

35

«Конек-Горбунок»

П. П. Ершов «Кто он?»

36

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» восточная сказка

37

Урок-обобщение.(« Поверьте себя»).

38

Библиотечный урок.

Слушание и работа с детскими книгами.

39

В.М. Гаршин

 Произведения В.М. Гаршина

В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница»

40

В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница»

41

Произведения
В. М. Гаршина

42

Произведения
В. М. Гаршина

43

В. М. Гаршин «Attalea Princeps»

44

Слушание и работа с книгами.
В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе», «Пленница»

45

Проверь себя. «Страничка книгочея». Детские журналы и газеты

46

Урок обобщение («Проверьте себя»)

47

Н.Г.Гарин-Михайловский

Н. Г. Гарин-Михайловский «Старый колодец» (главы из повести «Детство Темы»)

48

Н. Г. Гарин-Михайловский «Старый колодец» (главы из повести «Детство Темы»)

49

Слушание и работа с книгами .

К. М. Станюкович «Максимка».

50

К. М. Станюкович «Максимка».

51

Урок обобщение («Проверьте себя»)

52

Произведения зарубежных писателей

Марк Твен «Приключения Тома Сойера» ( глава 2, в сокращении)

53

Марк Твен «Приключение Тома Сойера»

54

Работа с книгами М. Твена «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльбери Финна»

55

Дополнительное чтение. В. Гюго «Козетта» (отдельные главы).

56

Сказка Х. К. Андерсена «Дикие лебеди»

57

 Сказка Х. К. Андерсена «Самое невероятное»

58

Стихотворение
Х. К. Андерсена «Дети года»

59

Х. К. Андерсен «Девочка со спичками». К. Г. Паустовский «Великий сказочник».

60

«Проверь себя». «Страничка книгочея»

Обобщение .

61

Комплексная контрольная работа

62

Мифы народов мира

Мифы народов мира.

Древнегреческий миф «Арион»

63

Древнегреческий миф «Дедал и Икар»

64

Славянский миф «Ярило-Солнце». Древнеиндийские мифы «Творение»,

65

Слушание и работа с детскими книгами. Мифы народов мира

66

Книги Древней Руси

«Книги Древней Руси»

Отрывок из «Повести временных лет»  «О князе Владимире», «Деятельность Ярослава» (похвала книгам)

67

Отрывок из «Повести временных лет» «Повесть о Никите Кожемяке».

68

 Отрывок из «Повести временных лет» «Поучение Владимира Мономаха»

«Проверьте себя»

69

Л.Н. Толстой

Повторение изученных произведений Л.Н. Толстого

70

Рассказ Л. Н. Толстого «Акула»

71

Л. Н. Толстой. Сказка «Два брата»

72

Басня Л. Н. Толстого «Мужик и водяной»

73

Рассказ Л.Н. Толстого «Черепаха».

74

Рассказ Л.Н. Толстого «Русак»

75

Былина «Святогор-богатырь»

76

Дополнительное чтение. Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» (быль).

77

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» (быль).

78

Урок-обобщение «Проверьте себя»

79

А.А. Блок

Стихи о Родине.
А. А. Блок «Россия»

80

Чтение наизусть А. А. Блок «Россия»

Стихи о Родине.

81

А. А. Блок «Рождество»

82

Слушание и работа с детскими книжками

83

К.Д. Бальмонт

К. Д. Бальмонт «Россия»

84

К. Д. Бальмонт «К зиме»

85

К. Д. Бальмонт «Снежинка»

86

К. Д. Бальмонт «Камыши»

87

Стихи о природе                К. Д. Бальмонта

88

Сказочные стихи К. Д. Бальмонта «У чудищ», «Как я пишу стихи»

89

Чтение наизусть К. Д. Бальмонта «У чудищ

Слушание и работа с детскими книгами. К. Д. Бальмонт «Русский язык», «Золотая рыбка»

90

А.И. Куприн

Произведения А.И. Куприна «Скворцы»

91

Произведения А.И. Куприна «Скворцы»

92

Дополнительное чтение. Очерк «Воспоминания об А.П. Чехове».

93

Дополнительное чтение.

 А.И. Куприн «Четверо нищих». В.В. Вересаев «Легенда», «Звезда».

94

Э. Сеттон-Томпсон «Виннипегский волк», В.М. Песков «В гостях у Сеттон-Томпсона»

95

Урок-обобщение «Проверьте себя»

96

И.А. Бунин

И. Бунин «Гаснет вечер, даль синеет», «Шире, грудь, распахнись для принятия…», «Детство»

97

Чтение наизусть И. Бунин «Детство».

И. А. Бунин «Листопад»

98

Слушание и работа с детскими книгами стихов русских поэтов.

«Проверь себя»

99

С.Я. Маршак

С. Я. Маршак «Словарь», «Загадки», «Зеленая застава»

100

С. Я. Маршак пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» (отдельные картины)

101

С. Я. Маршак пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» (отдельные картины)

102

С. Я. Маршак пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» (отдельные картины)

103

Р. Бернс «В горах мое сердце…»

Слушание и работа с детскими книгами. С. Я. Маршака

104

Чтение наизусть Р. Бернс «В горах мое сердце…»

С. Я. Маршак «Ледяной остров».

105

Н.А. Заболоцкий

Стихи Н. А. Заболоцкого «Детство»

106

Н. А. Заболоцкий  «Весна в лесу»,

«Лебедь в зоопарке»

107

Библиотечный урок. Книги со стихотворениями изученными в 3 и 4 классе

108

Произведения о детях войны

Дополнительное чтение В. П. Катаев. «Сын полка» (отдельные главы).

109

 Слушание и работа с детскими книгами и журналами о детях.. Дополнительное чтение К. М. Симонова «Сын артиллериста»

110

Н.М.Рубцов

Стихи о родной природе. Н. М. Рубцов «Береза»

111

Чтение наизусть Н. М. Рубцов «Береза»
Н. М. Рубцов. «Тихая моя Родина»

112

Н.М.Рубцов «Ласточка»

113

«Проверь себя». «Страничка книгочея»

Урок- обобщение

114

С.В. Михалков

Стихи С. В. Михалкова «Школа», «Хижина дяди Тома»

115

Басни С. В. Михалкова «Любитель книг», «Чужая беда», «Зеркало

116

С.В. Михалков «Любитель книг», «Чужая беда»

117

С.В. Михалков. Басня «Дым без огня»

118

С.В. Михалков сказка «Как старик корову продавал

119

Юмористические произведения

Н. Н. Носов «Федина задача»

120

И.Л.Гамазкова

«Страдания»

121

В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным», М. Горький «Пепе»

122

Очерки

И. С. Соколов-Микитов «Родина»,  М. А. Шолохов «Любимая Мать-Отчизна»

123

Н. Шер «Картины сказки».

А.И. Куприн «Сказки Пушкина»

124

 Р. Сеф «О стихах Джона Чиарди».

125

Урок – обобщение.  «Проверь себя»

126

Библиотечный урок. Писатели о писателях.

127

Путешествия. Приключения. Фантастика

Н.П. Вагнер «Фея Фантаста».

128

Н.П. Вагнер «Берёза».

129

Н. П. Вагнер «Сказка».

130

Н. П. Вагнер «Руф и Руфина».

131

Джонатан Свифт «Гулливер в стране лилипутов»

132

Джонатан Свифт «Гулливер в стране лилипутов»

133

Очерк В. Рыбакова «О книге Д.Свифта», стихотворение «Мой друг»

134

Итоговая контрольная работа.

Урок-обобщение «Проверь себя»

135

Библиотечный урок «В мире книг».

136

Рекомендации для летнего чтения.

К концу обучения в 4 классе ученик достигнет следующих результатов

и научится:

— проявлять интерес к чтению, использовать чтение как универсальное умение для работы с любым произведением и любым источником информации, для обогащения читательского опыта;

— воспринимать умение читать как инструмент для своего интеллектуального, духовно-нравственного, эстетического развития, способ приобретения знаний и опыта;

— понимать и оценивать духовные ценности, которые несет в себе художественная литература; объяснять понятия: честность, отзывчивость, ответственность, добро, зло;

— понимать значение литературы как предмета отечественной и зарубежной литературы, сохраняющего и передающего нравственные ценности, традиции, этические нормы общения;

— осознавать себя гражданином России, понимать ценности многонациональной литературы своей страны и мира;

— проявлять доброжелательность и отзывчивость к другим людям, уважительное отношение к литературе других народов;

— работать с произведениями, книгами, проектами по темам и разделам индивидуально, в парах и группах, пользуясь коммуникативными

универсальными умениями (умением слушать одноклассников и учителя,

дискутировать с ними о книгах, произведениях, героях и их поступках, грамотно выражая свою позицию и при этом уважая мнение и позицию собеседников;

— пользоваться регулятивными универсальными учебными действиями по организации своей работы с литературными произведениями (принимать и понимать учебную задачу, составлять алгоритм учебных действий, выполнять учебные действия, контролировать свои действия, оценивать результат работы).

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Ученик научится:

— пользоваться чтением для решения учебных задач и удовлетворения читательского интереса, поиска нужной информации на межпредметном уровне;

— пользоваться умением читать вслух и молча в темпе, позволяющем понимать и осознавать прочитанное (читать вслух не менее 80 слов в минуту, а молча — не менее 100 слов в соответствии с индивидуальными возможностями);

— читать выразительно подготовленные или изученные произведения из круга чтения, определяя задачу чтения и алгоритм действий;

— пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым, просмотровым (выборочным), осознавать и объяснять выбор вида и формы чтения для той или иной работы;

— различать тексты художественной, научно-популярной, учебной и справочной литературы;

— ориентироваться в содержании художественного произведения, прослушанного или прочитанного самостоятельно: определять тему, жанр, авторскую принадлежность и главную мысль; устанавливать причинно-следственную связь в развитии событий и их последовательность, отвечать на вопросы по содержанию произведения; задавать вопросы и дополнять ответы одноклассников по сюжету произведения;

— работать с учебным, научно-популярным и справочным текстами: понимать смысл, определять тему и выделять микро-темы (подтемы), отвечать на вопросы и задавать вопросы по текс ту, дополнять ответы и подтверждать их конкретными сведениями, заданными в явном виде;

— понимать и объяснять поступки героев, высказывать свое мнение них соотносить поступки с нравственными нормами;

— передавать содержание произведения подробно, кратко или выборочно, рассказывать отдельные эпизоды или о героях произведения;

— различать тексты стихотворной и прозаической формы, учебные, научно-популярные произведения по теме, жанру и авторской принадлежности;

— составлять по образцу краткую аннотацию и отзыв на литературное произведение или книгу;

— пользоваться разными источниками информации, печатными и электронными справочниками (словари, энциклопедии), соответствующими возрасту;

— пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно находить нужную книгу в библиотеке.

Ученик получит возможность научиться:

— определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к произведениям, героям и их поступкам;

— сравнивать художественные и научно-популярные произведения, выделять две-три отличительные особенности;

— работать с детскими периодическими изданиями (журналы и газеты): находить нужную информацию, знакомиться с современной детской литературой.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Ученик научится:

— различать тексты произведений: стихотворный и прозаический, художественный и научно-популярный;

— сопоставлять структуры произведений фольклора (сказка, былина, песня, пословица, загадка);

— использовать в речи литературоведческие понятия: произведение, тема и главная мысль произведения, диалог, монолог, герой произведения, автор произведения, жанр произведения, автор — герой произведения, автор – рассказчик, главный герой, положительные и отрицательные герои произведения;

— практически находить в тексте произведения эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры и объяснять их роль;

— подбирать к словам из произведений синонимы и антонимы.

Ученик получит возможность научиться:

— сравнивать и характеризовать тексты, используя литературоведческие понятия (прозаическая и стихотворная форма, фольклорное и авторское произведение);

— находить и читать диалоги и монологи героев произведений, описания пейзажей и портретов героев, повествования и рассуждения;

— различать понятия: произведение, книга, периодические издания (газеты, журналы), использовать их в речи и для решения учебных задач.

Раздел «Творческая деятельность»

Ученик научится:

— читать по ролям литературное произведение, инсценировать произведение, моделировать живые картинки к эпизодам произведения или этапам сюжета (вступление, кульминация, заключение);

— создавать по аналогии произведения разных жанров (загадки, сказки, рассказы, былины), сочинять стихотворные тексты по заданным строфам и рифмам;

— выполнять индивидуально, в парах или группах тематические проекты, собирать информацию; оформлять материал по проекту в виде рукописных книг, книг-самоделок; представлять результаты работы на конкурсах, предметных неделях, библиотечных уроках, школьных праздниках;

— писать небольшие сочинения о произведениях; о героях произведений, по иллюстрациям к произведению или репродукциям картин, соответствующих теме изучаемых литературных произведений.

Ученик получит возможность научиться:

— пересказывать текст произведения от имени героя, от лица автора, от своего имени;

— пересказывать текст с зачитыванием отдельных эпизодов, читать произведение с рассказыванием и чтением наизусть отдельных эпизодов;

— писать небольшие сочинения о произведениях, о героях, о своих впечатлениях о книге.

Раздел «Чтение: работа с информацией»

Ученик научится:

— находить информацию в тексте произведения;

— прогнозировать содержание книги, исходя из анализа ее структуры (фамилия автора, заглавие, оглавление (содержание), аннотация, титульный лист);

— работать с моделями, таблицами, схемами: сравнивать, дополнять, составлять; использовать моделирование для решения учебных задач;

— использовать информацию из текстов произведений для описания пейзажей, портретов героев.

Ученик получит возможность научиться:

— находить явную и скрытую (контекстуальную) информацию в тексте произведения;

— находить необходимую информацию о книгах, авторах книг и произведений в справочниках и энциклопедиях;

— собирать информацию для выполнения проектов по темам и разделам, обобщать, развивая эрудицию и читательский кругозор.

 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы.

Методические материалы для учителя:

  • ФЗ «Об образовании Российской Федерации» № 273 ФЗ от 29 декабря 2012г.
  • ФГОС НОО (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373),
  • Ефросинина Л.А. Литературное чтение. 4 класс: методическое пособие/ Л.А.Ефросинина.- М.:Вентана - Граф, 2013.
  • Ефросинина Л.А. Литературное чтение. 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч.- М.:Вентана - Граф, 2014.

Учебные материалы для обучающихся:

  • Ефросинина Л.А. Литературное чтение. 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч.- М.:Вентана - Граф, 2014.
  • Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение. Рабочая тетрадь для учащихся 4 класса. В 2 ч. - М.: Вентана - Граф, 2014.

Специфическое сопровождение (оборудование):

  • Демонстрационный материал: портреты писателей, поэтов.
  • Иллюстрации к литературным произведениям.

Электронно-программное обеспечение:

Электронный образовательный ресурс. Словарь-справочник по литературному чтению «Книгочей». 1-4 классы/ Ефросинина Л. А. – М.: Вентана-Граф, 2011

Интерактивное учебное пособие «Наглядная школа». Литературное чтение. 4 класс. – М.: Экзамен, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...