УУД. Универсальные учебные действия
статья по теме
Универсальные учебные действия: предметные, личностные, метапредметные
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnostnye_uud.doc | 42 КБ |
metapredmetnye_uud.doc | 59 КБ |
predmetnye_uud.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Личностные УУД (более 80)
Требования Стандарта к личностным результатам | Личностные результаты освоения основной Программы (из Стандарта, всего 10 хар-к, их распределение по группам - произвольное) | Личностные результаты (из Примерной программы – раздел «Планируемые результаты») Курсив - возможность | Личностные результаты (из Примерной программы – раздел «Программа формирования УУД») |
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости | Формирование ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т.ч. на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей | Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное) |
Формирование способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности | |||
Формирование внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к ОУ, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний | |||
Мотивация к обучению и познанию | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения | Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика» | Смыслообразование, т.е. установление обуч-ся связи между целью учебной деятельности и её мотивом, т.е., между результатом учения и тем, что побуждает деят-ть |
формирование мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы | |||
формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи | |||
формирование выраженной устойчивой учебно - познавательной мотивации учения | |||
формирование устойчивого учебно - познавательного интереса к новым общим способам решения задач | |||
формирование адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; | |||
формирование положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика» |
Требования Стандарта к личностным результатам | Личностные результаты освоения основной Программы (из Стандарта) | Личностные результаты (из Примерной программы – раздел «Планируемые результаты») Курсив - возможность | Личностные результаты (из Примерной программы – раздел «Программа формирования УУД») |
Ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий | Нравственно-этическая ориентация, в т.ч. оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор | |
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов | Формирование установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках | ||
Развитие навыков сотрудничества в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | Развитие осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни | ||
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире | Формирование ориентации на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы | ||
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств | Формирование ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей | ||
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | Развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения. | ||
Развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой | |||
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к ценностям | Формирование установки на здоровый образ жизни; основ экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения |
Требования Стандарта к личностным результатам | Личностные результаты освоения основной Программы (из Стандарта) | Личностные результаты (из Примерной программы – раздел «Планируемые результаты») Курсив - возможность | Личностные результаты (из Примерной программы – раздел «Программа формирования УУД») |
Сформированность основ гражданской идентичности | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности | Формирование основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности | Сформированность основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира |
Формирование ценностей многонационального российского общества | Формирование знаний об основных моральных нормах и ориентациях на их выполнение, дифференциации моральных и конвенциональных норм | ||
Развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню | |||
Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций | Развитие эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживание им | развитие доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей | |
Развитие компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности | |||
Развитие эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия | |||
Развитие морального сознания, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям |
Предварительный просмотр:
Метапредметные УУД (более 100)
Требования Стандарта к метапредметным результатам | Метапредметные результаты освоения основной Программы (из Стандарта, всего 16 характеристик, их распределение по группам - произвольное) | Метапредметные результаты (из Примерной программы – раздел «Планируемые результаты») Курсив – получит возможность | Метапредметные результаты (из Примерной программы – раздел «Программа формирования УУД») |
Познавательные УУД | овладение сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебных предметов | Общеучебные: -самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; -поиск и выделение необходимой информации; | |
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями | -применение методов информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютера; | ||
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета | осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач | -структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор эффективных способов решения задач в зависимости от условий; | |
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера | ориентироваться на разнообразие способов решения задач; владеть рядом общих приёмов решения задач | -рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; | |
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; | -смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; | ||
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач | осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач | -извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; | |
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации | осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ | - понимание и адекватная оценка языка СМИ; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. |
Требования Стандарта к метапредметным результатам | Метапредметные результаты освоения основной Программы (из Стандарта, всего 16 характеристик, их распределение по группам - произвольное) | Метапредметные результаты (из Примерной программы – раздел «Планируемые результаты») Курсив – получит возможность | Метапредметные результаты (из Примерной программы – раздел «Программа формирования УУД») |
Познавательные УУД | Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия: моделирование; преобразование объекта из чувственной формы в (пространственно-графическую или знаково-символическую); преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. | ||
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям | осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез; проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; строить рассуждения; обобщать; осуществлять синтез, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно - следственных связей | Логические универсальные действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование. | |
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация информации; оценка информации | Постановка и решение проблемы: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. |
Требования Стандарта к метапредметным результатам | Метапредметные результаты освоения основной Программы (из Стандарта) | Метапредметные результаты (из Примерной программы – раздел «Планируемые результаты») Курсив – получит возможность | Метапредметные результаты (из Примерной программы – раздел «Программа формирования УУД») |
Регулятивные УУД | овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления | Умения принимать и сохранять учебную задачу. Умения преобразовывать практическую задачу в познавательную | целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно |
Умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи | |||
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха | Умения адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей | ||
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совм. деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и окружающих | Умения учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения | планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий | |
Умения оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области | прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик | ||
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии | Умения самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы | контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона | |
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия; определять наиболее эффективные способы достижения результата | Умения учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата | |
Умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане | оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения |
Требования Стандарта к метапредметным результатам | Метапредметные результаты освоения основной Программы (из Стандарта) | Метапредметные результаты (из Примерной программы – раздел «Планируемые результаты») Курсив – получит возможность | Метапредметные результаты (из Примерной программы – раздел «Программа формирования УУД») |
Регулятивные УУД | Умения осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи) | саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий. | |
Умения вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок | |||
Умения проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве | |||
Умения самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале | |||
Умения осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания |
Требования Стандарта к метапредметным результатам | Метапредметные результаты освоения основной Программы (из Стандарта) | Метапредметные результаты (из Примерной программы – раздел «Планируемые результаты») Курсив – получит возможность | Метапредметные результаты (из Примерной программы – раздел «Программа формирования УУД») |
Коммуникативные УУД | активное использование речевых средств и средств информационных и ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач | адекватно использовать коммуникативные средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание; строить понятные для партнёра высказывания; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; |
постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | |||
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах | формулировать собственное мнение и позицию; использовать речь для регуляции своего действия; задавать вопросы; владеть диалогической формой речи; адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности | разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; | |
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества | продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной | управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий | |
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий | допускать возможность существования у людей различных точек зрения, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве взаимопомощь | умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Предварительный просмотр:
Предметные УУД (более 160)
Требования Стандарта | Предметные результаты освоения основной Программы (из Стандарта) |
Русский язык. Родной язык | формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке |
понимание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения, как государственного языка РФ, языка межнационального общения | |
сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи | |
овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства | |
овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач | |
Литературное чтение. Литературное чтение на родном языке | понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций |
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения; формирование потребности в чтении | |
понимание роли чтения, использование разных видов чтения; умение воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать оценку поступков героев | |
достижение необходимого уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий | |
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения информации | |
Иностранный язык | приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения |
освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора | |
сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка | |
Математика и информатика | использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений |
овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов | |
приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач | |
умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные | |
приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности | |
Обществознание и естествознание (Окружающий мир) | понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы |
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни | |
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, правил поведения в мире природы и людей, норм поведения в природной и социальной среде | |
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация) | |
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире | |
Основы духовно-нравственной культуры народов России | готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию |
знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании отношений в семье и обществе | |
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества | |
формирование первоначальных представлений о светской этике, о религиях, их роли в культуре, истории и современности России | |
первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности | |
становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России | |
осознание ценности человеческой жизни | |
Изобразительное искусство | сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека |
сформированность основ художественной культуры, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в творчестве и в общении с искусством | |
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства | |
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности | |
Музыка | сформированность представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека |
сформированность основ музыкальной культуры | |
умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению | |
использование музыкальных образов при создании композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации | |
Технология | получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии |
усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте деятельности человека | |
приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил ТБ | |
использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, дизайнерских, технологических задач | |
приобретение навыков совместной деятельности, сотрудничества, планирования и организации | |
приобретение знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения познавательных и художественно-конструкторских задач | |
Физическая культура | формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека, о ее позитивном влиянии на развитие человека |
овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность | |
формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад на тему « Реализация универсальных учебных действий младших школьников. Механизм формирования и проверки универсальных учебных действий»
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных учебных действий н...
Презентация на тему: "Уровень формирования универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения, как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников"
Что такое универсальные учебные действия? Какие виды УУД бывают? и на многие друге вопросы(касающиеся УУД), ответы Вы найдете в данной презентации....
Уровень формирования универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения, как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников
Почитав эту статью Вы узнаете: что такое УУД, какие виды бывают УУД, как сформировану УУД у детей младшего школьного возраста....
Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий
"заметки на полях"...
Формирование универсальных учебных действий и универсальных учебных умений у обучающихся начальной школы средствами интерактивных дидактических материалов.
Современное образование направлено, в первую очередь, на формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование закладывает в основу формирован...
Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД) Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на уроках Тема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и сохранении здоровья учащихся
Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД)Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на урокахТема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и ...
"Универсальные учебные действия. Мониторинг универсальных учебных действий".
Роль УУД в обучении и воспитании. Цель современного школьного образования - формирование УУД. Сущность понятия "универсальные учебные действия", "мониторинг УУД". Влияние формирования УУД на успешност...