Методическая копилка
календарно-тематическое планирование (1 класс) по теме

Просвирина Елена Владимировна

Программа по внеурочной деятельности "Весёлый этикет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon "Весёлый этикет"195 КБ

Предварительный просмотр:

                          ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА.

Одной из главных задач школы является формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров. Среди них вечные нравственные нормы: доброта, любовь к близким, терпимость к окружающим, культура поведения.

 Культура поведения тесно связана с моралью, с общим развитием человека, его знаниями и мировоззрением, со всем, что составляет внутреннюю культуру человека. Многие правила культуры поведения, характеризующие отношение человека к другим людям и самому себе, вытекают из норм морали. Это правила вежливости, внимательности, такта, обязательности и точности. Другие правила связаны с гигиеной быта. Правила иногда строго регламентированы, иногда условны, нередко вытекают из сложившихся традиций и обычаев. К ним относятся правила приличия, хорошие манеры, этикет.

 Целенаправленная, систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного  поведения начинается с приходом детей в школу. Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице, в общественных местах. Если элементарные нормы культурного поведения не привиты детям с ранних лет, то позднее приходится восполнять этот пробел и нередко проводить более трудную работу: перевоспитывать школьников, у которых укоренились отрицательные привычки.

   Жизнь показывает, что многие школьники не умеют прилично вести себя: они грубы и развязны со взрослыми, невежливы друг с другом и нередко нарушают общественный порядок. В настоящее время, в век компьютерных технологий, дети книг практически не читают. А ведь именно на примерах литературных героев воспитываются положительные качества. Подрастающее поколение увлекается, боевиками, фильмами ужасов, компьютерными играми, которые несут негативную информацию.

    Необходимость преодолеть все эти недостатки ставит перед школой задачу: дать детям знания и навыки культурного поведения в определенной системе. А чтобы работа была систематической, ее надо проводить как на уроках, так и во внеурочное время.

    Как же добиться того, чтобы знания, полученные в школе, помогали детям в жизни. Одним из вариантов помощи являются междисциплинарные занятия, где дети комплексно используют свои знания.

    Материал по курсу «Веселый этикет» в 1 классе строится таким образом, чтобы вызвать интерес у первоклассников к самому себе, как к личности.

     Этот курс рассчитан на 66 часов ( 2 часа в неделю) и предназначен для учащихся 1 класса.

                                     

                               

                                   Цель данного курса:

      Формирование у детей нравственных ориентиров при построении  деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.

   Для реализации данной цели перед педагогом стоит ряд задач:

1) способствовать формированию навыков поведения в обществе;

2) способствовать воспитанию чувств коллективизма;                                                          

3) способствовать формированию этической культуры, дружелюбия и

вежливости, уважения и чуткости по отношению к другим людям;                          

4) способствовать формированию осознанного стремления выполнять правила гигиены здоровья и вести здоровый образ жизни.

     Учебная и внеурочная деятельность составляют единое целое ,поэтому школьные предметы и занятия по внеурочной деятельности не могут быть изолированы друг от друга. Межпредметные связи являются дидактическим условием и средством глубокого и всестороннего основ программы внеурочной деятельности.

     Программа по внеурочной деятельности  социального направления «Весёлый этикет» носит комплексный характер, что отражено в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как: литературное чтение, окружающий мир, основы безопасности  жизнедеятельности, музыка.

  • Литературное чтение: изучение устного народного творчества, чтение русских народных и авторских сказок. В программе- подбор пословиц и поговорок, анализ сказок.
  • Окружающий мир: правила поведения в природе.
  • Основы безопасности  жизнедеятельности: правила безопасного поведения в транспорте, на природе, в общественных местах.
  • Музыка: выразительность музыкальной интонации. В программе- мир эмоций и чувств, прослушивание музыкальных композиций.

                    Особенности организации занятий.

  • сюжетно- ролевая игра;
  • игра- спор;
  • подвижная игра;
  • учебная игра;
  • конкурс;
  • викторина;
  • праздник.

Ценностные ориентиры программы: содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность ( потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности).

          ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ  ОСВОЕНИЯ      

                ПРОГРАММЫ «ВЕСЁЛЫЙ  ЭТИКЕТ».

     В процессе освоения материалов курса ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла,  значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия. Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый  характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).

     Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах  курса содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев. В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др. Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучаемым учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач. К 4-ому классу учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД:

  1. Ученик получит знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, формирования нравственного сознания младшего школьника.
  2. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, ученик начнёт осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
  3. С помощью обсуждения сказок, произведений художественной литературы ученик освоит первоначальные этические представления добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации.
  4. Система вопросов и заданий, носящие диагностический и тренинговый характер позволит решить задачи самооценки и самопроверки ученика. Ученик получит начальные нравственные представления, знакомясь с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?»,»Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»)

Ученик научится сопоставлять, сравнивать героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям( определить

  1. группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе.)

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД:

1.Ученик научится или получит возможность иметь и выражать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к другим мнениям.

2. Ученик научится работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения.

3.Ученик научится или получит возможность анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.

4. Ученик научится создавать словесный портрет героя, оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.

Формы учета оценки планируемых результатов:

  1. Опрос
  2. Наблюдение
  3. Диагностика:
  • нравственной самооценки;
  • этики поведения;
  • отношения к жизненным ценностям;
  • нравственной мотивации.
  1. Анкетирование обучающихся и родителей.

Форма подведения итогов реализации программы:  конкурсно - игровая программа.    

 

                   

                    СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ.

Программа состоит из  6 разделов, углубляющих и расширяющих знания, представления и опыт нравственного поведения по мере увеличения возраста учащихся.

Основные разделы программы:

  • я среди людей
  • речевой этикет
  • культура поведения в школе
  • этика отношений к окружающей среде
  • в мире сказок
  • доброжелательное отношение к людям.

           Воспитательные идеи программы:

  • Старайся делать добро!
  • Бойся обидеть человека!
  • Люби и прощай людей!
  • Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!
  • Познай мир и себя!
  • Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!

  1. Я среди людей (взаимоотношения с другими людьми).

 Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими. - Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины). - Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.

Универсальные учебные действия:

  • Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
  • Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
  1. Речевой этикет.

Понятие «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям. Понятие «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позе человека его характера и отношения к людям. Зачем нужны людям правила вежливости и этикета. Основные правила вежливости в общении.

Зачем нужны людям правила вежливости и этикета. Основные правила вежливости в общении. Понятие «хороший поступок», «плохой поступок».

Универсальные учебные действия:

  • Использовать в речи слова вежливости.
  • Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.
  1. Культура поведения в школе (понятие об основных правилах поведения в школе).

 Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. - Школьные перемены как время активного отдыха, игры. - Поведение в столовой, правила поведения за столом.

 Универсальные учебные действия:

  • Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.
  • Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).

4.Этика отношений к окружающей среде.

 Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.  Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д. - Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.

Универсальные учебные действия:

  • Использовать доброжелательный тон в общении.
  • Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.

 5.  В мире сказок.

Добрые и злые поступки, их последствия. Главное в сказках –победа добра над злом. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает. Лгать, врать- плохо. Победа правды над кривдой в сказках.

       Универсальные учебные действия:

  • Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений).

  1. Доброжелательное отношение к людям.

Понятие « коллектив», роль вежливого общения и взаимопомощи в жизни коллектива.

Освоение правил у больного. Сопереживание, сочувствие, слова ободрения и поддержки.

Что такое дружба, правила друзей. Отношение к одноклассникам, друзьям. Как сделать их лучше. Общие интересы, которые сплачивают коллектив. Что значит делать добро. Умение прощать обиды.

    Универсальные учебные действия:

  • Использовать доброжелательный тон в общении;
  • Оценивать свое поведение в коллективе

 

 

 

           КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема занятия

Содержание

Дата

Теория

Практика

                                                   Я среди людей

1-2

Кто я и как выгляжу?

Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость- отношение человека к себе.

3.09

6.09

      +

3

Правила личной гигиены.

Этические нормы, предъявляемые к одежде и прическе, соответствие определенной ситуации. Личная гигиена.

10.09

   +

4

Откуда берутся грязнули?

Показать необходимость бережного отношения к своим вещам и умение поддерживать порядок на своем рабочем месте.

13.09

    +

5

Не только платье красит человека.

Внешний вид:одежда, прическа, поза, жесты, мимика. Учить обращать внимание на свой внешний вид и следить за ним. Познакомить с вежливым общением.

17.09

     +

6

Что в нашем имени?

Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Обращение по имени к одноклассникам и друзьям.

20.09

     +

7

Плохо одному.

Необходимость человека в общении. Речь- важнейшее средство общения.

24.09

     +

8

Товарищи и друзья.

Понятие «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа.

27.09

     +

9

Как завоевывать друзей?

Правила общения с друзьями.

1.10

     +

10

Бескорыстие в дружбе.

Понятие «настоящий друг». Взаимовыручка и взаимопомощь.

4.10

     +

11

Верность слову.

Понятие «верность слову», «честь». Проблемная ситуация: можно ли всегда быть верным данному тобой слову.

8.10

     +

                                      Речевой этикет

12

Что такое этика и этикет?

Понятие «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям.

11.10

     +

13

Роль жестов, мимики и позы в общении.

Понятие «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позе человека его характера и отношения к людям.

15.10

     +

14

О вежливых словах и их применении.

Зачем нужны людям правила вежливости и этикета. Основные правила вежливости в общении.

18.10

     +

15

Сказка о вежливости.

Понятие «хороший поступок», «плохой поступок».

22.10

    +

16

Правила знакомства, представления и обращения.

Знакомство с правилами знакомства и представления. Разыгрывание ситуаций.

25.10

     +

17

Правила приветствия и прощания.

Знакомство с правилами. Моделирование ситуаций.

29.10

    +

18

Правила извинения и просьбы.

Знакомство с правилами.

1.11

19

Правила благодарности и отказа.

Знакомство с правилами. Разыгрывание ситуаций.

12.11

     +

20

Игра «Вежливые слова».

Вежливость общения.

15.11

     +

21

Отношение к старшим.

Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье.

19.11

     +

22

Отношение к малышам.

Помощь и забота по отношению к маленьким.

22.11

     +

23

Как правильно разговаривать по телефону

Понятие «тактичность». Правила общения по телефону.

26.11

     +

                              Культура поведения в школе.

24

Мы школьниками стали.

Закрепить правила поведения на уроке.

29.11

    +

25

Школа, твой дом – береги его.

Правила сохранения школьного имущества.

3.12

    +

26

Этикет внешнего вида школьника.

Внешний вид: одежда, прическа, поза, жесты, мимика

6.12

     +

27

Конкурс на лучший деловой внешний вид.

Соревнование лучший деловой внешний вид.

10.12

     +

28

Правила содержания школьных вещей.

Правила ухода за рабочим местом в классе, сохранения школьных вещей, школьного имущества.

13.12

    +

29

Этикет поведения учащихся на перемене и подготовки к уроку.

Закрепить правила поведения на перемене.

17.12

     +

30

Правила поведения в школьной столовой.

Знакомство с правилами поведения за столом.

20.12

    +

                          Этика отношений в окружающей среде.

31

Правила поведения в общественном транспорте.

Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте.

24.12

    +

32-33

Как вести себя в общественных местах.

Что такое « общественное место?» Знакомство с правилами.

27.12

14.01

     +

34

Правила поведения в театре и кино.

Знакомство с правилами поведения. Моделирование ситуации.

17.01

     +

35-36

Поведение в библиотеке и музее.

Знакомство с правилами. Экскурсия в библиотеку.

21-24.01

    +

37

Как вести себя в храме.

Знакомство с правилами.

28.01

     +

38-39

Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей.

Разыгрывание ситуации «Мы в гостях».

31.01

4.02

     +

40

Искусство делать подарки.

Как правильно выбрать и дарить подарки.

7.02

     +

41-42

Правила поведения в больнице.

Знакомство с правилами.

18-21.02

     +

43-44

Правила поведения на природе.

Беседы о животных и растениях, среде их обитания.

25-28.02

      +

45-46

Этикет общения на празднике в школе.

Дать понятие «праздник в классе». Рыцарский турнир вежливости.

4-7.03

     +

                                         В мире сказок

47

Добро и зло в сказках.

Добрые и злые поступки, их последствия. Главное в сказках –победа добра над злом.

11.03

    +

48

Сказки- волшебство, чудо и правда.

Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает.

14.03

    +

49

Сказка ложь- да в ней намек.

Лгать, врать- плохо. Победа правды над кривдой в сказках.

18.03

     +

                    Доброжелательное отношение к людям.

50

Мой друг заболел

Освоение правил у больного. Сопереживание, сочувствие, слова ободрения и поддержки.

21.03

    +

51

Лжинка или маленькая ложь.

Понятие «ложь». Можно ли лгать.

1.04

    +

52

Вместе ладно да дружно, а  врозь нескладно да скучно.

Понятие « коллектив», роль вежливого общения и взаимопомощи в жизни коллектива.

4.04

     +

53

Если радость на всех одна.

Как порадовать друзей.

8.04

     +

54

Мой класс- мои друзья.

Правила хорошего тона.

11.04

    +

55

Самолюб- никому не люб.

Закрепление правил поведения в коллективе.

15.04

      +

56

Поиграем и подумаем.

Викторина о правилах поведения в коллективе.

18.04

     +

57-58

О дружбе мальчиков и девочек.

Что такое дружба, правила друзей.

22-25.04

      +

59

Путешествие в мир мудрых мыслей.

Чтение книг.

29.04

   

     +

60

Доброта, что солнце.

Что значит делать добро.

2.05

    +

61

Нам счастья не сулит обида.

Умение прощать обиды.

6.05

      +

62

Я могу быть волшебником.

Отношение к одноклассникам, друзьям. Как сделать их лучше.

9.05

      +

63

Доброе слово, что ясный день.

Какие слова подарят радость твоим друзьям.

13.05

     +

64

Мы соберем большой хоровод.

Общие интересы, которые сплачивают коллектив.

15.05

     +

65-66

Чему мы научились?

Закрепление правил поведения, проверка.

20-23.05

      +

                             СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ.

Для учителя:

  1. Богданова О.С Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г.
  2. Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998.
  3. Буйлова Л.Н. “Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей”. М.: ЦРСДОД, 2000.
  4. Горбунова Н.А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.
  5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
  6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
  7. Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005. – 62с.
  8. Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006.
  9. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Современный урок”. Часть 1. Научно-практ. пос. для учителей, методистов. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2006
  10. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Совсем не обычный урок”. Практ. пос. для учителей. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2001.
  11. Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне - Уральское издательство, 1996.
  12. Максимова Т.Н. Классные часы 1 класс Москва «Вако», 2009г.
  13. Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб, 2006. -88с
  14.   Русские народные сказки Афанасьева. – Л.: Лениздат, 1983.
  15. “Сказка как источник творчества детей”. Пособие для педагогов дошкольного учреждения. М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2001.
  16. Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г
  17. Сухомлинский В.А. Хрестоматика по этике. – М.: Педагогика, 1990.
  18. Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Часть1 – 2. - М.: Школа-Пресс, 1999.
  19. Энциклопедия этикета. – СПб.:Мим-Экспресс, 1996.
  20. Этикет от А до Я для взрослых и детей. М., Издательство “АСТ”, 1998.
  21. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.

Для обучающихся:

  1. Андреев Ф. В. Золотая книга этикета. Москва «Вече» 2004г.
  2. Барто А.Л. В театре.
  3. Линдгрен А. Малыш и Карлсон: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. – М.: Правда,1985.
  4. Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне-Уральское издательство, 1996.
  5. Маршак С.Я. Вот какой рассеянный.
  6. Маяковский В.В. Что такое хорошо и что такое плохо.
  7. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.
  8. Осеева В.А. Волшебное слово
  9. Русская народная сказка. Лиса и Журавль
  10. Титкова Т.В. Как принимать гостей. – Издательская группа АСТ., 2004.Ягодинский В.Н. Как себя вести (практический курс культурного поведения). Москва. 1991.
  11. Чуковский К. И. Федорино горе.
  12. Чуковский К.И. Мойдодыр.
  13. Шалаева Г.П. Как себя вести? – Издательская группа АСТ., 2010.
  14. Шалаева Г.П. Как вести себя в гостях. – Издательская группа АСТ., 2010.
  15. Шалаева Г.П. Как вести себя дома. – Издательская группа АСТ., 2010.
  16. Шалаева Г.П. Как вести себя в школе. – Издательская группа АСТ., 2010.

 

Приложение 1

Диагностика нравственной воспитанности


     Методика №1: диагностика нравственной самооценки.

Инструкция:
Учитель обращается к ученикам со следующими словами: "Сейчас я прочитаю вам 10-ть высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4-е бала; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3-й бала; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2-а бала; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1 -н бал. Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание". Пример: 1. - 3; 2. - 4 и т.д.

Текст вопросов:

1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.
2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.
3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.
4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.
5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.
6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.
7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.
8. Мне приятно делать людям радость.
9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.
10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.

Обработка результатов:

Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:
Ответу, оцененному в 4 бала, приписывается 1 единица, в 3 бала - 2 единицы,
в 2 бала - 3 единицы, в 1 бал - 4 единицы.
В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с
балом.
Например, 4 бала - это 4 единицы, 3 бала - 3 единицы и т.д.

Интерпретация результатов:

От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.
От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже
среднего.
От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.


^ Методика №2: Диагностика этики поведения.

Инструкция:
Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо".

Текст:
1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я...
2. Если кто-то надо мной смеется, то я...
3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я...
4. Когда меня постоянно перебивают, то я...
5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я...


Интерпретация:
Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.

Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.

Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: Самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.

Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.

Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.

Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям.

Инструкция:
"Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5-ть" Список учитель заранее выписывает на доске.

Список желаний:

1. Быть человеком, которого любят.
2. Иметь много денег.
3. Иметь самый современный компьютер.
4. Иметь верного друга.
5. Мне важно здоровье родителей.
6. Иметь возможность многими командовать.
7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.
8. Иметь доброе сердце.
9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.
10. Иметь то, чего у других никогда не будет.

Интерпретация:
Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.
Пять положительных ответов - высокий уровень.

4-е, 3-й - средний уровень.
2-а - ниже среднего уровня.
0-1 - низкий уровень.


 Методика №4: Диагностика нравственной мотивации.

Инструкция:
"Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из   данных на них ответов один"

Вопросы:
1. Если кто-то плачет, то я.
A) Пытаюсь ему помочь.
Б) Думаю о том, что могло произойти.
В) Не обращаю внимания.

2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит,
что у него нет такой игры.

A) Я скажу ему, чтобы он не приставал.
Б) Отвечу, что не могу ему помочь.
В) Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.
Г) Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.

3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.
А) Я не обращу внимания.
Б) Скажу, что он размазня.
В) Объясню, что нет ничего страшного.
Г) Скажу, что надо лучше научиться этой игре.

4. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:
A) Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.
Б) Обижусь в ответ.
В) Докажу ему, что он не прав.


Обработка результатов: Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.
Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником. 4 бала - высокий уровень 2, 3 бала - средний уровень, 1 бал - низкий уровень


Приложение 2

Анкетирование родителей


Анкета № 1

  1. Чем ваш ребенок занимается в свободное время?
  2. Какие игры предпочитает?
  3. Какие виды развлечений больше любит?
  4. С кем чаще играет?
  5. Как ведет себя в детском коллективе? (активен, пассивен, застенчив, агрессивен и т.д.)
  6. Какие обязанности имеет дома?
  7. Кто в семье непосредственно занят воспитанием ребенка: отец, мать, бабушка, дедушка, тетя, дядя, старший брат, сестра?
  8. Где чаще всего совместно с ребенком проводите досуг: дома, на прогулке, в театре, кино, у телевизора, у компьютера?
  9. Знаете ли вы друзей своего ребенка, их родителей?
  10. Приходят ли к вам в гости приятели ребенка?
  11. Что вас затрудняет в воспитании ребенка?
  12. Какие методы воспитания предпочитаете? (уговоры, разъяснения, строгие требования, наказания, поощрения, дружеские контакты и т.д.)

Анкета № 2

Можете ли вы:

  1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?
  2. Посоветоваться с ребенком, несмотря на его возраст?
  3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
  4. Извиниться перед ребенком в случае, если вы были не правы?
  5. Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?
  6. Поставить себя на место ребенка?
  7. Поверить хотя бы на минутку, что вы добрая фея или прекрасный принц?
  8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
  9. Всегда воздержаться от слов и выражений, которые могут ранить ребенка?
  10. Пообещать ребенку исполнить его желания за хорошее поведение?
  11. Выделить ребенку день, когда он может делать, что хочет, а вы при этом ни во что не вмешиваетесь?
  12. Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, толкнул, незаслуженно обидел другого ребенка?
  13. Устоять против слез, капризов, просьб, если известно, что это прихоть?
    Варианты ответов:
  • могу и всегда так поступаю – 3 балла;
  • могу, но не всегда так поступаю – 2 балла;
  • не могу – 1 балл.


От 30 до 39 баллов – вы придерживаетесь правильных принципов воспитания.

От 16 до 30 баллов – ваш метод воспитания – кнут и пряник.

Менее 16 баллов – у вас нет педагогических навыков и желания воспитывать ребенка.


Анкета № 3

  1. Как думаете, чего ждет ваш ребенок от семьи, в которой живет?
    А) хорошей организации быта;
    Б) радости общения;
    В) покоя и защищенности.
  1. Что более всего заботит вас в семье?
    А) здоровье детей;
    Б) хорошая учеба;
    В) трудовое участие детей в жизни семьи;
    Г) настроение детей и причины его изменения.
  1. Одинок ли ваш ребенок в семье?
    А) да;
    Б) нет;
    В) не знаю.
  1. Как думаете, захочет ли ваш ребенок, чтобы его будущая семья была похожа на родительскую?
    А) да;
    Б) нет;
    В) не знаю.
  1. Какая из приведенных ниже жизненных установок является, по вашему мнению, для ребенка наиболее значимой?
    А) быть материально обеспеченным человеком;
    Б) иметь много друзей.
  1. Знаком ли ваш ребенок с теми моральными и материальными проблемами, которые существуют в семье?
    А) да;
    Б) нет;
    В) не знаю.
  1. Есть ли у вашего ребенка секреты от семьи?
    А) да;
    Б) нет;
    В) не знаю.
  1. Что для вашего ребенка вечер дома?
    А) радость общения;
    Б) возможность быть самим собой;
    В) мучения и пытка.


    Анкета № 4
  1. Какие положительные качества вы хотите воспитать у вашего ребенка
  2. За что хвалите, за что наказываете?
  3. Как поощряете? Как наказываете?
  4. Какие качества характера ребенка вам не нравятся?

 

Приложение 3

Анкетирование учащихся

Анкета № 1

  1. Какие качества твоего характера родителям нравятся?
  2. За что тебя хвалят, за что ругают и наказывают?
  3. Как тебя поощряют, за что?
  4. Как тебя наказывают, за что?
  5. Какие качества твоего характера родителям не нравятся?
  6. Что ты любишь делать? Твое любимое занятие?


Анкета № 2

  1. Доверяешь ли ты свои секреты родителям?
  2. Стараешься ли контролировать свое поведение?
  3. Каких поощрений ждешь от родителей?
  4. Как бы тебе хотелось проводить вечера в семье?
  5. Хватает ли тебе общения с родителями?
  6. Знакомы ли твои родители с твоими друзьями?
  7. Как думаешь, за какие качества характера тебя можно уважать?
  8. С какими качествами твоего характера тебе стоит расстаться?

 







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка

Конспект урока по теме "Масса" в 1 классе по программе Гармония (Н.Б.Истомина).Статья "Русские народные побасёнки"Мультфильм "Колобок"...

Методическая копилка

Конспекты открытых уроков, разработки внеклассных мероприятий, курс для учащихся 3-4 классов "Я - патриот своего Отечества", интегрированные контрольные работы, родительские собрания, статья "Выбор, в...

методическая копилка

методические разработки для учителей начальных классов...

методическая копилка

методические разработки для учителей начальных классов...

Методическая копилка

Развиваясь  - развивай, вдохновляясь - вдохновляй!...

Методическая копилка

Материалы для учителей начальной школы...