УУД. Универсальные учебные действия
статья по теме

Универсальные учебные действия: предметные, личностные, метапредметные

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lichnostnye_uud.doc42 КБ
Microsoft Office document icon metapredmetnye_uud.doc59 КБ
Microsoft Office document icon predmetnye_uud.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Личностные УУД (более 80)

Требования Стандарта к  личностным результатам

Личностные результаты освоения  основной Программы (из Стандарта, всего 10 хар-к, их распределение по группам - произвольное)

Личностные результаты

(из Примерной программы – раздел «Планируемые результаты»)

Курсив - возможность

Личностные результаты

(из Примерной программы – раздел «Программа формирования УУД»)

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости

Формирование ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т.ч. на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей

Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное)

Формирование способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности

Формирование внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к ОУ, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний

Мотивация к обучению и познанию

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Формирование  внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»

Смыслообразование, т.е.

установление обуч-ся связи между целью учебной деятельности и её мотивом, т.е., между результатом учения и тем, что побуждает деят-ть

формирование мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

формирование выраженной устойчивой учебно - познавательной мотивации учения

формирование устойчивого учебно - познавательного интереса к новым общим способам решения задач

формирование адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

формирование положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»

Требования Стандарта к  личностным результатам

Личностные результаты освоения  основной Программы (из Стандарта)

Личностные результаты

(из Примерной программы – раздел «Планируемые результаты»)

Курсив - возможность

Личностные результаты

(из Примерной программы – раздел «Программа формирования УУД»)

Ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий

Нравственно-этическая ориентация, в т.ч. оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

Формирование установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках

Развитие навыков сотрудничества в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Развитие осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся  мире

Формирование ориентации на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

Формирование ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

Развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

Развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к  ценностям

Формирование установки на здоровый образ жизни; основ экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения

Требования Стандарта к  личностным результатам

Личностные результаты освоения  основной Программы (из Стандарта)

Личностные результаты

(из Примерной программы – раздел «Планируемые результаты»)

Курсив - возможность

Личностные результаты

(из Примерной программы – раздел «Программа формирования УУД»)

Сформированность основ гражданской идентичности

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности

Формирование основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности

Сформированность основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира

Формирование ценностей  многонационального российского общества

Формирование знаний об основных моральных нормах и ориентациях на их выполнение, дифференциации моральных и конвенциональных норм

Развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню

Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций

Развитие эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживание им

развитие доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей

Развитие компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности

Развитие эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия

Развитие морального сознания, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям



Предварительный просмотр:

Метапредметные УУД (более 100)

 

Требования Стандарта к  метапредметным результатам

Метапредметные результаты освоения  основной Программы (из Стандарта, всего 16 характеристик, их распределение по группам - произвольное)

Метапредметные результаты

(из Примерной программы – раздел «Планируемые результаты»)

Курсив – получит возможность

Метапредметные результаты

(из Примерной программы – раздел «Программа формирования УУД»)

Познавательные УУД

овладение сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебных предметов

Общеучебные: -самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-поиск и выделение необходимой информации;

овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями

-применение методов информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютера;

умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета

 осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;  осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

 произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач

-структурирование знаний;  осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор эффективных способов решения задач в зависимости от  условий;

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

владеть рядом общих приёмов решения задач

-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

-смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач

осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач

-извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью  ИКТ

- понимание и адекватная оценка языка СМИ; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Требования Стандарта к  метапредметным результатам

Метапредметные результаты освоения  основной Программы (из Стандарта, всего 16 характеристик, их распределение по группам - произвольное)

Метапредметные результаты

(из Примерной программы – раздел «Планируемые результаты»)

Курсив – получит возможность

Метапредметные результаты

(из Примерной программы – раздел «Программа формирования УУД»)

Познавательные УУД

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:  моделирование; преобразование объекта из чувственной формы в (пространственно-графическую или знаково-символическую);  преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

 осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков;

 осуществлять синтез; проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; строить рассуждения; обобщать;

осуществлять синтез, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

 строить логическое рассуждение, включающее установление причинно - следственных связей

Логические универсальные действия:  анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

Работа с текстом:  поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация информации; оценка информации

Постановка и решение проблемы: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Требования Стандарта к  метапредметным результатам

Метапредметные результаты освоения  основной Программы (из Стандарта)

Метапредметные результаты

(из Примерной программы – раздел «Планируемые результаты»)

Курсив – получит возможность

Метапредметные результаты

(из Примерной программы – раздел «Программа формирования УУД»)

Регулятивные УУД

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления

Умения принимать и сохранять учебную задачу. 

Умения преобразовывать практическую задачу в познавательную

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся,

и того, что еще неизвестно

Умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха

Умения адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей

определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совм. деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и окружающих

Умения учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения

планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий

Умения оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области

прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

Умения самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия; определять наиболее эффективные способы достижения результата

Умения учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата

Умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане

оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

Требования Стандарта к  метапредметным результатам

Метапредметные результаты освоения  основной Программы (из Стандарта)

Метапредметные результаты

(из Примерной программы – раздел «Планируемые результаты»)

Курсив – получит возможность

Метапредметные результаты

(из Примерной программы – раздел «Программа формирования УУД»)

Регулятивные УУД

Умения осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи)

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Умения вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок

Умения проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Умения самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале

Умения осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания

Требования Стандарта к  метапредметным результатам

Метапредметные результаты освоения  основной Программы (из Стандарта)

Метапредметные результаты

(из Примерной программы – раздел «Планируемые результаты»)

Курсив – получит возможность

Метапредметные результаты

(из Примерной программы – раздел «Программа формирования УУД»)

Коммуникативные УУД

активное использование речевых средств и средств информационных и ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач

адекватно использовать коммуникативные средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание; строить понятные для партнёра высказывания; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах

формулировать собственное мнение и позицию;

использовать речь для регуляции своего действия;

задавать вопросы; владеть диалогической формой речи; адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач;

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества

продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной

управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий

 готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;  понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве взаимопомощь

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.



Предварительный просмотр:

Предметные УУД (более 160)

Требования Стандарта

Предметные результаты освоения  основной Программы (из Стандарта)

Русский язык. Родной язык

формирование первоначальных представлений о единстве и  многообразии языкового и культурного пространства России, о языке

понимание  языка как  явления национальной культуры и основного средства человеческого общения, как государственного языка РФ, языка межнационального общения

сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи

овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка  и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства

овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач

Литературное чтение. Литературное чтение на родном языке

понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций

осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения; формирование потребности в чтении

понимание роли чтения, использование разных видов чтения; умение воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать оценку поступков героев

достижение необходимого уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий

умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения информации

Иностранный язык

приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения

освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора

сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка

Математика и информатика

использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений

овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов

приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач

умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные

приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности

Обществознание и естествознание (Окружающий мир)

понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы

сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни

осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, правил поведения в мире природы и людей, норм поведения в природной и социальной среде

освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация)

развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире

Основы духовно-нравственной  культуры народов России

готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию

знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании отношений в семье и обществе

понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества

формирование первоначальных представлений о светской этике, о  религиях, их роли в культуре, истории и современности России

первоначальные представления об исторической роли традиционных  религий в становлении российской государственности

становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России

осознание ценности человеческой жизни

Изобразительное искусство

сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека

сформированность основ художественной культуры, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в творчестве и в общении с искусством

овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства

овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности

Музыка

сформированность представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в  духовно-нравственном развитии человека

сформированность основ музыкальной культуры

умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению

использование музыкальных образов при создании  композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации

Технология

получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии

усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте деятельности человека

приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил ТБ

использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, дизайнерских, технологических задач

приобретение  навыков совместной деятельности, сотрудничества,  планирования и организации

приобретение  знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения познавательных и  художественно-конструкторских задач

Физическая культура

формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека, о ее позитивном влиянии на развитие человека

овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность

формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на тему « Реализация универсальных учебных действий младших школьников. Механизм формирования и проверки универсальных учебных действий»

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных учебных действий н...

Презентация на тему: "Уровень формирования универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения, как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников"

Что такое универсальные учебные действия? Какие виды УУД бывают? и на многие друге вопросы(касающиеся УУД), ответы Вы найдете в данной презентации....

Формирование универсальных учебных действий и универсальных учебных умений у обучающихся начальной школы средствами интерактивных дидактических материалов.

Современное образование направлено, в первую очередь, на формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование закладывает в основу формирован...

Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД) Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на уроках Тема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и сохранении здоровья учащихся

Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД)Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на урокахТема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и ...

"Универсальные учебные действия. Мониторинг универсальных учебных действий".

Роль УУД в обучении и воспитании. Цель современного школьного образования - формирование УУД. Сущность понятия "универсальные учебные действия", "мониторинг УУД". Влияние формирования УУД на успешност...