Семинар с элементами тренинга для родителей первоклассников на тему: «Первый раз – в первый класс!»
материал (1 класс) на тему
Основной целью семинара является формирование психологических знаний родителей, способствующих сохранению психологического и физического здоровья детей, а также самих родителей за период школьного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар с элементами тренинга для родителей первоклассников на тему:
«Первый раз – в первый класс!»
Педагог-психолог МОУ «Травниковская» СОШ
Коротких Ирина Александровна
Решив проблему уже сегодня, Вам не придётся
думать о ней завтра…
Ребёнок, поступивший в первый класс – это особый ребёнок. Несмотря на то, что ваш ребёнок стал школьником, он всё ещё остаётся ребёнком. Больше всего на свете ему хочется отложить все учебники и поиграть со своими любимыми игрушками. Но современная школа предъявляет всё большие и большие требования к нашим, ещё маленьким детям, и соответственно, к родителям учащихся. Но так как психологические процессы, такие как мышление, внимание, память, восприятие, речь ещё недостаточно сформированы, то тяжёлая школьная нагрузка в первую очередь влияет на нервную систему ребёнка, расшатывает её и, соответственно, приводит к нарушениям в эмоциональной сфере и формированию негативных черт характера. А потом мы спрашиваем себя: «Как мы могли воспитать такого трудного и нервного ребёнка…» И виним в первую очередь себя и свою вторую половину. Следовательно, возникают всевозможные проблемы в семье, которые также влияют на гармоничное развитие ребёнка.
И, следовательно, основной целью семинара является формирование психологических знаний родителей, способствующих сохранению психологического и физического здоровья детей, а также самих родителей за период школьного обучения.
Итак, для начала, давайте вспомним свои, хотя бы первые 2 месяца в школе и попробуем поставить себя на место своего ребёнка – первоклассника.
Задание №1. «Взгляд в прошлое»
Инструкция: «Садитесь по удобнее. Для получения большего эффекта вы можете закрыть глаза. Сейчас заиграет музыка и Вы должны постараться вспомнить и прочувствовать эмоции – негативные и позитивные, которые вы уже прочувствовали будучи первоклассником (школа, первый учитель, первые предметы, первые оценки, друзья и т.д.).
Обсуждение:
- Расскажите о чувствах, которые испытали при восстановлении в памяти образа себя как первоклассника.
- Назовите, пожалуйста, негативные эмоции.
(Страх, печаль, агрессия, тревога, горе, страдание, безразличие, стыд, одиночество).
Обратите внимание, и эти же самые чувства часто испытывают Ваши дети, при посещении школы на начальных этапах обучения.
Наверное, некоторым из Вас очень жаль своих ещё маленьких детей, но тем не менее – это наша жизнь. По словам В. Г. Белинского: «Жить – значить чувствовать и мыслить, страдать и блаженствовать…». И поэтому наша задача состоит в том, чтобы помочь своим детям легко адаптироваться к школе и не пережить те негативные эмоции, которые пережили мы с Вами.
Итак, адаптация к школе – это процесс приспособления ребёнка к новым социальным условиям, в данном случае – это к школе. Адаптация у значительного количества учащихся проходит с трудом и влияет на гармоническое развитие личности ребёнка. И родители, как правило, замечают нарушение поведения у ребёнка, ухудшение его здоровья, но не все осознают, что причина этому адаптация к школе.
Трудности адаптационного характера легче преодолеваются тогда, когда с ребёнком проводится большая работа дома. Представьте, новый коллектив, новые незнакомые учителя, которые предъявляют детям свои условия; директор, которого дети часто боятся, новый режим дня. И те дети, у которых возникают трудности при установлении новых контактов, и которые в дальнейшем становятся «изолированными» в классе, а также дети с недостаточной готовностью к школьному обучению, низкой мотивацией к школе, т. е. нежеланием учиться становятся дезадаптированными. Также большое значение имеет самооценка ребёнка. Как правило, дети с заниженной самооценкой с трудом справляются с трудностями в школе и показывают низкие результаты в учебной деятельности. От всего вышеуказанного зависит психологическое и физическое здоровье ваших детей и Вас, родителей.
И те родители, которые вовремя не обратились за помощью в силу придания малого значения проблеме на протяжении дальнейшего школьного обучения пытаются решить вопросы, связанные с непониманием своего ребёнка. Они пытаются исправить ребёнка с помощью строгих методов воспитания, которые детям наносят ощутимый вред. Но так как ваши дети ещё только поступают в первый класс, у Вас есть большая возможность предотвратить нарушение поведения у ребёнка, сохранить его физическое и психологическое здоровье, развить интерес к школьному обучению. И, соответственно, получать лишь положительные эмоции от обучения ребёнка и от его успехов в школьной карьере.
Итак, перед поступлением ребёнка в школу большое значение имеет то, как вы объясните ему школьную ситуацию.
Задание №2. «Как здорово, что Я ученик!»
Инструкция: «Вам необходимо подумать и назвать положительные стороны школьного обучения, которые будут мотивировать ребёнка с восторгом ожидать посещения школы».
Обсуждение ответов родителей.
- Не менее важное значение для профилактики школьной дезадаптации имеет то, как вы встречаете ребёнка из школы.
И сейчас хотелось бы предложить вам фразы, которые наиболее часто используют родители, когда дети приходят из школы. Будьте внимательны и отметьте те фразы, которые будут наиболее эффективны для профилактики негативного отношения к школе, установления эмоционального доверительного контакта с ребёнком:
- Что ты получил сегодня?
- Ничего, не расстраивайся, у нас ещё есть время всё исправить.
- Я так и знала! И в кого ты такой уродился!
- Не показывайся мне даже на глаза!
- Ты ведь, оказывается, умница.
- Сколько можно тебе это объяснять.
- Тебе нужна моя помощь или ты попробуешь ещё раз сделать самостоятельно.
- Кто-нибудь получил отметку лучше, чем ты.
- Садись и учи ещё раз, а я потом проверю.
- Давай попробуем разобраться в том материале, который для тебя так труден.
- Знаешь, когда я была маленькой, мне этот материал тоже давался с трудом.
- Давай ещё раз заглянем в учебник, я думаю, нам это поможет.
- Вот так и будешь на двойках и тройках ехать!
- Вот придёт отец, он тебе покажет за двойку!
Обсуждение ответов родителей.
Задание №3. «А всё могло бы быть иначе…»
Инструкция: «Я Вам сейчас прочитаю историю и мы все вместе её обсудим».
«Когда он был маленьким, ему позволялось всё: шалить, безобразничать, делать глупости. Родные и близкие восхищались и снисходительно посматривали на выходки сына и внука. Самым весёлым было время, когда он приезжал отдохнуть к бабушке и дедушке в деревню.
И вот он школьник. Сегодня поступил в первый класс. Уже первые школьные дни принесли неудачи. Мама пыталась их замять и исправить. Они вместе делали уроки, но слово «вместе» это слишком громко сказано. Скорее, их делала мама, а сын лишь наблюдал и иногда включался в этот процесс. В школе ему было скучно и неинтересно потому, что там нужно было что-то делать. Дома было тоже скучно и неинтересно, потому что заставляли делать уроки: сначала словами, а затем – с помощью силы. Отец бил, а мама рыдала и умоляла этого не делать.
Однажды сидя с друзьями во дворе, он понял, что домой идти не хочет. И не пошёл. Его находили, возвращали, а он вновь уходил и вновь. Потом он начал приходить сам, но только для того, чтобы взять у родителей денег, которых не хватало на выпивку.
А потом он попал туда, откуда можно возвратиться лишь спустя определённое количество лет.
Когда родители приехали к нему на свидание в тюрьму, он сказал им: «В том, что со мной произошло, виноват не я. Виноваты вы».
Прослушав данную историю, вы наверняка сделали для себя определённые выводы.
Примечание:
Обсуждение основано на ответах родителей на следующие вопросы:
- Ошибки родителей при воспитании ребёнка.
- Разработка объективной системы при воспитании ребёнка.
- Приёмы коррекции поведения родителей и ребёнка.
- Профилактика школьной дезадаптации.
Задание №4. «Девиз семьи»
Для повышения уровня школьной мотивации и профилактики дезадаптации к школе каждому ребёнку необходимо чувствовать поддержку и понимание родителей. Для ребёнка-первоклассника первые дни посещения школы являются стрессовой ситуацией и сбалансировать его эмоциональное состояние, при правильном подходе, сможет каждый родитель. Главными ценностями семьи по отношению к ребёнку должны быть:
- сочувствие
- понимание
- отзывчивость.
При таком подходе ребёнок будет чувствовать себя более комфортно как в школе, так и в семье.
Поэтому, следующее задание, будет направлено как на сплочение детского коллектива с помощью Вас, родителей, так и на формирование чувства собственной значимости для семьи.
Инструкция: «На листе ватмана каждому родителю необходимо прописать девиз семьи».
Обсуждение совместной работы родителей.
Если слово родителей, в свою очередь, будет подкреплено делом, поступком, действием, многие проблемы при воспитании ребёнка будут решены.
Слово – это дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегитесь такого слова, которое разъединяет людей
(Л. Н. Толстой).
И в заключение семинара мы поговорим о законах родительской истины, которые помогут Вам состояться в качестве родителей. Постарайтесь им следовать в трудных жизненных ситуациях, любите своего ребёнка, принимайте его таким, какой он есть и дорожите его любовью к Вам!
- Дорожите любовью своего ребёнка. Помните от любви до ненависти только один шаг, не делайте необдуманных шагов!
- Не унижайте своего ребёнка. Унижая его самого, вы формируете у него навык унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что ими будете Вы.
- Не угрожайте своему ребёнку. Угрозы взрослого порождают ложь ребёнка, приводят к боязни и ненависти.
- Не налагайте запретов. В природе ребёнка – дух бунтарства. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать, не забывайте об этом.
- Не опекайте своего ребёнка там, где можно обойтись без опеки; дайте возможность маленькому человеку самостоятельно стать большим.
- Не идите на поводу у своего ребёнка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности.
- Развивайте в себе чувство юмора. Умейте смеяться над своими слабостями, разрешайте своему ребёнку смеяться вместе с вами. Учите своего ребёнка смеяться над собой! Это лучше, чем если над ним будут смеяться другие.
- Не читайте своему ребёнку бесконечные нотации, он их просто не слышит.
- Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих «да» и «нет».
- Не лишайте своего ребёнка права быть ребёнком. Дайте ему возможность побыть озорником и непоседой, бунтарём и шалуном. Период детства весьма скоротечен, а так много нужно успеть попробовать прежде, чем станешь взрослым. Дайте возможность своему ребёнку быть им во время детства, иначе период детства будет продолжаться и в его взрослой жизни. Это может обернуться серьёзными последствиями и для вашего ребёнка, и для Вас, родителей!
И, вообще, помните, что самое большое родительское счастье – видеть состоявшихся, умных и благодарных детей!
Удачи Вам при воспитании своих детей!
Список литературы:
- Битянова М. Р., Азарова Т. В., Афанасьева Е. И., Васильева Н. Л. «Работа психолога в начальной школе».- М: «Совершенство» 1998.
- Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2007.
- Истратова О.Н., Широкова Г.А., Эксакусто Т.В. Большая книга детского психолога. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
- Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: Речь, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок знаний в 1-м классе по теме: "Первый раз в первый класс"
Первый урок для первоклассников в начале пути в школьную жизнь с игровыми моментами и занимательными заданиями....
Конспект классного часа на тему "Первый раз в первый класс"
Данный конспект классного часа составлен для знакомства с деть в первом классе....
Фильм на тему: "Первый раз в первый класс"
Фильм "Первый раз в первый класс" создан по материалам проведения "Недели дружбы" в 1 классе Регионального Центра дистанционного обучения детей с ОВЗ. Автор фильма - Очиева Р.А.,куратор 1 класса....
Разработка сценария на тему "Первый раз в первый класс!"
Цель мероприятия: создать праздничное настроение 1 сентября, познакомить обучающихся друг с другом, школой и учителем, развивать речь, развивать интерес к школе и учебной де...
Статья по теме «Первый раз в первый класс».
Возможные трудности при выборе учебного заведения для ребенка....
Классный час по теме: «Первый раз – в первый класс».
Развитие интереса к учебной деятельности; формирование положительной мотивации к учёбе и школе....
Эссе на тему "Первый раз в первый класс"
Эссе на тему "Первый раз в первый класс"...